Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Лепкий
Жизненный путь Богдана Лепкого




Богдан Лепкий - не эпизодическое имя в украинской литературе, это фигура первостепенной важности, незаурядного таланта. Поэт, прозаик, переводчик, литературовед, издатель - он в каждой из этих отраслей внес весомый вклад в историю родной культуры. Творчество Б. Лепкого длилась почти полвека, на которое пришлись сложные и драматические события и общественно-политические процессы.

Творчество писателя на протяжении десятилетий занимала одно из ведущих мест в развитии украинской литературы на западноукраинских землях, во многом определяя ее уровень рядом с творчеством Василия Стефаника, Ольги Кобылянской, Михаила Яцкива, Петра Карманского, Василия Пачовського, Осипа Турянского, Катри Гриневичевой...

Родина Богдана Лепкого - Подолье, край благословенный, богатый, овеянный легендами, песнями. Сам поэт написал о нем в одном из ранних своих стихотворений - «Запев»:

Баюкал мою колыбель

Ветер родного Подолья

И сливал на сонные ресницы

Степного запах зелья.

А олицетворяло это Подолья живописное село Крегулець, расположенный между городками Гусятином и Копичинцями. Здесь он родился 9 ноября 1872 года в семье сельского священника Сильвестра Лепкого.

Отец Богдана был человеком образованным и прогрессивным, Он окончил Львовский университет (классическая филология и теология), выступал с литературными произведениями под псевдонимом Марко Мурава, участвовал в издании журнала «Правда», подготовке учебников для школы. Имея основательное филологическое образование, он также писал по-польски и по-немецки, отдельные стихи печатал в тогдашних журналах. Выдавал Марко Мурава популярные книжечки, был председателем «Крестьянского совета». Богдан был первым ребенком в семье Сильвестра и Домны Лепких, родился он в то время, когда Сильвестр только-только закончил университет и принял сан священника. Молодые супруги сначала жили в горном селе Ялинкуватому на сегодняшний Ивано-Франковщине, и вскоре тесть Сильвестра получил приход в г. Бережаны, и молодой священник занял его место в Крегульці.

Первые годы Богдана были безоблачными, и уже пятилетним мальчиком пережил большое горе: вдруг в одну ночь умерли от дифтерии две его младшие сестры и брат. Это очень повлияло на впечатлительную натуру Богдана, он и сам едва выжил.

Первые уроки образования и воспитания в широком значении этого слова будущий писатель получил в родительском доме. Быстро - за одну зиму - научился читать, писать и считать.

Домашний учитель Богдана, Дмитрий Бахталовський, знакомил его не только с основами школьной науки, но и с произведениями литературы, благодаря чему его ученик уже в детстве знал наизусть много стихов Тараса Шевченко.

Когда Богдана Лепкого отдали шестилітнім парнем до бережанской так называемой нормальной школы с польским языком обучения (сразу до второго класса), родители перебрались из «цивилизованного» Крегульця до глухого Поручина, где, как в шутку говорили тогда, был конец света: дальше дороги не было. Переселились, чтобы быть ближе к родителям по матери и сына.

Как напишет позже биограф Б. Лепкого, здесь все дышало древностью: «Поручинські хозяина» ходили в сапогах на подковах, которые им делал местный кузнец, носили «куртины» из домашнего сукна, брилися бритвами, сделанным из старой скошенной косы, женщины наряжались в «дымки».

Между Бережанами и Поручином проходило жизни Богдана-гимназиста, город и село формировали его характер и мировоззрение. От крестьян он слышал много легенд и преданий о древних временах. А круг села протяженностью более, что прилегало к Поручина, сохранились следы древних валов, керамики, наконечники стрел, фундаменты сооружений.

После «нормальной» вреда Бы. Лепкий поступил в гимназию в Бережанах. Гимназия была польской, с классическим„уклоном. О это учебное заведение того времени существуют различные, порой взаимно противоположные показания. Бережаны были провинциальным городком, без железнодорожного сообщения с крупными городами, следовательно, оторванным от центров культурной жизни. Не удивительно, что инспектор со Львова приезжал сюда для проверки раз в несколько лет.

Но Бы. Лепкий даже оторванность от больших городов трактует в позитивном плане: «Бережанская гимназия становилась при-ютом талантливых ребят, которые стягались к ней из других городов, где веяло другим, более правительственным духом и где им трудно было покончить науку».

Богдану Лепкому и гимназия, и Бережаны как средоточие культурной жизни дали немало. В гимназии были украинский и польский хоры (украинским дирижировал известный композитор Денис Сичинский). Ежегодно устраивались міцкевичівський, а впоследствии и шевченковский концерты. Время от времени приезжал сюда странствующий театр «Русской беседы».

Богдан имел возможность .познайомитися ч Владиславом Плошевським, Иваном Біберовичем, Степаном Яновичем (отцом Леся Курбаса), Марийкой Романовичівною. Он посещал спектакли по конюшнях и будах, где вынуждены были играть артисты, ставя популярные тогда «Настасю Чагрівну». Ильницкого, «Разбойников» Ф. Шиллера, «Наталку Полтавку».

Украинский язык и литература в гимназии сначала не преподавались вовсе, потом учили их удобно попутные учителя, а не специалисты, и только когда Бы. Лепкий был в пятом классе, М. Бачинский поставил преподавание этого предмета на профессиональный уровень. По свидетельству современников, конфликтов между учащимися на национальной, основе не было, на концерты и театральные спектакли ходила и украинская, и польская молодежь.

Среди друзей Богдана Лепкого гимназических лет надо в первую очередь назвать Сильвестра Яричевского, позже - украинского поэта, прозаика И драматурга.

Начало литературного творчества обоих писателей относится к времени их обучения в Бережанской гимназии, к тому же он связан с одним случаем. Б. Лепкий и С. Яричевский написали письменную работу с украинского языка о зимний день на селе: Лепкий - прозой, а Яричевский - стихами. Учитель похвалил их, и это поощрило юношей к литературному творчеству. Собственно, это был первый выход на публику, потому что и Богдан, и Сильвестр писали уже и до того.

По Лепкого, то он начал писать очень рано. Еще во втором классе гимназии под влиянием бабушкиных рассказов написал поэму о русалках, но спрятал ее под крышу, где она пропала.

Впоследствии писал попутно, на клочках бумаги, на полях книг и тетрадей, серьезно же готовился стать художником, с этой целью брал уроки у художника Юлиана Панкевича. Б. Лепкий вступил в Вене в Академии искусств, но обучение в нем морального удовлетворения не принесло, он почувствовал, что разминулся со своим настоящим призванием. Скучно было срисовывать гипсовые статуи, каждый раз натыкаясь на замечания преподавателя. Но произошел случай, который определил будущую судьбу Лепкого, помог ему найти себя.

Однажды в поезде ему пришлось ехать в одном купе с Кириллом Студинським, который учился тогда на философском факультете Венского университета. Это знакомство не только сблизило двух в будущем выдающихся деятелей украинской культуры, но и направило его творческие интересы в новом направлении. Лепкий стал посещать лекции в Венском университете., в том числе и известного слависта В. Ягича. Он стал участником студенческого общества «Сич», принимал участие в дискуссиях на литературные и общественно-политические темы, близко сошелся с будущим известным фольклористом Филаретом Колессою, Михаилом Новицким и другими студентами-украинцами.

Б. Лепкий переходит к Львовского университета, где уровень преподавания был не такой высокий, как в Вене. Украинский язык и литературу преподавал Емельян Огоновский, который главное внимание уделял грамматике, а в лекциях по литературе. Его лекции, выходил не с самостоятельной стоимости того или иного произведения, а пытался это произведение «упереть в одну или вторую из тех схоластических ящичков, по которым когда порядковано поэтические произведения в школьных читанках». А среди молодежи той близкими друзьями Лепкого были В. Макдвей, И. Копач, О. Макарушка. Дружил Богдан с молодым математиком Климом Глибовицким, техником Юрой Тобилевичем, поэтом Николаем Вороным, который находился тогда во Львове, познакомился со знаменитыми певцами Соломией Крушельницкой и Александром Мишугою, композитором Остапом Нижанківським и многими другими деятелями литературы и искусства.

На те годы приходится активная литературное творчество Б. Лепкого: он пишет стихи, рассказы, переводит, выступает с докладами на заседаниях студенческого общества «Ватра». С 1895 года его произведения начинают все чаще появляться на страницах «Дела», «Буковины»и других периодических изданий.

Но в том же 1895 г. поэт заболел от перенапряжения, и врачи посоветовали ему отдохнуть.

Поехал к родителям. Они жили в селе Жуков, куда перебрались из Поручина в 1891 г., когда Богдан закончил гимназию. Село это было недалеко от Бережан, всего шесть километров. Это был уже не патриархальный уголок, а как на то время передовое село, до которого доходили культурные веяния: сюда приезжал театр, выступали сельские хоры. Частым гостем в семье Лепких был писатель Андрей Чайковский.

У Жуков Богдан приезжал ежегодно на «каникулы», здесь он задумал и написал целый ряд стихотворений (цикл «Деревня») и рассказов («Мать», «Кара», «Покойник»). В Жуку молодой поэт познакомился с Иваном Франком. Эта встреча оставила глубокий след в душе поэта, и он не раз возвращался к ней в своих воспоминаниях.

После окончания Львовского университета (1895 г.) - опять Бережаны, гимназия, где Богдан Лепкий становится учителем украинского и немецкого языка и литературы. Он быстро завоевывает авторитет среди коллег (многие из них еще недавно были его учителями), уважение среди гимназистов блестящими лекциями, уравновешенностью, стремлением внести свежую струю в преподавание, познакомить слушателей с новинками литературы. Знакомо культурно-художественная среда, близость родительского дома - все это создавало благоприятный климат для творчества. Целый ряд стихов, рассказов («Встреча», «Для брата», «У світ за очі», «Чудак»), переводов, литературно-критических исследований (исследования о творчестве М. Конопницкой) - результат многолетнего бережанского периода. Попытался писатель своих сил и в жанре драматургии, написав пьесу «За хлебом», которую поставил театр «Русской беседы».

Рамки провинциального городка Бережаны, удаленного и оторванного от центров культурной жизни Галичины, были завузькими для Бы. Лепкого, здесь не мог развернуться в полную силу его талант, не могли реализоваться его многогранные литературные интересы. Поэтому когда в начале 1899 г. в Кракове в Ягеллонском университете был открыт лекторат украинского языка и литературы, преподавать эти предметы были приглашены Богдана Легче. И вот осенью 1899 г. он переезжает сюда с молодой женой Олесей, которую кто-то из польских писателей, приятелей Богдана, назвал византийской матерью божьей. С Краковом отныне будет связана почти вся творческая жизнь писателя.

Хоть Краков был словно контрастом тихим Бережанам, но именно к этому и стремилась душа писателя, и он активно погрузился в водоворот общественной и культурной жизни. Молодой украинский литератор быстро сблизился с польскими писателями С. Виспянським, В. Орканом, К. Тетмайєром, интересовался творчеством участников литературной организации «Молодая Польша», хотя далеко не во всем разделял их эстетические принципы. Живя в Кракове. Богдан Лепкий не чувствовал себя оторванным от украинской культурной жизни. Стоит вспомнить, что в Краковском университете - одном из старейших в Европе, уже в XVI веке учились и преподавали и украинцы.

Во времена Б. Лепкого украинская община была здесь довольно многочисленной, насчитывала до 40 человек. Собирались вечерами по субботам в читальные «Просвещение», обсуждали новости литературы, пели, танцевали. Вскоре дом Лепких на Зеленой, 28 стала своеобразной «украинским посольством» в Кракове. Сюда часто приходили Василий Стефаник, Остап Луцкий, Кирилл Студинский, Михаил Бойчук, Кирилл Трилевский, Михаил Жук, Вячеслав Липинский и другие известные общественные деятели, художники, писатели.

По дороге в Италию гостил в Лепких Михаил Коцюбинский, бывали у него писательница Ольга Кобылянская, фольклорист Федор Волк..,

В среде участников львовской литературной группы «Молодая муза», к которой он тоже принадлежал, его называли профессором, хотя он был ненамного старше Петра Карманского или Василия Пачовського, а от Михаила Яцкива - всего на год. Но этому почтенному профессору кусок хлеба давался нелегко: кроме работы в университете, где был на должности лектора, приходилось преподавать в частных гимназиях, выступать с лекциями на различных курсах. А тут еще неожиданно в 1901 г. умер отец, и надо было помогать матери, оставшейся еще с четырьмя младшими братьями и сестрами. Для литературной работы оставались ночи, которые Лепкий пытается использовать максимально, оставаясь наедине с собой.

Одна за другой выходят книги его рассказов «Из деревни» (1898), «Рассказы», «Счастливый час» (1901), «В глухім углу» (1903), «По дороге жизни» (1905), «Бросаю слова» (1911); сборники стихов «Ленты» (1901), «Листья падают», «Осень» (1902), «На чужбине» (1904), «Из глубин души» (1905), -«Для идеи» (1911), «Из-за моря» (1913); литературоведческие исследования «Василь Стефаник» (1903), «Набросок истории украинской литературы» (1904), «Маркиян Шашкевич» (1910), «О жизни великого поэта Тараса Шевченко» (1911), переводы на польский язык «Слова о полку Игореве» (1905, перевод этот, кстати, высоко оценил И. Франко) и сборника рассказов М. Коцюбинского «В сетях шайтана» (1906)...

Этот далеко не полный перечень изданий свидетельствует прежде всего о широте творческих интересов писателя и его исключительную работоспособность. Его собственные произведения начинают переводить на польском, русском, чешском, немецком, венгерском и сербском языках.

Постепенно начало облегчаться материальное положение (Б. Лепкий сдал экзамены на профессора гимназии и, кроме этого, стал доцентом «виділових курсов» для усовершенствования квалификации учителей).

Б. Лепкий - активный участник общественной жизни, выступает на вечерах, посвященных выдающимся деятелям культуры Г. Шашкевичу, Т. Шевченко, М. Лысенко, И. Франко.

И началась первая мировая война...

Военные события застали семью Лепких в курортном поселке Яремче на Гуцульщине. И быстро здесь стало опасно. В яремчанском отеле остались третий том истории украинской литературы и историческая драма «Мотря», которые пропали, потому что отель вскоре взлетел в воздух.

Сначала через Карпаты Бы. Лепкий с семьей пробрался к Венгрии, где месяц пробыл в городке Шатмарі, а оттуда через Пешт отправился в Вену. Столица до недавнего времени чванливой Австро-Венгерской империи напрочь потеряла свой прежний шарм, превратилась в вавилонское столпотворение. Откуда только не было здесь людей! Вот и Лепкий вскоре встретился с приятелями «молодомузівцями» Петром Карманским и Василием Пачовським, а также с Ф. Колессою, В. Щуратом, О. Кульчицькою, К. Студинським и другими старыми знакомыми. Начали налаживать издательское дело - издавать брошюры, календарь, народный букварь, сборники песен...

И осенью 1915 г. Лепкого мобилизовывают. Известного немолодого уже писателя послали бы на фронт, если бы друзья не позаботились о его назначении для культурно-просветительной работы в лагере среди военнопленных.

Вскоре Лепкий оказался в Германии. Условия содержания пленных здесь были лучше, чем в Австрии. Некоторое время был в городке Раштадті, а затем в 1916 г. перебрался в Вецларе.

Здесь был расположен лагерь, где было размещено десять тысяч военнопленных украинцев.

Работа в лагере была нелегкой. Хоть немецкое население относилось к пленным довольно благосклонно, вчерашние солдаты враждебно воспринимали и культурно-образовательную работу, и создание ремесленных мастерских и называли предателями тех, кто принимал участие в спектаклях, концертах или работал мастерами.

В 1917 г. поэт посещает родные края. Через Вену и Львов добирается до Бережан, посещает Жуков. Повсюду разруха, руины, нищета, повсюду человеческое горе. "Снова возвращается в Вецларе, а впоследствии (в 1920 г.) перебирается в Берлин, где занимается литературным трудом, становится сотрудником издательства «русское слово», выдает целую библиотеку произведений украинской классики и современной литературы.

События войны нашли отражение во многих поэтических и прозаических произведениях Б. Лепкого. Прежде всего в большой поэме «Буря» (к сожалению, остались только фрагменты), циклах «Іntermzzо», рассказах и очерках «Вечер», «Колокола», «Душа», «Свои» и другие.

В 1925 г. Лепкий возвращается в Краков (при содействии давнего "приятеля, известного писателя Владислава Оркана), где становится профессором Ягеллонского университета. Снова разворачивается творческая работа и издательская деятельность. И когда наступает лето, тянет его в родные края. В 30-е годы писатель ежегодно приезжает в с. Черче недалеко от м. Рогатина, где можно было не только отдохнуть, но и подлечиться целебными грязями. Проявлением любви и уважения к Бы. Лепкого было то, что в 1933 г. сельская община Черче построила для него дом (который назвали «Богдановкой»), где он имел возможность жить и работать.

Вокруг писателя собиралась молодежь, проводились литературные вечера, на которых звучали стихи Т. Шевченко, И. Франка, самого Бы. Лепкого, звучали песни. Польская оккупационная власть проводила карательные акции против культурных мероприятий украинского населения, которые не обошли и Черче. Как вспоминают жители села, не раз сюда «налетали полицаи» и разгоняли участников вечера. «Как-то между Богданом Лепким и полицейским возник инцидент. Писатель заявил свой протест представителю власти против грубого отношения к деревенской девушки. Мало того, что седовласого профессора полицейские грубо обозвали и силой препроводили домой, о его поведении узнало увіверситетське начальство. Ходили слухи, что по этому поводу Лепкий имел неприятности».

После оккупации Польши фашистской Германией положение писателя стало особенно тяжелым: он потерял должность в Краковском университете. Умер писатель 21 июля 1941 г., похоронен в Кракове на Раковецькому кладбище. В 1972 г. на его могиле был установлен барельеф, а его именем названа одна из улиц города.

Но созданного Бы. Лепким забвения поглотить не может. Он свою жизнь, свой талант посвятил родному народу, обогащению его культуры, литературы.