Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

План-конспект урока для изучения рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Задание: разработайте план-конспект урока для изучения рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

В целом действующая программа отводит 3 часа в 6-м классе на изучение жизненного и творческого пути А. Чехова. Изучают произведения: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», так что это будет 2-й урок по изучению творчества А. Чехова (1-й урок: жизненный и творческий путь А. Чехова; 2-й урок: «Толстый и тонкий»).



Тема: Безнравственность, подлость, лживость, малодушие, самоунижение, рвение...(по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель: рассмотреть/изучить текст рассказа; учить выделять характерные черты рассказа, как жанра эпоса; развивать умение видеть за ситуацией и поступками персонажа черты его характера; развивать навыки продуктивного поиска деталей, элементов в подтверждение своей мысли; воспитывать чувство пренебрежения к коварных, подлых, безнравственных, лживых людей-подхалимов

Оборудование: тексты «Хамелеона», ученические рисунки по произведению

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Ход работы

Эпиграф урока: Высказывание, которое я сейчас объявляю,

является ошибочным...

И. Вступительное слово учителя: На сегодняшнем уроке, дети, мы с Вами рассмотрим рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон», прочтение которого было вашим домашним заданием. Чехов - известный русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа - малой эпической формы - он довел до совершенства: за малого объема он максимальной правдиво изображал действительны стороны жизни России 80-90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев. Все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, чиновников, их пошлость, безнравственность, глупость, тупость, подхалимство, смешные привычки. Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.

II. Актуализация опорных знаний. Репродуктивная беседа по содержанию рассказа, с целью установления процента прочтению/прочтения произведения и большего усвоения текста.

1. Какое имя главного героя рассказа?

2. Что нос «городовой»?

3. Что увидел Очумелов на базарной площади?

4. За какую руку пес укусил Хрюкина?

5. Чей был пес?

6. За что пес укусил Хрюкина? (не за руку, а за...)

7. А потом чей стал пес?

8. Чей пес был на самом деле?

9. Получил Хрюкін какую-то компенсацию?

10. Как Вы считаете почему не получил?

III. Формирование новых знаний учащихся. Продуктивная эвристическая беседа

по произведению, с целью достижения поставленной цели урока.

1. Скажите, пожалуйста, какой объем имеет рассказа? (2 страницы, то есть небольшой)

2. На каком языке написано рассказы (прозаической)

3. Скольких главных героев мы имеем в этом рассказе? (одного, все остальные - второстепенные герои)

4. Какое количество событий описано в произведении? (одно событие)

5. Можем ли мы сказать, что если в произведении отражен один эпизод из жизни героя, то мы имеем одну сюжетную линию? (так)

6. Строение произведения? (зачин, основная часть, концовка, т.е. строение четкая, линейная)

7. Есть в произведении описания природы, лирические отступления (отсутствуют)

8. Есть описания персонажей? (так)

9. Эти описания? (четкие и лаконичные, слова четко отточенные автором)

Итак, мы с Вами можем сформулировать определение термина

«рассказы». Это - небольшое прозаическое произведение, сюжет которого основан на определенном (редко нескольких) эпизоде из жизни одного персонажа, что требует нерозгалуженого, линейного, четкого по строению сюжета с лаконичными, четкими описаниями персонажей, отражающих черты их характеров.

IV. Эвристическая беседа по произведению (с целью характеристики ценностей главного героя).

1. Какую позицию занял Очумелов в начале? Найдите в тексте.

2. Чем аргументировал смену мнения? Найдите в тексте.

3. Какова роль диалогов? Подтвердите мнение цитатами из произведения.

4. Почему главный герой то раздевался, то одевался? Как это его характеризует?

5. Или учитывал Очумєло на общественное мнение?

6. Какого мнения притримуєть «покусанный»?

7. Что означает то, что пострадавший бросил сигаретой в пса?

8. Знал ли он чей то пес?

9. Если бы знал, то сделал бы так?

10. Что это за животное «хамелеон»?

11. Кто имеет характеристики хамелеона?

12. Почему рассказ имеет такое название?

V. Анализ работы на уроке. Итоги. Оценки (с комментарием)

VI. Домашнее задание: Написать сочинение, путем комментирования ключевых фраз главного героя, на тему: «Безнравственность, подхалимство и самоуничижения» (По рассказу «Хамелеон» А.П. Чехова).