Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Степана Васильченко


 

...Солнце - будет, будут радостные дни,

ясные, будут песни, цветы, будут

радости, сміхи... Будут!
Степан Васильченко
 

Родной городок на Черниговщине казалось таким дорогим и красивым, хотя в нем, как и повсюду, вікували нищета, по тяжким трудом беднота света-солнца не видела. Там 8 января 1879 года он родился, хам познал первые детские радости и горести. Большая семья Панасенків - всех было восемь - ютилась в старой, скособоченій доме, обсаженной кленами, ясенями, рябиной. .Маленькими подслеповатыми окошками смотрела она на майдан, смотрела просто и откровенно, не стесняясь бедности своей, ибо жили в том доме честные трудолюбивые люди. Отец был сапожником, мать по найму за изнемог заработок вкалывала. Ни лоскута поля, ни хвоста во Дворе. Как заходили жатва, вся семья за убогий снип жала чужое. Степанко воду носил жнецам. Все обильным потом обливались, а зимой так и не было в'їжно.

Долгими вечерами в доме кипела работа: отец шил сапоги и сыновей своих старших того ремеслу учил. А меньшие залезали на печь и по очереди рассказывали сказки, придумывали всякие удивительные истории. Степан всегда умел найдотепніше змостити. Был ловкий, бойкий, хваткий до всякого дела.

В убогой семье почитали правдивое слово, песню, шутки. Отец был грамотный (когда у дьяка научился грамоте), уважал образованных людей, знал цену мудрой книжке. В доме Панасенків любили Шевченкового «Кобзаря» и Гоголевского «Тараса Бульбу». Время здесь звучали песни - «Ой, наступала та чорна хмара», «За Сибирью солнце всходит...», их выводили взрослые и дети. Значительно позже писатель Степан Васильченко (такой литературный псевдоним выберет Степан Васильевич Панасенко) вспоминать: «самое Сильное впечатление произвела на меня эта троица: Песня, Кобзарь и Гоголь, произведения, которым я не знаю равных в мировой литературе. Листая «Кобзаря», я не один раз вспоминал всю свою жизнь...»

Отец заботился, чтобы дети учились, потому что в наследство никакого изобилия он им не мог оставить. «Учитесь, дети,- говорил, бывало,- и ищите других путей».

Пять лет ходил Степан начальной школы в Ичне. И закончил его лучшим учеником. Его оставили при школе, чтобы готовился к учительской семинарии. Прошло два года напряженного труда. За это время парень хорошо освоил программу, перечитал много книг российского и мирового писательства (при школе была как для того времени богатая библиотека).

Шестнадцатилетний Степан уезжает учиться в Коростышевской учительской семинарии. Искренним и трогательным было прощание с родными, односельчанами. Дяди и тети, соседи приказывали: «Помни отца, чти мать! Не забывай, из какого колена вышел. Нами, бедными, не пренебрегай матери твоей. Кирпы не пори. С господами не водись...»

Коростышевская семинария была единственной на Украине, куда принимали способных детей крестьянской бедноты. Вступить в нее было мечтой, но везло немногим, ибо на казенный счет выделялось ежегодно только 10-12 мест, а платить за обучение малоимущие родители не могли. Поэтому-то учились в Коростышеве преимущественно дети богачей.

Семинария не оправдало надежд Степана Панасенко. «Обучение в семинарии немного хаотичное,- писал он позже.- Порой она больше смахивала на музыкальную или певческую школу. Было немало праздношатания». Казенно-схоластическая программа обучения не могла удовлетворить пытливого, жадного до знаний юношу, и он постигал науку самостоятельно, читая художественную литературу, научно-педагогические и исторические книги.

Школой идейной закалки для Степана Панасенко стал литературно-художественный кружок, где молодежь воспитывалась на лучших образцах революционной литературы и искусства. В работе кружка будущий педагог и писатель принимал самое деятельное участие.

Немало воды утекло за три лета. Возмужали ребята, ума набрались. Настало время прощания. А дальше - в путь. К какому же берегу пристанет хлипкую лодку его, Степановой, судьбы?

Осень 1898 года. Село Потоки под Каневом. Здесь по окончании семинарии оказался молодой учитель. Школа в старой напіветрухлявілій хате под соломенной крышей. Из углов тянет сыростью и плесенью. Сыро, неприветливо. Почти такая же и вчителева квартира. Голые стены, голый стол, кривоноге кровать, три стареньких стула. Глазу не за что зацепиться. Грустно на душе у Степана, жура сердце донимает. Правда, его теперь будут величать «господин учитель». И зря! Он сроду не забудет своего мужицкого колени.

Полон юношеского задора, учитель Потоцкой одноклассное школы погрузился в работу. В классе - больше сотни учеников (четыре группы). Единых учебников нет. К какой методики прибегнуть, какого образа добрать, чтобы при таких условиях научить детей хоть по слогам читать и без грубых ошибок писать? Учитель думал, размышлял, взвешивал. И таки находил выход. Его ученики много и охотно читали, самостоятельно решали сложные задачи. А особенно увлекали их устные рассказы, переводы интересных историй. Школьники полюбили науку, своего наставника. Хулиганы, и те притихли, втянулись в работу. А как загорались детские глазки, когда учитель читал им стихи, сказки, рассказы на родном языке, когда учил петь задушевных украинских песен.

Для взрослых молодой учитель организовал вечерние классы. А впоследствии создал любительский драматический кружок. Пьесы ставили не только в Потоках, но и в окрестных селах. Добрая слава об учителе понеслась по всему уезду.

Пожилые крестьяне любили и уважали Степана Васильевича, а молодежь чуть ли не на руках носила. «Дышало на меня приветом, теплом могучего родного народа, и хотелось нырнуть в его теплую глубину, в самую гущу»,- вспоминал писатель.

Бурная деятельность учителя не понравилась местным панкам. Поп Діановський сначала не спускал глаз со Степана Васильевича, а дальше принялся поучать: мол, зачем мужику грамота, пусть лучше молится богу. Но ни поп, ни пристав, ни чиновник - никто из местного начальства так и не смог перетянуть на свою сторону молодого учителя.

Однажды Степан Васильевич стал свидетелем возмутительного произвола и издевательства писарчуків в канцелярии пристава над невинным сельским парнем. Он написал об этом в газету. Сообщение, даже в переработанном, значительно смягченном изложении, поднял переполох среди сельского начальства. На непокорного учителя посыпались доносы губернатору.

По распоряжению инспектора Степана Васильевича перевели в Богуслава. Здесь на молодого учителя снова ждала хлопотливая работа с неподготовленными учениками. И самое страшное - провинциальный мещанское болото, унижение и моральное опустошение многих коллег, бесцветная, забитая местная интеллигенция. Противно было смотреть, как некоторые учителя сгибались в смирении перед господами и підпанками. Но были в Городе и другие люди - рабочие, ремесленники, которых насчитывалось в городке несколько тысяч. Среди них жил свободолюбивый дух, ширились революционные настроения. Молодой учитель охотно общался с рабочими, приходил к ним, принимал участие в обсуждении общественных событий.

В 1904 году Степан Васильевич поступает в Глуховский учительский институт, который в шутку называли тогда мужицким университетом. «Печальная была эта школа,- вспоминает он.- Это был тупик, в который загоняли тех из крестьянских учителей, которые стремились высшего образования... Это была мрачная, деловая казарма, где, кроме академического обучения, не было доступа ничему втором».

В тревожный и грозный час выпало учиться Васильченкові. 1905 год всколыхнул всю империю. Развернулось массовое рабочее движение, который вскоре перерос в вооруженную борьбу. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года ускорила взрыв революции. На улицах городов вырастали баррикады. Горели по селам помещичьи имения, экономии. Революционный пролетариат России взял в руки оружие, чтобы свергнуть самодержавие.

Свежие дыхание революционной бури донеслись и до Глухова. Забастовали студенты, требуя от администрации реорганизовать казарменный режим, обновить систему преподавания, изменить институтские порядки. Одним из инициаторов и руководителей забастовки был Степан Васильченко.

Царское правительство оказывало свирепые расправы над восставшими. Повсеместно гремели выстрелы, свистели нагайки карательных экспедиций. К каторжной Сибири потянулись длинные вереницы закованных в кандалы революционеров, борцов против самодержавия.

Стих забастовка в институте. Студенты один за другим отошли от революционной деятельности, покорились, притихли. Надежды на улучшение обучения в институте развеялись. Степан Васильченко забирает документы и снова едет на село учительствовать. Подавив революцию, царизм усилил репрессии и против народной школы. И даже в условиях лютой реакции педагог-народолюбець не пал духом. Более того - в селе Брусовому на Полтавщине, презрев царской запретом, он учит детей родному языку.

И снова местные власти начали преследовать «неблагонадежного» учителя.

Степан Васильевич давно мечтал попасть в рабочую среду. Он добивается перевода в село Щербивівку на Донбассе. Но не успевает и присмотреться к бурному шахтерской жизни, как его вместе с другими учителями по кулацким доносу арестовывают и отправляют к бахмутской тюрьмы.

В тюрьме Васильченко познакомился со многими политическими заключенными. Особенно искренне подружился с осетином Алексеем Хостнаєвим. Поэт в душе, то знал уйму сказок родного народа, вечерами рассказывал их. Впоследствии, на свободе, учитель-украинец запишет те осетинские сказки, литературно обработает и напечатает. Долго и терпеливо Степан Васильченко учил своего собрата грамоты, читал ему «Кобзаря».

Полевой суд оправдал Васильченко. И в это время его свалил тиф. Едва придя в себя, вышел из больницы. Куда теперь? Учительствовать ему запретили. Поехал к матери в Ичню. В старой полуразвалившейся хате она сама доживала, тяжело бедствуя, Отец умер, братья и сестры некоторые поженились, другие подались в батраки, на заработки.

Васильченко живет с частных уроков. Скромного жалованья хватало, чтобы кое-как перебиваться. Днем помогал матери, а вечерами и ночью писал. Работал запоем, лихорадочно, до самозабвения. Часто и рассвет заглядывал в маленькие окошки, а он никак не мог одірватись от стола. .,,

Ранее Васильченко думал, что, вчителюючи, он даст своему обиженному народу больше пользы. С любовью, увлеченно отдавался он педагогической работе. Любил детей и изо всех сил старался высевать в их души отборные зерна правды и науки.

Теперь ему заказана дорога в школу. Но он ни дня не сидеть сложа руки. «Решил: так жить нельзя, надо бороться. И как? За оружие для такой борьбы я решил взять слово»,- писал позже Васильченко.

...Его путь в литературу начался еще в сельской школе, когда сочинял свои первые стихи, подражая Шевченко, Пушкина, Кольцова. Інтернатське жизнь в семинарии мало способствовало литературным занятием. Правда, его классные сочинения, часто написанные в художественной форме, до слез трогали преподавателя словесности.

В первые годы учительства Васильченко ведет дневник - «Записки учителя», записывая туда все пережитое и виденное. В нем находим интересные эпизоды, которые впоследствии писатель развернул в новеллы, повести.

В Ичне Васильченко по-настоящему взялся к литературному творчеству. Жизнь сельской бедноты, сельских интеллигентов (прежде всего учителей), детей, подростков - вот что стало объектом его писательских интересов. Любимый жанр писателя - рассказы. Над каждым из них он долго работает, до блеска полируя каждое слово. Решился отправить написанное к украинской газеты «Рада», которая выходила в Киеве (1906-1914 гг.). Там и появились в печати его первые произведения - рассказ «Роман», «Голодному и опята - мясо» (впоследствии переименованное в «Мужицкую арихметику»), «Пацанок», «Вова», «В темноте», «У господ», «На чужбину», «С самого начала». В педагогическом журнале «Свет», одновременно печатаются рассказ «Ужин», «Над Росью».

Все эти произведения сразу привлекли внимание читателей социальной заостренностью, актуальностью тематики и художественным совершенством.

Редакция «Совета» предложила Васильченкові постоянную работу, и в 1910 году он переезжает в Киев.

Писатель отчетливо демократического направления, Васильченко не разделял буржуазно-либеральных взглядов сотрудников и издателей газеты. Он часто ловил на себе презрительные взгляды панков-либералов, которые опекали газету. Но это была единственная ежедневная украинская газета, выходила после революции 1905 года. И Васильченко согласился работать в «Раде». Ведь здесь печатались такие писатели и деятели украинской культуры, как М. Коцюбинский, А. Тесленко, М. Лысенко...

Выходец из гущи трудового народа, Васильченко всегда стремился честно служить ему. Однако кое-что он поверхностно понимал сложность классовой борьбы на Украине. Национальные проблемы писатель рассматривал иногда в отрыве от социальных, классовых. Поэтому наряду с такими произведениями, как «Мужицкая арихметика», «На чужбину», где дается выразительный социальный подтекст, он пишет и рассказы («Под школой», «Инспектор» и др.), статьи («Народная школа и родной язык на Украине», «В современной школе»), в которых говорится только о педагогической необходимость преподавания в народных школах на родном языке.

В газете Васильченко ведет отдел театральной хроники. Невысокой платы, которую он получал, едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Жил он в дешевой квартире на Соломенке, убогой окраине города, на работу и с работы ходил пешком, потому что тратить деньги на извозчика для него было бы чрезмерной роскошью.

Васильченко всегда был неприхотлив в быту. Он заботился о самое святое - творчество, любую сердечные литературный труд. Писатель упорно работает. В литературу он пришел с богатым жизненным опытом. Годы учительства по селам Киевщины и Полтавщины, революционные вихри 1905 года, мытарства в тюрьме, встречи с множеством человеческих судеб и характеров - все это определило тематический диапазон писателя.

И, кроме жизненной школы, была еще и литературно-художественная, в которой формировался не обыденный талант Васильченко - мастера слова, художника-реалиста.

Художественные произведения С. Васильченко, которые стали известны читателям в 1910 году, обозначены яркой мастерством, оригинальностью; они свидетельствуют о тонкий художественный вкус автора. Знаменательно, что уже одно из первых рассказов - «Мужицкая арихметика» - стало в ряд лучших произведений писателя.

Конечно, творческой зрелости предшествовали литературно-художественные влияния, которое претерпел молодой Васильченко. Речь идет не о примитивных ученические подражания и заимствования, а о органическое усвоение определенной эстетической системы, определенного художественного метода. Именно такой характер имел влияние на Васильченко народной песни, произведений Шевченко и Гоголя, то есть влияние фольклора, украинской и русской литературы - влияние, которому сам писатель придавал решающего значения.

В творчестве Васильченко отчетливо ощущается ее созвучность с народно-песенной поэтикой. Эта созвучность оказалась в языке и стиле, в принципах построения художественных образов. Все его творчество насквозь пронизано мотивами народных сказок, песен, народно-поэтической фантастикой.

Материалом Васильченкової творчества была современная ему действительность; народная песня «озвучивала» размышления его героев, создавала У читателя настроение, который отвечал идеи произведения.

Народно-поэтические традиции в творчестве Васильченко органично сочетались с традициями украинской и русской литературы. Не случайно именно те писатели, которые близко стояли к народно-поэтических источников (Кольцов, Гоголь, Нечуй-Левицкий, Короленко и особенно Шевченко) произвели на молодого литератора самое сильное впечатление.

Первостепенное значение в творческом росте Васильченко имел Т. Шевченко, который, по сути, определил его литературно-эстетический идеал и стал путеводной звездой на всем литературном пути писателя.

Творчество великана поэтической мысли, полна мотивов решительного социального протеста, была для С. Васильченко высоким образцом, когда он отстаивал идеи гражданского звучания и в своих литературно-критических высказываниях, и в художественной творческой практике. Органично войдя в сознание Васильченко, в мир его художественных образов, «Кобзарь» создал, так сказать, иммунитет против воздействия на него эстетических принципов различных упаднических течений.

Работая в школах, Васильченко собрал богатый материал о жизни сельской интеллигенции, в частности учителей. Его сердце обкипало кровью, когда он видел, как учитель скитается, но вместо протеста иногда ломает шапку перед начальством, сгибается в три погибели перед попом и жандармом, предотвращает ласки в богачей, приспосабливается к подлости. Таким вывел писатель героя рассказа «Вова»

Сюжет «Мужицкой арихметики» несложен. Вместо книги «о землю и волю», которую крестьяне просят почитать, местный хозяин дает им старый задачник. Дает с явным намерением посмеяться с них. Однако этот своеобразный поединок заканчивается поражением не крестьян, а господина.

3а сравнительно короткое время имя Степана Васильченко стало достаточно популярным. Лучшие его произведения из учительского жизни, о крестьянах и их детей получили признание среди широких читательских кругов.

Отдельным сборником произведения Васильченко впервые увидели свет в Киеве в 1911 году. В маленькой книжечке «Эскизы» было напечатано всего три новеллы («Роман», «У господ», «Мужицкая арихметика»). Вторая книга-«Рассказы» - большая по объему, должна была выйти в 1914 году, но была задержана царской цензурой, которой показался подозрительным ее демократизм. Только через год она пошла в люди. А сам автор в это время находился далеко от Киева, на фронтах империалистической войны.

Командир саперной роты Степан Панасенко воевал на Галицком, Двінському, Румынском фронтах. Страшным адом показались писателю три года, когда он гибов на передовых позициях. В минуты затишья все виденное и пережитое записывал в свой «дневник Окопного». Ужасы империалистической войны писатель отразил в новеллах «Русин», «Черные маки», «Ядовито цветок», «На золотом лоне», «Во святой гомон». У них на мрачном фоне изображен страдальца-солдата в серой шинели. Черная мара смерти повсюду подстерегает людей. Здесь писатель обратился к новым для него художественных средств, "осложненных и условных. Рассказы населяют образы-символы, в них много мрачного, пессимистического.

Ужасы войны вырвали на время из рук Васильченко перо оптимиста. Со страниц его новелл исчезли сильные, уверенные в своей судьбе герои. Вместо них появились покорны, обессиленные, растерянные люди, которые не находят выхода. Правда, Васильченко сочувствует крестьянину, надетому в шинель царского солдата. В новеллах отразились настроения и взгляды, характерные для народных масс, которые проклинали войну. Писатель по-своему протестовал против кровавой бойни. Но дальше глухого протеста против ужасов войны, дальше проклятий Васильченко, к сожалению, не пошел. Он не увидел и не запечатлел в своих рассказах новых борцов за свободу, за мир, за превращение империалистической войны в гражданскую, в войну против крупнейших ее виновников - капиталистических хищников. Писатель не почувствовал мобилизирующей силы большевистской партии, которая готовилась к штурму старого мира, не понял ведущей роли рабочего класса в революционной борьбе, не сумел четко определить свое отношение и к Октябрьской революции.

В первые пожовтневі года Васильченко стоял в стороне от бурных событий, бушевавших вокруг. Это отразилось и на его творческой активности: во время резолюции и гражданской войны он почти ничего заметного не написал.

Однако популярность Васильченко как писателя росла, ибо в течение 1917-1920 годов вышли многочисленные сборники его дореволюционных новелл и повестей. Васильченко избирают делегатом на военные съезды. Вскоре писатель демобілізовується за болезни сердца, некоторое время живет в родной Ичне, а потом снова переезжает в Киев.

Летом 1920 года Васильченко как корреспондент путешествует с хоровой капеллой «Думка» по Левобережной Украине. Зоркий глаз писателя заметило, как среди руин, бедности, обнищания пробиваются ростки нового, социалистического жизни. Встречаясь с рабочими, крестьянами, красноармейцами, Васильченко восхищался их мужеством и твердой верой в светлый завтрашний день, в построение нового мира. Свои впечатления он записывает в дневнике, который назвал «С песней сквозь огонь и воду».

Казалось бы,- пишет Васильченко,- что в эти времена людей, которые находятся в самом дыма крупных исторических событий..., людей, которые творят историю, которые увлечены героической борьбой и находятся все время среди необычных обстоятельствах великой революции, менее всего должна интересует скромная народная бытовая песня и вообще искусство...» Но «песня очаровывала их далеко больше, чем кого-то другого».

Путешествие с хоровой капеллой показала, что Васильченко в первые же годы советской власти с радостью укрепляет свои связи с революционной действительностью, с новым строем, который утверждал народное искусство и открывал путь к искусству народа. Васильченко вернулся из путешествия обогащенный впечатлениями, идейно и политическое возмужавший. Новые светлые горизонты открылись перед ним. Уже известный писатель, он становится воспитателем и учителем советской детворы, «После первых бурь, когда в пустой холодной школе начали появлялись первые ученики, я ушел после такого долгого перерыва снова за учителя, теперь уже в новую, украинскую школу. Не бросал также и литературной работы»,- рассказывает писатель в очерке «Мой Путь».

Сначала он - воспитатель детского дома, затем (1922 - 1928) - учитель 61-й трудовой школы имени Ивана Франко в Киеве. Его, чистого и приветливого, требовательного и доброжелательного преподавателя украинского языка и литературы, бессменного руководителя школьного драматического кружка, любили ученики, уважали родители. Работать было тяжело, но он мужественно преодолевал трудности и учил этому своих воспитанников. «Нет зимой дров, нет нужного инвентаря, нет принадлежностей, убогий физический кабинет, почти пустая библиотека...- писал Васильченко.- Но школа бодро смотрит вперед».

Темы для своих новых произведений С. Васильченко черпал прежде всего из жизни советской школы. Здесь он находил интересные сюжеты, острые конфликты, яркие полнокровные характеры героев. А новый материал - писатель хорошо понимал это - не укладывался в рамки уже произведенной им образно-стилистической системы. Степан Васильченко был среди тех деятелей культуры, которые твердили о неотложности создания своей «пролетарской» литературы. Но при этом он всегда подчеркивал необходимость использования реалистических традиций прогрессивных художников прошлого. Васильченкова публицистика начала 20-х годов, как и ряд рукописных материалов убеждает в том, что обучение в советской школе было для него неразрывно связано с творческими писательскими исканиями. Нельзя не видеть, что именно в рассказах «Приблуда» (1922), «Красный вечер» (1924) и в еще большей степени в повестях «Авиационный кружок» (1924) и «Олив'яний перстень» (1926) оказалось стремление Васильченко к новой, выдвинутой жизнью проблематики, новых форм изображения.

Своими произведениями советского времени Васильченко окончательно утвердился как писатель, что пишет для детей. До революции он не был собственно детским писателем,- писал «про детей», но не «для детей». В советскую эпоху ученики Васильченко и становятся прототипами героев его рассказов, и читателями; в творчестве писателя властно и тактично входит дидактический струя - важная примета детской литературы.

Творчества С. Васильченко на всех этапах был присущ юмор. В дооктябрьский время он был проявлением сочувственно-доброжелательное отношение писателя к маленьких героев в произведениях советского времени, начиная с «Приблуды», юмор приобрел качественно новые черты, избавившись от побуждений скрытого трагизма и отчаяния, заиграл новыми красками, стал средством положительной характеристики. В повести «Олив'яний кольцо» множество юмористических сцен. Вот наши путешественники устраивают суд над ступой. Вот школьник объявляет о своем намерении жениться с Настей, тронутый ее заботой и гостеприимством. Вот дед Маркиян с миной международного обозревателя ведет беседу о Чемберлене и Лигу Наций... Все эти эпизоды проникнуты мягким, доброжелательным юмором, что служит средством положительной характеристики героев.

Тесная связь с жизнью писатель обнаруживает своим ощущениям самого духа времени, пониманием изменений в человеческой психологии. Тема трудового единения города и села была, без сомнения, исторически перспективной. Своим произведением Васильченко утверждает морально оздоравливающее воздействие на детей физического труда, утверждает поэтическую красоту и моральную необходимость образа жизни, который ведут его юные герои в советской школе.

Однако и в других произведениях 20-х - начале 30-х годов, написанных на материале прошлых времен, ярко ощутимый свежее дыхание идейно-творческого подъема. Это особенно заметно в знаменитом цикле «Осенних новелл», тематически связанных с событиями 1905 года. Только одна из новелл - «Осенний эскиз» - написана и напечатана была в 1912 году. Все остальные - «Фиалки», «Чайка», «На калиновом мосту», «Лесная новелла», «Ветер» - печатались в советское время, преимущественно в 1928-1932 годах. Возможно, замыслы многих из них у писателя возникали раньше, но осуществить их он смог только после революции, когда обогатилась его творческое воображение и художественный метод усовершенствовался. Старые сюжеты воспринимала уже новое сознание художника, и они получали новую интерпретацию. Так проходил процесс обновления принципов отображения действительности, вызванный тем, что идейные принципы художника стали более четкими, а классовые симпатии и антипатии - выразительные.

Выдающийся прозаик время от времени брался и за перо драматурга. Первую пьесу «Волшебница» он написал еще в 1901 году. Попытка не удалась (невысокая сценичность, рыхлая композиция, бледные характеры действующих лиц). Зато вторая его пьеса - водевиль «На первые шишки» (1911) - вещь высокохудожественная. Она привлекла внимание выдающегося мастера украинского театра Николая Садовского, ставилась на профессиональных и любительских сценах. Одной из характерных черт Васильченко новеллиста есть мастерство драматургической организации материала. Листая страницы драматических произведений писателя, можно заметить и обратное явление: характерен ряд примет, которые выдают в авторе новеллиста. Да и сам Васильченко соглашался, что некоторые из его пьес, «как справедливо отмечала критика, скорее смахивают на новеллы, чем на драматические произведения, и их... больше читают, чем выставляют». К новелістичних признаков драматических произведений прежде всего следует отнести одноактовість, то есть краткость объема, лаконизм сюжета, значимость сюжетных ситуаций и мизансцен. «Одноактовість» как признак драматургического мастерства Васильченко заключался не только в «короткості» его пьес. Это и крайне сконцентрировано действие, и описания характеров, что дает возможность зрителю воспринимать их сразу же, а не в процессе их медленного развития и проявления; это, наконец, лирическая стихия, насквозь перенимает сюжет.

Работая в школе, Степан Васильевич пишет небольшие драматические произведения, предназначенные для ученической самодеятельности. Заслуживают, в частности, на внимание его пьесы-миниатюры о Т. Шевченко - «Проходят дни» и «Под Тарасово праздник».

Выступал С. Васильченко и как переводчик. Особенно увлекали его произведения российских авторов, в формировании писательского таланта Васильченко сыграли первостепенную роль. Степан Васильевич переводил М. Лескова, М. Гоголя, А. Серафимовича, В. Короленко и делал это с большой любовью и вдохновением.

Дооктябрьская творчество С. Васильченко глубоко демократическая. Писатель создал правдивые картины жизни трудового народа, картины, романтически окрашенные, социальное заостренные. Герои Васильченко не уступают своими гуманистическими принципами, не превращаются в моральных уродцев, не становятся жалкими и ничтожными. Наоборот, мужественные и дальновидные, они глубоко верят в светлый завтрашний день.

Оптимистичным звучанием, красотой коллективного труда, романтическим восприятием действительности обозначены произведения, написанные в годы Советской власти, когда Васильченко перешел на позиции социалистического реализма. Его герои - мечтатели и романтики - земные и правдивы, как сама жизнь, как советская действительность двадцатых годов, полна романтического порыва и энтузиазма.

В советское время творчество Васильченко идейно и художественно обогащается, углубляется политическое мировоззрение писателя. Новые черты приобретает его индивидуальный художественный стиль. Красота образного выражения, мелодичность языка, задушевный лиризм, точность и глубина психологической характеристики, народно-песенные мотивы - все эти признаки стиля Васильченко становятся еще ярче, явственнее, определеннее. Произведения писателя последних лет отмечаются более стройным сюжетом, ясностью идейно-художественной характеристики, глубокой, эмоционально наснаженою мнением, лаконизмом и совершенством языка.

Напряженная, интенсивная деятельность писателя сказалась на его здоровье. В последние годы он все чаще жаловался на сердце. И когда болезнь начала донимать, оставил работу в школе. Правда, думал, что это временно, потому что жизни своей без детей-школьников не представлял.

Мечтал летом пешком попутешествовать по Украине - людей увидеть, полюбоваться живописными пейзажами. Но этот, как и многие другие намерений писателя, так и остался неосуществленным. Болезнь все чаще приковывала его к постели. Единственным утешением и радостью для Степана Васильевича осталась внимание и любовь читателей, круг которых было достаточно широкое,- рабочие, студенты, учащиеся, воспитанники детдомов, учителя. Именно они и собрались 1 марта 1929 года на юбилейный вечер С. Васильченко по случаю 50-летия со дня его рождения. Юбиляра на вечере не было - он болел. Ему прислали много поздоровчих телеграмм, с любовью оформленных поздравительных адресов.

Читал их потом Степан Васильевич, и натруджене сердце его радовалось. Итак, ненапрасное жил. Ему хотелось еще много чего сделать, довести до конца начатое, задуманное... Но силы с каждым днем таяли.

11 августа 1932 года Степан Васильченко умер.

В тени развесистых яворов на Байковом кладбище в Киеве - пожизненный сумм его могилы.