Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Павел Загребельный (род. 1924 г.)

Павел Архипович Загребельный родился 25 августа 1924 г. в селе придніпрянському Солошином на Полтавщине. 1941 г., окончив школу, будущий писатель пошел добровольцем на фронт: стал курсантом 2-го Киевского артучилища, принимал участие в обороне Киева, был дважды ранен. После второго ранения в 1942 г. попал в плен и до февраля 1945 г. скитался по нацистских концлагерях. После увольнения работал в советской военной миссии в Западной Германии. 1946 г. П. Загребельный поступил на филологический факультет Днепропетровского университета, после окончания которого с 1951 года работал на журналистской работе (областные/ газеты, журнал «Отчизна»). Заметной для украинского литературного процесса стал период, когда П. Загребельный в 1961-1963 годах был главным редактором газеты «Литературная Украина», где он прославился поддержкой молодых поэтов-шестидесятников. В 1979-1986 гг. возглавлял Союз писателей Украины, был председателем комитета по Государственным премиям им. Т. Г. Шевченко, избирался депутатом Верховных Советов СССР и Украины. В 90-е гг. XX в. писатель отошел от активной общественно-политической жизни, в то же время, несмотря на возраст, плодотворно работая на современном литературном поприще.

Писательскую деятельность признанный мастер-романист П. Загребельный начал с новелл и повестей, сборники которых выходили во второй половине 1950-х гг. Среди них привлекает внимание повесть «Дума о бессмертном» (1957). Опираясь на собственный горький опыт, писатель показал подвиг молодого солдата Андрея Коваленко, который погиб в концлагере, но не покорился нацистам. Позже начали выходить и романы: типичный производственный «Жара» (1960) и интересный по композиционным замыслом «День для грядущего» (1964).

Заметным явлением в украинской литературе стал историко-психологический роман «Чудо» (1968). Писатель сделал попытку расширить пределы российской исторической мифологии и развить государственную идею, предложив авантюрно-гипотетическое прочтение истории. Это сочеталось с глубоким раскрытием психологии персонажей, философской проницательностью, оригинальным композиционным построением. Образ собора в романе представлен как воплощение народного духа. Акцент сделан на непрерывности народной традиции. В трактовке автора, София - не только христианская памятка: она вобрала в себя весь комплекс культурных достижений предыдущих времен. Неоднозначным является образ князя Ярослава Мудрого. Он - антипод Сивоока, но и заложник своего положения - отсюда трагическая раздвоенность его души. Роман «Чудо» положил начало целой серии произведений, посвященных украинскому средневековью: «Первомост» (1972), «Смерть в Киеве» (1973), «Евпраксия» (1975), «Роксолана» (1980), «Я, Богдан» (1983).

Образцом «монументального эпического стиля» в русской прозе этого периода стал роман П. Загребельного «Разгон», 1976 г. (Государственная премия СССР 1980 г.), в котором изображалась советская эпоха эпохи научно-технической революции. Благодаря идейной единства героической биографии академика;кибернетика Петра Карналя с историей советского общества личное и государственное в произведении отождествлялось, а отсутствие социального анализа заменялась морально-этической проблематикой.

Близкими к т.н. «причудливой прозы» были романы «Львиное сердце» (1978), и «Изгнание из рая» (1985). Остром разоблачению социальных и морально-этических проблем были посвящены роман «Южный комфорт» (1984) и повести «У-ван» (1988) и «Голая душа» (1992). Активная творческая деятельность П. Загребельного не прекращается и в наше время. Свидетельством этого стали его произведения последних лет: «Тысячелетний Николай», «Юлия», «Лом».

«Богатый идейно-психологический смысл романа [«Чудо»], различные разветвления основной его проблематики сосредотачиваются, конечно, не только в образах Сивоока и Ярослава. Дед Родим, молодой стрелок Лучук, коварный медовар Сытник - сплошное воплощение зла, искренний Сивооків товарищ грузин Гюргій, мастер, лишенный мужества, которую дает настоящий талант, приспособленец с одиннадцатого века Міщило (это о нем Сивоок восклицает: «Бойся посредственности, о княже!») и немало других, в частности мастерски выписаны, не похожи между собой женщины - острів'янка Исса, лісовичка Шуйця-Забава, Ягода с Радогості, дочь Шуйці Ярослава - многоликий многолюдье, что вместе с обильным историко-общественным фоном и создают своеобразный образ эпохи.

Среди заметных героев романа - и наши современники: ученые Гордей Отава и его сын Борис (историк Гордей Отава во время войны спасает фрески Софии от вывоза в Германии, хотя при этом и погибает; Борис Отава исследует историю знаменитого собора, продолжает дело отца). Это все развитие той же темы искусства - и как «чуда», и как борьбы против несвободы и зла, и как певца всего жизнетворческого».

(Дончик В. Павел Загребельный // История украинской литературы.

XX века: В 2-х кн. Кн. 2. Ч. 2: 1960-1990-е годы / под ред.

В. Г. Донника.- К.: Лыбидь, 1995 - С. 310-311.)