ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Павел
Загребельный (род. 1924 г.)
Павел
Архипович Загребельный родился 25 августа 1924 г. в селе придніпрянському
Солошином на Полтавщине. 1941 г., окончив школу, будущий писатель пошел
добровольцем на фронт: стал курсантом 2-го Киевского артучилища, принимал участие в
обороне Киева, был дважды ранен. После второго ранения в 1942 г. попал в
плен и до февраля 1945 г. скитался по нацистских концлагерях. После
увольнения работал в советской военной миссии в Западной Германии. 1946 г. П.
Загребельный поступил на филологический факультет Днепропетровского университета,
после окончания которого с 1951 года работал на журналистской работе (областные/
газеты, журнал «Отчизна»). Заметной для украинского литературного процесса
стал период, когда П. Загребельный в 1961-1963 годах был главным редактором
газеты «Литературная Украина», где он прославился поддержкой молодых
поэтов-шестидесятников. В 1979-1986 гг. возглавлял Союз писателей Украины,
был председателем комитета по Государственным премиям им. Т. Г. Шевченко, избирался
депутатом Верховных Советов СССР и Украины. В 90-е гг. XX в. писатель отошел
от активной общественно-политической жизни, в то же время, несмотря на возраст, плодотворно
работая на современном литературном поприще.
Писательскую
деятельность признанный мастер-романист П. Загребельный начал с новелл и
повестей, сборники которых выходили во второй половине 1950-х гг. Среди них привлекает
внимание повесть «Дума о бессмертном» (1957). Опираясь на собственный горький
опыт, писатель показал подвиг молодого солдата Андрея Коваленко, который
погиб в концлагере, но не покорился нацистам. Позже начали выходить и
романы: типичный производственный «Жара» (1960) и интересный по композиционным замыслом
«День для грядущего» (1964).
Заметным
явлением в украинской литературе стал историко-психологический роман «Чудо»
(1968). Писатель сделал попытку расширить пределы российской исторической мифологии
и развить государственную идею, предложив авантюрно-гипотетическое прочтение
истории. Это сочеталось с глубоким раскрытием психологии персонажей,
философской проницательностью, оригинальным композиционным построением. Образ собора
в романе представлен как воплощение народного духа. Акцент сделан на непрерывности
народной традиции. В трактовке автора, София - не только христианская
памятка: она вобрала в себя весь комплекс культурных достижений предыдущих
времен. Неоднозначным является образ князя Ярослава Мудрого. Он - антипод Сивоока, но
и заложник своего положения - отсюда трагическая раздвоенность его души. Роман
«Чудо» положил начало целой серии произведений, посвященных украинскому
средневековью: «Первомост» (1972), «Смерть в Киеве» (1973), «Евпраксия» (1975),
«Роксолана» (1980), «Я, Богдан» (1983).
Образцом
«монументального эпического стиля» в русской прозе этого периода стал роман
П. Загребельного «Разгон», 1976 г. (Государственная премия СССР 1980 г.), в котором
изображалась советская эпоха эпохи научно-технической революции. Благодаря
идейной единства героической биографии академика;кибернетика Петра Карналя с
историей советского общества личное и государственное в произведении отождествлялось, а
отсутствие социального анализа заменялась морально-этической проблематикой.
Близкими
к т.н. «причудливой прозы» были романы «Львиное сердце» (1978), и «Изгнание из
рая» (1985). Остром разоблачению социальных и морально-этических проблем были
посвящены роман «Южный комфорт» (1984) и повести «У-ван»
(1988) и «Голая душа» (1992). Активная творческая деятельность П.
Загребельного не прекращается и в наше время. Свидетельством этого стали его
произведения последних лет: «Тысячелетний Николай», «Юлия», «Лом».
«Богатый
идейно-психологический смысл романа [«Чудо»], различные разветвления основной его
проблематики сосредотачиваются, конечно, не только в образах Сивоока и Ярослава.
Дед Родим, молодой стрелок Лучук, коварный медовар Сытник - сплошное
воплощение зла, искренний Сивооків товарищ грузин Гюргій, мастер, лишенный
мужества, которую дает настоящий талант, приспособленец с одиннадцатого века
Міщило (это о нем Сивоок восклицает: «Бойся посредственности, о княже!») и немало
других, в частности мастерски выписаны, не похожи между собой женщины - острів'янка Исса,
лісовичка Шуйця-Забава, Ягода с Радогості, дочь Шуйці Ярослава - многоликий
многолюдье, что вместе с обильным историко-общественным фоном и создают своеобразный
образ эпохи.
Среди
заметных героев романа - и наши современники: ученые Гордей Отава и его сын Борис
(историк Гордей Отава во время войны спасает фрески Софии от вывоза в
Германии, хотя при этом и погибает; Борис Отава исследует историю знаменитого
собора, продолжает дело отца). Это все развитие той же темы искусства - и как
«чуда», и как борьбы против несвободы и зла, и как певца всего жизнетворческого».
(Дончик В.
Павел Загребельный // История украинской литературы.
XX
века: В 2-х кн. Кн. 2. Ч. 2: 1960-1990-е годы / под ред.
В. Г.
Донника.- К.: Лыбидь, 1995 - С. 310-311.)