|
Сложным и противоречивым был жизненный и творческий путь талантливого украинского поэта-лирика Александра Олеся, который вошел в литературу накануне революции 1905-1907 гг.
Родился О. Олесь (настоящее имя и фамилия Александр Иванович Кандыба) 4 декабря 1878 года в селе Верхосулі вблизи Белополье на Сумщине. Здесь прошло детство будущего поэта.
От природы чувствительная к красоте душа малого Олеся жадно впитывала в себя музыку родных полей, шелковый пение широких слобожанских степей, тоскливые мелодии народных песен, наполненных слезами и гневом.
Впечатления детства, проведенного на лоне великолепной природы, в среде обездоленного сельского люда, стали тем здоровым почвой, на которой росло в юной душе чувства любви к родной земле, к родному слову, к угнетенной царизмом матери-Украины.
Тяжелая жизнь трудового народа, визискуваного чужими и своими господами, очаровательная украинская народная песня, красота природы родного края - это те основные источники, питавшие поэтический мир В. Олеся не только в годы детства и юности, но и время расцвета его поэтического таланта.
Учился Александр сначала в Дергачевском земледельческой школе, а после ее окончания в Харьковском ветеринарном институте. На период обучения в земледельческой школе приходятся его первые поэтические попытки, что помещались в рукописных сборниках, которые В. Олесь составлял со своим школьным другом - будущим известным русским писателем К. Треньовим.
После окончания Харьковского ветеринарного института А. Олесь работает по специальности сначала в Харькове, затем в Киеве.
Знаменательным событием в жизни молодого поэта была его поездка летом 1903 года в Полтаву на праздник открытия памятника зачинателю новой украинской литературы Ивану Петровичу Котляревскому.
С восторгом слушал Олесь на празднике взволнованную речь Михаила Коцюбинского, который перед многолюдными собраниями полтавчан и гостей высоко поднимал имя Котляревского, что «берет из-под сельской стрехи ' народную песню» и переносит ее в литературу. Вдумчивое лицо Коцюбинского, которое светилось любовью к людям, теплый, проникновенный взгляд его темных глаз глубоко запали в душу молодого поэта.
Встретил Олесь в Полтаве еще многих других известных писателей: Панаса Мирного, Лесю Украинку, Владимира Короленко, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого, Василия Стефаника.
Устами лучших своих представителей, которые выступали на открытии памятника, украинский народ утверждал, что он жив, что ни российский царизм, ни австро-венгерские магнаты, ни румынские бояре не убили его души, его языка, его культуры.
На этом празднике Олесь, как никогда, почувствовал себя сыном великого народа, борющегося за свое социальное и национальное освобождение. И зазвучали струны души молодого поэта. Зазвучали нежно, порой уныло, но все же жизнеутверждающе. Рождался новый поэтический талант. Настраивало его на героический лад именно жизнь. Ведь это был канун революции 1905-1907 годов, когда по всей России звучало горківське «Пусть сильнеє грянет буря», а вслед за ним «Пусть гибнет царь» Леси Украинки.
Первый сборник стихов О. Олеся вышла в свет в 1907 году в Петербурге под названием «С печалью радость обнялась». От нее повеяло молодой свежестью, юношеской искренностью и непосредственностью. Повеяло здоровыми настроениями молодой души, которая жаждет света и борьбы за обновление родного края, человеческой жизни.
На 1905-1907 годы приходится расцвет таланта поэта. Под влиянием общего революционного подъема, охватившего всю страну, он написал немало талантливых стихов, в которых звучал страстный призыв к борьбе за свободу всех трудящихся.
В лучших произведениях, вошедших в сборник «С печалью радость обнялась», Олесь воссоздал дух революции 1905 года, искреннее восхищение революционными событиями, в которых видел рассвет новой жизни угнетенных царизмом народов.
И все-таки поэт не стал последовательным певцом революции. Будучи далеким от марксистских взглядов на развитие общества, Олесь не задумывался над сложностью путей социальной борьбы, четко не видел движущих сил революции, ее конечной цели. Революция для него - это общая борьба за свободу, это «чудо», когда «свободные и равные люди станут и осуществят мечты все вмиг».
Сосредоточившись с 1907 г. на литературной работе, А. Олесь за десять лет (1907-1917 гг.) издал пять поэтических сборников. Четыре из них названий не имели, только порядковые номера. Больше всего талантливых произведений, которые выражали думы, чувства, настроения простых людей, встречаем в первых двух сборниках. В следующих трех преобладают настроения, грусти и усталости.
На грани XIX и XX века украинская литература развивалась в сложных исторических условиях. Особенно трудно пришлось украинской литературе в последнее десятилетие перед Октябрьской революцией, когда не стало Михаила Коцюбинского, Леси Украинки, Ивана Франко.
В это время возникает множество литературных течений, представители которых часто за модными лозунгами «чистого искусства» скрывали свои узкие классовые интересы, выступали против передовых традиций русской революционно-демократической литературы, сеяли вражду между народами. В таких условиях писатели, не имели четкой политической программы, качались в своих взглядах, в своей творческой деятельности.
Александр Олесь не связал себя идейно и организационно с общероссийским освободительным движением, которым руководила партия большевиков. У него при всем его большом поэтическом хисті не было той широты и непоколебимости демократических взглядов, широты идейно-эстетического сближения с другими народами, как это имело место в Шевченко, Франко, Грабовского, Коцюбинского, Леси Украинки. Ведь основными источниками вдохновения писателей-революционеров были не только история, жизнь, народное творчество родного народа, но и освободительная борьба других народов царской России, трудящихся всего мира против социального и национального рабства.
Эта сужение идейно-эстетических горизонтов поэта, невиробленість в него общественного мировоззрения обедняли большой лирический талант Олеся. В годы реакции это привело его в окружение украинских декадентов, а впоследствии привело к тому, что он не воспринял Октябрьской революции, не понял ее всемирно-исторического значения.
В 1919 г. поэт покинул свою родину и оказался в лагере националистической эмиграции. 25 лет он прожил за пределами Украины в тяжелой тоске по родному краю. С 1923 года до последнего дня своей жизни (22 июля 1944 г.) жил он в Чехословакии.
В эмиграции писал О. Олесь поэзии тоски и сожаления по утраченной родине, писал сказки, а также сатирические произведения, в которых высмеивал националистическую эмигрантскую верхушку.
Последние годы поэт жил в одиночестве, в нищете. У него даже не было средств на лечение.
Умер Александр Олесь в Праге. Там его и похоронили.
Жизненный и творческий путь А. Олеся был сложный, неровный, даже трагический. И сердцем своим, порывами он стремился быть с родным народом.
В лучших своих произведениях Александр Олесь выступил как очень одаренный поэт-лирик с выраженным индивидуальным стилем. Есть у поэта прекрасные стихи о революции 1905 года, великолепные пейзажные поэзии, своеобразная и искренняя любовная лирика. Есть драматические этюды, талантливые сатирические произведения и мастерски написанные сказки и стихи для детей.
Самобытность поэтического таланта Олеся почувствовала передовая украинская интеллигенция уже с появлением его первых произведений.
Иван Франко в рецензии на сборник «С печалью радость обнялась» писал: «Весною дышит от сих стихов. Выступает молодая сила, в которой уже сейчас можно повітати мастера стихотворной формы и легких грациозных песен. Почти каждый стишок так и просится под ноты, имеет в себе мелодию».
Свое отношение к жизни и борьбы народа, свое общественное лицо поэт раскрывает прежде всего в своей гражданской лирике, в тех стихах, которые выражали мысли, настроения и стремления передовых людей того времени, всего народа.
В отличие от тех поэтов, которые искали «чистой красоты», отворачиваться от жизни и борьбы народа, Олесь в своем первом сборнике уделяет много внимания гражданским мотивам. Этими мотивами в большей или меньшей степени проникнута и его интимная и пейзажная лирика.
На многих лучших его стихах чувствуется дыхание Шевченковской музы, чувствуется дух революционной романтики Максима Горького, Леси Украинки, Михаила Коцюбинского, которые утверждали в своих произведениях высокие идеалы борьбы за счастье человека, бросали вызов мещанскому болоту, где задыхалась и погибала большая мечта о настоящем человеческом счастье.
Уже во многих ранних стихотворениях Олеся, датированных 1903-1905 годами, звучит протест против серой рутины, против мира мещанства. В аллегорических образах Орла, Лебедя, Сокола, Искры, что летят к свету, в вышине, поэт утверждает порывы к мечте, к настоящей жизни. Он с болью говорит о тех, что гибнут на пути к счастью, но искренне восхищается несокрушимостью их духа.
В стихах «Искра», «Лебедином стаи», «В болоте лягушки рай нашли», «На высокой скале ранней эпохой» и др. Олесь поет песню «безумству храбрых», проводит ту идею, которую утвердила Леся Украинка в одном из своих рассказов, где изображены бабочки, сгорел, улетев к свету, и летучую мышь, дремал, заживо гнил в темноте, страхаючись огня.
С приближением революции символические образы в поэзии Олеся становятся все более понятными и доступными, набирают более четкого гражданского содержания.
В стихотворении «Ой не сійтесь, снега» поэт обращается к явлениям природы. Но каждый читатель без труда понимает, что здесь речь идет в первую очередь о весне в жизни народа.
Революцию 1905-1907 годов поздравил поэт с восторгом, как весну в жизни угнетенных народов царской России.
Эта радость, вера в победу над темными силами царизма звучит во многих стихах, полных оптимизма, бодрости, призыва к борьбе.
Лирический герой этих стихов, проникнутый настроением восставшего народа, искренне радуется, видя, как вчерашние рабы становятся людьми, борцами за свои попранные права.
Поэт полон веры, что в этой борьбе порвет оковы рабства и его родной украинский народ. Этой верой в духовные, в революционные силы украинского народа полны частности поэзии: «Снег в роще...», «Ой не цвети, весна...», «Я больше не плачу». Эти стихи своему строению напоминают народные песни. Первые две строки в строфе воспевают явления природы, а последние два рисуют картину из реальной жизни людей. Этим художественным параллелизмом поэт добивается эмоциональности произведения, вызывает у читателя глубокое чувство любви к родному народу.
В период революции 1905-1907 годов из-под пера Александра Олеся вышла подборка стихов-призывов, которые выражали настроение, стремление восставшего народа. Сила этих стихов в их простоте, убедительности и великой, поэтической наснаженості. Они волнуют, ибо полны пылкого чувства, гнева к угнетателям, веры в победу над ними. Не удивительно, что такие стихи становились революционными песнями народа. Среди них в первую очередь следует назвать: «Крепко и сладко, упившись кровью...» и «Мы не бросим оружия своей». В них автор мастерски сочетает призыв к борьбе, что повторяется как рефрен в каждой строфе, с конкретными картинами народного горя, которыми умотивовується этот призыв.
Последняя строфа этого стихотворения утверждает, что настало время открытой всенародной борьбы с врагом:
Как гимн революционной борьбы, звучит стихотворение «Мы не бросим оружия своей». Написан он размером «Марсельезы», и по духу близок к этой знаменитой революционной песни.
Из многих стихов Олеся периода первой русской революции веет печалью, грустью. И это не отчаяние, не безнадежность, не стоны, розслаблювали читателя. Большинство таких произведений полны жгучей боли по жертвам революции.
Кого не взволнует нежным лиризмом поэзия «Астры», которую Николай Лысенко положил на музыку? Расцвели великолепные астры полночь в надежде на светлое розовое утро, на теплые весенние дни. Будущее казалось им ясной сказкой. И не суждено осуществиться их бредом. Вместо солнца, тепла их встретили холодные осенние дожди и ветры.
Воспевая трагическую судьбу астр, поэт думает о тех, кто мечтал о утро новой жизни, кто рвался к свету правды и свободы, но преждевременно погиб, не дождавшись осуществления своих мечтаний.
Как реквием героям, павшим за народное дело, звучит поэзия «Траурная песня». Первая ее часть передает чувства всенародной скорби по тем, что «как львы, боролись за народ, за правду народного дела». Вторая часть стихотворения перерастает в клятву мести за священную кровь лучших сынов народа.
Не теряет Олесь веры в торжество революционных идеалов и в то время, когда царизм мобилизовал все силы на подавление революции. Он пишет стихи большой разоблачительной художественной силы, в которых клеймит кровавые преступления царизма.
Через символические образы вампиров, шакалов, волков, сов и т. п. поэт убедительно раскрывает хищническую суть реакции и призывает не терять веры в победу над этими темными силами:
Вызывает восхищение стихотворение «Три менты». В нем поражает мастерство построения и художественных средств,их соответствие замысла поэта. В трех строфах стихотворения изображено нарастание борьбы народа против царизма. Первая строфа указывает на время страшной реакции, когда ее черные силы сеяли страх и повиновение. Звуковой состав первой строфы (аллитерации по звукам) в совершенстве передает гнетущее настроение в стране.
Во второй строфе идет речь о нарастании тайной, подпольной борьбы. По сравнению с первой, в этой строфе изменены лишь отдельные слова, на которые падает основное ударение. Вампиры упились народной кровью, и надо готовиться к расправе с ними.
Третья строфа - это призыв к всенародному восстанию против царизма. Пришло время всем стать грудью против хищного врага. В этой строфе гремят не только отдельные строки, слова, но и звуки, передавая силу и непоборність народного духа.
С большой обличительной силой заклеймил поэт кровавые черносотенные погромы царизма в стихотворении «Над трупами». Перед нами картина чрезвычайного трагизма. Убита невыразимым горем мать-еврейка стоит над телами замученных мужа и сына-младенца. Стоит и обращается с вопросами то к мертвым, то к убийцам. В этих вопросах невероятный ужас и недоумение: за что убит мужа-врача, который делал людям только добро; за что убит ее маленького сына, который произносил только одно слово «мама»?!
Этот стих, который содержит в себе акт обвинения царизму вместе с тем говорит о человечности и интернационализм его автора, о том, что Олеся до глубины души поражали обиды не только родного народа, но и других порабощенных народов.
Иногда поэт впадает в отчаяние, противоречия, отрицает то, что провозглашал вчера... Стихи с таким настроением, с таким морализаторством рождались в минуты тяжелой усталости поэта. Основной же причиной таких колебаний в мыслях и настроениях было то, что поэту не хватало четкого представления о конкретных путях социальной освободительной борьбы. И все же определяющими в его поэзии 1905-1907 годов настроения борьбы и свободы, искренний призыв к бою за социальную и национальную свободу народов царской России, вера в светлый день новой жизни.
Александр Олесь создал немало талантливых стихов, в которых звучит гнев против тех, кто топтал национальные права украинского народа, против барства и прислужницької интеллигенции, что ради наживы, карьеры и выгоды отрекались от своего народа, его языка, культуры.
Одним из лучших патриотических стихов Олеся стихотворение «О слово родное! орле скован!» (1907 г.). В нем он с глубокой нежностью передал свою любовь к родному слову, в котором отразились вековая история Украины, красота и нежность природы, духовное богатство родного народа.
Перекликаясь с Лесей Украинкой, поэт стремится, чтобы родное слово стало его мечом и солнцем в борьбе за освобождение родного края.
В ряде своих стихотворений Олесь поднимает тему отношений интеллигенции с народом. В них слышать отзывы знаменитого «Посланія» Т. Г. Шевченко. Поэт "корит отступников от родного народа.
Слово поэта набирает иногда иронического и саркастического звучания, как в поэзии «О, правда! Мой народ смешной бескрайнее...», где Олесь с гневом говорит.
Гневно заклеймил поэт угнетательской национальную политику российского царизма в_ таких стихах, как: «Кто вы? Кто вы? с нагаями...», «Ежедневно вороны летят...», «Везли их, израненных в бою с солдатами...» и др.
Бодрые и радостные мелодии звучали в поэзии Олеся в дни Февральской революции 1917 года, которую он встречал как приближение воли народа.
Поэт сердцем чувствовал ту силу, которая открывала новый семафор в истории человечества. Той силой был народ-труженик.
Красота родного края питала талант Олеся, вызвала у него творческое вдохновение и самые нежные интимные чувства. Широкие слобожанские степи, цветущие поля и рощи, Черное море в часы спокойствия и волнения, мрачные Крымские горы и зеленые Карпаты, природа Украины в разные времена года - это далеко не полный перечень разнообразия образного наполнения в пейзажной лирике Олеся.
Поэзия Олеся захватывает нас прозрачностью пейзажного рисунка, в котором все преисполнено очарования, красоты природы, полнокровной жизни.
Гармонией зрительных и слуховых впечатлений поэт мастерски воспроизводит тот радостный момент в природе, что наступает после грозы, когда все дышит свежестью, солнечным теплом, счастьем. И все-таки последняя строка, та замечательная печальная метафора - «А слезы еще дрожат на них» - окутывает этот радостный настрой каким-то грустью, что идет от самого поэта, в душе которого радость обнимается с печалью. Это слияние радости и печали является характерной особенностью пейзажной лирики Олеся.
У Олеся нет чистого любование пейзажем, что было присуще поэтам-декадентам. Пейзаж у него почти всегда слит с жизнью человека, которая в природе черпает душевную свежесть, вдохновение и энергию для борьбы («На высокие горы, на серебро снегов!»). Пейзажные рисунки часто контрастируют в нем с миром мещанства («Пойдем відсіль, где радости нет»).
Отдельные пейзажные образы в лирике Олеся полны глубиной народной поэтики, что находит свое выражение и в содержании, и в песенной форме стиха. Кого не взволнует поэзия «Не берите с зеленого луга ивы», которую композитор Я. Степнов положил на музыку! ее аллегория приступна каждому, кто любит свой край, свою родину.
Поэт любит форму задушевного разговора лирического героя с природой («О, сарнонько, приходи...», «Ой, чого ти, тополенько...», «Пташка! Любой совет теплу и весне» и др.), что придает его стихотворениям искренности, непосредственности, объединяет их с народными песнями.
Не случайно некоторые стихотворения Олеся стали народными песнями, потому что они и содержанию, и форме выражают доброжелательное, полна нежности и заботы отношение народа к природе. Такими являются, например, «Веснянка» из драматической поэмы «Над Днепром», «Росы, росы, дождика, ярину» и др.
Александр Олесь очень любил море. Он воспел его строгость и нежность в цикле стихов «Из крымских образов», вошедший в сборник «С печалью радость обнялась». Море манит поэта как символ непокоренности, оно вызывает у него мысли о родном крае, о борьбе за свободу народа. У моря он пытается найти покой, утешить душевные боли.
На отдельных стихотворениях этого цикла ощутимо влияние «Крымских отзывов» Леси Украинки, написанных в 1897-1898 годах.
Есть в Олеся цикл лирических стихов «Ежегодно», написанный в 1910 году. Это дань любви поэта к родной природе. Словно увлекательная сказка о царевне-зиму звучит запев: «Снега, ой снега какого!». Весь запев - это ряд гармонично сочетающихся развернутых сравнений, раскрывающих красоту зимы. В духе лучших образцов народного творчества звучит, например, такое сравнение:
Совсем другого настроения полон стихотворение «В небе жаворонки вьются», который по праву считается шедевром пейзажной лирики. Это замечательная картинка ранней весны. Радостное весеннее настроение, музыку весны, обновления природы поэт передает песней жаворонков. Подбор звуков и слов в стихотворении полностью воспроизводят этот настрой. Нагромождения гласных и звонких согласных звуков, размер четырехстопного ямба передают металлически-струнное звучание жайворонкового пения.
Образ осени особенно удачно передано в стихотворении «Вышивает осень на зеленой канве!». Есть в цикле «Ежегодно», как и вообще в пейзажной лирике Олеся разных периодов, немало стихотворений, проникнутых настроением грусти и усталости, однако большинство стихов о природе, помещенных в первые его сборники, полны бодрого настроения, будят мысль и чувства, зовут к жизни и борьбы за человеческое счастье.
Есть в Олеся много прекрасных стихов о нежную, чистую и верную человеческую любовь. Такие стихи духовно обогащают читателя, раскрывают ему красоту и глубину интимного мира человека.
Хоть грустью окутаны эти строки, но в них - искренность и нежность. Не случайно так они перекликаются со стихами Владимира Сосюры, на которого имела определенное влияние поэзия Олеся.
Поэтическое творчество Олеся в эмиграции - это стон измученной за родиной души поэта. На это указывают и названия его отдельных сборников «Чужбиной», «Кому скажу печаль мою».
Оказавшись в окружении людишек, враждебных Советской Украине, среди буржуазно-националистических предателей, поэт часто обращается, как к целебному источнику, к впечатлениям детства. Они связывали его с родным краем на чужбине, они питали его душу, его талант в минуты отчаяния и безнадежности.
В многих печальных стихах чувствуется большая любовь поэта к родной земле, горькое раскаяние за разлуку с ней, глубина трагедии его жизни:
В эмиграции поэт пишет и сатирические произведения: сборник «Перезва» (1921 г.) и драматическую поэму «Вылетали орлы» (1936 г.), в которых высмеивает главарей националистической эмиграции, что, словно крысы, грызлись между собой за министерские портфели, за теплые места и доходы. Тип такого деятеля - предателя и пристосованця - удачно охарактеризовал Олесь в одном из сатирических стихотворений этого периода.
Стремясь хоть как-то отдалиться от тягостного для него окружение, Олесь в этот период часто обращается к далекому историческому прошлому, поэтически перепевает народные предания, легенды, сказки. Особенно много он пишет сказок для детей. В этой книге помещены две лучшие из них.
В стихотворной пьесе-сказке «Нищета» рассказывается о жизни бедного и богатого братьев, о том, как чревоугодие, погоня за богатством убивают в человеке все человеческое. Сказка «Никита Кожемяка» - поэтический перепев известной легенды о силака, который убил страшного змея, оказывал много горя и страданий русской земле. В легенде подчеркнуто, что не князья и бояре, а люди из народа, сам народ был той силой, которая спасала родную землю от усіякимих опасностей.
Сказки Олеся привлекают читателя не только своими увлекательными сюжетами, но и высокой художественностью и поэтичностью.
Лучшие поэтические произведения Александра Олеся очаровывают читателя искренностью и романтической взволнованностью чувств, простотой и ясностью выражения, легкостью и музыкальностью стиха. Эти черты его лирики вытекают из богатства и глубин песенного народного творчества, на которую опирался поэтический талант Олеся.
Про музыкальность и напевность лирики Олеся красноречиво свидетельствует тот факт, что его стихи клали на музыку более тридцати композиторов.
Символические образы в стихах Олеся 1905-1907 годов доступны, понятны, полны революционной романтики, что объединяет их с поэзией М. Горького и Леси Украинки.
Следует указать и на жанровое богатство лирики поэта. Есть в его творчестве гражданская поэзия, массовая песня, романсовая лирика. Есть пейзажные стихи, поэзия тоски и сожаления, есть стихи-размышления и стихи с философским окрасом.
Своими лучшими чертами лирика Олеся имела значительное влияние на дожовтневу украинскую поэзию. Стихи Олеся еще до Октябрьской революции перекладались на российскую, белорусскую, грузинскую и чешский языки.
«Нет никакого сомнения, что поэзия Александра Олеся сказалась сильными своими сторонами на развитии украинской литературы, так и украинской советской литературы. С грустью признавая его вольные и невольные вины, его ложные шаги, в которых сам он горько каялся, жалея, что такая сильная творческая индивидуальность не получила полного своего развития, мы должны, однако, сказать, что поэт Александр Олесь занимает определенное место в истории нашей культуры и что все лучшее из его наследия должно стать достоянием нашего советского читателя», - такую оценку А. Олесю дал десять лет назад великий украинский советский поэт, ученый и общественный деятель Максим Рыльский.
|
|
|