И семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Урок 46. ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ. ТЕПЛЫЙ ДОЖДИК-СРІБНОПАД...
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворных произведений; учить анализировать прочитанные стихи; развивать смысловую, образную память, умение обобщать, сопоставлять; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Ген прыгают на морозе
Три вороны на дороге.
- Кар-кар-каре
За корочкой погнались,
На все горло розкричались:
- Кар-кар-кар!
2. Работа над чистомовкою
Чи-чи-чи, чи-чи-чи! - Сидит Оля на печи.
Чив-чив-чив, чив-чив-чив! - Напеку я калачей.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу! - Я сама их напеку.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча! - Дали Оли калача.
3. Игра «"Лишнее"слово»
- Прочитайте, в каждом столбике найдите «лишнее» слово.
аревб акліб
гбу цяисли
нсаос аворко
зарееб кжїа
(Сосна - хвойное дерево. Корова - домашнее животное.)
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее чтение стихотворения.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Послушайте стихотворение.
ПАДАЛ ДОЖДИК
Падал дождик, кап-кап-кап.
Солнышко спряталось.
Только слышно «кап-кап-кап»,
Птичка испугалась.
- Каким звукосполученнями поэт передает звуки дождя?
- Сегодня мы будем читать стихи, в которых вы сможете услышать звуки, которыми наполнены описаны поэтами картины.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа над загадками
• Кто-то открыл на небе душ,
Полно на земле луж.
И на нас водица льется.
Как это явление зовется? (Дождь)
• И шипит он, и ґелґоче -
Говорит, что укусить хочет.
Длинную шею вытягивает И как бы говорит:
«Как укушу, то будет знак.
Я - сердитый птица... (гусь) ».
- Как связаны между собой дождь и гусь?
Упражнение «Микрофон»
Ученики высказывают свои предположения.
- Послушайте, как это сделал в своем стихотворении поэт Николай Винграновский.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем
- Кто радуется дождю?
3. Словарная работа
Чтение слов «эхом» за учителем: срібнопад, сегодня, серьезный, по луже.
Физкультминутка
4. Чтение стихотворения вслух
- С каким настроением будем читать стихотворение вслух?
5. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения
- Как поэт называет дождик? Почему?
- Где гусь идет?
- Каким вы его представили?
- Какими звукосполученнями поэт передает шаги гуся по воде?
6. Игра «Подбери рифму»
Срібнопад - сад.
Лужи - очень.
Ляп - лап.
7. Игра «Дождик»
Дети читают хором:
• «моросящий дождь» (тихо);
• «дождь пускается сильнее» (громче);
• «ливень» (громко);
• «дождь ослабевает» (тише);
• «дождь прекратился» (чтение прекращается).
8. Игра «Диктор телевидения»
Читать стихотворение, периодически отрывая взгляд, чтобы взглянуть на зрителей.
9. Игра «Живые картинки»
Один ученик читает, другой мимикой иллюстрирует услышанное.
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Кто главный персонаж этого стихотворения?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисовать рисунок к стихотворению.