|
Статья
Михаил Батиг - представитель литературной нивы с Тлумаччини
План
1. Михаил Батиг - представитель литературной нивы с Тлумаччини.
2. Интимная лирика Михаила Кнута.
3. Философские мотивы в творчестве литератора Тлумаччини.
Михаил Кнут - автор литературного альманаха "Васильки на ладони". Он в своей жизни сумел многого достичь. Но самое большое его достижение - самоутверждения в творчестве, это более чем убедительно свидетельствуют и аннотации к его задел. Именно издание "Васильки на ладони" как итог большие или меньшие ужинки тлумачан на ниве прозы и поэзии. И в то же время дает все основания сказать: Михаил Батиг достойно представляет современную украинскую литературу.
В контексте современной украинской литературы поэтическое творчество Михаила Кнута еще должным образом не осмыслена критикой. В конце концов, она от этого ничего не теряет. А, может, даже выиграет. Ибо дает читателю возможность постоянно самостоятельно, а не за критическими ориентирами „растолковывать" суть творческого стиля поэта. Он, скажу прямо, за овладением тем через рефлекции и ассоциации несколько усложнен для быстрого восприятия. Но читатель расчетливый, думающий всегда найдет в стихах Михаила Кнута питательную силу для сердца, ума, памяти.
...Слова слетали
из бесплодных деревьев
Инеем
За воротник фуфайки
Иуда шел по снегу
селом
босиком спотыкался
об закрытые двери сердец...
В общем, по моему мнению, поэзия Михаила Кнута имеет магическую силу стихии (нетронутой воды или вихря (лешего) в жаркую погоду), которая зашарпує в калейдоскоп праздник-греховного бытия и строит... строит под меру прощения или наказания.
Родился в 1965 году в селе Кармазиновка, что на Луганщине. Рос в селе Олеша. Окончил Каменец-Подольский пединститут.
Поэзия Михаила Кнута требует интеллектуальных усилий от читателя. Раскованность формы, ассоциативность мышления, с акцентом на развернутую метафору, отличает его стихи среди других.
Печатался во многих журналах и газетах Украины. Победитель Международного конкурса молодых украинских литераторов "Гранослов" (г. Киев, 1995 г.), лауреат литературной премии им. м. Чернявского (г. Луганск, 2000 г.).
Член Национальных союзов журналистов и писателей Украины.
Работает корреспондентом тлумацкой газеты "Согласие".
ПЕНИЕ СИНЕЙ ПТИЦЫ Зеркало моего лица
в нем
еще тлеют черты
моего лица
но меня
уже нет
это бывает тогда
когда уже ничего
не осталось от сегодня
когда в карманах -
ветер
когда выпито до дна
последний бокал
я подхожу ближе
и вижу
как
мои глаза
мои волосы
мои мысли
становятся чужими
в очередной раз
старое потрескавшееся зеркало
насмехается с меня
а потому
не стоит искать
в нем
моих глаз
моих волос
моих мыслей
не стоит удивляться
что в нем
стоит кто-то чужой
с моими глазами
с моими волосами
с моими мыслями
это бывает тогда
когда старое
потрескавшееся зеркало
не желает лукавить.
Когда приходит ночь
без стука
она входит
в мой дом
моя кровь
раскаленная лава
замерзает льдом
поперек горла
мой крик
захлебывается тихо
в собственном неистовстве
до меня
приходит ночь
твоего большого города
она приносит мне
не молитву
а древние грехи князей
не иконы
а идолов
умитих горячим вином
ночь
плачет на моем плече
криком целомудренных пленниц
которых за обедом
насилуют
подвыпившие старые
печенеги
ночь
кривавить молчанием
рабов
великой нации
эпох
золотой орды
и третьего рима
каждую ночь
без стука
ночь
входит в мой дом
садится мне на колени
обжигает
своими тайнами
мой захмелевший покой
ночь
целует меня
твоими устами
шепчет
твоими словами
чтобы утром
умереть во мне
твоими надеждами.
* * *
мне советовали
оставь эту женщину
она принесет тебе
беду
они не знали
эта женщина - единственная
среди всех
которая
хоть что-то
принесет мне.
* * *
всю ночь
я рисовал ее портрет
с голубем на ладонях
с розой на коленях
утром
голубь взлетал с ее ладоней
роза падала с ее колен
день
перерисовывал ее портрет.
Единственное утешение
вдоль
неподдельным унынием
ржавіли дерева
и куталось
в рыхлый чаш ночи
мое последнее желание
в котором
я пытался
описать ей
пение синей птицы
но бесполезно
она сказала
что отныне
не переносит звуки флейты
и разные
детские выдумки
вроде синей птицы
а просто
хочет замуж
за вполне нормального человека
которая способна
не только любить тело
но обернуть
в изысканный стиль
она была права
настолько
что я засомневался
в уместности
наших с ней рассветов
единственное утешало меня:
ее платье
лиловым оттенком
напоминала синюю птицу
в минуты счастья.
Рыбина
Мои пальцы
дышат
в ритм
твоего ожидания
отыскивая
выпуклую изящество
живота
на пятом месяце
беременности
Погружая
мои пальцы
в пругкість
цитринової кожи
ты говоришь:
я - море
в котором плавает
только одна рыбина
Простыни
воруют тепло
твоего тела
Окна
нагло хохочут
с твоей неловкости
Стены
готовы раздавить тебя
панелями
Мне страшно
от совершенной идиллии
мертвости
А потому
я беру в ладони
твою беременность -
и прячу от мира
(а под цитриновою
кожей моря
бьется
беззащитная рыба).
В пустой комнате
Руки
что рождаются
с твоего голоса
Крылья
что вырастают
с твоего желания
Ультрамарин
что вспыхивает
в твоем взгляде
В твоем голосе
рождаются руки
(но никому меня приголубите)
В твоем желании
вырастают крылья
(но никому меня вознести)
В твоем взгляде
вспыхивает ультрамарин
(но некому меня понять)
холодные руки
твоего голоса
безразличны крылья
твоего желания
потухший ультрамарин
твоего взгляда
в конце дня
в пустой комнате
Дорога потерь
она сидела
в раскладном кресле
читала Евангелие от Иоанна
разложив
охапку
пройденных дорог
стал убеждать
что
самая счастливая моя дорога
и
которая привела к ней
отложив
Евангелие от Иоанна
она видела
только одну
мою пройденную дорогу:
ту
на которой я
больше всего потерял.
Твои письма
чужими
беременными женщинами
приходят
до меня
твои письма
твоим письмам
всегда тесновато
в далеком мире
чужим
беременным женщинам
всегда
неуютно
в моих снах
чужие
беременные женщины
из моих снов
никогда
не читают
твоих писем
из далекого мира
почему же тогда
ты теряешься? Пока горит свеча
женщина
на Сочельник
приходит на кладбище
зажигает свечу
оставляет в тарелке кутью
усердно молится
женщина
на Сочельник
приходит на кладбище
когда
будет лежать в этой земле
но над ее
могилой
не будет гореть свеча
не будет замерзать кутья
никто не будет молиться
женщина
которая возвращается
с кладбища
на Сочельник
думает
о единой ребенка
убитую в утробе.
Молитва на пользу чужакам
С фантасмагоричный
1.
мы не знали Бога
мы молились
нашим проводирям
а потому
сначала
отдали чужакам
своих жен
потом
отдали
своих сыновей
а после
мы отдали
свой язык
2.
снова и снова
засучив рукава
по локти
с огненным оружием
на груди
и дьявольской улыбкой
на лицах
они топтали
землю наших предков
и мы не сдавались
да
мы не были антеями
но наша земля
давала нам силы
не быть рабами
3.
через девять
месяцев
они вернули
наших жен
через девять
лет
они вернули
наших сыновей
через девять
веков
они вернули
наш язык
но мы больше
не защищались
не гноили
телами чужаков
наши степи
не орошали
собственной кровью
горы
у нас было все
кроме родной земли
4.
девятьсот девяносто девять
световых лет назад
наши вожди
сказали
чтобы мы сперва
отдали чужакам
своих жен
потом -
своих сыновей
а после -
свой язык
5.
мы не знали
Бога
мы молились
нашим проводирям.
* * *
Иуда шел по снегу
Ветер
рвал веки глаз
Крестами
врастали в землю
дома
Дым ложился плашмя
проституткой
чтобы после
сняться к небу
И стать
святым духом
Иуда шел по снегу
селом
Черное воронье
камнями
падало вниз
"Ой есть или нет
господин-хозяин дома?.."
Слова слетали
из бесплодных деревьев
Инеем
за воротник фуфайки
Иуда шел по снегу
селом
босиком спотыкался
об закрытые двери сердец
Конвоиры
бросая жребий
делили одежду Того
Кто должен был прийти вчера
Иуда шел по снегу
страной
пьяных пророков.
Разговор на дедовой млаці
Триптих Груша
рассказывали
что на Спаса
как водится
еще никто в роте
из родных и крошки
не имел
(бабка освящала
в церкви фрукты)
я же сидел малорічний
от дня зачатия
греховного
как именно любовь родителей
под старой грушей
и гордо чмокал палец
презрев давно
щедрыми маминой грудью
но вдруг
дерево
хитрое и лукавое
неподалеку бросило
свой плод
соблазнив меня малого
и заставило впервые
зіп'ястись на ноги
сбоку
вскрикнув
всплеснула руками тетя
в вышиванке
как будто хотела подняться ввысь
я - шел
рассказывали
это было на Спаса
еще никто в роте
из родни и крошки
не имел
дед на пороге конюшни
тер глаза
в которых догорало лето
как догорает красота женщины
выпитая годами Дед
собственно
он еще ходил сам
стучался
клюкой в землю
словно в дубовые двери
когда вернулся
с немецкого невілля
стогов уже не клал
не пас корову даже
на мотузі
слабыми грудью
хватал воздух
языков рыбина
выловленная нагло из воды
его доедала астма
но дед
еще любил запах сена
переораної
плугом пласты земли
и все синее
от неба - к ежевик
в моих ладонях
по ночам
шептал "Отче наш"
и "Верую"
И плакал тихо И страшно
через боль в теле
и души
надеялся что хоть
хоть из внуков
вырастет что-то путное
знал точно
что умрет
первым от бабки
переживет середущого сына
и в этом году
на грусть мне
не сможет
копать землянку Копанка
ежегодно
она мелела
крошила свои ломкие берега
вкладывала
комьями земли дно
языков бабка Параска
писанками
пасхальная корзина
каждую весну
мы шли с дедом
в самой угол млаки
где он
снова
копал яму
ежедневно
летом
в ее прохладной воде
я умивав
плоды груши
свое лицо
и бабушкины сны
сны
о том
как вырасту
и копатиму людям
колодца
Я прихожу на дедову млаку, что помнит
старую грушу и яму с холодной водой, чтобы поговорить...
Сага о сельскую женщину
она встает
когда Бог еще спит
расчесывает волосы
доит корову
будит подвыпившего мужчину
позавтракав
президент
вспоминает о том
с кем встречался вчера
что обещал народу
кого наградил
помолившись
она думает
что сварить кушать сегодня
во что одеть детей
когда заплатят
мужу на работе
сельская женщина
не поет песен
просто так
разве захмелев
на свадьбе
на проводах
на крестинах
президент
принимает высокопоставленные
делегации
обещает выплатить
пенсии и зарплаты
летит персональным самолетом
на отдых
она
рожает детей
ходит каждую весну за плугом
носит на базар сметану
просто так
сельская женщина
не поет песен
разве что
захмелев
на свадьбе
на проводах
на крестинах
президент
подписывает новые законы
вояджер
направляется в глубь вселенной
Днепр
несет свои воды в море
она
белит хату
впитывает невесту
обмывает покойника
тогда
когда Бог уже спит
сельская женщина
поет песню.
Поезд, утерянный им времени
И.
"Агдам"
на столе
купейного столика
вверху
лампочкой Ильича
солнце
в стекле окна
в конвульсиях муха
"А я с сестрой всю-ю ни-и-чку сто-ю...
маленькие руки
на Йордана
ищут пазуху матери
чтобы согреться
и согреть
слезы женщины
затерянной в снегах Сибири
крошки хлеба
на просмерділій
цинком статьи
в газете "Правда"
правда -
это "Агдам"
каплями крови
на губах
пятнадцатилетней проститутки
"Не-е-а-а ро-о-заговор-а,
не те-й сло-о-ва..."
пальцы
вдавливают пуговицы
в тело
утомленного баяна
и болят памятью
про святую воду
Иордан
и дорогу в страну вечных снегов
вино
на столе
купейного столика
вверху
згаса солнце
лампочкой Ильича
в стекле окна
мертвая муха
завтра - Первое декабря*
но сперва
проститутка
краюха хлеба
и бутылка "Агдаму".
II.
Он
покрывается
тенью от лампы
его думы
летят почивать
на звезду альдебаран
его тело измучено
соблюдает
извечно лава
его глаза
наполненные
звездною пылью
и порохом
родного поля
он
покрывается тенью
от лампы
причудливый огонь
обгоревшего времени
языком
слизывает
звездная пыль
но не порох
в который он
превратится завтра
он дышит
звездною пылью
нетронутых до сих пор галактик
он кашляет
серым порохом
собственного поля
его думы -
это тиф
оружейни
и авиационные бомбы
что падают
на головы остарбайтеров
двадцатый век
испробовал его душу
языков траву-мураву
табун диких лошадей
он
покрывается
тенью от лампы
ему остались
сухая
деревянная постель
и крошки земли
вместо слез
в чуть теплых глазах
его думы
каждый вечер
летят
на холодную зарю
чтобы поплакать.
III.
она умерла
чужим людям
оставила дом
внучку
(последнем)
почерневшее серебро
взяв с собой
болезни
она умерла
вчера
послезавтра
ее похоронят
в семейном склепе
в котором лежит
черная
девичья коса дочери
то
что осталось от нее
после ссылки
да
тета Мария
устала
таща с собой
девятый десяток лет
высохла
языков ботвы
поздней осенью
улыбалась
мне страдальчески
из гроба
так
она устала
от боли
от старости
от снов
я не пойду
за ее гробом
а буду стоять
во дворе церкви
как тогда
в Пасхальное воскресенье
когда пятилетним
разорвал на ее шее
дорогое ожерелье
она умерла
оплакана дождями
между чужими людьми
ее похоронят
в фамильном склепе
среди своих -
дочери
сына
старшего внука
мужчины
всех их
она
похоронила
пережила
переплакала
я стою
на подножке поезда
зная:
она умерла
потому что хотела
освободить от боли мир.
* * *
На рассвете
отовсюду
они придут
до меня
положат
в ладони
клочок неба
плакать за мной
росами
скошенных трав
согреют
мою душу закляклу
теплом відмріяних женщин
на рассвете
под молчание
окільцьованих птиц
придете
чтобы отпеть меня
но не кладите мне
в ладони
неба
(в моих глазах
отдыхать можно зори)
не плачьте за мной
росами
скошенных трав
(за меня отплакала
иметь)
не голубте
мою душу закляклу
теплом
відмріяних женщин
(земля
согреет меня вечностью)
На рассвете
под молчание
окільцьованих птиц
відспівайте меня:
я хочу
чтобы вы вспомнили
какими бывают ранки.
Использована литература:
Альманах литераторов Толкователь чины "Васильки на ладони".
|
|
|