Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Дмитрий Васильевич Павлычко


 

Дмитрий Васильевич Павлычко родился 28 сентября 1929 г. в селе Стопчатові на Подкарпатье в многодетной крестьянской семье. Точнее - где-то недалеко от этой даты, которой появление ребенка была зафиксирована при крестинах в церковной книге. Произошло это в поле при копании картофеля - обычный эпизод крестьянского ежедневно.

Несколько лет Павличкам пришлось жить в конюшне, потому что хата сгорела, а новая сводилась медленно, росла вместе с детьми. В памяти поэта глубоко врезались майстерка, шорох пилы, запах разрубленной древесины, превращаемой на дверной косяк и платную, варцаба и стропила - предметы теплые и красивые. Гуцульщина испокон веков чтили дерево - верного спутника человека от колыбели до гроба. В Д. Павлычко это особое отношение, отраженный сотнями образов, усиливалось и первыми детскими впечатлениями.

Отец - Василий Николаевич - был человеком образованным (как на свое время), весьма трудолюбивым и энергичным. Перешел через фронты и армии первой мировой войны, побывал и в Киеве, и во Львове, где его осудили на расстрел, а он убежал, уволив с собой и заключенных Бригидок. С установлением в Галичине пилсудчини осел на дідизні, не потеряв при том интереса к политике. Принимал участие в сельских сходах, выступал в роли народного адвоката, отстаивая интересы обиженных земляков. 1939 г. в первых рядах активистов встречал Красную Армию, стал первым председателем новообразованного колхоза. Работал всю жизнь и умер при работе: «Однажды, когда ему уже было за семьдесят, попросил друзей своих сигарету. Затянулся и отбросил ее прочь. «Уже не вкусная»,- сказал, и умер, стоя, опершись плечами на стену, так, будто и смерть принял как работу, а не отдых».

Мать - Прасковья Юрьевна Бойчук - была женщиной необразованной, но при том много знала из «Кобзаря» и Франковых произведений, чтение которых вслух каждое воскресенье вдохновляла детей. Имела прекрасную память и вкус к поэзии. Д. Павлычко вспоминает стихи, которыми она диктовала ему письма в Коломыйской гимназии. Умерла в 1955 г. от тяжелого труда.

Образование на Подкарпатье была в почете. Да и житейский смысл подсказывал: малоземельные родители ничего не могли оставить детям в наследство, кроме знаний, которые стремились дать любой, очень тяжелую как на крестьянский достаток цену.

Дмитрий Павлычко начал ходить в школу в Яблонов. Школа была польская, украинская речь - запрещена. Конфликты, что с этого возникали, поэт вспомнит впоследствии в заметках «О себе» и еще в стихах выльет горечь попираемой достоинства («За язык мужицкую не раз на колени пришлось в школе становиться мне...»). Он выучит язык Мицкевича и полюбит культуру его народа, в Коломыйской гимназии освоит немецкий и латынь, всю жизнь жадно и неутомимо всотуватиме духовные сокровища других народов и эпох. И все это покріплюватиме в нем любовное, трепетное, бережное отношение к родному слову. Защита и сохранение его станут для Д. Павлычко - одного из самых образованных украинских литераторов современности - делом долга и чести.

В оккупированной Коломые сразу за забором гимназии, где в то время учился поэт, фашисты устроили еврейское гетто. Отсюда пленников партиями вывозили на расстрел, а те, что оставались, пухли от голода. Темными ночами гимназисты привязывали тяжести к привезенных матерями караваев и, раскручивая такой молот из хлеба и камня, перебрасывали его на территорию гетто. Днем их встречали страданиях и благодарные взгляды зчорнілих еврейских детей. Глаза боли и надежды. Они запомнятся навсегда.

1944 г. в числе других заложников немцы расстреляли брата Петра. Тогда впервые, склонившись на крышку гроба, Д. Павлычко излил свою любовь и ненависть в еще детские, неуклюжие, и виболені строки. К поэме «Очаг», в которой этот трагический эпизод получил философское отражение, было еще далеко. И реальность - горькая и правдивая - уже стала на пороге. Она всегда будет привлекать художника - вперед всех фантазийных взлетел и романтических вымыслов.

1948 г. Д. Павлычко кончил десятилетку. История поступления в высшую школу - отдельная страница его до сих пор не написанной автобиографии, знаменательное во многих отношениях. Прежде всего - широта интересов, что провела поэта через несколько городов, заставляя его искать применение своим бурлящим силам. Это была и несомненная свобода выбора, отождествленная самим поисковиком знаний с Советской властью, ее глубоким гуманизмом.

Д. Павлычко подал документы в Станиславского медицинского института (сейчас г. Ивано-Франковск), но отсутствие нужной справки из военкомата и - чисто эмоциональное - запах йодоформа в мрачных коридорах (а за окном цвела, аж задыхалась, липа!) вмиг поломали эти намерения и привели юношу на физический факультет Черновицкого университета. Правда, не дальше приемной комиссии. Но что-то в этом спалахові интереса к основам мироздания было неслучайно, органично для его натуры. Оно уконкретнилося в решении стать студентом философского факультета Киевского университета, потвердженому блестяще сданными экзаменами (философией увлекался давно, «Диалектику природы» Ф. Энгельса проштудировал еще в школе). Но стать студентом КГУ Павличкові тоже не пришлось - его не приняли на том основании, что он был галичанином. В министерстве смогли помочь лишь запиской в ректорат Львовского университета, где одной фразой отмечалось, что имярек разрешается принять на исторический факультет. И снова - странствия. На этот раз «зайцем», на крышах вагонов (деньги давно вышли); ожидание в приемных, надежду. За неимением мест на историческом Д. Павлычко стал студентом украинской филологии (отделение логики и психологии). Человек и космос, материя и время - все это замкнулся для него на родном слове, его незглибимій сути.

Случай в Киевском университете не поколебал ни нравственных, ни общественных взглядов Д. Павлычко. Да и не было это для него первым студеным дуновением социальных противоречий, способным погасить полыхающего молодой души. Романтические иллюзии никогда не имели над поэтом особой власти; смыслом и загадочностью полнилась для него самая реальная действительность. Да и судьба не раскошелилась на «сны розового детства», а тем более юности.

От осени 1945 г. до весны 1946 г. Д. Павлычко был заключен в Станиславе по сфабрикованному обвинению в причастности к бандеровских злодеяний. В те годы рвійність в разоблачении всевозможных «заговоров» и «групп» не была диковинкой, особенно на западных, недавно воссоединенных землях Украины. Комиссия из Москвы признала безосновательными выдвинутые против группы подростков обвинения, но баланды отведать пришлось.

А «на воле» подстерегала другая обида - школьников, которые запізна возвращались домой, встречали бандеровцы, допытываясь, случайно, не комсомольцы. О кого такое узнавали - тех пытали и казнили. Такой была действительность. Насмотрелся Д. Павлычко и на повешенных активистов, и на причиненные «лесовиком» пожара. Вблизи познал «лицо ненависти», лицо националистического зверства, запомнил его на всю жизнь.

Так закалялась нетерпимость ко всякой социальной несправедливости, перегибов, какими бы лозунгами они не прикрывались. Каждое проявление национализма всегда звать поэта к бою за равенство всех народов, казенная бездушие и произвол глубоко обурюватимуть его человеческое достоинство. Как признается ныне поэт, до XX съезда КПСС он был внутренне готов, лицо «вождя всех народов» никогда не вызывала восторга. Даже на юношеский усмотрению Сталин и его практика никак не сочетались с кличною и дорогой идеей коммунизма.

Еще будучи в университете, Д. Павлычко руководит литературной частью Львовского Тюза, с 1953 г.- учится в аспирантуре под руководством академика М. Возняка. Однако поэтическое творчество отодвинула научную работу на второй план, и диссертации он так и не защитил. Думаю, чтобы сейчас, как когда-то, было принято присуждать научную степень по сумме трудов, Д. Павлычко с сотнями своих блестящих литературоведческих и критических исследований получил бы высший.

С 1957 по 1959 гг. Д. Павлычко руководит отделом поэзии журнала «Октябрь», следующие пять лет - на «творческих хлебах». Переехав в Киев в 1964 г., поэт некоторое время работает в сценарной мастерской киностудии им. О. Довженко (за его работами поставлены фильмы «Сон» - В соавторстве с В. Денисенко, и «Захар Беркут»). 1966-1968 годы отданы работе в секретариате правления СПУ, а затем снова «творческие хлеба» и большая, может, не так по времени, (1971-1978), как по возложенным усилиями работа на должности редактора журнала «Вселенная». И теперь Д. Павлычко считает его своим дорогим детищем (целый ряд всемирно известных писателей впервые пришли к украинскому читателю именно со страниц этого журнала). Секретарь СП СССР с 1986 г., с 1988 г.- секретарь правления СПУ. И на протяжении всего времени - многочисленные командировки, поездки за границу, участие в работе многих делегаций и комиссий, обществ, редколлегий и т.п. Таким в общих чертах выглядит трудовой путь Д. Павлычко, а на творческий - должны вернуться от начала.

1 января 1951 г. в газете ЛГУ «За Советскую науку» был опубликован первый, как считается, стихотворение Д. Павлычко «Две елки».

Первая книга Д. Павлычко «Любовь и ненависть» (1953) поэтому и стала первостепенным явлением молодой музы, что принесла поэзию граждански встревоженную и остроугольную. Возвеличивание советского настоящее вырастало из сознания вчерашней нужды, а потому не имело казенной заданности. Оно прямо адресовался народа, что одолел стихию собственничества и темноты, зажил благородно и смело:

Меня также ждала погибель,

Нужда и безработица вир -

Я сын простого лесоруба,

Гуцула с Карпатских гор.

 

В конце 50-х поэзия Д. Павлычко вступает в стали проблемно-тематические русла, которые пронижуть все последующие книги поэта. Выходя на первый план или отступая вглубь художественного континента, они будут наполняться и тужавіти философским нуртом. Творческое развитие поэта будет выдаваться редкое равным и вышестоящим хоть будет, бесспорно, исключительно звездные часы.

Преданность определенным темам заметна и в этом трехтомнике, составленном не по хронологии из сборников, а из крупных поэтических циклов, написанных в течение двадцати-тридцати лет. Такой видится гражданско-публицистическая лирика от упомянутых стихов к инвективам «Спирали» (1984) и «Поэм и притч» (1986). Как одно большое исследование прочитывается в Д. Павлычко культурологическая тема, начатая стихами, посвященными Таланові (1953), и продовжувана до сих пор. Еще одно русло - уникальная по страстностью и откровенностью интимная лирика, впервые сказала «Ароматами хвои», пришла «Гранословом» (1968) и гордо вознеслась в «Тайны твоего лица» (1979). Крутыми берегами рубаїв, сонетов и поэм вплоть до восьмивіршів (1988) данная медитативно-философская поэзия, что все сильнее влечет к себе поэта, напоминая о психологические законы творчества, за которыми юности ближе увлечение, а зрелости - размышление.

1977 г. Д. Павличкові за книгу «Любовь и ненависть» была присуждена Государственная премия Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко.

80-е годы не вносят в поэзию Д. Павлычко заметных изменений, разве что выглядит она более сосредоточенной на социально-философской проблематике, более сознательной собственной природы (не случайно сборник 1984 г. имеет название «Спираль» - знак диалектики).

От 60-х годов Д. Павлычко пишет для детей. Большую популярность снискали его поэмы «Златорогий олень» (1968), «Приключения кота Мартына» (1987), в которых сквозит поэтика народной басни, как ее понимал, в частности, и И. Франко, создавая своего «Лиса Микиту». Динамичность сюжета, яркость характеров, житейское взвешенность оценок, по которым трусость и скупость высмеиваются, а почитаются честность и мужество,- все это не так адаптация для детей взрослого мировоззрения, как цель народной этики, поняла и старому, и малому. Поэт не придумывает, не садится перед читателем корточки - он передает детям унаследованную плазму народной морали в форме поэтической аллегории, басни, остроумия («Попугай», «Петух», «Аист»).

Такие стихи («Весна», «Ветряк») много говорят и взрослым, и детям, а потому, видимо, детям больше, потому что они больше ценят уважительность обращения. Об этом иногда забывают наши «детские» віршарі. Тем временем жизненная мудрость, личностность или же характерность и возвышает над течением однодневных поэтических «бабочек» остроумного и по-дедовски хорошее язык стихов М. Стельмаха, зачарованная собственным образом рассказ М. Винграновского, требовательную, как экзамен, сказку Лины Костенко, дальновидный стихотворение Д. Павлычко.

Сказанное потверджується и плодотворной, многолетней работой Д. Павлычко и в области критики и литературоведения. Основан студией над сонетами И. Франко научно-литературное наследие поэта состоит ныне из сотен (!) статей, преимущественно портретного характера, небольших по объему и весьма интересных по содержанию, отмеченных особой четкостью ведущей мысли. «Магистралями слова» (1978), «Над глубинами» (1984), «У мужественного света» (1988) - не просто сборники статей. Это - составленная из отдельных разведок длительная, тяжелая и захватывающая экспедиция вглубь материка мировой и родной украинской культуры, которая требовала от Д. Павлычко больших сил, но отблагодарила такой широтой художественного мировоззрения, которой мог похвастаться разве что М. Бажан.

В одном из стихотворений 1972 г. Д. Павлычко сокрушенно вздохнул, взглянув на бесконечность за общиной уже сделанного, пространство, которое бы так хотелось охватить умом и сердцем:

Начал я сто работ,

Сто и еще одно начало.

Глянуть не успел на свет,

А оно и темнеть стало.

С тех пор прошло полтора десятилетия. Много нового и хорошего вынес поэт со своей мастерской на люди. А это чувство постоянного неуспевания, невтоленості, упорной творческой погони за горизонтом, кажется, только возросло: «Пока я не остыл, пали мою ленивую кровь»,- сказано в стихотворении «Мой боли» (1984). Неутолимая жажда мысли и чувства, увлеченность новой долиной и есть «сто первым» началом Дмитрия Павлычко, его главным и последним доказательством в гуманистическом утверждении «Человеко - ты можешь!». Таком доконечному утверждении в наше сложное, тревожное, решающее время.