Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОР ТЮТЮННИК
Жизнь и творчество Григора Тютюнника


 

П л а н:

1. вступление;

2. основная часть:

а) жизни;

б) творчество;

3. вывод.
 

Августейшее звезда древнего, талантливого рода Табачников (Хтудулів, как прозвали их по деду) загоралась дважды - когда появились в украинской литературе два неповторимые, одаренные писатели Григорий и Григорий Табачники. Собственно, называли их так, чтобы различать, не путать. Они были, безусловно, разными, хотя и имели общие корни. На каждого наложил отпечаток именно его время.

Кто знает, кому из них было тяжелее в жизни, а соответственно и в творчестве. Старшему Григорию, который прошел войну, успел только почувствовать манливу обольщении хрущевской «оттепели», благодаря которой создал свой знаменитый роман «Водоворот», а в расцвете творческих сил умер от фронтовых ран. Было ему всего сорок один год. Или меньшем-Григору, который так непросто пробился к самому ценному своему источнику родного языка, сумел достичь в корень самых болезненных проблем современности, но вынужден был творить в постоянном противоборстве с застойными канонам. Было ему всего сорок девять, когда ушел из жизни.

Родился я 5 декабря 1931 года в семье крестьян - Тютюнника Михаила Васильевича и Тютюнник (до замужества Сивоконь) Анны Михайловны. Они были уже в колхозе - отец плотникував, косил, пилил осокорчики длинной двуручной пилой, втихаря готовился к экзаменам в педагогический вуз. Мать работала на разных работах - полола, вязала, поливала и подавала снопы в барабан.

В тридцать третьем году наше семейство опухло от голода, а дед, отец моего отца, Василий Феодулович Тютюнник, умер - еще и не седой был и зубы имел до одного крепкие (я и до сих пор не знаю, где его могила), а я в это время - тогда

мне было полтора года - перестал ходить (уже умея это делает), смеяться и разговаривать перестал... В тридцать седьмом году, когда отцу исполнилось ровно сорок (он с 1897 года), его арестовали, имея в виду политический мотив, и пустили в сибирских этапах...

В 1957 году пришел бумажку, который извещал, что отец ни в чем не виноват и реабилитирован посмертно. По тому, как забрали отца, мы остались вдвоем: мать двадцати-четырехлетней вдовой (она младше отца на шестнадцать лет) и я. Мне тогда шел шестой год.

Мой отец, говорят, был хорош собой, умный, сильный и с лица моложавый, потому что после первого бракосочетания - на ївзі Федотівні Будничной (1920-1921 год) - он не нашел лучшего занятия, чем заниматься поэзией, геометрией, бондарством. После того, как отца забрали в тюрьму в 1937 г., взял меня к себе родителей брат Филимон Васильевич Тютюнник,- иметь осталися замужем за другим, а я пошел к дяде. Сегодня я знаю, для чего взял меня дядя. Он И его жена» Наталья Ивановна Рябовецька, из соседнего с нами хутора Троянівка, учили и воспитывали меня, а говоря попросту, были моими родителями. Они оба работали в школе. Дядя был бухгалтером, тетя преподавала украинский язык и литературу. С того времени я запомнил «Как упал же он с коня», «На майдане».(....) Я любил и знал сказки Пушкина и множество украинских народных сказок, с которых я больше всего люблю и сейчас «Котигорошко»,- прекрасная сказка.

Вот недавно перечитывал - чудо, да и только...

А до Донбасса, еще когда жил я с матерью и папой, хорошо запомнились мне «Кобзарь»Шевченко, «Под тихими вер-бами» Грінчеика, «Разве ревут волы...», «Кайдашева семья», «Тихий Дон», тогда еще не закончен,- третью часть чита-ли, видимо, папа и мама воювалися за нее: обоим хотелось читать. Сошлись на том, что вечерами читали вслух.

1938 года отдали меня дядя и тетя в школу в украинский класс, который насчитывал семь учеников. Думаю, что здесь вторые мои, так сказать, родители придерживались принципиальных взглядов относительно украинского языка, образования, культуры вообще.

Через две недели этот класс было ликвидировано за малым контингентом, и я оказался в российском первом классе. С того времени и до 1962 года я разговаривал, писал письма (иногда рассказы) исключительно на русском языке, кроме лет 1942-1949-го, когда я вновь оказался в деревне у матери. До этого я был старцем в полном смысле этого слова. Произошло это так. В начале войны тетя родила мне сестренку. А дядю забрали на фронт. Уже в сорок втором году начался голод. Я ел тогда картофельную завязь, желуди, пробовал конину - когда она кипит, из нее много пены...

Люди, глядя на измученную тетю и на нас, голодненьких детей, посоветовали мне рвануть к матери на Полтавщину, чтобы легче стало всему семейству,- голод как-не-как. Я так и сделал. Шел пешком, имея за плечами 11 лет, три класса образования И пустую котомку, в которой с начала путешествия было девять сухарей, лепешка и банка меда - земляки дали на дорогу. Затем продукты вышли. Начал попрошайничать. Первый раз просить было невероятно трудно, стыдно, одбирало язык и в груди терпят, тогда немного привык.

Шел ровно две недели. Через Славянск, Краматорск, Павлоград (или Конград), Полтаву, Диканьку, Опошню. А следом за мной, когда немного полагодилося с железной дорогой, приехала и бедная моя тетя с грудной сестренкой.

Зажили мы в селе. Потом хату сожгла бомба, И мы оказались в чужих людей - то, что было И в Донбассе: меняли квартиру за квартирой, потому что никто долго не хотел держать постояльцев с двумя детьми. Так и в селе было.

После Победы вернулись дядя И ранен, забинтованный уже до смерти Григорий - тогда вот я его узнал поближе, потому что он меня иногда гладил по голівчині и говорил что-то хорошее, ласковое. Видно, узнал, что я тоже успел настрадаться, хоть и не понимая толком.

В 1946 году после окончания пятого класса я пошел в Зиньковское РУ № 7, чтобы иметь какую-то одежку и 700 граммов хлеба на день. Они, эти 700 граммов, и спасли нас С мамой в 47-м: я носил «из города» ежедневно по кусочку, невыпеченном и сплюснутому, в карману, как пустой кошелек.

Осенью нам, ремесленникам, вручили аттестаты слесарей пятого разряда и отвезли машинами до Ахтырки. А отсюда поездом в Харьков, на завод им. Малышева. Там нам дали общежитие (одна комната - отряд на 68 душ) И распределили по цехам. Я стал принадлежать к господствующему классу, ходил через воспетую заводскую проходную... ел по талончиках в цеховой столовой, получал 900 руб. ежемесячно, пока не закашлялся от Іржавчаної пыли плохим, нездоровым кашлем. И решил: домой, домой! В колхоз, к матери! Да еще и влюбился был втихаря в шилівську таки девочку. Туда, туда! Там - лучше, хоть и есть впроголодь.

Пошел в колхоз. Пахал, волочил, косил, погоничував возле волов (их звали «ленивые») - трудно было, а тут еще и с «любовью не повезло», ибо кто же позволит девочке-школьнице сидеть возле красноармейской могилки вечерам, как парень голый, босой, дома не имеет, да еще и отец в тюрьме.

Когда это однажды осенью, именно молотили, зовут меня к зиньковской милиции. «Сбежал из Харькова?» - «Нет. Сел, да поехал».- «А закон о три года знаешь?» - «Знаю».- «Ну вот». Обрезали на моем рам'ї пуговицы - И в КПУ. Потом судили. В зале были мама И я с милиционером. А за столом - народный судья и народные заседатели. Дали мне четыре месяца. Колонию знаете в Полтавской области? Вот я там отбывал наказание - четыре месяца. Когда меня выпускали, лагерный библиотекарь сказал мне на прощание: «Тебя випускают? Ах, жаль, хороший читатель был...» В лагере я узнал Тургенева И Герцена («Кто виноват?», «Отцьі и дети», «Записки охотника»).

А вернувшись домой, прочитал «Кавалера Золотой Звезды» и ненавижу его и по сей день: я знал уже других кавалеров...

И снова колхоз. Теперь уже когда заставляли делать что-то очень тяжелое, то намекали, что не только мой отец враг народа, а я заключенный. А тут мама приймака приняли...

Пошел я и завербовался в Донбасс - край моего детства. Строил Миронгрес (это под Дебальцевом) и зажил, и сказать, самостоятельной житухою. Даже посылки матери слал: галоши, матерійкк на пиджачок и т.д. Слесарил, ездил на машинах, мастерил и др.

В 50-м и до осени 51-го снова жил у дяди и тети, работая теперь уже в гараже при шахтобуді Краснолучского автотранспортной конторы.

В ноябре 51-го года - армия. Владивосток... Словом, сейчас орденоносне Приморья. Радистом был четыре года. Тут-то я и взялся за самообразование. И так, что по демобилизации пошел после «законных» пяти классов сначала в восьмой, потом в десятый класс вечерней школы. Токарничал в Щотовському вагонном депо - обточував колеса - и учился.

А дальше счастливые пять лет обучения в университете на филологическом факультете, то, что я любил. И российское отделение - то, к чему я привык, к чему меня готовили школа, армия, напівросійське донбасское окружения.

В 1961 году написал первую новеллу «В сумерки», и «Крестьянка» ее напечатала. Больше ничего потом не писал: сессия, дипломная работа по психологическому анализу Л. М. Толстого - словом, некогда было писать. К тому же пора было заходжуватись жениться, что я и сделал вполне успешно и счастливо.

По тому, как умер Григорий, я снова взялся за писанину, но уже на украинском языке. Этот слом вам должен быть понятен...

Прочитал словарь Гринченко и едва не танцевал на радостях - так много открыл мне этот блестящий произведение. Немедленно перевел свои «Сумерки» на родной язык и теперь уже не расстаюсь с ней, слава богу, и не расстанусь до самой смерти. И все это на четвертом десятке!.. Это счастливое событие в моей жизни произошла на шахте № 10 под Коммунарском Луганской области, где я преподавал в вечерней школе русский язык и литературу, а женщина украинский язык и литературу. Там же произошло еще одно радостное событие - женщина родила мне сына Михаила. Одного Михаила убили, может, хоть втором повезет жить по-человечески. Об этом только и молю Госнода-Бога.

А дальше что? А дальше я поехал в Киев, где, благодаря усилиям многих людей и в первую очередь Анатолия Андреевича Димарова, живу и сегодня. В Киеве была написана «Завязь». Сейчас работаю над сценарием по «Водоворотом» Григория. Обещают с осени запустить фильм, и кто знает, как оно там покажет.

Аминь.

Творческое наследие Григора Тютюнника количественно небольшой-заключается в двухтомник, который появился в 1984 г. Жанрово однообразный-это новеллы, рассказы, несколько повестей.

Неширокое также и тематическое круг его произведений. Глубочайшим болью Григора Тютюнника было современное ему село. Из него он вышел сам в опасные странствия по другим, чужим мирам. Но там оставалось корни собственного рода, там жила мама, туда просто было в любой момент вернуться по живительные соки народной мудрости, припасть к несхитної, испытанной веками морали как к спасительному островку. Украинское село во времена Григора Тютюнника было задето коррозией общей общественной деградации и лежало как бы на перекрестке многих дорог. Там люди еще помнили традиции предков, порой их даже придерживались, село практически оставалось единственным носителем украинского языка.

Поэтому, бесспорно, именно сельская тематика была очень соблазнительной для многих тогдашних прозаиков. Но в ее освоении Г. Тютюнник идет собственным путем.

Его рассказы и новеллы никак не подходят под стандарты «социалистического реализма», далекие от иллюстрирования партийных лозунгов, от навязываемого литературе фальшивого оптимизма. Именно за то, что он не хотел писать как все, Г. Тютюнника постоянно преследовали служители правящей идеологии. Его спасением было то, что он не касался политики, не использовал публицистических средств социального анализа актуальных сельских проблем, не стремился кого-то уличить, что-то осудить. В конце концов, это тогда было практически невозможно. Он дает художественный анализ актуальных социальных проблем и, в частности, проблем тогдашнего села.

Оно встало в его новеллах непричепурене, реальное, оживлено, за что Олесь Гончар назвал писателя «живописцем правды». Встал перед читателем в многообразии человеческих судеб, характеров. Григор Тютюнник сумел через душу человека передать дух того непростого времени, коснуться болезненных общественных проблем. Сделал он это очень тонко, мастерски, без активного авторского вмешательства, набрасывания собственных выводов и оценок.

Своих героев Григор Тютюнник не идеализирует, не наделяет какими-то особыми чертами характера. В основном это обычные сельские люди-женщины, мужчины, старики, дети. Среди них нет только положительных или отрицательных. Человек предстает словно живая. К тому же говорит она не правильным литературным, что можно наблюдать во многих других авторов, а естественной для нее языке.

Когда начали печататься рассказы Григора Тютюнника, в литературе уже были Павлычко, Драч, Шевчук, Гуцало - целая когорта «шестидесятников», как теперь называем эту буйную молодую волну, что во времени захватила хрущевскую «оттепель» и начало «застоя». Но когда пришел Григор, многим стало понятно, что тем путем, которым шел он, уже не мог идти никто. Не удивительно, что после него появился целый поток эпигонов, который продолжается до сих пор. Подражание происходит на тематическом уровне, и только. Характеры сельских мужиков и бабушек получаются невыразительными, в основном похожими друг на друга. По этому поводу стоит напомнить один эпизод, описанный в воспоминаниях близким другом художника Петром Засенком.

В 1961 г. журнал «Крестьянка» печатает рассказ Игры-гора Тютюнника «В сумерки», написанное на русском. Тогда же он переводит его на украинский. С тех пор с родным языком не расстается уже никогда.

После окончания учебы вместе с женой уезжает работать на Донбасс, преподает в вечерней школе. Там у них рождается первый сын Михаил, названный в честь замученного своего деда. Но писателя мучает чужое ему русскоязычную среду. Он хочет жить там, где живут его герои.

С 1963 г. Тютюнник-в Киеве, этому способствовали прежде всего А. Димаров А. Гончар. Поселяется в небольшом доме на Андреевском спуске, работает в «Литературной Украине», впоследствии в сценарной мастерской киностудии им. О. Довженко, где пишет сценарий по роману «Водоворот», в издательствах «Советский писатель», «Молодежь», «Днепр», «Радуга».

В тогдашних журналах печатаются рассказы Григора Тютюнника. Его доброжелательно принимают и поддерживают в своем обществе киевские писатели. Вообще о нем скоро начали говорить все, потому что слишком выделялся. Фигура это была яркая, колоритная. Высокий, пышноволосый, с черными глазами, «глубокими и умными», из которых проглядывало что-то по-благородному гордое, но и грустное, как вспоминает Валерий Шевчук. Любил «оживлять» эпизоды своих будущих произведений, делал то достаточно артистично и остроумно.

Где-то в те годы Николай Винграновский, директор киностудии им. О. Довженко, приглашает его на кинопробы фильма по повести В. Земляка «Дочь Стратіона». «Все, когда увидели кинопробу на экране, восхищались им, его талантом, выкрикивали, что это открытие, и на том все и кончилось: кто-то где-то кому-то позвонил... Мне решительно предложили Григора не снимать, мол, пусть лучше пишет свои новеллы»,-вспоминает М. Винграновский.

В 1966 г. выходит первая книга «Завязь», 1968 г.- «Тысячелистник». Одноименный рассказ отмечено премией всесоюзного конкурса, объявленного «Литературной газетой». Григор Тютюнник все больше становится костью в горле тем, что хотели сыто и спокойно жить, продуцируя свои бесцветные, заідеологізовані произведения. Да и цензура работала тогда безотказно. Редакторские правки время словно резали писателя по-живому, ведь каждая деталь, образ так долго вынашивался в сердце. Да, очень соблазнительно было партийным наблюдателям возле литературы приручить гордого и сильного человека, каким был Григор Тютюнник. Для этого ему втихаря отруювалося жизни шельмованием в прессе (например, статьями Л. Санова), торможением изданий и публикаций.

А с какого времени писатель покинул труд по редакциях и издательствах, всецело отдался собственном художественном творчестве.

В 70-х «застойных» увидели свет его книги новелл «Родительские пороги», «Крайнебо», «Корни», повести «Климко», «Огонек далеко в степи», сборника для детей «Степная сказка», «Ласочка», «Лесная сторожка». Немного переводил, В частности. Шукшина, которого очень любил.

Тем временем виз фарисеев, поскрипывая, катился большаком украинской литературы. Но удивительная эпоха 60-х гг., оказывается, смогла породить и вулканов, которые не вмовкали до последнего момента (как Василий Стус) или бросали вызов всем (как сделал Григор Тютюнник).

Он был настоящим вулканом. Никогда сам не шел ни на какие компромиссы, ненавидел приспособленцев, говорил им в глаза правдивые обвинения, приумножая род своих потенциальных оппонентов. «На каждого Авеля по три Каїни»,-так он характеризует тогдашнюю моральную атмосферу в Украине. В обществе он видел ужасную пропасть между словом и делом. Боль души слился со злостью, что клекотала в нем, но ничего не меняла вокруг. Душевная боль все углублялся. При всей внешней силы и мужества на самом деле он был незащищенным ребенком на этой земле, ранимым, искренним, честным.

Рассказывают, что за два года до своей смерти встретил в подземном переходе на Крещатике Ларису Письменную. Как раз покончил с собой поэт Григорий Бойко. Григорий схватил ее за руку и спросил: «Что это-мужество или боязнь?». Она ответила: «Как для кого. Для меня-мужество».

Он будто запрограммировал свой конец. Неуютно ему жилось еще с юных лет. Всегда чувствовал свое одиночество.

В феврале 1980 г. Г. Тютюннику присуждена премия имени Леси Украинки (за книги «Климко», «Огонек далеко в степи»). А 7 марта он причинил себе смерть.

В то же время, внешне вроде было все хорошо. Григорий любил общество, никогда ему его не хватало, быстро сходился с людьми, был остроумен, артистичен, произведения испытывал «на публике» -доверял общественности...

А в глубине души был адский боль, который терзал непрестанно. «И что я в Господа за человек!!! Ни в чем нет мне ни меры, ни утешения-ни в любви, ни в страдании, ни в увлечениях, ни в сумме адском. Неприкаянний я. Все бы вырвать из души и обновиться, все сначала начать, и невозможно»,- так писал в дневнике.

Действительность и мечта одновременно сосуществовали в нем; первая заставляла думать, страдать, вторая постоянно манила, звала за собой... Его произведения или воплощали «эдо», или дополняли его, ибо писателю подсознательно очень хотелось вылить в них и свою мечту - мечту о душевное равновесие, недостижимую в этом мире гармонию. «Жить в доброй приязни с небом и землей» -эти слова из записной книжки художника предназначались для повести о Артема Безвиконного, так и недописанной. У них и религия, к которой пришел Григор Тютюнник в своем самопознании, но так и не стало надежной опорой его мировоззрения.

Еще молодым он сделал для себя вывод: «Жизнь в творческом сознании писателя вроде бы раздваивается: одна плоскость-существующее, вторая-желаемое. Это единственный источник творческой энергии»


Использована литература:

1) Григорий Костюк, журнал „Украина" 1984г.

Евгений Петренко „Критика украинской литературы ХХ ст.", издательство „Ирпень", Харьков, 1992г.