И семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Урок 45. ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. ВАДИМ СКОМАРОВСКИЙ. ИГРУШКИ. ВИКТОР ТЕРЕН. ОСЕНЬ. ИГОРЬ СЕЧЕВИК. НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических произведений; учить анализировать прочитанное, отбирать рима; развивать связную речь, фонематический слух; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Фонетическая зарядка
- Как капает дождь? (Кап-кап-кап)
- Как грохочет гром? (Гр-гр-гр)
- Как гудит машина? (Гу-у-у)
- Как жужжит комар? (Дз-дз-дз)
- Подуем на кульбабкуі
2. Работа над скороговоркой
Шишка упала - не разбилась,
Шишка в травы закатилась,
Наша Шура в лес пошла,
Но шишки не нашла,
Принесла она домой
Только радость, только усталость.
Г. Чубач
- Прочитайте скороговорку молча; хором медленно; весело, с чувством юмора; в быстром темпе, как будто вы бежите к автобусу, а автобус уехал; выделите голосом глагола.
3. Игра «Поймай на крючок»
Учитель называет одинаковые слова, а среди них такое, что отличается только одним звуком. Дети должны назвать это слово («поймать на крючок») и запомнить.
Дуб - дуб - зуб - дуб - дуб.
Коса - роса - роса - роса - роса.
Козявка - букашка - ромашка - букашка - козявка.
- Какие слова вы «поймали на крючок»?
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Что такое рифма? Приведите примеры из стихотворения А. Костецкого «Странная привычка».
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы будем учиться самостоятельно подбирать рифмы.
Игра «Подбери рифму»
- Я буду читать стихотворение, а вы дополняйте его.
Прилетел мне к ногам
С небес пушистый... (снег).
Из него шариков налеплю,
И бабу снежную... (сделаю).
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения В. Скомаровского «Игрушки» (с. 50)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учащимися.
- Какие слова вставили в стихотворение?
- Какое время года описано в стишке?
2) Чтение стихотворения учащимися хором.
3) Игра «Подберите рифму».
Плоту - позолоту.
Листья - колючки, игрушки.
- С чем поэт сравнивает листья?
Физкультминутка
2. Проработка стихотворения В. Терена «Осень» (с. 50)
1) Игра «Рыбки».
- Прочитайте стихотворение, вставляя слова из справок.
2) Чтение стихотворения учениками.
- В какую игру играет ветер с пожелтевшей листком?
- Как он это делает?
3) Игра «Диктор телевидения».
Читать текст, периодически отрывать взгляд, чтобы взглянуть на зрителей.
4) Игра «Актеры».
Прочитать стихотворение удивленно, восторженно.
5) Игра «Подбери рифмы».
Листком - біжком.
Мышки - исподтишка.
Спійма - зима.
3. Проработка стихотворения И. Січовика «Непослушный язычок» (с. 50)
- Прочитайте стихотворение самостоятельно заканчивая строки.
- Назовите слова, которые рифмуются.
4. Конкурс на лучшее чтение стихотворения
Выразительно прочитать стихотворение, больше всего понравился.
5. Игра «Восстанови стихотворение»
- К нам забрались жуки-буквоеды, которые съели некоторые слова. Восстановите потерянные слова.
Гостить шла стоніжка
Испачкала ноги... (немножко).
На пороге возле дома
Стала ноги... (вытирать).
Все сто ножек обмітала,
Все сто ножек... (вытирала).
А как стала на помосте -
Из гостей возвращались... (гости).
Григорий Бойко
VI. ИТОГ УРОКА
- Что учились делать на сегодняшнем уроке?
- Понравилось ли вам подбирать рифмы?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить стишок, что больше всего понравился.