Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Биография Григория Сковороды



 
"А мой жребий с голяками..."

(Г. Сковорода)
 

Память о поэте-философе Григории Сковороде чествуют в Украине и во всем мире.

Народ отмечает знаменательные юбилеи философа-поэта. Открыты мемориальные музеи писателя; ему сооружены оригинальные памятники у нас в Киеве, Лохвице и Сковородиновке, гранитной монумент в Бабаївському лесу и в Сковороднівському парка.

Величие и бессмертие Григория Сасича Сковороды заключается в том, что в глухую пору национального гнета, жестоких притеснений украинского народа самодержавной Россией он стал на защиту соотечественников и провозгласил: "А мой жребий с голяками".

Родился писатель-просветитель XVII в. Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в селе Чернухах, на Полтавщине, в семье Саввы и Паланки Сковородів - малоземельных крестьян из казаков.

Родители Григория славились на всю округу честностью и правдивостью, гостеприимством и трудолюбием; так воспитывали и Григория.

С детства его приучали к труду: пасти гусей, помогать по хозяйству. Грицевій душе была милой сопілонька, в игру мальчик который вкладывал всю свою детскую душу...

Однажды папа повел сына в науку к дьяку. Учился Григорий с интересом и даже был на привилегированном положении, потому дьяк обнаружил у парня необычайной красоты голос, научил нотной грамоты, поставил первым певцом в церковном хоре, давал читать книги и подготовил к поступлению в академию.

Большаком через Пирятин, пешком, жадным до знаний, Григорий добрался до Киева и стал одним из настойчивых и толковых студентов.

В 1753 году Григорий окончил академию. На это время он уже поэт, композитор, солист и музыка. Его отправляют в Петербург в придворную капеллу, ибо он прославился замечательным басом, игрой на скрипке, флейте, бандуре, цимбалах, свирели. На а собственные стихи Григорий сочинял музыку и такую музыку, что некоторые из его песен переняли даже кобзари.

Но всесторонне одаренный парень решил как можно больше путешествовать и встречаться с людьми.

Вернувшись снова в Киев, юный поэт и композитор отправляется за границу и три года путешествует по Венгрии, Польши, Словакии, посещает Братиславу, Вену, Будапешт, бывает в университетах, слушает лекции знаменитых профессоров, штудирует философски труда; владея многими языками, свободно дискутирует с учеными разных стран.

Вернувшись на Украину, он преподавал пиитику в Переяславском коллегиуме. Молодой педагог преподавал по-новому, творчески, смело, за "что" и был уволен с работы.

Далее 6 лет работал домашним учителем сына помещика Томары в селе Коврай на Переяславщине. В свободное от работы время много размышлял.

Именно в эти годы, благодаря близости к природе и народу, формируются философские взгляды будущего писателя-мыслителя.

Впоследствии он становится преподавателем синтаксиса греческого языка и этики в Харьковском коллегиуме.

Сковорода был необычным учителем: писал басни, преподавал древние языки, глубоко интересовался математикой, географией, экономикой.

- Учил, как жил, а жил, как учил - лучшая черта педагога.

Учебника по этике не было, и Григорий Савич написал его сам. Это был первый философское произведение, основной мыслью которого является : праздность - это самая большая человеческая изъян.

 

Сковорода публично заявил:

"Весь мир спит, пора просыпаться!"

Студенты любили своего учителя, советовались с ним, бывали у него дома. Он засевал их души зернами правды, гуманизма и свободолюбия, мечтами о республике.

Однако вскоре оставил коллегиум, потому что работать стало невыносимо от травли и доносов.

Когда его приглашали на церковные или светские должности, он отказывал:

- Разве вы хотите, чтобы я увеличил число фарисеев (лицемерных людей)? или:

- Не могу представлять в театре света никакого лица, кроме низкого, простого... Я брал себе эту роль - и доволен.

Даже Екатерине II не удалось заманить его к царскому двору:

- Я не покину родины. Мне моя свирель и овца дороже царского венца, - гордая заявил он.

С 1769 года Сковорода вел путешествующую жизнь. Почти 30 лет путешествовал этот певец-музыкант и учитель-бацкар пыльным дорогам. Левобережья, заходил в села и хутора, реже - в города, в основном на ярмарку, останавливался у приятелей, а то и вовсе незнакомых крестьян, - и везде встречали его как родного, принимали как найпочеснішого гостя, потому что с ним в дом входили дружеская беседа, хорошее настроение, доброжелательный совет, меткий шутку.

Мудрое слово Сковороды притягивало людей. зайдет он, бывало, в деревню, сядет край площади или на кладбище, или в кого-то на дворе, сбросит сумку, достанет подругу-свирель, заиграет народной "Ой, пойду я лугом-долиной" - и сходятся люди.

Тогда странствующий философ достает книгу ,читает, соберет малышей возле школы или в доме, тай рассказывает сказки, им же составленные, учит читать и писать, доверительно беседует с малышами. Как раз про этот период жизни великого просветителя и писал Дмитрий Павлычко в стихотворении "Сковорода":

 

И, выломав полацю из плетня,

Он темными оврагам пошел

Крепостным детям викладать латынь,

Смущать мыслями рабскую кровь

 

Чему же учил Сковорода?

Учил, что в природе красота, гармония, а в обществе - несправедливость, и чтобы изменить макромир на лучшее, надо каждому изменить микромир, то есть себя самого. Познав себя, познаешь - совершенствуй. Познавая свои наклонности, человек правильнее определяет свое место в обществе и принесет наибольшую пользу. Но немало людей занимают не свои места. Человек не может быть счастливым, если действует вопреки своей природе.

Веление природы - это познание Бога в человеке.

Познание природы - это познание Бога.

Григорий Сковорода был демократом. Он писал, что его родной край страдает под властью "загребущих", "лукавых", "обезьян" и "змей".

Философ жил надеждами на новое общество равноправных людей, где не будет "рабского ига", "тяжелой работы", "ничего златожадного", "хамского".

Взгляды великого правдолюбца имели большое влияние на последующие поколения.

Лев Толстой отметил, что мировоззрение Сковороды удивительно близок ему.

Последнее десятилетие жизни Сковороды - это годы его славы. Все хотели его видеть. В Харькове, Белгороде и многих селах возникли кружки последователей его учения и образа жизни.

9 ноября 1794 года Григорий Саввич умер. Умер так просто, как и жил...

Последнее десятилетие жизни Сковороды - это вершина творчества писателя.

Об этом Павел Тычина писал:

"Он сознательно избрал своим кабинетом целый мир, при обміркуванні его произведений присутствовали и небо над головой, журавли, аисты, тополя, озера, леса и твердая земля под ногами, а главное - люди".

Действительно, больно то, что при его жизни не опубликовано ни одного произведения. Но его поэзия, притчи распространялись на Украине устами народа. Он написал 30 прозаических басен, позже составили сборник "Басни Харьковские". Большую славу писателю принес сборник лирических стихов "Сад божественных песен". А мне запомнились строки, в которых автор любуется красотой родной природы:

 

Гей поля, поля зеленые,

Зеленью, цветами украшены!

Жаворонок над полями!

Соловей над садами!

 

В своих произведениях Сковорода отразил мечту народа о лучших временах, когда земли станет "царством любви..без вражды и распрей". Мне хочется закончить сочинение высказываниям поэта-философа:

- В Горний Руси (будущей Украины) вижу все новое: новых людей, новое поколение и новую славу.

Григорий Сковорода - гордость и слава украинского народа - всегда будет жить в наших сердцах - сердцах его благодарных правнуков.