Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Андрей Чайковский

Проза Андрея Чайковского



Родился Андрей Яковлевич Чайковский 15 мая 1857 года в городе Самборе на Львовщине в семье мелкого чиновника. Рано оставшись сиротой, жил у своих родственников: сначала в селе Гордыня Самборского уезда, а с 1869 года - в Самборе. Будущий писатель происходил из так называемой ходачкової (дрібномаєтної) шляхты, детство свое провел в ее среде. До середины XVII века эта прослойка населения имела привилегии, а позже, в 50-60-х годах, ей остались разве что воспоминания о них. 1 все же она была преисполнена гордостью за прежние права. Теперь она отличалась от «простых» крестьян одеждой, отдельными чертами быта и своеобразной речью.

Рос Андрей в живописном крае над Днестром, среди людей трудолюбивых и поющих, жадно впитывал в себя сказки, легенды, сказания о былых временах, прислушайся к песням и мальчишеских шуток. Впечатления детства позже пригодились ему как писателю.

Первым его наставником была бабушка, с ней он освоил польский букварь, научился читать и писать. В начальную школу не ходил, домашнюю науку продолжал под опекой учителя церковной школы села Гордыни Теодора Присташа. Позже писатель с уважением вспоминал его как человека умного и доброго.

в 1869 году Андрей стал учеником самборской гимназии. Здесь почувствовал, скудны его знания украинского языка и литературы. До сих пор имел возможность прочесть лишь молитвенник, учебник В. Ковалевского и «Венок для вежливых детей» Якова Головацкого.

Андрей Чайковский вошел в украинскую литературу в конце XIX века и работал на ее ниве четыре десятилетия. Его многочисленные рассказы и повести были высоко оценены Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским, Осипом Маковеем. Наши представления о западно-украинский литературный процесс конца XIX - начала XX века, будут неполными без осмысления его творчества. Он обогатил украинскую литературу произведениями, в которых реалистично показал галицкую действительность, создал картины быта различных слоев населения края. Чайковский-адвокат написал целый ряд рассказов и очерков «из зала». Плодотворно, хотя и с неодинаковым успехом, он работал в жанре исторической повести.

Художественная проза Андрея Чайковского имела широкий резонанс. Его произведения издавались во Львове, Коломые, Черновцах, Станиславе, Тернополе, Киеве, Харькове, Екатеринославе, Вене, Праге, Кракове, в США и Канаде.

в 1877 году Чайковский поступил на философский факультет Львовского университета. Начались еще более нуждающиеся, тяжелые дни. Не имея чем платить за обучение, он бросает философию и идет в войска. Через год возвращается в университет - теперь уже на юридический факультет. Здесь с головой погрузился в студенческую жизнь - возглавил молодежную организацию «Дружественный ростовщик», а вскоре стал одним из основателей «Кружка юристов». Через некоторое время удалось несколько улучшить свое материальное положение: в 1880 году нашел платную службу в культурно-образовательной общественной организации «Просвита».

1882 года Андрея Чайковского, как и тысячи других украинцев, мобилизовали в австрийскую армию и отправили подавлять герцоговинсько-боснийский освободительное движение. Впечатления от живописных пейзажей Боснии, от встреч с нескореними местными жителями, размышления о тогдашние исторические события вновь склонили к литературному труду. Результатом ее стала книга «Воспоминания перед, десяти лет», которая была издана во Львове в 1894 году, когда А. Чайковский уже работал адвокатом в городке Бережаны на Тернопольщине.

Писатель-реалист объяснял читателям: «...Беру в повестях вещь так, как она действительно показуєся. Стараюсь фотографировать образки, которые вижу, и не моя вина в том, если на той фотографии покажеся такое лицо, которого кто-то не хотел бы видеть при подсолнечник лучах... Так же, как с людьми, в моих повестях поступаю себе с фактами. Сюжетов я в главных очерках не видумую, только беру их из жизни, так, как они произошли».

Внимательный к каждому новому таланту в родной литературе, Иван Франко с восторгом приветствовал писательские начинания Андрея Чайковского. В письме от 26 марта 1895 года читаем: «Удачи Вам на писательськім поле! Я думаю, с тем широким знанием жизни и речи людей и с тем талантом обсерваційним, который у Вас есть, Вам не может не пощаститися!».

Благодарным материалом для творчества Андрея Чайковского стали также пройдены им в юности «университеты жизни», о чем убедительно свидетельствуют автобиографическая повесть «Своими силами» (1902) и близкая к ней по сюжету и идейному замыслу повесть «По милости семьи» (1911).

В этих произведениях яркое проявление нашла просветительская мировоззренческая концепция и просветительская эстетика писателя, который призвание художественной литературы видел в обучении и воспитании читателя. Счастливые концовки этих произведений должны были, по замыслу автора, сконденсировать воспитательные идеи: добро побеждает зло; несправедливость неизбежно наказывается; терпеливость, трудолюбие и благородство становятся для героев залогом успехов, признания и личного счастья.

Верность жизненным фактам утверждает правдивость, и грозит опасностью фактографізму, копирование действительности, приводит к внешнему описанию человеческих чувств. Это и проявилось в творчестве А. Чайковского, который не проникся или не смог проникнуться новейшими в то время средствами психологического анализа, характерного для «новой школы» классической украинской литературы.

Это заметил Иван Франко и, веря в талант Андрея Чайковского, заботясь о его росте, отмечал большой успех творческого труда писателя и одновременно и делал упрек: «Строение тех повестей (речь идет о повести «Олюнька» и «В чужом гнезде».- О. Нахлик) как способ повествования - очень примитивная», «все-таки психология у них очень поверхностная и шаблонная».

Много времени у писателя забирала адвокатская работа ради кусника хліба. В ней он достиг настоящего мастерства. Его оборонительные речи были полны искренним юмором, отмечались пониманием человеческой души, знанием юридических законов, глубокой жизненной логикой. Они в основном достигали своей цели - оправдания подсудимых. Чайковского любили крестьяне, потому что он защищал в суде их интересы, часто беседовал с ними, давал бесплатные консультации.

Особого внимания заслуживают рассказы «из зала»: «Ни разу не ударил», «Лучше смерть, чем неволя», «Кто виноват?», «За тряпку сена», «Сожалению веса не имеет», вошедшие в сборники «Рассказы» (1904), «Рассказы» (1920). Все они проникнуты искренним сочувствием к обиженным «болят» вопросом: кто же виноват, что благородные, честные труженики становятся на путь преступления? Образы справедливых, человечных служителей суда, которые помогают крестьянам, обрисованы в произведениях «Не было выхода... История одной парцелляции. Рассказы из галицкого жизнь» (1927) и «За наживой. Повесть из галицкого жизни» (1934).

Активной и многогранной была общественная деятельность Андрея Чайковского. Вместе с композитором Остапом Нижанківським он создал хор «Бережанский Боян», организовал театральный кружок. Сам пел, декламировал, играл на сцене, развернул, активную общественную деятельность в различных обществах, в том числе и националистического толка.

В 1907 году вышла повесть «За сестрой». Она сразу же получила широкую известность. Впоследствии появились и другие исторические рассказы, повести и очерки: «Отблагодарил» (1913), «Казацкая месть» (1920), «На уходах» (1921), «Алексей Корниенко» (1924), «Петр Конашевич-Сагайдачный» (1927), «Солнце заходит» (1930), «Богданко» (1934), «Полковник Михаил Кричевский» (1935), «Перед срывом» (1937), первые две части романа «Сагайдачный» - «Побратимы» (1924), «К славе» (1929).

«Я положил себе за цель моей жизни,- Чайковский делился творческими замыслами в журнале «Новое время» (1927), - передать в беллетристической форме нашу историю с казацкого периода и тем восполнить этот пробел в нашей литературе. К тому времени мало кто до того брался. Работа такая требует много труда и студий, много легче фантазировать на темы обыденные из жизни».

Исторической беллетристике писателя предшествовала многолетняя подготовка. Он пытался постичь все доступные ему материалы по вопросам, которые его интересовали,- архивные документы, труды украинских, российских, польских историков.

В 1919 году писатель переехал в Коломые. Здесь 2 июня 1935 года тяжелая болезнь оборвала его жизнь. Остались несбыточными творческие замыслы, планы, хоть он работал до последних дней своих...