Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

Рассказы

ГРИГОРИЙ ТЮТЮНИК

 

В своем дневнике Григор Тютюнник писал: «Рассказы - ближе к поэзии, к чувству. Спрашивают часто, над какой темой работаю. Никогда не работал над темой. Всегда работаю над чувствами, что живут вокруг меня и во мне». Именно поэтому произведения этого художника чрезвычайно интересны. Они волнуют, их хочется читать и перечитувати. их герои вызывают сочувствие и смех, любовь и разочарование.

По мнению Григора Тютюнника, «писатель выбирает себе тему ближайшую, самую родную его жизненному опыту и - непременно - своему идеалу человека в том времени, в котором он живет». Для самого же Григора Михайловича важнейшей темой была доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях. Тема добра и любви является основной и в произведениях Тютюнника для детей.

 

БУШЛЯ

 

Однажды, когда Арсен, как всегда, рыбачил возле своей ивы, предположил дождь. Вода в реке сделалась серой и неприветливой. Перестало распевать и витьохкувати птицы всяк на свой лад, лишь дятел стуков где-то недалеко по коре всохлого дерева. Не клевало, потому что в дождь рыба залегает на дне и спит. Арсен прикрыл голову и плечи мешком, который всегда носил с собой дождь, и смотрел на воду. По ней густо плясали дождевые спичаки и вздымались большие прозрачные бульбахи. Смотрел, смотрел Арсен на тот танец дождя по реке и не заметил, когда заснул.

А тут летела бушля - большая длинноногая и длинношеяя птица, что любит прятаться под камышом и лепешкою и выжидать, пока мимо будет плыть рыбешка: то она ее непременно схватит своим зубам команде литераторов клювом.

Повертелась бушля над Арсеном, а он и не зворухнеться, потому что спит, - подумала, наверное, что то пень, и села ему на голову. Села, учепилась когтями в лантушину и тоже задремала под дождем.

Долго так они сидели оба: Арсен - в лодке, бушля - на Арсену.

Вот уже и солнце сквозь тучи проглянуло, и дождик утих, и птицы снова запели, а они спят - разморило на дождь обеих.

Первой проснулась бушля. Кліпнула глазами, поднялась на ноги и... разбудила Арсена. Хотел был старый поднять голову - не в силах, что-то тяжелое давит ее вниз.

Только шевельнул рукой, чтобы пощупать, что оно за чудо, а бушля как закричит: «Ка-а-й...» - как человек.

Ударила крыльями деда по ушам, раз и второй раз - не снимется, потому что когти в лантушині запутались. Аж похолодел от страха Арсен. Да и себе в крик:

- Рят-у-у-йте-же-потому-что-оно-по-беды-час!

Бушля кричит, и Арсен кричит. А вокруг, ни в лесу, ни на реке, ни куколки, только эхо катится.

Наконец бушля таки взлетела, хоть и поцарапала когтями дедову голову. Увидев птицу, метнулась от него над водой, Арсен очнулся; потрогал руками здряпану голову и сказал:

- Я тебе пенек что ли? - и принялся мотать удочки.

А дома не удержался, рассказал бабушке о своем приключении с бушлею. Посмеялись вдвоем и все. И, может, происшествие эту забыли бы, если бы Арсениха не пересказала ее соседке, а соседка - своей соседке... Пока все село узнало.

Теперь, как идет Арсен удить, рыбаки кричат ему из-под утесов:

- Спешите, деду, спешите, ибо вон над вашей ивой уже бушля кружит... Ждет!

- Ну-ка, дед, расскажите, как вы с бушлею кричали!..

Арсен и не сердится. Улыбнется разве и говорит:

- Так и кричали: она по-своему, а я по-своему.

С тех пор и по сей день Арсена зовут в селе не иначе как Бушля.

• О ком говорится в произведении? Кто его главный герой?

• Найди в тексте описание бушлі.

• Какая забавная происшествие случилось с Арсеном? Какие чувства вызвал у тебя этот случай? Определи тему произведения.

• Объясни значение выделенного выражения.

• Гневался Арсен на бушлю и крестьян, что смеялись с него? Доведи свою мысль словами из рассказа.

• Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил рассказ про деда Арсена? На какой мысли он подчеркнул?