Червоне - то любов, а черное то печаль (Интимная
лирика Дмитрия Павлычко)
Творчество Дмитрия Павлычко соединяет старше
поколение классиков украинской поэзии с поколением начале 60-х годов, которое так
по-молодецки громко заявило о себе.Поезія Павлычко не только отражает свою эпоху,
но и выражает свою сутки, чувствительная к новых примет времени.
С особой теплотой поэт воспевает животворящие
эмоции любви. Тема любви - одна из характерных для поэта. Образ любимой
превращается в его стихах в неуловимую мечту, что станет вечной тоской - не так
по самым любовью, как за молодостью, неотвратимостью времени, неизбежностью потерь и,
наконец, внутренним успокоением, что все остается в том самом, что идеал -
красоты, любви, поэзии должен быть неосуществим, до конца не збагнутий и не
осягнутий:
Счастлив тот, кто видел мечту,
Но не коснулся ее.
Угадывание черт своей любимой сопровождать
лирического героя Д.павлычко везде, где в его поэзии появляется женский образ.
Автор видит черты любимой в картине ("Все так, как в Чурльоніса"),
узнает ее в старой болгарской иконе ("Икона" из "Болгарского
триптиха"). Женский образ символизирует силу жизни и вечного возрождения -
начала прежде всего материнского...
Восхищение женской красотой, пылкий сожалению за
потерянной любви, требовательность в интимных отношениях - такие чувства наполняют
цикл стихов "Запах хвои". Эта тема позднее продолжена в книге
"Гранослов" и в сборнике "Тайна твоего лица".
Стихотворение д. павлычко "Когда мы шли вдвоем с
тобой..." прозрачностью и ясностью мысли доходит до сердца. Конфликт в стихотворении
значительно глубже и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И причины разной
поведения юноши и его возлюбленной на узкой полевой тропинке следует искать в
соблюдении народной морали. Автор поднимает проблему и сам дает ответ на нее:
надо, чтобы человек не маліла, не здрібнювалася морально и духовно, была счастлива
в самых интимных чувствах.
Поэзия "Два цвета" - стихотворение-песня. Чувствуется
в нем выразительная поэтическая речь. Задушевностью, верной сыновней любовью к
матери "Два цвета" имеют много общего с "Песней о
рушник" а. малышко. Одинаковые сыновьям стелятся "дороги дальние",
"неизведанные пути", "грустные и радостные дороги". Преобладают два цвета:
"красный" - символ счастья и любви и "черный" - символ
тоски и печали.
С одинаковым трепетом в сердце вспоминают лирические герои
и "неизменную материнскую ласковую улыбку", и рубашку, которую вышила
иметь "красными и черными нитками", и родные "свои пороги",
куда возвращаются из жизненных странствий.
"Вечная" тема Дмитрия Павлычко побуждает
читателя к размышлениям, преподносит в помыслах и делах, делает его более благородным.
Наглядным примером этого является стихотворение "Моя любовь, ты - как Бог?". "Любовь
озаряет душу человека", - говорит поэт. Объясняет, что любовь нельзя увидеть,
ее дано лишь почувствовать.
Сквозная параллель, которая пронизывает всю образную структуру
произведений,заключается в том, что человеческая любовь гарантирует вечную продолжительность жизни, вечное
обновление, которое существует во всей природе. Эта аналогия проводится последовательно, находя
не раз свой прямой и откровенный проявление:
Радуйся, девушка, болью любви,
Грустью ціловання к зомлівання,
Голосом матери в сердце твоем
Кільчику ясном во тьме чернозема
("Радуйся, девушка, вместе со
мной...").
Именно поэтому "есть в цілунках спасение от
смерти" - есть новая жизнь, и именно поэтому красный цвет, который доминирует в
"Сонетах подольской осени" и "Тайны твоего лица", -
это цвет спелой пшеницы и налитого яблока, цвет солнечного луча, а
прежде всего - цвет пульсирующей крови.
Образы хлеба и зерна, которые выступали в
"Сонетах подольской осени" как олицетворение вечного обновления природы,
теперь распространяются на человеческую любовь: "Любовь... подобна природы в своей
вечной молодости. Она не знает смерти. Она знает лишь один закон - закон
безостановочного обновления". Если я правильно поняла Д.павлычко, в этом и
заключается "тайна лица" любви.
Дмитрий Павлычко распевал свою "вечную"
тему как бы одним дыханием, вложив в нее светлую радость, тихую печаль и тоску
озаренного и смущенного большой любовью сердца лирического героя. Будем
надеяться, что еще не одно стихотворение поэта отзовется нежным трепетом в наших душах и
сердцах.
Так я открыл, что пламя любви,
Плачи и радости в моей душе -
Все из единства земли моей и крови...