Статья
Владимир Шухевич - этнограф, публицист, общественный деятель
Выдающийся украинский этнограф, фольклорист, публицист, педагог, культурно-образовательный и общественный деятель, действительный член Научного общества им. Шевченко Владимир Шухевич известен как исследователь культуры и быта гуцулов. Он был близким знакомым И.франко, М.коцюбинского, Н.лысенко, М.Павлика, а. маковея и других деятелей украинской культуры.
Еще при жизни Шухевича было опубликовано ряд статей о его культурно-общественную, педагогическую, редакторскую и этнографическую деятельность. Его п'ятитомну труд „Гуцульщина" высоко оценили отечественные и зарубежные деятели науки и культуры.
Шире освещалась многогранная деятельность Шухевича в статьях-некрологах, но со временем о нем забыли и вспоминали только вскользь. За совітських времена писать о Шухевича запрещалось. В 1974 году автор этих строк подготовил диссертацию „Владимир Шухевич - исследователь Гуцульщины". И когда в институте искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Т.Рильського АН УССР узнали, что он является дедом генерала УПА Романа Шухевича („Тараса Чупринки"), работу не допустили до защиты.
Лишь в последние годы имя Шухевича стало чаще появляться в украинских научных изданиях. В частности, в 1995 году научно-редакционный отдел при управлении культуры Ивано-Франковской областной государственной администрации издал мою исследовательскую работу „Семья Шухевичей". Эта книга - первая попытка на основе архивных источников, многочисленных публикаций в Галичине до 1939 года, а также на основе зарубежных материалов шире рассказать о славной семье Шухевичей, которая оставила заметный след в общественно-политической и культурно-просветительской жизни нашего края, участвовала в национально-освободительной борьбе за независимость Украины.
Владимир Шухевич, сын Осипа, родился 15 мая 1849 года в селе Тишківцях Городенковского района на Прикарпатье в семье священника. Эту дату рождения указывает сам Шухевич в своей автобиографии, написанной им в 1896 г. по просьбе библиографа І.Левицького, и содержится в его Словаре. 1849 год рождения указан в документе об отбытии Шухевичем военной службы и других, которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве во львове. Следовательно, указанная дата рождения 1850 г., в отдельных досоветских и советских изданиях, ошибочно.
Учился в Коломыйской, Станиславовской, Черновицкой гимназиях, где царил дух верноподданичества, преследовалась передовая мысль, а обучение украинского языка, литературы и истории осуществлялось на низком уровне. Однако под влиянием произведений Т.шевченко и статей в журналах „Основа", „Вечерницы" и „Цель" пробуджувалась национальное сознание украинских гимназистов. За споры с учителями-консерваторами пришлось оставить учебу в Черновцах. За неукротимый нрав Владимира с восьмого класса академической гимназии во Львове забрали в армию. Три года служил в Будапеште, Вене и Львове. В Будапеште составил матур и записался на философский факультет университета, в Вене слушал лекции по математике, физике и украинского языка, а закончил студии во Львове (1877). Через три года его номинировали профессором реальной школы во Львове, где преподавал зоологию, ботанику, мінералогію, геологию, физику и математику вплоть до выхода на пенсию (1913).
Работая на педагогической ниве, Владимир понял необходимость издания для детей и учителей журналов на родном языке, чтобы противодействовать ополячиванию нашего люда. Поэтому основал и редактировал детский журнал „Звонок" (1890 - 1895), а с 1893 г. - периодический журнал „Учитель", в которых печатал произведения украинских писателей, педагогические статьи, издавал детские книги и чтения. Шухевич сотрудничал также с народовецькими журналами „Дело", „Заря", „Зеркало", „Новое зеркало".
Он немало сделал для распространения украинской культуры за рубежом: организовал путешествие хора „Боян" на выступление в Прагу (1891) и приезд чешских соколов до Львова (1892).
В 1903 году Шухевич пригласил Н.лысенко до Львова, чтобы здесь отметить 35-летие творческой деятельности композитора. Во Львове Николай Лысенко проживал в Шухевича в комнате, оборудованной в гуцульском стиле. На юбилейном вечере в „Русской беседе" ученый произнес приветственную речь и вручил композитору грамоту в резной оправе работы Василия Шкрибляка. Во время празднования десятилетия „Бояна" Шухевич предложил учредить „Союз співацьких и музыкальных обществ", который был создан в 1903 году. „Союз" организовал первую музыкальную украинскую школу „Высший музыкальный институт" в Львове. Через год по предложению Шухевича было изменено название этой организации „Музыкальное общество имени н. Лысенко во Львове". По совету ученого в 1905 году Лысенко основал хоровое общество „Боян" в Киеве. Шухевич был в составе Львовской делегации (О.Нижанківський, С.Людкевич, Ф.Колесса) на похоронах Н.лысенко, где выступил с речью.
Шухевич был деятелем Украинской национально-демократической партии, которую основали в 1899 году народники и часть радикалов. В политике Шухевич был непоследовательным: шатался между народниками и радикалами, за что критиковал его Иван Франко.
В августе 1914 года разразилась Первая мировая война, Львов заняли российские войска. В сентябре Шухевич написал обращение к Шереметьева, чтобы российская администрация не уничтожала культурно-образовательных и экономических учреждений, не преследовала украинского языка и Греко-Католической церкви.
С этой заявлению Шухевич во главе делегации в составе отца Й.Боцяна, который впоследствии стал Луцким епископом, адвоката С.Федака, инженера Ю.Січинського, адвоката В.Охримовича, прибыл до Шереметьева и потребовал выдавать все распоряжения на украинском языке. Губернатор заявил, что есть только один „русский язык" и что в Галичине и Буковине все его понимают. Он выразил удивление по поводу того, как решился Шухевич прийти к нему с такими требованиями, когда он подписал воззвание Боевой Управы УСС с призывом организовать добровольцев - украинских Сечевых Стрельцов - к борьбе с российской армией. Шухевич ответил, что воззвание подписывал не он, а адвокат Степан Шухевич. Такой ответ разозлил губернатора.
Изучать Гуцульщину начал 1873 года, путешествуя Карпатами. Он полюбил этот живописный край, его жителей и так увлекся здешним бытом, оригинальным искусством и фольклором, что покинул ботанические исследования и с головой погрузился в изучение его духовной и материальной культуры. Каждое лето выезжает в гуцульские села, а всего до Космача и Яворова.
В 1909 году в Стрые состоялась первая крестьянская выставка, которую организовал местный Хозяйственно-молочный союз. Шухевич был членом ее жюри. Были здесь представлены экспонаты из Гуцульщины: ткацкие и килимарські изделия из Криворивни, Косово, Печенижина, резьба на дереве и металле Шкриблякив из Яворова, І.Семенюка - с Печенижина, М.Мегединюка - из Реки, гуцульская одежда, модель гуцульской хаты работы О.Лучки с Уторопів. Экспонировались здесь ткани, герданы, церковные иконы, этнографические фотографии из Покутья и Гуцульщины.
На выставке домашнего промысла в Коломые (21 - 30 сентября 1912) был отдельный отдел из коллекции Шухевича, где, кроме уже упомянутых экспонатов, были писанки, керамика и его труды о Гуцульщине. Выставку и участие в ней Шухевича, который давал профессиональные объяснения, высоко оценила тогдашняя пресса.
Владимир Шухевич стоял у колыбели музеев Галичины и плодотворно работал с ними. В 1873 году во Львове создан промышленный музей, членом совета которого с 1880 до 1890 года был Шухевич.
Особенно большая заслуга этнографа в создании и развитии Музея Научного общества имени Шевченко. Он разработал проект этнографического отдела, а также входил в состав комиссии, возглавила собирательно-поисковую работу. Немало ценных вещей для музея приобрели Франко, в. Гнатюк, ф. вовк, Ф.Колесса, О.Роздольський, Б.Заклинський, Л.Гарматій, А.Онищук. Благодаря Шухевичу музей приобрел оригинальную резьбу Юрия Шкрибляка и его сыновей Василия и Николая, М.Мегединюка и І.Семенюка, гончарные изделия О.Бахматюка и П.Кошака, произведения гуцульских мосяжникив, предметы народной одежды, оружия, инструменты и инвентарь быта из Глав, Довгополя, Криворивне, Космача, Печенижина, Розток, Яворова, Зеленушки и других сел. Но, к сожалению, большинство этих экспонатов пропала в годы Первой мировой войны.
На основе собранных на Гуцульщине материалов ученый подготовил сообщение „Диалект и верования гуцулов" для Археологического съезда в Киеве 1899 года, но в знак протеста против дискриминации украинского языка на съезде ученые Галичины не приняли участия в его работе, а свои рефераты опубликовали в „Записках НТШ".
Впоследствии Шухевич обнародовал еще несколько статей о гуцульские танцы, народные музыкальные инструменты, писанки. Но самым большим результатом его многолетней этнографической труда была п'ятитомна монография „Гуцульщина", изданная в 1899 - 1908 годах Научным обществом имени Шевченко во Львове и напечатана в четырех томах. Музей Дзєдушицьких издал монографию (1902 - 1908) на польском языке.
Владимир Шухевич почти исключительно на основе собственных многолетних наблюдений подробно описал материальную и духовную культуру галицких гуцулов.
В предисловии к этой работе он писал, что подает в ней „все то, что сам видел, слышал, собрал или списал", что его труд является самостоятельная, потому что из других публикаций о гуцулов, кроме труда Р.Кайндля о буковинских гуцулов, не нашел таких, на которые можно было бы опереться. В письме к Ивану Франко Шухевич отмечал, что подает только факты из жизни гуцулов, а не свои личные взгляды на то или иное описываемое явление.
„Гуцульщина" Шухевича
Первый том „Гуцульщины", который редактировал И.франко по рекомендации О.Колесси, был опубликован тиражом Научного общества имени Шевченко под названием „Материалы к украинской-русской этнологии". Виданнє этнографической комиссии по редакцией Ф.Вовка, т.ІІ. Гуцульщииа. - Львов. - 1899. Состоит том из восьми разделов: фізіографічний, этнологический, статистический обзоры, гуцульское село, оседок, ноша, церковь, пищ.
Первый раздел - это физико-географическая и геологическая характеристика Галицкой части Гуцульщины: реки, озера, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые.
В разделе „Обзор этнологический" автор дает общую характеристику гуцулов, обращая внимание на их архаические черты в культуре и быту. Приводит различные предположения относительно происхождения названия „гуцул" без своего отношения к ним. От себя только подал объяснение гуцула-проводника туристов о том, что когда-гуцулами называли лошадей, а затем стали называть людей. Правда, Шухевич допустил неправильного утверждения, что „гуцул" - понятие недавнего происхождения, потому что, как известно, это слово встречается еще в документах XVI века.
Итак, второй том состоит из материалов, этнограф собрал в 1900 - 1901 годах, а также тех, что прислали ему О.Волянський, Л.Гарматій, Т.Киселевський, І.Попель, Я.Окуневський.
В нем рассказывается о различные занятия гуцулов и их домашние промыслы, приведены иллюстрации орудий труда.
Через малопригодную для пашни землю гуцулы мало занимаются земледелием, однако у них немало орудий и верований, связанных с обработкой почвы.
Отдельный подраздел посвящен сінокосам. И это вполне закономерно, ибо от заготовки сена зависит благосостояние гуцула. Рассказывая о сенокосы, кошения травы, сушки ее и сборки в стога, переноски или перевозки сена, автор обращает внимание на так называемые субботники.
В третьем томе труда в. Шухевича описаны обряды и семейные обычаи, танцы, музыкальные инструменты. Здесь же помещены тексты песен. Материалы о свадьбе помог записать М.Колцуняк.
Брак у гуцулов был не только необходимостью создания семьи, но и средством для получения материальной выгоды. При выборе супружеской пары исключительное значение имел социальный статус. Свадьба по обычаю должно длиться пять дней и требовало значительных средств, но через нищету оно нередко происходило за один день.
Для четвертого тома „Гуцульщины", как и для предыдущих, Шухевич частично получал материалы от своих корреспондентов Ю.Амброзяка, О.Волянського, Л.Гарматія, П.Дудєка. И ученый пользовался не только присланными ему этнографическими материалами, но время от времени сам выезжал их записывать. Так, в 1902 году во время Рождественских праздников побывал в Космаче, Брустурах, Шушарах и других селах, где записал на фонограф обычаи и обряды, которых придерживаются гуцулы во время зимних праздников, и сфотографировал колядников, крещение и т.д. Записи делал от наиболее продвинутых крестьян Ю.Соломійчука, М.Мегединюка, І.Грешшяка, П.Палійчука, М.Гутинюка.
В пятом томе, который вышел за средства Т.Дідушицького 1908 года, помещены народные загадки, поговорки, предания, верования о растений и зверей, материалы о народной медицине, словарь непонятных терминов с пояснениями. К сожалению, ф. вовк отказался дать для этого поэтому свои антропологические исследования о гуцулов, чем хотел свершить свою монографию Шухевич.
Современники высоко оценили работу Шухевича. Иван Франко в статье „Обзор трудов над этнографией Галиции в XIX в." писал, что „...выработаются сборщики нового типа, такие как Иван Колеса, Осип Роздольский, Владимир Гнатюк, Владимир Шухевич, что, обнимая широкие научные горизонты, одновременно стараются исчерпать запас этнографических фактов в определенной окрестности... Владимир Шухевич обращает главное внимание на вистудіювання Гуцульщины с каждого взгляда и является главным впорядчиком этнографического отдела на краевой выставке 1894 г...".
В статье „Украинско-русская литература и наука в 1899 году" великий Каменяр отмечал, что стоимость труда Шухевича лучше всего свидетельствует то, что она еще в рукописи была переведена на польский язык.
Впоследствии (1902 г.) Франко пишет на немецком языке развернутую рецензию на три тома „Гуцульщины", вышедшие на то время из печати. Эта работа, по мнению рецензента, имеет больше описательный, чем научный характер, ибо в ней отсутствует анализ описываемых явлений, не указан труда других этнографов, нет аналогии, а следовательно, не сделано правильных выводов, например, что характерно для гуцулов, а что - для всего украинского народа, в чем отличие гуцулов от бойков. Несмотря на эти замечания, Франко дал в целом положительную оценку издания.
Положительно оценил монографию Шухевича и австрийский историк и этнограф р. кайндль (1866 - 1930), который тоже занимался изучением Гуцульщины, но в основном, буковинской. Правда, он утверждал, что Шухевич его подражал, с чем автор „Гуцульщины" не соглашался.
На появление монографии Шухевича одобрительно отозвались в прессе польские исследователи О.Мединський и Мокловський. В Англии тоже заинтересовались работой о гуцулах. На заседании этнографического общества в Лондоне (17 января 1905) профессор Гатнер отреферировал „Гуцульщину", а педагог М-Гудзон иллюстрировал его изложение фотографиями, которые прислал Шухевич.
Свидетельством популярности труда „Гуцульщина" является обращение к ее автору ученых, культурно-образовательных деятелей Украины, России, Франции, Англии, Чехии, Словакии с просьбой прислать им книгу.
„Гуцульщина" Владимира Шухевича пользовалась популярностью и среди простого народа. Культурно-общественная деятельница, жена священника из Космача К.Лисинецька в одном из писем сообщала автора: „Ни одна книга так не ездила по селу, как те книжки о Гуцульщине. Формально рвутся над ними. Уже несколько недель путешествует по селу, что один принесет, то уже три ждут. чтобы им дать".
Разделяя в целом мнения рецензентов, хотим еще раз подчеркнуть, что, несмотря на отдельные недостатки, на которые указывали Франко, в. Гнатюк и другие исследователи, труд Шухевича имеет большое познавательное значение. Ни один из этнографов, что занимался изучением Гуцульщини. не смог так детально и всесторонне описать материальную и духовную культуру гуцулов, как это сделал Шухевич. Труд Шухевича и до сих пор единственная и самая полная, в которой впервые подробно и объективно освещается материальную культуру гуцулов. К ней обращаются украинские ученые, которые продолжают изучать и развивать эту тему.
Использована литература:
Проф. Владимир Шухевич "Гуцульщина". Львов, 1997 г.
|
|