|
План 1. Жизнь и творческий путь А. Чайковского 2. А. Чайковский в Коломые. 3. Чайковские в воспоминаниях современников и преданиях.
Хронология жизни и литературной деятельности Андрея Чайковского
1857, 15 мая - в Самборе на Львовщине в семье мелкого чиновника родился Андрей Яковлевич Чайковский. 1850-е-1860-е гг. - после смерти отца переехал в с. Гордыня (возле Самбора), жил у бабушки. - начальное образование получил под присмотром учителя церковной школы с. Гордыни Теодора Присташа.
с 1869 - проживает в Самборе. 1869 - Андрей стал учеником Самборской гимназии (до поступления в гимназию его подготовил Войцік Панек). 1870, 26 января - получил свидетельство за первый класс. 1872 - в третьем классе гимназии стал участником тайного кружка.
1875, январь - встреча с Иваном Франком. 1877 - в восьмом классе гимназии стал председателем тайного кружка "Студенческая Община". 1877, 30 января - окончил гимназию, получил свидетельство за восьмой класс. 1877 - поступил на философский факультет Львовского университета, через лишения оставил его и ушел в армию.
1878 - продолжил обучение на юридическом факультете Львовского университета, возглавил студенческую организацию "Дружественный ростовщик". 1880 - учился в университете и подрабатывал в "Просвете". 1882 - Чайковского мобилизовали в австрийскую армию для подавления герцеговинсько-боснийского освободительного движения.
- переехал в г. Бережаны на Тернопольщине, где работал адвокатом. 1884 - сдал экзамен и стал адвокатом-защитником в уголовных делах. 1885 - начало плодотворного литературного труда; выход в свет первых литературных произведений "Дядя", "Образ гонора", "Олюнька".
1886 - появление произведений "В чужом гнезде", "Моя первая любовь", "Бразильский ладно", "Не поддавайся беде". 1887 - появление произведений "Курателя", "Рекрут". 1890 - в Бережанах открыл частную адвокатскую канцелярию.
1892 - в газете "Дело" напечатано "Воспоминания перед десяти лет". 1895, 16 февраля - познакомился с Осипом Маковеем. 1895, 26 марта - Иван Франко в письме поздравил Андрея Чайковского с "литературным успехом на писательськім поле".
1896 - неизвестный священник под криптонимом Ю. Д. обвинил Чайковского, что он в своих произведениях "Олюнька", "В чужом гнезде" очернил украинское духовенство, на что писатель ответил словами раннехристианского богослова и философа Блаженного Августина: "Когда правда является скандалом, то пусть будет скандал". 1902 - выход в свет автобиографической повести "Своими силами".
в 1906 стал членом антиалкогольного общества "Возрождение", пропагандировал трезвый образ жизни. 1907 - украинский писатель Михаил Коцюбинский в письме Андрея Чайковского написал: "...я поклонник Вашей музы".
1907 - вышла повесть "За сестрой". 1914 - вернулся в Самбор, где этого же года по наущению москвофилов его арестовали и посадили в тюрьму. 1914 - освобожден из заключения, получил работу адвоката.
1918, 1 ноября - 1919, 13 мая - работал самбирским уездным комиссаром (старостой) ЗУНР. 1919, май - с семьей переехал на постоянное место жительства в Коломыю. 1920 - украинская община в г. Коломые предоставила писателю помещение в Народном доме.
с 1924 - председатель Общества писателей и журналистов во Львове. 1927, октябрь - переписывался с профессором Иваном Огиенко. 1928, 21 декабря - во Львове Общество писателей и журналистов отметило 40-летие общественного труда и литературной деятельности Андрея Чайковского.
1929, 2 марта - торжественный вечер по случаю 40-летия литературной деятельности Андрея Чайковского в Коломые. 1929 - в Коломые выдано выступление Дмитрия Николишина "Андрей Чайковский. Ювилейний реферат". 1930 - издал книгу воспоминаний из времен борьбы за украинскую государственность "Черные строки".
1934, 19 января - в г. Львове Андрею Чайковскому сделана операция. 1934, 17 сентября - семья Чайковских отпраздновала золотую свадьбу Андрея и Натальи. 1935, 2 июня - после продолжительной болезни на 78 году жизни в киеве умер Андрей Чайковский.
1935, 4 июня - похоронен Андрея Чайковского в коломыйском кладбище вблизи церкви Благовещения. 1958 - впервые за годы Советской власти львовское издательство "Каменяр" издало сборник произведений Андрея Чайковского "За сестрой" (послесловие Ю. Мельничука).
1966 - издательство "Каменяр" осуществило новое издание произведений А. Чайковского под названием "Олюнька". 1992 - издательство "Красная калина" во Львове начало выход в свет восьмитомному собрание сочинений Андрея Чайковского, издано пять томов.
1994 - в день Независимости в г. Самборе на Львовщине открыт памятник Андрею Чайковскому (авторы - львовский скульптор Петр Дзиндра, архитектор Олесь Ярема, каменотес Степан Одноліт). 1994 - создан Львовский фонд Андрея Чайковского, председатель фонда - Богдан Якимович.
Вступление На карте литературного неба появилась еще одна маленькая заря - город Коломыя, озарено славой Андрея Чайковского. Светилась она уверенно и долго. Светит и теперь - сквозь время и пространство. Казалось бы, прошло... А осталось ли что-то особенное - память. Отбросив величественные и преходящие события из жизни этого незаурядного человека, видим его душу, его боль и переживания. Ведь Андрей Чайковский - не просто Человек. Он - яркая звезда, пример для других. Пример человечности, высокого духовного полета и дара от Бога.
Мало есть таких исследований, которые бы смело и действительно звездно осветили жизнь выдающегося человека прежде всего как личности, а уже потом - как художника, деятеля литературы, творителя текстов. Оли Мандзюк удалось это сделать в своей исследовательской работе, представленной на суд жюри конкурса "Славные украинцы". Творческий подход и владение достаточным количеством материала сделали эту работу лучшей среди лучших. То большое умение раскодировать характер писателя, его человеческие черты через биографические события, взглянуть по-новому на уже исследованные вещи.
На небесном просторе рождаются созвездия - соцветия зодиакального цикла, по которому земные обыватели пророчат себе судьбу, надеются на удачу, определяют, каким путем идти дальше. Одной из тех многочисленных звездочек является Коломыя, а ее светом - Андрей Чайковский.
Если вы однажды выйдете под своды вечернего неба, увидите там маленькую звездочку в соцветии - будьте уверены: это заря нашей литературы, нашей духовной мощи, нашего времени и пространства в безграничности космоса. Коломыя - Космос - Чайковский - Украина... Этот ряд всегда можно продолжить до бесконечности, когда лет становится свободным, непринужденным, длительным и возвышенно-светлым, а потом превращается в сгусток чистой, светлой мысли.
Пусть этот полет будет благословен всесильной Божьей милостью. Пусть сеет в человеческие головы зоресяйні зерна знаний, добра и неизменной веры в то, что есть в космосе заря Вкраина.
Украинский историк, правозащитник, диссидент, узник советских лагерей В. Мороз в книге "Среди снегов" пишет: "Для нас уже стало традиционным жаловаться на свою слабость. На самом же деле Украина показала уникальный пример силы. Другие народы в наших условиях давно исчезли, стали Провансом. А мы - выдержали! Еще запрещена речь дала такую богатую литературу!"[4]
Одно из самых почетных мест в этой многострадальной литературе занимает Андрей Яковлевич Чайковский, который поставил перед собой задачу посвятить свою творческую работу повестям с какой-либо исторической эпохи родного народа, имея в виду воспитание молодых поколений в любви к своей стране, к ее истории. Найдем ли мы в мировом литературном процессе еще такого писателя?..
Жизнь писателя сложилась так, что ему с семьей пришлось жить в нескольких городах Галичины. Андрей Чайковский в юности. Бережаны на Тернопольщине, Самбор и Сколе на Львовщине, Рогатин, Коломыя - на Станиславщине... Вот те уголки галицкой земли, которые давали писателю - активному общественно-культурному деятелю, защитнику прав обездоленного крестьянства - сил, энергии, веры в будущее украинского народа.
Последние шестнадцать лет жизни семьи Чайковских прошли в этом волшебном городке над Прутом - Коломыи. Весна 1919 года... Май... Галицкая армия не выдерживает наступления противника. Польско-украинский фронт проваливается. Всем активным деятелям культурно-образовательной жизни, участникам национально-освободительных соревнований приходится срочно эвакуироваться. Передовая галицкая интеллигенция переезжает в места, где еще бурлит украинский дух, звучит родное слово. Чайковские выбирают Коломыю.
Очень тяжело было семье писателя расставаться с Самбором, где с 1 ноября 1918 года Андрей Яковлевич работал уездным комиссаром (старостой) ЗУНР. Интересная адвокатская работа, встречи с ведущими культурно-образовательными деятелями, участие в политических делах национально-освободительных соревнований лелеяли в сердце Андрея Чайковского надежду, что городок Самбор станет постоянным местом жительства. Однако жизнь распорядилась иначе.
Андрей Яковлевич Чайковский - сознательный украинец. Он - член Украинского национально-демократического объединения, с 1917 г. по 1919 г. - активный участник социально-национальных соревнований, один из первых руководителей обороны Львова от нападения польско-шляхетских легионов, активный деятель провозглашенной во Львове в ноябре 1918 года Западно-украинской Народной Республики.
Сам писатель верил в будущее украинского государства, события 1919 года считал национальную катастрофу. В своих воспоминаниях он писал, что по приезде в Коломыю чувствовал "состояние страшной депрессии": "Я был близким безумие, и лишь какое-то чудо, что я не наложив на себя руки от отчаяния, чтобы покончить свои страшные душевные муки" [1]. Андрей Чайковский с детьми.
В Коломыю Чайковские переселились большой семьей (десять человек). Они наняли частное жилье на улице Падеревского. Семья была в очень тяжелом положении: без домашних вещей, денег, работы. Впоследствии главе семьи было разрешено открыть адвокатскую канцелярию. "Но и тогда, - вспоминал сын писателя Николай Чайковский, - он, выдающийся на всю Галичину адвокат (с тридцатилетним стажем) принимал своих первых клиентов в небольшой комнате, которую ему отступил местный цирульник за своим "салоном"; там отец сидел и, ожидая посетителей, горько плакал..."[6].
Видимо, судьбой уже так закодировано, что именно в этот сложный жизненный момент появляются новые непредвиденные испытания: 24 мая 1919 года румынские войска вступили в Коломыю. Жители города, особенно украинцы, оказались в затруднительном положении.
Румынская власть просуществовала в городе всего три месяца. В сентябре в Коломне власть взяла польская военная администрация. За это короткое время имя Андрея Чайковского в Коломые стало популярным и знаменитым. Как адвокат он выигрывает одну за другой судебные дела, а еще принимает активное участие в общественной жизни города. С 1919 года в разных коломыйских изданиях появляются его произведения.
1920 года украинская община Коломые предоставила Андрею Чайковскому помещение в Народном доме (ныне - Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины и Покутья). Почему именно в Народном доме? Ведь на это время это была одна из лучших построек, где содержались общество "Семья", хоровое общество "Боян", спортивное - "Сокол", учительская семинария, общество "Сельский хозяин", девичья народная школа имени княгини Ольги, парикмахерская и ресторан.
По преданию коломыйских старожилов, часть первого этажа Народного дома захватили поляки. Здесь военные разместили лошадей. Благодаря умелым адвокатским действиям Андрея Чайковского удалось отвоевать помещение, оставить его с украинской общиной. В награду за выигранное дело община позволила Андрею Чайковскому с семьей поселиться в трех комнатах на втором этаже.
В 20-е годы в городе над Прутом пересеклись жизненные пути Андрея Чайковского, Антона Крушельницкого, Владимира Кобринского, Ярослава Лукавецького... Коломыя, практически, удерживала позиции второго после Львова города в издательском деле.
Андрей Чайковский в Коломые принадлежал к художественной среды, которое творили композитор Ярослав Барнич, художник Ярослав Лукавецький, дирижер коломыйского "Бояна", профессор гимназии Роман Шипайло, писатель, гимназический профессор Петр Франко, театральный деятель Алексей Скалозуб и много других деятелей культуры. Андрей Чайковский сотрудничал с разнообразными обществами, кружками, клубами: был активным членом "Просвиты", душой и сердцем болел за развитие образования не только среди молодежи, но и среди взрослых.
22-24 сентября 1929 года находился во Львове на образовательном конгрессе по случаю 60-летия "Просвещения". Здесь познакомился с профессором, знатным педагогом Софией Русовою, обменивался мнениями об улучшении образовательной работы с профессорами Иваном Галущинським, Борисом Мартосом, Степаном Сірополком, Иваном Бриком, докторами Костем Левицким, Михаилом Бращайком, Владимиром Лысым, Арсеном Річинським, Богданом Чайківським, Степаном Шахом, Петром Холодным, выступал с поддержкой просветительских идей Антона Крушельницкого.
Семья Чайковских в истории Коломыи оставила заметный след. В частности, жена Андрея Чайковского Наталья возглавляла общество "Союз Украинок". Как вспоминала Владимира Пригродська, в доме Чайковских в Народном доме по воскресеньям собирались женщины-активистки, вели речь об обустройстве быта, читали новые издания, иногда читали еще не опубликованные произведения писателя, хотя сам Чайковский не любил, когда его называли писателем.
Вместе с просветительскими деятелями Ольгой Дучимінською, Ириной Вильде, Иваном Зубенком дочь писателя Мария Ставнича редактировала журналы "Женская судьба", "Мир молодежи", "Женская воля", которые выдавала Елена Киселевская.
Видимо, сам Бог послал этой семье зятьев-единомышленников. Владимир Бемко имел прирожденный талант к военному делу, был хорошим организатором. В ночь на 1 ноября 1918 года он "совершил военный переворот в Коломые и в период Зунр возглавил городскую управу. Именно его стараниями город смог направить во Львов сотни стрелков-добровольцев, а также организовал Отдельный Коломыйский Курень" [1].
Высокообразованным, одаренным музыкально был другой зять - доктор Роман Ставничий. Он вернулся в Коломыю 1921 года из лагеря военнопленных УСС и сразу же активно включился в общественную жизнь города. Работал в адвокатской канцелярии тестя и одновременно дирижировал в хоровом коллективе общества "Коломыйский Боян". Этот музыкальный коллектив под руководством Романа Ставничого был известным и популярным не только в Коломне, но и по всей Галичине.
Важным событием в жизни самого писателя, его друзей, единомышленников и поклонников был 40-летний юбилей литературной деятельности, который отмечался 2 марта 1929 года в зале Кассы щадничої (теперь - здание Народного дома в Коломые).
Это праздник готовился с участием обществ "Просвита" почти из всех населенных пунктов Коломыйщины. По свидетельству современников, зал был переполнен, не помогала даже сотня дополнительных стульев, расставленных вдоль стены, так что из-за нехватки места много желающих вынуждены были ни с чем отойти от кассы.
Юбиляра с женой в зал привели часов в восемь вечера. По обе стороны прохода стояла школьная молодежь, гимназисты, пластуны, воспитанники "Родной школы"; они приветствовали писателя возгласами "Слава!" [5,7-8].
Коломийцы действительно вложили душу и сердце, чтобы юбилей Андрея Чайковского запомнился надолго. Следующие три года жизни Андрей Чайковский отдал адвокатской труда, писал литературные произведения. Так, в 1930 году выдано "Четвертая заповедь", 1931-го - "За чужие грехи", 1932-го - "Чар-зелье".
Семья Чайковских жила верным супружеской жизнью: Андрей и Наталья были примером для многих супружеских пар. Не одна семья в почтенном возрасте с восхищением оглядывалась, когда Чайковские с детьми и внуками прогуливались по городу.
17 сентября 1934 года зятья, сыновья, дочери, внуки, друзья отпраздновали пятидесятилетие супружеской жизни Чайковских - золотую свадьбу. ...Напряженная ежедневная работа, потеря дочери Ольги, много других причин вызвали у Андрея Чайковского неизлечимую болезнь - рак желудка. После операции в Львове (19 января 1934 года) началось резкое ухудшение зрения, слуха, беседы, ходы. А 2 июня следующего, 1935 года, в девять часов утром Андрей Чайковский умер.
Похороны состоялись 4 июня и вылился в большую национальную манифестацию. В последний путь писателя проводили от Народного дома, где он прожил последние пятнадцать лет. Василий Симович писал, что такого сдвига народа Коломыя еще не видела.
Тысячи поклонников творчества Андрея Чайковского съехались в Коломые. Рассказывают, что процессия растянулась от ратуши к церкви святого Благовещения. Тело покойного везли четыре черные лошади, что, пожалуй, было символом траура.
С прощальными словами выступили от украинских писателей Роман Купчинский, от Бережанщини - глава филиала "Просвиты" доктор Михаил Западный. Делегация из Бережанщини привезла с собой землю с горы Лисони. Эту землю положен в могилу Андрея Чайковского.
Коломыйские студенты несли венок, искусно вписанный в раму, которую несколькими годами ранее изготовил сам писатель (теперь она хранится в музее в Коломне). Благодарная молодежь на венке сделала надпись "Великому учителю - украинское студенчество".
Похоронили славного писателя на центральном кладбище вблизи старейшего Божьего храма в Коломне. Сотни венков скорбно сообщали: навеки ушел от нас тот, кто своей большой человечностью, неутомимым трудом прославил Коломыю на всю Галицию, на весь мир.
Коломыйская литературное наследие Андрея Чайковского - образец творческой активности. Не смотря на то, что в город он приехал в почтенном возрасте, писатель упорно работал. Здесь появились произведения "Олюнька" (1920 г.), "На уходах" (1921 г.), "Отблагодарил"(1922 г.), "Алексей Корниенко" (1924 г.), "Побратимы" (1927 г.), "Три сказки деда Охрима" (1927 г.), "Автократ" (1929 г.), "Четвертая заповедь", "Солнце заходит" (1930 г.), "За чужие грехи", "Отблагодарил" (1931 г.), "За чужие деньги", "Чар-зелье" (1932 г.), "За наживой" (1934 г.). Некоторые из этих произведений переиздавали несколько раз в разных издательствах. В общем, при жизни писатель издал 32 книги.
Повести, рассказы коломыйского периода жизни - это как бы второй период творчества. Недаром он писал: "Я положил за цель моей жизни рассказать в беллетристической форме нашу историю казацкого периода и тем восполнить этот пробел в нашей литературе. К тому времени мало кто до того брался. Работа такая требует много труда и студий, много легче фантазировать на темы обыденные из жизни" [4].
Его произведения печатались в издательствах Киева, Харькова, Львова, Тернополя, Станислава, Черновцов, а также в Кракове, Берлине, Вене, Праге, США и Канаде. Необычной судьбы среди всего литературного наследия Андрея Чайковского понес крупнейший по объему произведение - исторический роман "Сагайдачный". Еще на Самборщине у него возник замысел написать сочинение про Петра Конашевича-Сагайдачного. В предисловии к первому изданию "Собратья", которое вышло 1918 года во Львове, автор писал:
"Потому что, кроме песни о Сагайдачного, "что променял женщину на табак и трубку", широкая общественность о Конашевича мало знает" [21. 573]. До этого в 1917 году в Вене он издал исторический очерк "Петр Сагайдачный".
О том, что Андрей Чайковский имел серьезные намерения относительно своего исторического романа, свидетельствует его письмо к Василия Стефаника от 1920 года, в котором он спрашивает: "...где бы можно было выдать историческую повесть "Сагайдачный" в пяти томах?" [21.574]. И издание романа растянулось на долгий период: второе издание "Собратьев" появилось в 1927 году в коломыйском издательстве "Ока".
Из предисловия к первому изданию узнаем, что над рукописью "Собратьев" в историческом плане работал сам Михаил Гру сапожный. "Я упросил господина профессора М. Грушевского прочитать рукопись. Он оказал мне исторические ошибки и посоветовал сделать из этого материала трилогию, в которой должен был бы поместиться целый жизненный путь гетмана", - вспоминал писатель [16].
Проанализировав оба издания "Собратьев", литературоведы пришли к мнению, что А. Чайковский для М. Грушевского стал ревностным сторонником освещение исторических событий". "Нам неизвестно, что именно правил авторитетный историк в повести "Побратимы", но сопоставление первого издания 1918 года, и второго - 1927 года свидетельствует, что значительные исторические неточности, допущенные в первом издании, исправлены во втором" [16.42].
Сам Андрей Яковлевич в предисловии ко второму коломыйского издание пишет: "Не везло мне с моим "Сагайдачным", над которым я работал более тринадцати лет. Издательства, к которым обращался, считали произведение то слишком длинным, то издание дороговатым. Подвижное издательство "Ока" в Коломые взялось за издание трех частей. На случае я довел до той волны, когда Сагайдачного выбран гетманом Украины. Первая часть "Собратья" - от мальчишеского возраста до прибытия на Сечь. II-III части "К славе" - вплоть до выбора по крымскому походе на Кафу. Когда мне Господь поможет, викінчу IV и V части под названием "Гетман" [21.575].
Повесть "К славе", вторая часть романа, единственный раз вышла отдельным изданием в 1929 году в Тернополе, в издательстве "Чар-зелье" и была приурочена к 40-летию литературной деятельности А. Чайковского. И сразу же после выхода второй части весь ее тираж был уничтожен польскими властями как произведение, звал к "бунту", "неповиновения". Один из экземпляров этого редкого издания хранится в Львовской научной библиотеке АН Украины имени Василия Стефаника. Заключительные IV и V части этого произведения так и не увидели свет. Есть разные версии. Считают, что через финансовые трудности коломыйские издатели не смогли напечатать двух последних частей и автор вынужден был продать рукопись за границу, или, что найправдоподобніше, - рукопись потерялся в его родственников.
Полное издание этого произведения (три части) осуществлен в Киеве аж через 54 года после смерти Андрея Чайковского в издательстве "Днепр", хоть Любомир Кречковский утверждал, что издание "Сагайдачного" в таком же объеме когда-то выдали в Америке [10].
Интересной страницей жизни А. Чайковского является его переписка. В украинском литературоведении еще не систематизированы и не опубликовано рукописной и эпистолярного наследия писателя, который переписывался с К. Студинським, Я. Гординским, В. Охрімовичем, В. Щуратом, И. Огиенко, А. Шептицким, В. Стефаником, И. Франком и другими писателями, учеными, просветительскими деятелями.
Чайковские в воспоминаниях современников и преданиях * * * Наши семьи хорошо знали друг друга. Воскресеньям мы собирались в Народном доме. За праздничным столом вели разговоры о литературе, читали Шевченко, Франко. Андрей Чайковский часто заводил разговор о украинскую молодежь. Его беспокоили вопросы бесправия молодого крестьянства, низкая образованность.
Сам писатель (а он не любил, чтобы его называли писателем) был достаточно интеллигентным, культурным, вежливым. Это чувствовалось особенно в отношениях с нами, женщинами. Жена Наталья происходила из семьи священника о. Юрия Гладиловича из Хырова. Я искренне завидовала этой приятной и воспитанной женщине, ее чувствовалась интеллигентность в разговоре с нами, молодыми девушками. Женщины-коломыянки знали его, уважали как жену Андрея Чайковского, как мудрого советчика, руководителя "Союза Украинок".
Владимира Пригродська, современница писателя. м. Коломыя.
...Еще маленькой я часто находилась в гостях у дедушки в Коломые. Помню, как, держась за его теплую руку, шла по тихим улочкам города. И прохожие с почтением приветствовали дедушки. Он любил собирать нас, своих внуков, у себя; маленьких брал на колени. А я была среди старших, поэтому прижималась к нему сбоку. Он вел речь о всячину. Больше всего любил рассказывать о казаках, Запорожскую Сечь.
Екатерина Чайковская, дочь профессора математики Г. Чайковского.
в 1962 году я отбывал практику в Коломыйской городской библиотеке № 1. Моим руководителем был сын писателя, заведующий библиотеки Андрей Андреевич Чайковский. Это был образованный, скромный, остроумный человек, довольно общительный. С первых дней моей практики мы подружились. Хотя он был намного старше меня, у нас были дружеские, интересные разговоры, особенно о литературе. От сына славного писателя я впервые узнал о литературном наследии Андрея Чайковского. Про своего отца он рассказывал неохотно. Когда я настойчиво расспрашивал о произведениях Андрея Чайковского, он заводил меня в книгохранилище и как-то украдкой, робко рассказывал об отце. Именно тогда я впервые прочитал "Олюньку". Книга вызвала в моей душе волнующий трепет и гордость, потому что я держал произведение, которого касалась рука знаменитого писателя.
Лишь впоследствии я понял, почему такой таинственностью была окутана лицо младшего Чайковского, ведь его считали сыном врага народа, сыном украинского буржуазного националиста. Работники КГБ так запугали его, вимуштрували, что он всегда шепотом и только доверенным людям рассказывал об отце.
Михаил Мандзюк, заместитель директора Отинійської ООШ i-III степеней.
* * * Летом 1985 года известный великоключівський педагог Которым Ґушул, который желал мне переизданы в середине 1960-х годов произведения Андрея Чайковского, рассказывал о своих впечатлениях от встречи с писателем в пору своего детства.
Десяти - двенадцатилетний мальчик, круглый сирота, со своей учительницей впервые ехал в Коломые автобусом, впервые на экране кинотеатра видел "літричних" людей. В тот же период он побывал с каким-то поручением в Народном доме, в адвоката и писателя Андрея Чайковского. Пожилой мужчина, который вышел к нему, чтобы получить письмо, оказался именно тем адвокатом и писателем, которого парнишка по дороге к нему представлял совсем другим.
Андрей Чайковский спросил посланца, как он называется и любит читать. Та несколькоминутная встреча впоследствии у мальчика вызвала заинтересованность творчеством Андрея Чайковского, с которым он был лично знаком". Когда к тому времени запрещенные произведения Андрея Чайковского выдали во время хрущевской оттепели, Которым Ґушул популяризировал писателя, рассказывал детям в школе и о своей детской встрече, и о той роли, которую она сыграла в его литературных предпочтениях.
Николай Васильчук, член Национального союза писателей Украины.
Я - праправнучка Андрея Чайковского. Живу в США, учусь в Колумбийском университете на биологическом факультете. Горжусь тем, что принадлежу к семье знаменитого украинского писателя Андрея Чайковского. Мы, все родственники писателя в Америке, свободно владеем украинским языком и с друзьями-украинцами общаемся по-украински.
Во Львове на конкурсе исследовательских работ "Славные украинцы" познакомилась с Ольгой Мандзюк. Воспользовавшись ее приглашением, 1999 года я впервые побывала в Коломне. С подругой посетила могилу моего прапрадеда и увидела там сине-желтый венок с трезубцем. Слезы радости наворачиваются на глаза, когда вижу в коломыйцев глубокое национальное сознание, их уважение людям, которые вошли в историю Галичины. Может, это у них от моего прапрадеда?
Впоследствии узнала, что каждый год в мае, в день рождения моего прапрадеда, члены общества "Прогресс" по инициативе его активиста Ярослава Полатайчука чтят светлую память писателя. До глубины души была взволнована, когда впервые в жизни встретилась с родственницей по линии Андрея Чайковского-младшего, преподавателем музыкальной школы Марией Иванков, которую организовала директор музея Ярослава Ткачук.
Коломыя чрезвычайно понравилась и навсегда останется в моем сердце. Лариса Дубрак, Правнучка писателя. м. Нью-Йорк, США
Использована литература: 1. Мельничук Ю. Андрея Чайковского // Чайковский А. Повести. - Львов: Каменяр, 1989. - с. 3-10.
2. Дубрак Л. О семье Чайковских / Конспект повествования, переписка с правнучкой А. Чайковского. США. 3. Ольга Мандзюк. Андрей Чайковський. коломыйские страницы жизни и творчества.
|
|
|