Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 24. Павел Тычина (1891 - 1967)

 

Павел Григорьевич Тычина - это «искания и искания, труд и требовательность и, наконец, умение из бесконечного течения образов отобрать самый свежий, самый емкий, наймузикальніший...» (Олесь Гончар)

М. Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость поэзии П. Тычины, очень удачно назвал ее музыкальной рекой. Он имел в виду прежде всего то, что творчество одного из лучших поэтов прошлого века не просто удивительно музыкальная, но и передает извечный космический світлоритм, переливается и течет, как музыкальная река.

Ранние произведения П. Тычины - это ученическое поиски своего пути в поэзии. Они обозначены эмоциональным подъемом, полны интимными мотивами («Когда в твои глаза смотрю...», «Вы знаете, как липа шелестит...», «Я сказал тебе лишь слово...»).

«Вы знаете, как липа шелестит...» (1911)

Поэзия-миниатюра (состоит из двух 6-строчных строф).

В произведении параллельно (настроєво созвучно) изображаются два мира - мир природы и мир человека (прием параллелизма).

Начиная уже с первого вопросительного предложения, поэт пытается мысленно соединить человека и природу. Удачно применены художественно-выразительные средства (эпитеты «месячные весенние ночи», «старые рощи»; метафоры «спят рощи» и др.), мастерское создание словесно-музыкальных ассоциаций делают поэзию стройной и элегантной.

Перед нами картина-элегия.

Элегия - лирическая піеня-размышление с преобладанием оттенка сумму.

Параллелизм - параллельное изображение двух и более явлений из разных сфер жизни (сравнение в форме сопоставления; в отличие от сравнения, в паралелізмі изображаемые картины связываются между собой не только синтаксически, но и логично.

***

Вы знаете, как липа шелестит...

В месячные весенние ночи? -

Любимая спит, любимая спит,

Пойди збуди, целуй ей глаза,

Любимая спит...

Вы слышали ведь: так липа шелестит.

Вы знаете, как спят старые рощи? -

Они все видят сквозь туманы.

Вот луна, звезды, соловьи...

«Я твой» - где-то слышат дідугани.

А соловьи!..

И уже знаете, как спят рощи!

В 1918 г. в красках музыки триумфально зазвучали «Солнечные кларнеты».

К читателю пришла «поистине солнечная книга, которая необычным светом влилась в души людей, опьянила красотой украинского слова, которое «с такой, не чуваною до сих пор музыкальностью играло, пело, звучало, гремело, лилось со страниц незабываемой книги».

Само название насыщенная глубоким эмоциональным содержанием, обусловлена не только тем, что поэт играл на кларнете и любил этот инструмент. Кларнет - инструмент, который тембрами напоминает звучание человеческого голоса и имеет большие выразительные возможности. Следовательно, можно представить, что сборка «Солнечные кларнеты» - это звучание человеческого голоса души, раскрывает огромный внутренний мир, согретая и озаренная лучами солнца, что придает всему живому ритмического движения. Это лучи будто связывает солнце с землей и другими планетами. Действительно, сборник раскрывала разноцветную гармонию космического оркестра и будто говорило: «Ты - человек, наделенный способностью воспринимать красоту и рожденный жить в красоте». Тычина был частицей этого хаотического Вселенной, двигал эмоциями.

В сборник «Солнечные кларнеты» Тычина вместил 44 лучшие произведения, объединенные по смыслу и стилистически, но различные в ритмическом плане (37 размеров).

«Арфами, арфами...» (1914)

Поэзия из сборника «Солнечные кларнеты» (1918) появилась под влиянием стихотворения Николая Вороного «Блакитна панна».

Произведение проникнуто весенней, торжественной, солнечной мелодией. Состоит из четырех строф.

Специфическая ритмическая строение, яркая метафоричность, насыщенность асонансами и алітераціями делают произведение самобытным.

***

Арфами, арфами -

золотыми, громкими обозвались рощи

Самодзвонними:

Идет весна Душистая,

Цветами-жемчугом

Закосичена.

Думами, думами -

словно море кораблями,

переполнилась лазурь

Ніжнотонними:

Будет бой Огневой!

Смех будет, будет плач

Перламутровый...

Стану я, гляну я -

везде поточки как колокольчики,

ларк как золотой

3 переливами:

Идет весна Душистая,

Цветами-жемчугом

Закосичена.

Любая, милая, -

или расстроена ты ходишь,

или налитая счастьем крайне.

Там за нивами:

Ой одкрий Колос ресниц!

Смех будет, будет плач

Перламутровый...

«О панно Инно...» (1915)

Одной из жемчужин интимной лирики Тычины есть поэзия «О панно Инно...». Это - искреннее признание лирического героя, его взволнованная исповедь, в которой «каждое слово - словно клавиш» (С. Тельнюк), «будто другой звук, другой настрой» (П. Хропко).

О панно Инно Я Ваши глаза помню,

О панно Инно, панно Инно! Как музыку, как снов.

Я - сам. Окно. Снега В Зимний... вечер. Тишина. Мы.

Сестру я Вашу так любил - Я Вам чужой - я знаю.

Ребячески, златоцінно. А кто-то кричит: ты родную встретил!

Любил? - Давно. Цвели луга И... вдруг - небо... шепот рощи...

О дорогая Инна, нежная Инна, А нет,то глаза Ваши. - Я рыдаю.

Любви улыбка цветет раз - еще и тленно. Сестра или Вы? - Любил...

Снега, снега, снега...