Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Общечеловеческие ценности в поэзии Лины Костенко



 
Содержание.

Гуманистическая творчество поэтессы.

1. Пейзажная лирика Лины Костенко

2. Великолепные стихи о любви

а) одна из величайших человеческих добродетелей - почитание родителей

б) глубокая вера в духовную силу украинского народа

3. Кредо поэтессы - залишатьсь навсегда человеком

4. Литература

 


ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПОЭЗИИ Л. КОСТЕНКО

 

 

Непостижимая сила поэтического слова. Нежное и гневно-возмутительное, страстная и розчулене, оно осторожно касается наипотаємніших струн в наших сердцах, вызывая мелодии радости, грусти, любви, надежды.

У каждого из поэтов свой неповторимый голос, свое особое видение мира. Читая стихи Тараса Шевченко и Леси Украинки, В. Симоненко и М. Винграновского, И. Драча и Д. Павлычко, мы видим многомерность, разнообразие всего, что нас окружает, учимся чувствовать, воспринимать полутона и напіввідтінки, глубже осознаем неповторимость каждого мгновения жизни. Украинскую поэзию сегодня трудно представить без Лины Костенко (народ. 1930 г.). В ее удивительном по красоте и силе поэтическом голосе гармонично сочетаются трогательная нежность женщины и твердость духа настоящего борца, философская углубленность в проблемы бытия и страстная эмоциональность трибуна.

Лина Васильевна Костенко родилась в городке Ржищеве на Киевщине в учительской семье. в 1936 г. семья переехала в Киев, где девушка окончила среднюю школу, училась в педагогическом институте. В течение 1952-1956 гг. Лина Костенко училась в Московском литературном институте, который окончила с отличием. Она начала рано печататься - еще учась в школе. Первый сборник поэтессы «Лучи земли» вышла в свет в 1957 г. Среди других известных его сборников - «Над берегами вечной реки» (1977), «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур» (1987), «Избранное» (1989).

За роман в стихах «Маруся Чурай» и сборник стихов «Неповторимость» 1987 г. Лина Костенко удостоена Государственной премии им. Т. Г. Шевченко. Ее произведения переводились на языки многих народов мира.'

Непросто складывалась творческая судьба поэтессы. После блестящего успеха первых трех книг - тяжелое шестнадцатилетний период замалчивания. Произведения Лины Костенко запрещали печатать, две ее сборки были «рассыпаны» уже после набора. Но мужественная женщина, самобытная поэтесса выдержала и травля власти, и несправедливые упреки критики, и пассивное молчание «толпы». Сегодня Лина Васильевна - один из самых любимых украинских поэтов. Искреннее восхищение читателей вызывает сила и яркость его творческого дарования, величие и благородство духа.

Лине Костенко суждено было жить в то время, когда немодно, „ вредно, даже опасно было говорить об общечеловеческих ценностях, когда общество руководствовалось девизом, лучше сформулированным поэтом Е. Багрицьким в стихотворении «ТВС»:

 

Век поджидает

на мостовой,

Сосредоточен, как часовой.

Но если он скажет:

«Солги», - солги, Но если он скажет:

«Убей», - убей.

 

И, наверное, именно поэтому глубоко гуманистическое творчество поэтессы, ее искреннее, правдивое слово вызывали страх и бешеную ненависть власти.

Стихи Лины Костенко никого из читателей не оставляют равнодушными, они полны настоящей, неподдельной любви - к человеку, природе, родному краю. Все, о чем пишет писательница - о событиях седой древности или любовь, красоту окружающего мира или поэзии, - читать все равно интересно. Замечательная пейзажная лирика Лины Костенко. Прочитав ее стихи о природе, невольно влюбляешься в дождь, что «подкрался и шумит», в ночь, красивую, «языков Кармен», в цветы и деревья. Природа у поэтессы - это будто живое существо, что думает, переживает, грустит, как человек. В ее стихах «весна поднимает бокалы тюльпанов», «выглядят георгины через плетень», лес имеет «добрые глаза», а «дикая груша сокрушается: одна».

Особенно любит Лина Костенко лес. «Мой добрый лес, моя любовь», - обращается она к нему в своих «Летучих катренах». Глубоко обеспокоена экологическими бедами планеты писательница все же верит в непобедимость жизни:

 

И СМОГ,

И СН1Д,

и черный дым Бхопала.

В Красной книге серые журавли.

Не бойтесь, леса -

еще не все пропало,

Последний вольный зубр

еще ходит по земле.

 

Острой болью отозвалась в сердце Лины Костенко чернобыльская трагедия. Из-под ее пера выходят полны горечи и страдания поэтические строки:

 

Стоят озера в пригорщах долин.

Луга цветут в придорожной полосе.

И царственный долговязый аист

важно ходит в ранней кукурузе.

Девчонка козу на выгоне пасет.

Машины мчатся, ба'ранки крутят асы.

Малина спіє - И на все,

на все ложится пыль чернобыльской трассы.

 

В другом стихотворении поэтесса пишет:

 

Босиком детки бегают малые.

Прошла гроза и не была озонною.

А где теперь не зона на земле?

И где граница между зоной и зоной не?!

 

Для каждого человека чрезвычайно важными являются умение радоваться жизни, его необычным и обыденным подаркам. Лина Костенко щедро наделена этим даром радости, умением чувствовать неповторимость каждой минуты, талантом делиться со всеми своей трепетной любовью, своим счастьем бытия. Для нее «благословенная каждое мгновение жизни на этих всемирных косовицях смерти», она благодарна за каждый прожитый день: «Вечернее солнце, спасибо за день!».

Обычный человек не замечает красоты окружающего мира. Лина Костенко способна найти прекрасное в самых-непримітніших вещах: «^какой-то листик осенний, и уже стоишь в потрясении». В своей любви ко всему сущему она будто сливается с природой, становится гармоничной и неотъемлемой ее частью:

Я дерево, я снег, я все, что я люблю. И, может, это и есть моя высшая сущность.

Поэтесса любит находиться наедине с деревьями и ,<ветками, отдыхать в лесу, у озера или реки. В эти драгоценные минуты очищается душа, наполняется лю-Оові и прощение, глубокого понимания извечной мудрости іірироди, «незыблемости вековых устоев духовного естества человека, человечности, красоты» (В. Брюховецкий).

 

В пейзажной лирике Лины Костенко часто встречаем слово «люблю». Природа, словно чувствуя настроение человека, принимает ее боли и страдания, заряжает светлой радостью и тихим умиротворением, дарит ощущение скороми-нущості суетной человеческой жизни и вечности окружающего мира, и поэтесса отвечает ей любовью и благодарностью:

 

Меня с детства любят все деревья,

И понимает бузиновый Господин,

почему верба, от капель хрустальная,

мне сказала: «Здравствуй!» - сквозь туман.

Почему леса ждут меня снова,

на щит подняв солнце и зарю. -

Я их люблю. Я знаю їхню. язык.

Я с ними тоже молчанием говорю.

 

Л. Костенко не может спокойно пройти мимо жестокость, подлость, лицемерие, предательство. Прямая и честная, она выбрала девізою своей жизни правду и смелость. Ее беспокоит духовное здоровье нации, что теряет свою природную самобытность, забывает выверенные веками извечные нравственные законы:

 

Какие слова страшные - двуликость,

двурушничество, двусмысленность, двоєдушність!

Двуязычие - как раздвоенное жало.

Века духовного разрушения.

Змея ужалила сердце нации.

 

Страстно влюбленный в жизнь, Лина Костенко гневно осуждает войну, что забирает самое дорогое - человеческие жизни. Маленькой девочкой пережив кошмар войны, поэтесса написала ряд стихов, которые пронизывает боль от осознания тех потерь, которые понесло человечество от многочисленных войн. Одна из ее стихотворений так и называется «Мой первый стих, написанный в окопе»:

 

Мой первый стих, написанный в окопе,

на той сыпучей ед взрывов стене,

когда погубило звезды в гороскопе

мое детство, убитое на войне.

 

Несколькими выразительными штрихами рисует он картины военного лихолетья, пережитого ее земляками:

 

Гудела земля. Соседский плакал мальчик.

Крестилась баба, и кончался хлеб.

Задрожало тот вузесенький окопчик,

Где две семьи жались несколько суток.

О, первый боль тех детских впечатлений,

какой он след на сердце остается!

Как невыразимое стихами не скажешь,

не немой сделается душа?!

 

«У войны страшное лицо», - утверждает Лина Костенко. Об этом она пишет в стихах «Пастораль XX века», «Здесь обелисков целая рота». Божья заповедь «не убий» близка и дорога сердцу писательницы. Поэтому она осуждает классовую и национальную ненависть, что приводит к потере духовности, человечности, вызывает разрушения и смерть.

Много написано поэтами о любви. Прекрасное и могучее чувство, оно возвышает человека, делает его выше, благороднее, хотя часто приносит с собой муки и страдания. Замечательные поэтические шедевры о любви создали Пушкин и Леся Украинка, Франко и Тютчев, Байрон и Шекспир. Перу Лины Костенко принадлежит ряд прекрасных произведений об одном из найнеповторніших человеческих чувств. Каждый из этих стихов можно назвать настоящим лирическим шедевром. Любовная лирика Лины Костенко поражает чистотой и нежностью, каким-то особым целомудрием чувств. Завораживают ее стихи о любви из сборника «Неповторимость». Вот названия некоторых из них - «Напиться голоса твоего», «Я очень тяжело Вами відболіла», «И как теперь тебя забыть», «Где проходила нежность между нами», «Расскажу тебе мысль тайную», «Осенний день березами почавсь». Стихи о любви всегда трудно анализировать. Да и нужно ли? Очень хорошо сказал об этом литературовед В. Брюховецкий: «Как говорить критику о такую лирику? Как «расшифровать» ее чарующие дифференциалы чувств? Каким интегралом «сжать» этот не поддающийся логическому анализу водоворот страстей? Лучше всего - читать сами стихи». Итак читаем любовную лирику поэтессы. В ней раскрывается вся красота души Лины Костенко, в чьем поэтическом голосе соединились, кажется, несоединимые вещи: женская таинственность, непостижимость, эмоциональность, розвихреність и философская глубина, рельефность, ясность мысли.

Одна из величайших человеческих добродетелей - почитания родителей. Это отражено в десяти Божьих заповедях: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Любовь к родителям - это одновременно и любовь к отчему дому, к Родине, это неразрывная духовная связь поколений. Нет этой любви - и на смену ей приходят историческое беспамятство, измена родному языку, культуре, земле, духовная пустота и, в конце концов, моральное вырождение. Эти вечные истины талантливо осмысливает Лина Костенко в своем историческом романе в стихах «Маруся Чурай».

 

Нелегкой оказалась судьба этого выдающегося произведения. Обвинения политического характера задержали выход романа на несколько лет. Только после специального постановления президиума правления Союза писателей Украины сочинение был издан в 1979 г.

В основе романа - известная во многих странах мира баллада «Ой не ходи, Грицю...». Знаменитый сюжет о любви, измене и отравления Грица более 100 лет разрабатывается писателями. Но Лине Костенко удалось написать новаторское произведение, в котором она не только дала своеобразную трактовку взаимоотношений Григория и Маруси, но и отразила широкую панораму жизни и борьбы украинского народа в один из важных периодов XVII века.

В романе органично переплетаются две основные сюжетные линии. Одна из них связана с судьбой Маруси, вторая - с судьбой Украины. Писательница не просто показывает личная жизнь героини, а отображает его на фоне сложных общественно-политических событий XVII века. Маруся Чурай оказалась причастной к событиям, связанным с борьбой украинского народа за свою независимость. Главная героиня романа в трактовке Лины Костенко - это не просто красивая девушка, прекрасная певица. Это образ сливается с образом самой Украины. По словам обозного полтавского полка Ивана Искры, Маруся - это голос Украины, душа ее. «Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах», - говорит он. На суде, где решалась судьба девушки, Иван страстно доказывает судьям:

 

Эта девушка не просто так, Маруся.

Это - наш голос. Это - песня. Это - душа.

Что нам нужно было на войне?

Сабли, знамена и ее песни.

 

По отношению к Марусе и ее песни все герои делятся на два противоположных лагеря. Одни, как Горбун, пренебрежительно пожимают плечами: «При чем здесь песни?». Другие же, высоко ценя талант Маруси, делают все, чтобы спасти ее от смерти. Глубокое понимание того, что значит для государства песня, а значит, и духовность, культура, проявляет Богдан Хмельницкий. «Такую певицу покарать на горло, - да это же не что, а песню задушит», - возмущенно пишет он в своем универсале, который дарит девушке жизнь.

В нашем сознании образ Маруси является своеобразным символом Украины еще и потому, что в ней воплощены лучшие нравственные качества народа. Проникнутая болями и страданиями Отечества, легендарная певица не мыслит своего личного счастья без счастья родной земли. Ее сердце наполнено глубокой любви, гнева и презрения к тем, кто порочит и изменяет П.

Произведение Лины Костенко пронизывают идея незнищенносп украинского народа, глубокая вера в его духовную силу и могущество. Как Маруся Чурай, создавая свои песни, остается жить в них, становится поистине бессмертной, так и народ, для которого духовные ценности важнее материальных, никогда не погибнет, потому что его душа будет жить в произведениях искусства, в необыкновенной красоты песенных шедеврах. Смерть может забрать лучших сынов и дочерей нации, таких, как Гордей Чурай, Лесько Черкес, Чураивна, но ей никогда не удастся преодолеть народ, что до конца защищает свои знамена и песни.

Прославляя верность Родине, бескомпромиссность, казацкое рыцарство, Лина Костенко остро осуждает убогих духом, зараженных жизненным прагматизмом людей, что все привыкли измерять материальными благами. Символом продажности и предательства-стал отступник Ярема Вишневецкий. В П Вишняках, Бобренчисі, Горбунов узнаем современных манкуртов, что «за шмат гнилої ков- • басы» готовы и мать продать, а на призыв возрождать родной язык, культуру отвечают вопросом: «При чем здесь песни?».

Роман «Маруся Чурай» стал одним из крупнейших достижений украинской литературы нынешнего века. Отмечая художественные достоинства произведения, Николай Бажан своего времени сказал: «Щедры, но и не чрезмерные россыпи народных поговорок, идиом, пословиц украшают и авторскую речь, и беседы действующих лиц произведения. Это не поверхностные украшения, приемы стилизации, а углубленные поиски и убедительные достижения поэтического стиля произведения, в котором элементы древней рассказы органично сплелись с современной формой авторских высказываний, их неповторимых тропов, метафор, эпитетов, динамических перебоев ритма-же

«Вначале было Слово, и Бог было Слово», - сказано в Библии. Человек высокодуховный, Лина Костенко чтит слово, влюблена в его красоту, она не любит пустых, «необязательных» слов, за которыми скрываются фальшивость, этажность мыслей и чувств. Писательница безгранично предана своему творческому призванию, без поэзии не представляет своей жизни. В ней можно прочитать: «болит душа словами», «люблю слова», «потребность слова, как молитвы». В одном из своих стихотворений поэтесса написала о том, как трудно иногда найти слова, которые бы не были уже чьими-то». Да, действительно, многое повторяется в этом мире - красота и уродство, предательство и самопожертвование, «асфальты и спориші», даже слова теряют свой первозданный смысл, заимствованные нами друг у друга. Но поэзия Лины Костенко является по-настоящему неповторимым явлением духовной жизни украинской нации. Касаясь наших душ, она пробуждает в них светлые и радостные чувства, делает их благороднее, чище.

Во всем и всегда оставаться человеком - это жизненное кредо поэтессы. Одно из главных условий этого - правдивость, честность перед собой и другими:

 

Не бойся правды, хоть какая горка,

не бойся грусти, хоть они как реки.

Человеку бойся душу ошукать,

потому что в этом ошибешься - то уже навеки.

 

В одном из стихотворений Лина Костенко с болью написала:

 

Все всех не любят. Это беда.

Это черный дым невидимого ада.

Мы угорели за несколько веков.

В этой пьесе дирижирует сам дьявол.

Просніться, люди! Это плохие сны.

Новый век в окно заглядывает,

 

Заканчивается «сосредоточена, как страж» XX века. Уходят в небытие годы репрессий, двоедушию и словоблудия, забываются полны озлобленности старые классовые лозунги. И нам вместе с Линой Костенко так хочется верить, что в новом веке, который «в окно заглядывает, всем станут близкими общечеловеческие ценности и люди на высший пьедестал вознесут Любовь - к Богу, человека, природы, истины.