Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Интернационализм его мышления и совести, выпестованный в недрах родного народа, раскрылся и зазвенел высокой нотой в стихах суровых и нежных. Мы чувствуем, как сердечная боль поэта переливается в «боль Гренады и траурную грустинкой Конго», а глубокие свои симпатии он адресует кубинским девушкам, что за бородачем офицером идут с тяжелыми автоматами за плечами. Душевный разговор его кладется к бедной негритянки, рукам ее он поет «золотую хвальбу».

Черная моя! В черную пашню

Малым я много зерен загреб...
У моего народа в почете

Черная работа и черный хлеб.

 

Я все отныне делать буду,

Чтобы слово «черный» чистым было.

Это уважение к человеку и его труду на земле, к ее революционных, моральных и национальных святынь, к ее прошлому и будущему является характерной для иностранных циклов Павлычко. И возможно, именно в эти времена, находясь между другими людьми, под другими впечатлениями, в него так остро и по-сыновьи нежно зазвенела основная струна его творчества, самая интимная мелодия его жизненного призвания - любовь к родной земле, с ее хлебом и солью, к ее людям, с печалями и радостями, уважение к материнской песни и речи, ибо разлука с ней, у каждого человека вне поэтическими категориями, порождает щемний боль, ту неизученную бессмертную ностальгию, которая никогда не пройдет. Она жила в вогнистих Его творениях, будила Франко думы в европейской ночи, Рыльском в Париже щебетала украинскими соловьями и в молодой поэзии Украины пустила свой животворящий корень. Поэтому не раз и не два мой друг чеканит в строках, в задушевных размышлениях это высокое чувство.

О родное слово, что без тебя я?!

Осмеянный людьми кретин-стиляга,

Безродный, хилый нищенствующий блудяга,

Что сам давно забыл свое имя.

Мое ты сердце, песня, и отвага,

И фамилия, и сила, и семья.

Ты вся душа нескована моя,

В самые тяжелые дни - надежда и воодушевление.

«В самые тяжелые дни - надежда и вдохновение»! Это не просто красивый, эффектный строку, потому что в нем заложена твердая основа того, чем живет поэт, что управляет его мнением и работой. А сегодня в Павлычко той работы предостаточно. Он хорошо настроен, как музыкальный инструмент, каждая струна звенит, соответствует человеку. И мыслью, и звучанием, и переживанием. Художник слова, создавая хоть малейшие ценности, сам растет в работе. Так здоровое дерево откладывает прочный слой древесу, чтобы обильнее плодоносить. И птица крепнет в крыле. И вода вергає камни, ища быстрины течения. А что же человек? ей дан ум и чудодейственный дар слова, чтобы превращать бытие и формировать человеческое счастье. Поэзия - тончайшая форма преобразования и видение мира, и служить ей - значит каждый раз обновлять себя, наращивать новые клетки, потому воспроизведено не являются в полной мере, а перейдене не открывается второй раз.

Молодой голос Дмитрия Павлычко вышел сегодня на новое широкий круг. Он сам возмужал, стал скупішим и суровее на слове. Крутой этап работы требует сосредоточения. Пора плодоносу просит гудзуватого корни. Он сегодня его отращивает, безжалостно отрубая то, что ненужное в дороге, хоть иногда и сожалеет, что было несправедливо обидели или зачеркнуто. Но не этим характерен сегодня Павлычко. Новое время породило не только в материальном мире новые энергии и открытия, но и в духовно-творческой жизни: заглибив процессы образного мышления, усложнил лирические рефлексии и ассоциативные сочетания. Идейно-философская масштабность возраста вызывает сегодня к воздействию интеллектуальную поэзию, мудрую на слове, безграничное в своих категориях и художественных потенциалах, где сфера эмоционального звучания исполняется своеобразной гаммой цветов, звуков, душевных оттенков и глубоким-в цели своей,- найправдивішим и найпристраснішим изображением и раскрытием человеческого характера. Диалектика души стремится к сложной диалектики слова. Итак, поэту с настоящим дарованием есть над чем поработать, открывая новые страницы еще не виденного и пережитого, когда чудо поэтического слова несет в себе огромное напряжение надежд и тревог будущего дня. Дмитрий Павлычко мужественно выходит на эту дорогу. Пульс новой поэзии, бескомпромиссной к идиллической бездумья и розового лакировки, властно пленил его. Стихи «Руки», «Цимбалы» и другие стихотворения сборника «Гранослов» является тому верным залогом.

Присматривайся к рук своих. Присматривайся,

Думай, кому ты их подавал неохотно,

Вспоминай все, что ты с ними сделал.

Хорошо, если не задрожат никогда

Из ненависти к тебе твои собственные пальцы.

Ох, эти руки, эти мозолистые виты трудовой жизни! Они помнят привычку отца мыслить мозолями, несут твое детство на глубоких морщинах, сжигают неверно выбранную тропу. Подлость боится взмаха этих рук.

Поэта мысль, ища глубинных источников, теперь одевает новую образную ткань: цимбалюк с лицом, «как лунный вечер», «привезла мне чемоданчик яблок и сердце жалоб», «плащи из льда, как из нейлона, блестят на плечах лип и кленов», «скоро будет весна курить темными ветрами и солеными...». Мы знаем, что эта межстрочное ткань эпитетов и сравнений еще не является непременной ценностью, но она кладет хорошие мостики к более сложной метафоричности и философских аллегорий, которые и есть в поэзии настоящим сокровищем.

Мне хочется пожелать Дмитрию Павлычко, как и самому себе, больше найти этих сокровищ, этого цветущего папоротника счастье, что спрятана в тайниках слова. Но и это еще не все. Потому что с каждой находкой каждый из нас идет на жесткий экзамен, на живой суд человеческого сердца. Или не так? А сердце знает, где слово медью звенит, а где распадается, как глина. Пусть то отлито слово будет ему советчиком и спутником на пути, по которому еще долго идти.