Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Лепкий
Поэзии Богдана Лепкого 20-30-х годов




Содержание

1. Вступление

2. Жизненный путь Б.Лепкого

3. Творческий путь Б.Лепкого

4. Характеристика произведений и образов в стихах Лепкого

5. Трилогия "Мазепы"

6. Высказывание о поэте М.Ільницького и Ф.Погребенника.


Вступление

В украинскую литературу возвращается еще одно несправедливо замалчиваемое имя - Богдана Лепкого - человека незаурядного таланта, поэта, прозаика, переводчика, литературоведа, издателя. Его фигура ясной зарей светит нам в кругу его старших современников и ровесников, среди которых назовем Ивана Франко, Василия Стефаника, Ольга Кобылянская, Катю Гриневичеву...

К читателю, наконец, идет писатель, без знания творческого наследия которого невозможно представить целостную картину развития украинской литературы первой половины ХХ ст.. ИК надлежащим образом оцінюваній как народной песни "Слышишь, брать мой", созданной за стихом "Журнале", наконец вернуть имя ее автора.

Без творчества Богдана Лепкого украинская литература будет неполной, обедненной, как и без творчества многих его современников.

Творчество Лепкого длилась почти полвека.


Жизненный путь Богдана Лепкого

Родина Богдана Лепкого - Подолье край благословенный, богатый, овеянный легендами, песнями. Сам поэт написал о нем в одном из ранних своих стихотворений - "Запев":

Баюкал мою колыбель

Ветер родного Подолья

И сливаю на сонные ресницы

Степного запах зелья.

А олицетворяло это Подолья живописное село Крегулець, здесь родился Богдан Лепкий 4 ноября 1872 года в семье сельского священника Сильвестра Лепкого.

Отец Богдана был образованным человеком, он окончил Львовский университет.

Богдан был первым ребенком в семье Сильвестра и Домны Лепких.

Первые годы Богдана были безоблачными, и уже пятилетним мальчиком пережил большое горе: внезапно, в одну ночь умерли две его сестры и брат от дифтерии. Это очень повлияло на него и он сам чуть не умер.

Первые годы образования и воспитания будущий писатель получил в родительском доме. Быстро - за одну зиму навився читать, писать и считать.

Домашний учитель Богдана, Дмитрий Бахталовський, нашел его не только с основами школьной науки, но и с произведениями литературы, уже в детстве он знал наизусть много стихов Т.шевченко.

После "Нормальной" школы Богдан Лепкий поступил в гимназию в Бережанах. Гимназия была польской с классическим уклоном.

Среди друзей Лепкого гимназических лет надо назвать Сильвестра Яриченського, позже - украинского поэта, прозаика и драматурга.

Богдан Лепкий и Сильвестр Яричевский написали письму работу с украинского языка о зимний день на селе: Лепкий - прозой, а Яричевский - стихами.

Лепкий начал писать очень рано. Еще во втором классе гимназии он написал поэму о русалках, но спрятал ее под крышу, где она пропала. Он серьезно готовился стать художником. Богдан позже стал посещать лекции и Венском университете. Далее он переходит к львовского университета.

Богдан Лепкий пишет: стихи, рассказы, переводит, выступает с докладами. С 1895 года, его произведения начинают все чаще появляться на страницах "Дела", "Буковины" и другие. Но в том же 1895 году поэт заболел от перенапряжения, и врачи посоветовали ему отдохнуть.

Частым гостем в семье Лепких был писатель Андрей Чайковский.

В село Жуков Богдан Лепкий приезжал часто, здесь он задумал написать целый ряд стихотворений (цикл "Деревня") и рассказов ("Мать, "Кара", "Покойник"). Здесь молодой поэт Иван знакомится с Франком. Позже он написал очерк-воспоминание о Франко, полон уважения к своему учителю.

После окончания Львовского университета (1895 г.) - Богдан Лепкий, становится учителем в городе Бережаны, преподает русский, немецкий языки и литературы. Тут вышел целый ряд стихов, рассказов ("Лента", "Для брата", "У світ за очі", "Чудак"). Написал пьесу "За хлебом", которую поставил театр "Русой беседы".

Одна за другой выходят книги его рассказов "Из деревни" (1898) "Рассказы" "Счастливый час" (1901), "В глухім углу" (1903), "По дороге жизни" (1905), "Бросаю слова" (1911), сборник стихов "Ленты (1901), "Листья падают" (1902), "Осень", "На чужбине" (1904), "Из глубины души" (1905), "идеи" (1911), "По-над моря" (1913); литературоведческие исследования "Василь Стефаник" (1093), "Набросок истории украинской литературы" (1904), "Маркиян Шашкевич" (1910), "О жизни великого поэта Т.шевченко (1911), переводы на польский язык "Слово о полку Игореве" (1905) и сборник рассказов м. Коцюбинского "В сетях Шайтана" (1906).

Умер писатель 21 июля 1941 года, похоронен в Кракове на Раковецькому, кладбище. В 1972 году на его могиле был установлен барельеф, а его именем названа одна из улиц города.

Лепкий свою жизнь, свой талант посвятил родному народу, обогащению его культуры, литературы. Он на каждом шагу видит социальную несправедливость, с болью пишет о "голод - сел, ежегодный гость", он видит разительные контрасты:

Там лан - как горная долина,

Там стерня - как щетина,

Там скирды - словно башни,

А здесь лишь пределы, границы.

Там хлеб - как бы злато,

А здесь именно болото,

И кровь, и реки пота

И так во веки веков!

В 20-30-е гг., писатель выступает преимущественно в жанре исторической прозы. К поэзии он обращается лишь время от времени, продолжая прежде всего мотивы довоенной лирики, и время от времени публикует стихи к определенным датам, юбилеям писателей, но эти произведения, за некоторыми исключениями, не имеют самостоятельного художественного значения. За это время вышла только одна его сборник - "Слякоть" (1926), отдельные публикация появились на страницах периодических изданий "Литературно-научный вестник", "Мир", "Навстречу", "Дажбог" и другие.

Времена больше отдаляются во времени, тем яснее и отчетливее проступают в воспоминаниях дни детства и ранней юности, поля, засеянные пшеницей, тоска по любви. Вот образец этой поздней, просветленной лирики Лепкого:

Не прошу любви, ни ласки,

Потому что любви випрохать нельзя

Будь мне, которое королева из сказки,

Что основала среди серебряных путешествие.

 

Будь мне, как тая белая дама,

ЧТО по замку в тихую север идет

Будь мне как будто клад Сезама.

Ключ пропал... Никто не найдет.

Таким же стремлением к идеалу полна и проза Богдана Лепкого, в частности, в его рассказах видим конфликт между "глухим углом" и порывом к свободе, любви, счастье, что его останавливает суровая действительность.

Прозу Б.Лепкого недаром называли лирической. Этот лиризм проявляется не только в настроенности, где способ повествования определяет не конфликт и характер, а определенная эмоциональная тональность.

Здесь речь идет о сквозной лирический сюжет повествования, ведущий мотив, что объединяет произведения на разные темы, прорезные жизненные истории, речь идет о лиризм как доминанту таланта. Подавляющее большинство этих рассказов из крестьянской жизни и хорошо известному писателю поповского среды.

В 20-3-х гг. у Богдана Лепкого был так называемый "тупик" в рассказах Лепкого простоты не глухая провинция, а своеобразный духовный микроклимат с определенными устоявшимися понятиями, нормами поведения, нравственными ориентирами.

Новые взгляды, идеи, которые проникают постепенно и в эти закутини, встречают преимущественно сопротивление со стороны старшего поколения, а если и старшие осознают необходимость изменений, то вступают в конфликт со своей средой ("Медведь"). Над персонажами Б.Лепкого, как некий фатум, висит обреченность, даже тогда, когда они перед смертью удосуживаются выполнить важный для себя поступок, то проголосовать за крестьянского кандидата, как Николай Миколишин из рассказа "Дождался". Правда, есть в рассказах Богдана Лепкого и сильные натуры: одни выбирают самоубийство как проявление протеста против издевательства над человеческим достоинством.

Такая же жертвенность - в миниатюре "Двое детей". - На улице брат и сестра, которые потеряли родителей: она красивая, а он - калека, просунутая голова в плечи.

Рассказы Лепкого - своеобразное явление в украинской труда в 20-3-х гг. В прозе, как и в поэзии, жизни, словно скрипку, настраивало его душу відлунювати тем, что жизнь дала, а жизнь была скучной, то грустные и истории, которые он рассказывает.

Повести Лепкого "Радуга над пустырем" "Звезда", "Под тихий вечер", не снискали популярности. Лиризм здесь превращается то в идиллию, то в нарисовість.

Немалый успех выпал на долю исторических повестей писателя.

Среди них наибольший интерес вызывают "Вадим" (1930) и "Крутіж", а также трилогия "Мазепа". Трилогией это произведение называется потому, что он по замыслу автора должен был состоять из трех частей.

Так, в повести "Вадим", изображен Киевскую Русь времен Ольги и Святослава, но сюжетную канву, составляет сокровенное любви одного из князевих воинов - Вадима к жене Святослава - Малуши.

Не лучшая из исторических повстей Богдана Лепкого 20-30-х гг. - "Крутіж", которая воссоздает эпизоды периоды, что получил названия руины, наименее освещенной наукой, почти не воспроизводимого художественной литературой. В центре произведения - "родовитый" шляхтич Валентий Босой - Босаковський.

Спасение одной из дочерей гетмана, жены полковника Даниила Нечая, а также любовная история казака Бориса составляет сюжетную основу повести.

"Крутіж" и сегодня с большим интересом, мог бы конкурировать с историческими повестями А. Чайковского, Ю.Опільського.

В 20-30-е годы Богдан Лепкий часто обращается к исторической тематике, ее уроков, стремится донести их до потомков своим художественным словом.

Так, в стихотворении "Колнишевський в неволе" он рассказывает о последнего кошевого Запорожской Сечи, в котором свои последние годы пришлось отбыть в заключении на Соловках, благодаря "благодетельницы" царице Екатерине II. То заключение - которое великий урок потомкам:

Смотрите, эй, смотрите в ту ночь!

А может, день над вами засвітає,

Кому же совсем безразлична наша вещь,

Пусть оттуда себе убегает, пріч!

Рабом родился - пусть умрет рабом...!

Видное место 20-30-х годов в творческом наследии занимают произведения Лепкого "Сотниковна", "Орды", "Мотря" 1926, "Не убивай", 1926, "Батурин" 1927, "Полтава" (1928-1929).

В цикле выведено галерею исторических повестей, Мазепа, Орлик, Войнаровский, Кочубей, Петр, Меншиков, Карл XII и другие.

В 20-30-е годы Лепкий сделал много для ознакомления зарубежного читателя с украинской литературой. Он издает книги украинских писателей Франко, т. Шевченко, ю. федьковича, Г. Коцюбинского польским и немецкими языками, осматривает новинки украинской литературы и социально культурные события в польской прессе выступают с многочисленными докладами.

В циклах "1920", "Письма Катюши", "Буря", в поэме "Ноктюрн", вошедшие впоследствии к первому тому "Писаний" Б.Лепкого много понимал над тогдашней действительностью, социальной несправедливостью, в которой "барский Дан, как горная долина, скирды на нем словно башни, а в холопа границы и пределы". Поэт видит село обыденным, покрытым сплошной пеленой боли и слез, переполненных нищетой и бесправием бедных людей. Его мучения возрастают от мысли, что человеческий стон "бьет крыльями в небо" уже длинными веками, а "сегодня" и дальше ничем не отличается от "вчера". Поэт умышленно обращается к событиям прошлого, героической истории Киевской Руси, вспоминает славных Владимира Мономаха, Святослава, Даниила Галицкого, руководителей народных восстаний, чтобы таким образом заставить внуков задуматься над своей щербатою судьбой. И ба! Его потуги напрасны: ободранный, измученный внук и дальше прет плуга на чужом поле, оставляя на нем разве свои кровавые следы.

В собирательном образе внука-читателя трогают пластичность, реализм критицизма, который мимоход набирает глубоко символического характера. Глубокое впечатление вызывают также персонифицированные образы серого уныния на пороге мужицкой избы, смотрит голод, который волочится под заборами с костомахою в руках и зыркает глазами кругом.

Не поэт находит места на родной земле, где бы не было слышно стона и не лились слезы людей. Когда-то, возможно, счастливее от холопа была пихта на вершинах Карпат, но теперь и туда добрался враг ("Гать пустили"). В верховьях "С колокольни печально звонят колокола", "Стефаникові" поэт высказывает мнение, что земледелец, труженик станет хозяином "воскресной земли", глубоко верит, что правда и добро, и наш народ - не умрет!

("Как утром на весну")

В интимной и пейзажной лирике Б. Лепкого (а она - основа многих его поэтических сборников) доминирующими мотивами являются тоскливые, элегические осенние настроения, мінорно-меланхоличные видения. Имеющиеся в ней время и нотки уныния и отчаяния. Возможно, шли они от разлуки с родным краем - поэт почти пятьдесят лет был оторван от незабываемого Подолья. Возможно, от теории "искусство для искусства", под влияние которой попал в начале 900-х гг. и стал затем одним из создателей известной "Молодой музыки". Хотя влияние это, как справедливо заметил известный литературовед Ф.Погребенник, и не был глубокий, и все же поразил он много живых клеток его поэзии. Особенно это прослеживается на любовной лирике Б.Лепкого, к которой больше подходит название "поэзия разлуки". Тут и несчастная любовь, и горькие воспоминания, и слезы, и волшебство детства, которое не вернется никогда, и т.д. Правда, Лепкий не увлекался такими пропагандируемыми декадентами чувствами, как безнадежный пессимизм, крайний индивидуализм, языковая экспрессия. Его интересовали прежде всего человек, его жизнь:

Я слышу радость, слышу боли,

Я понимаю душу больную.

Пою то, что в мире вижу,

Что в сердце или в мозг упало,

То засміюся, то заплачу,

Смеха немного, слез немало.

("Моя душа, как струна тая").

Замечательная пейзажная лирика Б.Лепкого он тонко чувствовал живчик природы, любил ручейки, нивы подольские, тихую лунную ночь. Любил симфонию верховинских гор, торжественность субботнего вечера, предпраздничную трудовую тишину. Большинство стихотворений этой тематики творились под впечатлением конкретных народных песен. Так, в поэзии "Горы мои, горы", и в известном вере "Журавли" из народной песни проникнуто и сравнения, и эпитеты, и метафорические образы. Здесь поэтическая стилизация настолько удачная, что мало чем отличается от народной поэзии. Поэтому логично, что до лирики Б.Лепкого обращались и композиторы: в. Барвинский, м. гайворонский, Ф.Колеса, Л.Лепкий, С.Людкевич, Д.Січинський, а стихотворение "Журавли" об эмиграции украинцев в Америку стал известной песней "Видишь, брат мой" и звучит как реквием по тех. Кто погиб на чужбине (музыка брата поэта Льва Лепкого).

Трилогия "Мазепа". О Мазепе, высокообразованного государственного деятеля и воєнночальника, писали в свое время Вольтер, Байрон, Пушкин, Словацкий, Гюго, Рылеев, Булгарин и др. Интересовались им и цари и власть имущие. Его в свое время проклинали с амвонов церквей как предателя. Действительно - потому что Мазепа предал Петра, и не предал он Украины, которой желал социального и национального обновления. Об этом писал еще Вольтер: "Мазепа решил достичь независимости, превратив Украину в мощное государство".

Готовясь к написанию этой эпопеи, Б.Лепкий штудировал универсалы Мазепы, отчеты Петра, исторические документы. Что касались похода Карла XII на Польшу и территорию Российской империи, описания батальных сцен, письма шведского короля, и т.д.

Договору б. хмельницкого с русским царем не суждено было осуществиться. Мазепа, будучи политиком, то усмотрел.

Русские повели себя на Украину которое завоеватели, а затем создали здесь "большую руину": десятками лет лилась здесь кровь, сновали армии, а гетманы или в Сибири путешествовали, или головы клали на плахи под топора своих же земляков, которые оказались во враждебном лагере. Царские же воеводы, сидя по городам, постепенно подчиняли себе казацкую старшину, мещанство, духовенство, привлекали на службу местных малороссов.

Уже на первых страницах первой части "Мотря" Лепкий вводит сцену разговора Петра с Мазепой, где царь упрекает гетману, что его люди не хотят учиться русскому языку и считают россиян иностранцами, и напоминает, что один из новых пунктов накладывает на гетмана обязанность укреплять связи между украинским и московским народами в первую через браки.

Лепкий показывает размышления гетмана над этой проблемой. Надо было действовать осторожно, чтобы не вызвать подозрения Петра, противопоставиться поведении царской администрации, а одновременно готовиться к вооруженному выступлению. Сильнее мучились в раздумьях, погибали физически в бесконечных царских походах по "Собиранию земель", слабее тянулись под царскую руку, углубляя руину земли своей. Оттуда пополняется корпус земляков-малороссов, которые становятся царскими подножками, занимаются шпионажем, доносами, вислужуванням.

Эти размышления писатель воспроизводит уже в первой эпопеи, выводя их от описания банкета, устроенного в Киеве в честь Петра i И его "право руки" - Александра Мешникова. Оттуда автор ведет читателя в верь генерального судьи Василия Кочубея, рассказывает о романе 60-летнего Мазепы с молодой дочерью Кочубея-Матреной, вследствие чего мать ее - Любовь Федоровна - высылает дочь в монастырь. Но друзья дороге одбивають Мотрю и привозят ее к гетману в Бохмач.

Весь второй том этой части - то красочное описание быта героини в Бахмаче. Показаны здесь и празднования Рождества на Украине. С концом второго тома завершается романтический сюжет: влюбленные понимают, что надо отречься от личного счастья, чтобы гетман мог полностью посвятить себя освобождению родины. Как свидетельствуют историки, любовь между гетманом и его крестной была историческим фактом.

Фактом была и измена Кочубея. Этому посвящено третью книгу. Под влиянием жены, которая очень хотела видеть в руках своего мужа гетманскую булаву, генеральский судья Василий Кочубей с полковником Искрой донесли царю, что Мазепа поддерживает дружеские отношения с королем Станиславом Лещинский и собирается перейти на сторону шведов. Царь не поверил доносові, а доносчики в муках признались, что совершили клевету - и царь осудил их на смерть, а исполнение судебного решения поручил Мазепе. Хоть совести кричал "Не убивай" (таково название третьей книги), гетману все же пришлось выполнить царскую волю. Первая часть завершается описанием совещания старшин, которых Мазепа посвящает в свой план соединения со шведскими войсками.

Немного было таких старшин, что решили бороться с царем. Выступая на соединение со шведами, гетман оставляет Батурин, и гетманскую столицу приобретает следовательно Меньшиков, решая в ней более 10-тысячный гарнизон.

"Батурин" - это книга, в которой мастерски воссоздана факт смертельной схватки, а потом ужасной разные, к которой спричинилась предательство полковника Носа, одного из старшин залог. Хоть Лепкий не был профессиональным военным, однако в описании батальных сцен он убедил высокую имей стерніть.

В пятой и шестой книгах - "Над Десной" и "Бог", - объединенных общим заголовком "Полтава", показано соединение войск Мазепы и Карла ХІІ, тяжелую зиму, боевые столкновения объединенных сил против войск Петра И, наконец, воспроизведено саму Полтавскую битву.

Последняя часть эпопеи "Мазепа" - "Из-под Полтавы в Бендеры" - воспроизводит отдельные эпизоды бегства шведко-украинских военных частей, жизнь Мазепы на турецкой земле, его смерть и похороны.

Лейтмотив этого сложного композиционного произведения является показ освободительной борьбы украинского народа против российского и иностранного порабощения.

Эпопея Б.Лепкого нашла широкий отклик не только в Украине. Она переведена на чешском, польском, английском языках.

Однако, это вовсе не означает, что она цельный, художественно законченный произведение. Не везде и не во всем удались писателю положительные образы. Это прежде всего касается образа самого Ивана Мазепы - сложной, противоречивой фигуры. Это был человек высокообразованный, мудрый политик и горячий патриот. Автор пытался показать его всесторонне, поэтому герой много говорит, произносит политические тирады. То прячется со своим планом, то уже в начале произведения неоднократно намекает на это в пестром обществе. Приказывает защищать Батурин, а сам со шведами теряет время, спешит на помощь казакам, даже не поддерживает связи с оставленным гарнизоном, и т.д.

В эпопее "Мазепа" много персонажей. Глубоко выписан в произведении прежде всего образ Петра. Показан как царь деспот, что запер в монастыре свою сестру и женщину, убил своего сына, не чурался самых радикальных средств в борьбе с собственным народом. Рассказывая о деятельности Петра И на Украине, автор не отождествляет царя с русским народом. Рисуя сцены ужасного поведения царских солдат в Батурине, Лепкий подчеркивает, что они здесь играют лишь роль слепого орудия.

В совершенстве охарактеризован в эпопее образ Александра Меншикова. Бывший помощник пекаря стал царским любимцем, его участником оргий, а при необходимости и ката замещал. Грубая кровожадная натура импонировала Петру.

Относительно образов Орлика, Войнаровского, Апостола, Ломиковского, то написаны они пунктирно. Такие невнятные и офицеры штаба Карла ХІІ. Мало в произведении женских образов, зато они глубоко выписаны. Матрена, ее мать Любовь Федоровна, сестра Мотри, мать Мазепы, героическая Дарья - все они по-своему оригинальны и занимают должное место в произведении.

Интерпретация художественного наследия Лепкого требует сегодня глубокой осведомленности с его литературно-критическим наследием, воспоминаниями и епістолярієм. Прежде всего поражает диапазон Лепкого - литературоведа. Ему принадлежит "Набросок истории украинской литературы", он написал исследование о обрядовые песни украинского народа.

Именно в поэтическом наследии Лепкого наиболее полно отразилась разнообразие его творческих интересов. Литературовед М.Ільницький пишет: "Богдан Лепкий не принадлежит к поэтам острого социального видения, так же как и до художников концептуального философского мышления, натура его скорее созерцательно-рефлективная, обращенная к душе лирического героя.

Лирическое "Я2 здесь преобладает над лирическим персонажем, момент отношение - над моментом изображения, внутренний мир - над окружением. Даже тогда, когда поэт чем-то увлекается, он в лучшем случае достигнет внутреннего умиротворения, согласия с миром, а самое естественное состояние его - тоска. Тоска - это и доминантная поэта, которая определяет романтический тип его чувства и мышление. И "перебендівська" натура "Запоет, засмеется. А на слезы обратит". И Лепкий своей тоской еще ближе к Марка Черемшины - поэта чистой тоски..".

 

Видишь, брат мой.

Видишь, брат мой,

Товарищ мой,

Улетают серым шнуром

Журавли в теплые края.

Зовут: кру! кру! кру!

В чужбине умру,

Заки море перелечу.

Крилоньки сотру.

Рябит в глазах,

Бесконечный путь,

Гибнет, гибнет в синих облаках

Следует по журавлях.


Литература

1. Жулинский М. Богдан Лепкий (1872-1941), К., 1990. - с. 81-85.

2. Погребенник Ф. Б.Лепкий - поэт, прозаик, ученый // "Октябрь" - 1988. - №1.

3. Ильницкий М. Самая популярная фигура на галицком почве... // Лепкий Б. Товры в 2-х т. - К., 1991.

4. Ильницкий М. Настроен жизнью, как скрипка // Лепкий Б. Поэзии - К., 1990.

5. П.П.Кононенко. Украинская литература. Высшая школа.

6. М.И. Дубина. Украинская литература.

7. І.О.Ладоня. Украинская литература. Высшая школа.

8. Лепкий Б.С. Поэзии / Строкой: В.В. Биленко и др., Упорд. вступ. ст. и прим. М.М. Ильницкого . - К. Сов. писатель, 1990. - 383 с.

9. Лепкий Б.С. Произведения: в 2 т.- К.: ЖДн7іпро, 1991. - Т.1:Поэзия.