Фронтовой побратим сержанта-мінометника Олеся Гончара, известный ныне российский писатель Михаил Алексеев, в апреле 1987 года назвал роман «Собор» «многострадальным». Почему возникло такое определение судьбы произведения через 20 лет после появления на свет? Ведь сразу, когда роман был опубликован в первом номере журнала «Вітчизна» (1968 г.), а потом в издательствах «Днепр» (серия «Романы и повести») и «Советский писатель», новое произведение Олеся Гончара высоко оценили читатели. Довольно лестно отозвалась критика. Так, Л. Новиченко и С. Шаховской о «Собор» писали как о «произведение великого интеллектуального наполнения, поискового, дискуссионного плана, гостропроблемний и полемический».
Положительные рецензии критиков и литературоведов, писателей, отзывы читателей были опубликованы во многих журналах и газетах. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара - произведения высокого художественного вдохновения. В «Соборе» писатель властно, па полный голос поднял тему борьбы против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества.
С теплыми словами обратился Григор Тютюнник в письме к автору «Собора»: «Орлиный, соколиный роман Вы написали, роман-набат! О. как зашипит та наша ретроградная грязь, опознав сама себя».
Перезвон колоколов «Собора» витал Украиной. Люди читали и увлекались, читали и проникались чувством любви к своему талантливого, бессмертного народа, который светлым умом и чистыми казацкими руками подарил будущим поколениям украинцев настоящее художественное чудо.
И вдруг - вокруг «Собора» забурлила, заклубочилась черная туча лжи и шельмования. Конъюнктурные критики подняли невероятный шум, тщательно начали выискивать всевозможные огрехи, которых и близко не было в романе. В газетах запестрели «отзывы» рабочих, крестьян - трудящихся, которые и в руках не держа романа, высказывали свое «возмущение» и «против " Собора» и против всемирно известного писателя.
Первую дудку в грязном потоке лжи, унижение в угоду «начальству» сыграл печально известный академик М. Шамота.
Убить интерес у людей к замечательной книжки никто не смог. Тогда хулители прибегли к испытанному методу - по умолчанию,- они запретили даже вспоминать произведение Олеся Гончара. «Собор» в переводе на русский язык должен был прийти к читателям со страниц журнала «Дружба народов», но киевские деятели печатать роман запретили (не имея на то аніякогісінького права!).
Тень этого запрета лежала на «Соборе» почти двадцать лет. И только теперь, в эпоху перестройки, переведенный русским и другими языками, роман пришел к читателям. Многотысячным тиражом «Собор» вышел в Украине.
И все читатели убедились: писатель еще в ту брежневско-сусловську застойную глушь поднял проблемы, которые с годами оказались еще более злободневными.
Такая могучая сила правдивого слова.
Композиция «Собора» имеет отчетливые признаки, присущие и другим эпическим полотнам писателя. События в романе разворачиваются медленно, без интригующих поворотов, ведь автора интересует прежде всего внутренний мир своих героев, их взгляды на историческое прошлое, современность и будущее.
Или «население романа» многолюдное? Нет, количество героев в произведении небольшая и это дало автору благодарную возможность для более яркого и опуклішого описание каждого персонажа. Писатель изображает жизнь героев романа в привычном и дорогом для них среде. Зачіплянка, заводы за Днепром, Єльчине село Вовчуги, живописное Скарбне, где в доме для престарелых доживает свой век заслуженный металлург Изот Лобода - «дед Нечуйвитер, гроза браконьеров, общественный смотритель «Скарбного».
Место действия в двадцати шести главах романа ограничено, время действия также не измеряется десятилетиями. Правда, в романической ткань произведения органично вмонтирована как воспоминание Ягора Катратого новелла «Черное очаг», посвященная образу историка Дмитрия Яворницкого, великого патриота-народознавця, писателя, летописца Запорожского казачества, неутомимого собирателя драгоценных памятников нашего народа.
Тематические горизонты 24-го раздела значительно раздались благодаря вставній новелле «Бхілайське очаг». В ней речь идет о «чародійника печей» Ивана Баглая и его командировка в Индию, где он вместе с местными специалистами налаживает металлургическую индустрию, укрепляет интернациональную дружбу и взаимопонимание между народами.
Тема романа. Сохранение духовного наследия, культуры, языка, искусства, исторических святынь украинского народа, защита этих вскормленных творческим гением поколений достижений от посягательств карьеристов-выдвиженцев, бюрократов-чиновников, сирот-нигилистов. Мечта Олеся Гончара о гармоничное сожительство духовности и прогресса города и села, личности и общества, исторической и современной реальности.
Образ собора. Сердечником, своеобразным стержнем романа является, безусловно, собор, образ собора. Он объединяет воедино все сюжетные узлы произведения. Дыханием красоты и величия своей собор одних возвышает, придает энергии и силы, а другие перед ним мізерніють, нікчемніють.
...Когда во второй половине XVIII века по приказу Екатерины II русское войско коварно разрушило Запорожскую Сечь, легендарное казачество задумало оставить по себе светлую память. И ею стал прекрасный собор в Новомосковске. Он сохранился до наших дней и вдохновлял писателя при создании романа. Образ собора в произведении стал ярким метафорическим символом, свидетелем истории народа, образцом художественного мастерства зодчих-строителей.
В романе собор предстал словно живой, как бессмертная память исторического прошлого народа, как символ духовного богатства, раскованности и красоты.
Уже на первой странице романа встречаемся с ним: «С одного края поселка Сага блестит, с другой - облупленный собор белеет. Старинный, казачий». «Облупленный собор...» Сколько их, золотоглавих, уничтожено динамитом, просто уничтожено, сожжено... в годы сталинского разбоя, в годы застойные... Политический зрение писателя и среди ночи вчуває «музыку его округлых, гармонично сочетающихся бань, нарастающих ярусов, его певучих линий ».
Стоит собор... Писатель-поэт назвал его «совершенным архитектурным произведением», «симфонией пластики».
Направлен в небо силуэт собора видно издалека. Герои романа, возвращаясь в родные края, первыми замечают это произведение казацкого зодчества: «Сумели же так поставить! Сколько не едешь, хоть до самых плавней, все он будет у тебя перед глазами. С любой точки виден собор, отовсюду!»
Какую-то невидимую магическую силу чувствуют в соборе и Баглай-студент, и братова жена Верунька, и казацкий профессор Яворницкий. Собор - словно живая, удивительно прекрасное существо привлекает к себе красотой творения человеческих рук и мозга. И вот над этим реально существующим символом бессмертия народа нависла угроза уничтожения.
Молчит собор. Каждый раз перед ним Баглай чувствует какой-то странный грусть и что-то даже тревожное. Собор будто имеет в себе нечто от стихии, навевает что-то такое же большое, как навевают на человека степ, или эскадры облаков, или окутанные вечными дымами черные индустриальные бастионы заводов...
Персонажи романа относятся к собору, к Скарбного в зависимости от своего духовного развития, эрудиции, понимания места исторических памятников прошлого, экологии в нашей современной жизни и, в конце концов, от самой обычной человеческой совести и уровня культуры.
Николай Баглай. Уже в начале второго абзаца романа речь идет о Николае-студента, который глубоко убежден, что на Зачеплянке живут праведные, правильные люди. Он влюблен в свое заводской поселок, в его трудолюбивых жителей, но собор - то его самая светлая, самая полная любовь. Баглая смущает «німотна музыка тех поднятых в небо бань-куполов». Николай чувствует ее в реальности как одну из неразгаданных тайн мира, для него красота Земли, красота творения рук человеческих воспринимаются как единое целое. Поэтический СЕИТ Николая-студента охватывает и красоту собора, и волшебную окружающую природу, и мощные металлургические заводы, которые вызывают у него удивление, восхищение. Правда, Баглай никак не может успокоиться, что в заводах нет очистительной системы, и он поставил перед собой цель сконструировать ее - воздух должен быть чистым. Это его увлечение конструкторское - таки своеобразная поэзия,красота его помыслов и интеллектуальных усилий.
Елька - один из самых привлекательных человеческих характеров, изображенных в романе, ее судьба похожа на судьбы многих сельских девушек, которые, выросши, уезжают из родного села куда глаза глядят в поисках счастья. Ельчина судьба осложняется тем, что росла она при ферме полусиротой без отца, а когда и мать в глинище придавило, стала круглой сиротой, как и былина при дороге. Образ простой деревенской девушки писатель изобразил искренне, с большой любовью. Мы всматриваемся в Єльчині задуманные зеленые глаза, берем близко к сердцу скитания безпаспортної девушки, сочувствуем в горе, который наносят ей бездушные обидчики и лицемеры, такие, как тот жалкий, противный бригадиру
Лобода, Образ Володьки Лободы литературоведы называют явлением достаточно сложным и даже загадочным.
В известной работе «Собор в лесах» Евгений Сверстюк справедливо отмечает: «Лобода - принципиально новый характер в нашей литературе: писатель открыл человека-функцию на грани работа, свободного от человеческих целей, лишенного устойчивых критериев. Этот человек-функция имеет страшное свойство раскладывать ценности - одним прикосновением, одним словом. Как в устах гениального поэта или философа все набирает высшего смысла, значения, света и энергии жизни, так у Лободы, наоборот, все распадается, разлагается и тухнет...»
Изот Иванович Лобода - известный еще до войны сталевар, честный, принципиальный человек. «Казацкая свободолюбивая душа» - хвастается Володьку. Но сыну не почувствовать того страшного боли, которую нанес отцу, спровадив его туда, откуда уже единственная дорога - на кладбище.
Образ Лободы - Нечуйвітра имеет глубокий символический смысл. В нем живет дух славного казачества, любви к родной земле, опыт неутомимого мастера-сталевара и нынешнего общественного охранника Скарбного от губителей природы. Он отошел в вечность между чистыми водами и зелеными плавнями родного края.
Идейное звучание романа полифоническое. Писатель сосредоточил внимание на философских, исторических, моральных, этических, экологических проблемах. В произведении развенчаны психологию духовного браконьерства, раскрыто зловещие намерения сирот-разрушителей национальных святынь, созданных умом, сердцем и руками нашего народа на протяжении тысячелетий.
В романе нет единства слова и содержания, высокого уровня образно-художественного мастерства.
Писатель не ставил себе за цель погружаться в глубины религиозной морали. Для него образ храма-собора - это прежде всего нетленная памятник казацкого зодчества. Гончар дорожит и духовным гением запорожского рыцарства, и его патриотическими подвигами как в битвах с врагами, так и в строительно-художественной сфере. Наши предки увековечили себя в неповторимой красоте этого сооружения, которая завораживала прежде, очаровывает и теперь каждого, кто увидит ее вблизи или издалека, кто углубится в мудрый замысел этой «гордой поэмы степного казацкого зодчества». И невольно ставим перед собой далеко не простой вопрос, который так волновал Николая Баглая: «А в чем же твоя душа увековечит себя, где они, твои поэмы?»
Всем глубоким идейным, философским содержанием роман обращен к нам, к нашим потомкам: что мы создали? Какой след в истории своего народа оставили? Что построили, а что разрушили: «Кем ты будешь для них? С каким чувством тебя спом'януть?»
Заветы и деяния предков напоминают нам о наш великий священный долг перед историей и современностью, перед прошлым и будущим: как мы чтим, как оберегаем свои национальные святыни - такие, как зачіплянський собор? Какой вклад мы сделаем в своеобразную эстафету поколений - эта проблема касается каждого из нас. Как священную память должны беречь драгоценные достояния прошлых веков, оберегать их и приумножать, а также заботиться о наш вклад в сокровищницу художественной истории народа.
«Собор», обозначенный публицистическим, полемическим пафосом, призывает лелеять и оберегать духовные сокровища, историческую, культурную, созидающую наследие украинцев. В то же время в романе развенчиваются такие негативные проявления современности, как бюрократизм, бездуховность, нигилистическое отношение к украинской культуре, потребительские тенденции, дух разрушения, пренебрежение народными обычаями, народной песней, чувствами патриотизма.
«Собор» - звучит как симфония величия народа, его творческого гения, как высокохудожественное слово художника.