Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





Содержание.

Вступление

1. Мировоззренческие позиции И. Багряного

2. Поэт и гражданин

3. Романы И. Багряного "Тигроловы" и "Сад Гефсиманский"

4. Публістична деятельность И. Багряного

Вывод

Литература

 
Вступление.

Фигура Ивана Багряного - одна из самых ярких и драматичных в украинском писательстве и гражданстве первой половины и середины XX века. Преследуемый и наказываемый на родине, в СССР, он не для всех оказался желанным и удобным и в эмиграции, в диаспоре - его политическая позиция становилась предметом не только возражений, но и злостных искажений и клеветы, а среди политических противников находились и такие, что угрожали ему расправой и прибегали к средствам уголовных. Замовчуваний в Украине все послевоенные годы, он только последнее время стал известен читателям на родине. Теперь опубликовано здесь несколько его романов, по его произведениям ставятся фильмы, появляются исследования о нем. Актом справедливости и признания (хотя и запоздалого) стало присуждение ему посмертно в марте 1992 года высшей награды нашего государства - Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко.

 
1. Мировоззренческие позиции И. Багряного.

Мировоззренческие позиции Багряного-поэта имеют свою, так сказать, биографическую генеалогию. Родился Иван Лозов'ягін (настоящая фамилия), как свидетельствует метрическая книга ахтырского Покровского собора за 1906 год актовым записью № 104, 2 октября 1906 года в городе Ахтырке на Полтавщине (теперь Сумская обл.) в семье каменщика Павла Лозовьягина, которому впоследствии и посвятил сборник стихов "В поте лица". Учился в церковно-приходской школе в Ахтырке, в высшей начальной школе, а с 1920 г. - в технической школе слесарного ремесла, которую оставил ради учебы в Краснопольской художественно-керамической школе, которую окончил в 1922 году. И, хотя влечение к живописи было у него органичным, все же по окончании этой школы отправляется работать на Донбасс. И рабочая биография писателя была кратковременной - звали поэзия, искусство; пережитое, увиденное, переосмыслено требовало нового - художественного - выражения.

А увидеть пришлось много. Видел, как в 1920 г. чекисты издевались над его дядей и 92-летним дедом на пасеке - кололи штыками, стреляли из револьверов, их невинная смерть поразила парня. Другого дядю выслали на Соловки, откуда он не вернулся. А раскулачивание, голод, принудительная коллективизация, произвола местной власти?.. Бунтарство вызревало в душе. Впоследствии в письме Дмитрия Нитченко он будет вспоминать: "Литературой начал заниматься очень рано, если иметь за литературный труд детское писание стихов. Стихи я начал писать (и то по-украински) еще в российской церковноприходской школе. Начал их писать с протеста против учителя и учительницы, которые меня злобно называли "мазепинцем", потому что я считал (считал) в арифметике не так, как они велели, а так, как научила мать: один, два, три, четыре... шесть...восемь т.д. Это было упорное соревнование. И вот под влиянием басен Глебова и "Катерины" Шевченко, которые я получил нелегально (это было при царе), я начал писать воинственные стихи во втором классе церковноприходской школы, восьмилетним мальчиком, в 1915 (начал учиться шестилетним). Оттуда и начались мои мытарства. Три или четыре года позже, в высшего начальной школе, я уже был редактором школьного журнала "Надежда", что выходил в украинском языке, потому что уже тогда школа была украинская".

Органическая национальное сознание стимулировала творчество Ивана Багряного, а горячая мятежная натура остро реагировала на подавление украинской идеи в различных формах ее проявления. Поэт ищет поддержки как среди интеллигенции, так и среди крестьян, к которым он тянулся сострадательным сердцем и помыслом. В посвящении к поэме "Аве Мария" появляется следующее обращение: "Вечным бунтарям и протестантам, всем, кто родился рабом и не хочет быть им, всем обиженным, зборканим и своей бедной матери крик своего сердца посвящает автор".

Строгая логика классовой борьбы, безжалостность к врагам социализма, железные шеренги злютованих идеей мировой пролетарской революции строителей нового мира, революционный энтузиазм масс, ликвидация кулачества как класса, развенчание "гнилой интеллигенции" и искоренения "остатков буржуазии", грандиозные планы сталинских пятилеток, борьба за чистоту пролетарской идеологии - эти и другие идеологизированные постулаты - свидетельство торжества большевистской системы врастали в живое тело литературы и искусства, сковывали их саморазвитие, нивелировали творческую індивідульність, свободу художественного самовыражения. Поэтому эмоционально раскрепощенная, экспрессивная, напоенная народным мелосом, "заправленная" едкой иронией и сарказмом поэзия И. Багряного резко дисонансувала с темами и ритмами официальной поэзии, которая якобы выражала идеологию пролетариата и трудового крестьянства и сознательно отстраняло авторское "я" во имя виповідання настроений и устремлений миллионов. Критики легко отыскивали в его стихах, которые печатались в журналах "Жизнь и революция", "Красный путь", "Глобус", "Вселенная", "Гарт", "Плужанин", "Кино", в сборнике "До границ заказаной", в поэме "Аве Мария" и "порнографический натурализм", и "слюнявый сентиментализм", и "мистическое самозабвения"... Бы. Коваленко 1 июля 1929 г. на страницах "Литературной газеты" (под псевдонимом К. Потапчук) вынес идеологический приговор тенденции отступления от магистрального пути к политизации литературы и искусства: "По нашему - мнению, это путь не новый, путь активно-реакционных куркулячо-буржуазных сынков, озверевших на все человечество со всеми его перспективами, певцов мистического самозабвения и паразитического индивидуализма".

И молодой поэт не испугался подобных инсинуаций официальной критики. Возможно, потому, что такие "оценки" не имели ничего общего с художественной критикой, возможно, не придавал этому большого значения, потому что такой стиль и категориальный аппарат тогдашней цензуры доминировали на страницах газет и журналов... Несомненно одно: И. Багровый выбрал свою позицию в сложных условиях развертывания репрессий против украинской интеллигенции и не собирался ее менять или скрывать. Написанный в 1928 г. роман в стихах "Скелька" печатает в 1930 г. харьковское издательство "Книгоспілка".

Село Скелька по соседству с его родным Куземиним: И. Багряный не раз бывал в нем, видел гору, на которой когда-то гордо возвышался мужской монастырь Куземинська Покрова, слышал о том, что в окрестностях Скельки существовало древнеукраинское поселения XII ст., а главное - наслушался преданий и легенд о монастыре - этот таинственный приют души, который после захвата самодержавной Россией Левобережной Украины и поражения под Полтавой оккупировали московские монахи и совершили насилие и жестокое эксплуатация местного населения. Потомки запорожских казаков, крестьяне-повстанцы сожгли мужской монастырь, взорвавшись справедливым гневом Против национального порабощения Украины.

Прилипли Скельки (Скалки - это село)

Над Ворсклой, где горы голубіють,

Беленькие хаты цветом залило.

Под горой же, как бемське стекло,

Блестит вола.

А дальше. языков сулия,

Поставлена на сизом шпили,

Там, где леса и зимище здоровое,

Где дух большой, а малые дела,

Мигает куполом, будто на столе,

На спине гор

Куземинська Покрова.

Роман словно виспіваний молодым поэтом, которому так приятно брать высокие ноты, забывая о дисциплине рифмовки и выхватывая с легкостью чародея из колодцев народного словообразования новые метафоры, эпитеты, сравнения.

Виспіваний за каких-то 22 дня в родительском доме в Ахтырке, выверенный на слух своих друзей - студентов Ахтырского педтехникума, заземлен как в историческое соответствие реалиям общественно-бытового бытия монахов и крестьян, так и языковую систему различных слоев населения XVIII века, этот роман стал заметным явлением в украинской литературе начала 30-х годов. Это продолжалось недолго. Если одесский журнал "Металлические дне" (1931.- № 5) увлекался "безупречным единством, изящной уравновешенностью формы и содержания, эмоциональной насыщенности образов, динамичным, всесторонним, не упрощенно однообразным отражением психики героев", "высокой культурой речи и стихотворных размеров, богатством свежих, далеких от трафарета образов, интересной композицией", то в культпропі ЦК КП(б)У Основательно готовился идеологический приговор и поэту, и его творчества. "Кулацким путем" - уже само название статьи О. Правдюка (Критика. - 1931.- № 10) свидетельствовала о намерениях власти в отношении мятежного, идеологически непокоренного автора. "От самого начала поэт стал певцом кулацкой идеологии и сегодня остается таковым", - значит, не "перестроился", не осудил ни собственных националистических тенденций в освещении прошлого, ни буржуазной романтики в своих произведениях... А какими призывами, каким пафосом наполнил роман "Скелька"? Взять хотя бы последние строки произведения:

Где-то там -

В чаду и шуме -

я слышу скрип и рев,

Я слышу стон ранней зарей...

То, гей, с потугами, разрушая старое,

Наш корабль крутой оборот берет,

И мерцают под солнцем рее!..

Под солнцем рее!..

Шум... Гром и бой...

Гремят нам молоть - фанфары победы.

Нам не просит,

нам не молит ни у кого -

Держись. Тяни!

К солнцу!

Д'горі! Д'горі, край мой!

К солнцу, к свободе, к музыкальному слияния в величественную симфонию космоса удивительной "колыбели детства" - Земли, на которой маленьким пятнышком предстает перед взором украинского мальчика его Украина, до гармоничного единства всех пяти материков - таким настраєм-мыслью проникнута и поэма-симфония И. Багряного "Золотой бумеранг". Сколько в ней энергии: веры, бодрости, вдохновленной благозвучия в мерцающей игре образов, метафор, ритмов и строф, сколько гнева и боли, сарказма и юношеского мечтаний! Иван Багряный в своем воображении видит того маленького мальчика в городе или в селе, перед собой держит глобус - копию земного шара - и обращается к нему со своеобразным призывом-завещанием быть хозяином этой Матери-Земли, создать порядок и гармонию на ее параллелях и меридианах, влиться в космический ритм мироздания и познать счастье вечной жизни всех народов и планет.

Крути ее, чтобы аж свистела!

Крути - крути, чтобы аж гудела!

Чтобы просторами летела,

Чтобы над безднами плыла.

Чтобы в сиянье солнца золотого,

Чтобы без злого дьявола,

Чтобы только жить и цвести, -

Крути ее!

Крути!

Крути...

И этот оптимистический гимн человеку и всей планете написан уже в харьковской тюрьме во время следствия в 1932 p. После статьи "Кулацким путем" его произведения изымают из библиотек и книжных магазинов, а через восемь месяцев в Харькове на улице арестовывают на глазах его коллег Валерьяна Полищука и Олексы Слисаренко. Конечно, изымают все рукописи. Г.Костюк, который дружил с И. Багряным, в статьях о жизни и творчестве поэта вспоминает о такие его произведения: "Остатки утерянного, конфискованного и уничтоженного": поэма "Гутенберг", которую не разрешили к печати, сатирическая эпопея "Комета", часть поэмы "Ульрих фон Гутен", поэзии, не позволила цензура выдать в подготовленном к печати сборнике "В поте лица", поэма "Вандея", отрывки из поэмы "Меченосці", поэзии "Собачий пир", "Тень", сатирическая поэма "Кнут"... Все эти произведения были написаны в течение 1927-1931 гг., часть из них появлялась в периодике. Так, "Красный путь" в 1929 году напечатал отрывок из поэмы "Вандея", в которой поэт осуждал кровавую вакханалию революции в Украине и, как писала бдительная критика, "негативно оценивал достижения революции". Есть свидетельства, что в 1932 году вышла его книга рассказов "Стропила над лагерем", а еще раньше, в Ахтырке 1925 года, под псевдонимом И. Полярный напечатал прозаическую книгу "Черные силуэты". Много что мог бы раскрыть архив писателя, но он был конфискован.
2. Поэт и гражданин.

Немало "белых пятен" осталось еще открыть в жизненной и творческой биографии поэта, прозаика, драматурга, публициста, общественного и политического деятеля. Помочь в этом, очевидно, мог бы тот же неутомимый Г. Костюк, которому писатель передал на хранение часть своих рукописей еще во Львове 1944 p., словно предчувствовал, что его другу из ренессансных двадцатых придется вслух жалеть за ним и писать, что украинская литература потеряла "в расцвете творческих сил прежде всего оригинального, вникливого, перманентно беспокойного писателя, поэта большого воображения, взволнованной общественной и душевного напряжения, самобытного поэта образно-художественного видения мира".

Критик определяет четыре, хоть и неравномерных, этапы творческого пути И. Багряного: 1926-1932 - начало литературного пути, до первого ареста; 1932-1940 - период заключений и концлагерей; 1941-1945 - период второй мировой войны и оккупации Украины; 1945-1963 - послевоенная эпоха и эмиграция. О период арестов, заключений, концлагерей, побегов вспоминает сам писатель, так и вокруг этих драматических событий накопились легенды: "В 1932 году был арестован за политический (самостоятельное украинский) уклон в литературе и политике и заключенный в харьковской т. н. "внутренней тюрьме ГПУ, где пробыл 11 месяцев в камере одинокого заключения, а затем был осужден на 5 лет концлагерей. Приговор отбывал в лагерях так называемого БАМЛАГу. Срока не добыл, в 1937 году бежал. Был повторно арестован в начале 1938 года и сидел в харьковской тюрьме УГБ - НКВД на Холодной горе. Сидел 2 года и 7 месяцев. Был освобожден в 1940 году осенью под надзор в связи с тяжелой болезнью легких, а главное, в соответствии с формуляром временного освобождения, "за недостаточностью материалов для повторного осуждения". Условное освобождение было ограничено местом пребывания, по которому не имел права уехать, - это м. Ахтырка, где и застала меня война. До войны несколько месяцев работал в Ахтырском государственном театре декоратором. После взрыва войны находился на фронте в качестве "народный ополченец" и остался в немецком заполье. За немцев работал редактором украинской газеты "Голос Охтиршини". В 1942 г. должен был быть расстрелян согласно немецким курсом по украинской национальной интеллигенции, но случайно спасся..."

За каждым этим фактом - неописуемые переживания, которые органично "вжились" в драматические судьбы героев его произведений.

 
3. Романы И. Багряного "Тигроловы" и "Сад Гефсиманский".

Первая глава романа "Тигроловы" (1943) заканчивается лаконичным предложением: "Тем временем по всей Транссибирской магистрали и во всех пограничных заставах летела телеграмма-молния о побеге и розыске страшного государственного преступника с подчеркиванием важных примет: "Юноша - 25 лет, русый, атлет, авиатор тчк... Суженый на 25 лет тчк... На имя - Григорий Многогрешный". Понятное дело, не приходится буквалістично "вычитывать" из судьбы главного героя "Тигроловів" Григория Многогрешного биографию его создателя, но переживания "страшного государственного преступника", его приключения в тайге "принадлежат" Ивану Багряному.

После осуждения в 1933 году на пять лет ссылки на Дальнем Востоке Иван Багряный в 1937 году сбегает и скрывается у знакомых в Буреїнському и Сучанському районах. Там он познал суровые, но честные законы тайги, жизнь украинцев-охотников, наслушался разных историй и сам почувствовал холодное дыхание смертельной угрозы...

Дальний Восток, дикое Приамурье, таинственный, как Эльдорадо, Зеленый Клин, куда так манило безземельных, жаждущих свободы украинцев, - и глухие дебри тайги, в которых, словно на чужой планете, притихли наїжачені пулеметами и вовкодавами концентрационные лагеря. Туда, на край света, далеко от Украины, от материка, к понурой, неизвестной Колымы мчался в своих шестидесяти рыжих гробах тысячи оборванных, грязных, заросших, бесправных, обреченных киевлян, полтавчан, кубанцев, херсонцев - "детей другой, солнечной, земли и другого, солнечного, моря" - огромный двуглазый циклоп.

Только воображение великого художника могла создать символическую картину параллельного, почти независимого существования в одном государстве двух миров - мира тьмы, ада и мира иллюзорного рая, иллюзорного свободной жизни. И эти два мира олицетворенные в символических образах двух экспрессов, которые безумно летят сквозь огромные пространства - "в неизвестное, вперед, в черную сибирскую ночь, на край света".

Наш знаменитый режиссер Юрий Ильенко вимріював создать кинофильм по "Тигроловами", захваченный возможностью образно сконцентрировать в символических драконах-экспрессах своеобразные типологические ряды-свидетельство о сталинский тоталитарный режим, черех жанр приключенческого фильма открыть мужество и непокорность русского человека, в сознании которого, в чувствах и характере злютована духом неповиновения и порыв к свободе многовековая энергия миллионов украинцев.

Иван Багряный волей трагических обстоятельств "поместил" в этот ужасающий эшелон смерти - спецешелон ОГПУ-НКВД себя, свою судьбу, вивищуючи ее до образа-символа непокорной и гордой, свободолюбивой и сплюндрованої Украины. Через то герой его "Тигроловів" является гордым потомком первого каторжанина Сибири, правнуком гетмана Демьяна Многогрешного. За то Григорий Многогрешный по воле автора совершает невозможное - выпрыгивает почти в пасть смерти из чрева взбесившегося дракона и этим сумасшедшим протестом відживлює в тысячах потерянных, обезличенных заключенных чувство человеческого достоинства, надежды, убеждения, что среди них, обреченных, есть такие, которые не сдаются, предпочитают "лучше умирать, бежав, чем жить, гниючи!"

Герой романа "Тигроловы" Григорий Многогрешный не смирился, не смирился со своим насильственным навязанным ему статусом узника ужасной системы и остался Человеком. Для Ивана Багряного - человека и художника - это главное: убедить читателя, убедить его в том, что при любых обстоятельствах личность может и должна быть Человеком. Даже в брюхе взбешенного от бешеного полета этапного эшелона, который несет в неизвестность, в забвение, словно на хвосте дьявольской кометы, таинственную легенду об исчезновении душ. Пусть один, только один он, безумный смельчак Григорий Многогрешный, не смирился с обреченностью на забвение в ужасной легенде об исчезновении душ в аду концлагерей, взбунтовался, вырвался из пасти этого дракона. Но это уже победа, это уже свидетельство непреодолимости духа и возможности перебарывание взбесившейся чудовища.

А вслед за огромным двооким циклопом этой же по транссибирской магистрали шел радостный и праздничный, переполненный светом, смехом, звоном, цветами, песнями, другой экспресс. Он мчался .на край земли "цвет рабоче-крестьянской империи во всем его величии и многогранности" - соискателей головокружительных приключений, мгновенного счастья, беглецов в неизвестное, авантюрных энтузиастов и новейших конкистадоров... "Целый экспресс был набит ими, творячими отдельный мир - мир на колесах, - и в то же время воспроизводя копию той фантастической "шестой части мира" - копию в миниатюре, немного разодетую и розгальмовану".

Эти новочасні любители-тигроловы-авантюрники, любители экзотики, мошенники, контрабандисты, растратчики и влиятельные бюрократы совмещены в этой своеобразной екстериторіальній государству блаженной независимости с профессиональными тигроловами, которые отправляются на охоту за людьми во имя сохранения пролетарского государства, чистоты ее идеологии. Сюжетная канва романа и выстроена на "охоте" майора НКВД Медвин, новейшего тигролова, за гордым, не прирученным тоталитарной системой молодым "тигром" из Украины, который в тайге нашел волю, земляков, друзей, любовь... Григорий Многогрешный побеждает. Прежде всего потому, что не признает себя нулем в истории, не озверел, не проникся озлоблением и ненавистью к людям, сохранил в себе человечность, доброту, способность сочувствовать, сопереживать и верить, что человек может и должен бросить вызов страшной системе и выстоять.

Иван Багряный выстоял. После пребывания на Дальнем Востоке он нелегально возвращается домой. Потому вимріював этот день возврата до боли сердца. И эту неутолимую жажду за родным краем он рассказал в "Тигроловах".

Когда Григорий и его невеста Наталья, которая никогда не видела своего Украины, родилась и выросла на Дальнем Востоке, прорвались сквозь границу и мыслями, мечтами уже прокладывали путь в будущее, их охватил могучий порыв к постижению Украины и мятущаяся вера "в свою звезду, что присвічувала им путь - путь в жизни. Путь туда - где-то на ту далекую, для одного из них совсем неизвестную, солнечную Украину. А в героическую битву и смерть за ту далекую, за ту неведомую, за ту желанную Украину".

Потому Григорий Многогрешный победил. Победил отчаяние и безысходность, физическое изнеможение и подлость сталинских тигроловів, выпрямился величественно и гордо. Потому что остался Человеком. Утвердился в убеждении, что человек - величайшее из всех земных существ.

Сам Иван Багряный только приближался к страшной пасти тоталитарного дракона. Через четыре дня после возвращения домой его арестовывают. И снова тюрьма. На два года и семь месяцев, из которых 83 дня - в камере смертников. Впоследствии в романе "Сад Гефсиманский" (1950), Владимир Винниченко назвал "большим, вопиющим и страшным документом", писатель отметит: "Человек - это величайшая из всех существ. Человек - самый несчастный из всех существ. Человек подлейших из всех существ.

Как тяжело из этих трех рубрик выбрать первую для доведения примером".

Иван Багряный на доказательство правомерности "первого тезиса" снова бросает человека в огненную пасть дьявола, "выбирая" для этого нечеловеческого экзамена на человечность молодого парня Андрея Чумака. Рассказывает о четырех сыновей старого, уже умершего Якова Чумака, который будто духовно поддерживает и "сопровождает" своего младшего - Андрея - лабиринтами внутренней тюрьмы НКВД, в которой он с чьей-то подлого навета должен пройти все Дантові круга пыток, ночных допросов, оскорблений, издевательств, провокаций кровавой єжовської эпохи. И снова, как за Григорием Многогрешным, так и за Андреем Чумаком, возвышается фигура их создателя, который наделил своих героев собственными переживаниями,а главное - воспоминаниями, впечатлениями. "Все фамилии в этой книге, как фамилии всех без исключения описанных здесь работников НКВД и тюремной администрации, а также все фамилии заключенных (за исключением нескольких измененных), - правдивы", - отметил Иван Багряный на передтитульній странице "Гефсиманского Сада". Хотел, чтобы мир знал и этих государственных тигроловів и чтобы их жертвы не пропали без вести, безымянные, пытался детально выписать, иногда и в ущерб художественности, страшный ежедневный быт невинных грешников этого ада на земле. Авторское воображение здесь была нецелесообразна,творящая эмоциональная произвол его образного мышления погасла перед глухой тьмой сталинского тюремного ада, в котором методично превращали человека в безликую, пассивную, омерзительно покорную существо.

И славный кузнечный род Чумаков - четырех братьев и сестры Гали - не покорился, не сломался под жестоким давлением пыток, провокаций, инсинуаций, подлостей, лжи... Братья выстояли. Выстояла и Галя, но не выдержала издевательств ее психика. Всех их приговорили к расстрелу, но расстрел заменили двадцатилетней каторгой...

Этот роман - высокий взлет талантливого художника во имя идейно-художественного утверждения непокорности человека, для которого чувство национального достоинства, патриотизм, нравственная чистота и верность заветам, традициям рода и народа являются органическими, естественными, как сама жизнь, как дыхание, как потребность действовать, бороться, побеждать. И брать Чумаки - Андрей, Николай, Михаил, Серега - победили. Они живые, и они идут. "Стиснув зубы, они будут идти через ночь злобы и зненависти, не сдаваясь до тех пор, пока не перейдут".

Примат мемуарності, документальной достоверности описанных событий, наверное, сыграл значительную роль в том, что роман "Сад Гефсиманский", как и "Тигроловы", как и публицистическое письмо-объяснение И. Багряного "Почему я не хочу возвращаться в СССР?", были переведены на английский, немецкий, французский, итальянский языки. Потому что это был, по сути,- первый в мировой литературе художественное произведение о действительном положении вещей в "шестой части мира" - стране тюрем НКВД, концлагерей, этапов, допросов, провокаций... Европейская критика, в частности члены французской Академии Гонкуров Андре Билли и В. Вельмен, на страницах "Ле Фигаро літтерер" (1961. - 13 мая) и еженедельника "Ле Нувель літтерер" (1961. - 8 июня) отметили эмоционально упругий, экспрессивный, поэтический стиль Багряного-гуманиста.

На пороге своего преждевременного угасания от болезни вимореного сердца и розшматованих туберкулезом легких писатель постарается завершить роман "Человек бежит над пропастью" (1948-1949). Во вступительном слове "Невгасна вера в человека" к редактируемого им издания этого произведения Василий Гришко обоснует доминирующую тему-идею творчества И. Багряного - "триумф человеческого достоинства на экзамене человека в пограничной ситуации борьбы и страданий среди бесчеловечности подневольной действительности", а все его романы определит как "произведения о положительном герое в отрицательной действительности, о герое в настоящем понимании героического, как величественно-человеческого противопоставление силам господствующего зла".

Человеком, который бежит над пропастью, идет "по линии наибольшего сопротивления", в этом романе выступает снова молодой украинец Максим Колот, который в военный 1943 год оказывается между жизнью и смертью, то есть между двумя смертями, между двумя воюющими армиями. Эти фронты - фашистский и советский - словно стальные тиски, захватывают в свое немилосердно сжимающее круг песчинку на поле жестокой истории, пытаясь ее стереть с лица жизни, а она вскакивает, срывается силой своей веры в непобедимость своего маленького, но собственного "я" и побеждает. Ибо исповедует созданный ею самой псалом извечному бессмысленные человеческой жизни на земле: "Я буду умирать, и, пока имею дыхание во мне, я буду соревноваться и буду торопиться хватать искры солнца, отраженного в человеческих глазах, я буду с тоской тайны учиться самому зажигать их, ища тех,искрах дороги из черной пропасти в бессмертие...".

 
4. Публістична деятельность И. Багряного.

Когда над его родным народом разверзлась новейшая пропасть - пропасть фашистской оккупации Украины, когда человек был ущемленная проблемой выбора своей позиции в этой драматической ситуации: смириться или бороться,- Иван Багряный выбирает путь подпольной борьбы. Его оружие - перо. И созидающая энергия его гнева агитационные листовки, песню, песни . на известные, популярные мелодии для воинов УПА, одновременно пишет и более серьезные произведения, прежде всего "необычную, бриласту, остроугольную и ломаную" (Григорий Костюк) поэму "Гуляйполе". В ней поэт размышляет над трагической судьбой украинского народа, погруженного историей в кровавый водоворот дикарского погрома цивилизации, и исполняет ее надеждой на возрождение духа сопротивления, духа справедливой мести. Его воображение воссоздает легендарный образ народного мстителя, самой историей, стражденною судьбой Украины призванного разразиться справедливым гневом:

О, где ты, Мужественный, Простой и Великий -

Благословен на меч и бои?!

........................................

.........................................

Лежит Гуляйполе в крови и слезах,

Попрано смертью распаханное,

В бомбовых кратерах и черепах,

В гильзах,

В ожугах,

В мышцах,

В щепе...

И даже не крячуть вороны -

Ужас вороны, проходят издали, -

Скалится жаско, воняет земля.

У писателя - узника сталинских концлагерей - по войне единственный путь - эмиграция. Еще катились Европой волна за волной тысячи и тысячи пленных, изгнанников, различных перемещенных лиц, а И. Багровый вместе со своими коллегами создает осенью 1945 p. литературно-художественное объединение украинских эмиграционных писателей - Мистецький український рух (МУР), которое впоследствии в США превратится в объединения украинских писателей "Слово" с центром в Нью-Йорке, начинает в Новом Ульме Украинскую революционно-демократическую партию и ее органы - журнал "Наши позиции" и газету "Украинские вести".

Начинается активная публицистическая деятельность Багряного - политического деятеля. В послевоенные месяцы он пишет памфлет "Почему я не хочу возвращаться в СССР?", с которым обращается к европейской общественности: "Я один из тех сотен тысяч людей-украинцев, которые не хотят возвращаться домой, под большевизм, удивляя тем целый мир.

Я есть украинец, рабочий по происхождению, имею 35 лет, урожденный на Полтавщине, сейчас живу без постоянного жилья, в вечной нужде, никаючи, как бездомный пес, по Европе, спасаясь перед репатріяційними комиссиями с СССР, что хотят вернуть меня на родину.

И далее Иван Багряный розгорає трагические страницы национальной истории Украины, гражданской войны, коллективизации, голода 1932-1933 годов, сталинских концлагерей, репрессий над украинской творческой интеллигенцией, украинской церковью, "иллюстрируя" собственной судьбой, третью жизнь собственного скитания по тюрьмам и лагерям. "Я не хочу возвращаться к своей Отчизне именно потому, что я люблю свою Отчизну. А любовь к Отчизне, к своего народа, то есть национальный патриотизм, в СССР является тягчайшим преступлением. Так было целых 25 лет, так есть теперь. Преступление это называется большевистской языке - на языке красного московского фашизма - "местным национализмом".

Еще раньше, находясь в рядах УПА на Волыни и в Карпатах, Иван Багряный выступает с инициативой создания подпольного правительства - Украинского Главного Национального Совета. Позже он избирается вице-президентом Украинской Народной Республики в изгнании, печатает много статей политического содержания, направленных на разработку стратегии и тактики борьбы с коммунистическим режимом за "демократическую, независимую украинскую державу". Главный тезис, который Иван Багряный отстаивал в публицистических произведениях, в частности в памфлетах "Наши позиции", "Молодежь Великой Украины", в исследовании "Коммунизм, фашизм и революционная "демократия" - это "бой с ВКП(б) за украинские кадры", которые есть в советской Украине и которые осуществят будущую украинскую революцию, - они в комсомоле и коммунистической партии, и за них следует бороться. Он предостерегал от самой страшной угрозы для украинского дела - гражданской войны за "измы", войны между украинскими патриотами, которая принесла огромные потери и расколола национально-сознательные силы. Он на собственные глаза видел, как бандеровцы одолевали мельниковцев, в которых душевных потрясений и переживаний приводили потери честных, патриотических лидеров национально-освободительных соревнований. Иван Багряный не хочет молчать, хотя осознает, что навлекает на себя бешеную политическую обструкцию, гнев и обвинения в предательстве украинского дела. И он на III съезде УРДП утверждает: "...Если мы хотим одержать Украине независимость, мы должны исключить гражданскую войну любой ценой. До мощнейших средств устранения гражданской войны принадлежит идея Украинской Национальной Рады как форма содействия и сотрудничества всех украинских партий и идеологических течений, как средство создания единого национального фронта".

Десять лет Иван Багряный был председателем Украинской Национальной Рады, постоянно лечась от туберкулеза, сахарного диабета, сердечной недостаточности. Лечится и безумно, до полного изнеможения физических сил работает. Его творческая энергия фантастическая. Пишет роман "Люба" (1944), восстанавливает из памяти поэтический сборник "Золотой бумеранг" (1946), выдает написанную, вернее, созданную в камере смертников, драматическую повесть "Морітурі" (1947), в которой раскрывается трагическая судьба узников сталинских тюрем, повесть "Разгром" (1948), посвященную памяти Михаила Пронченко, расстрелянного фашистами в Кривом Роге 1943 г.; сатирическую комедию "Генерал" (1948), повесть "Огненное кольцо" (1953); стихотворный памфлет "Антон Беда - герой труда" (1956), повесть "Маруся Богуславка" - первая часть незаконченной трилогии "Буйный ветер" (1957) и др. Это далеко не полный перечень того, что успел написать. Багряный в условиях всегдашней блужданий, скитаний, больниц. И особенно часто болел по войне, перенес несколько операций. Одиноко умер в санатории "Блазієн" в Шварцвальде (Западная Германия) 25 августа 1963 p. Было ему 56 лет. А как он мечтал об Украине! Как ждал того дня, когда там, в Украине, распогодится - отойдут зловещие облака коммунистического тоталитаризма и он вернется домой. Пророчески предсказывал: "Я возвращусь к своей Отчизне с миллионами своих братьев и сестер, находящихся здесь, в Европе, и там, на сибирских концентраках, тогда, когда тоталитарная большевистская система будет снесена так, как и гитлеровская. Когда НКВД пойдет вслед за гестапо, когда красный российский фашизм исчезнет так, как исчез фашизм немецкий..."

Не суждено. Но Иван Багряный здесь, в Европе, вдохновенно боролся за этот светлый день возвращения. Не все, далеко не все его понимали, поддерживали, но как на годы вперед, в сегодняшний день Украины, виднелись его ум и интуиция!

Там, в эмиграции, писатель не знал покоя' его преследовали "свои", провоцировали, угрожали, вызывали на какие-то суды, выносившие смертные приговоры ему и детям его, потому что не воспринимали программных целей возглавляемой им Украинской революционной демократической партии. Не имел покоя, душевного строя для творчества ни здесь, в советской Украине, ни там, в водовороте украинской эмиграции среди таких же изгнанников, как и сам. Потому что имел чувствительную, романтично окрилену душу художника ("Моя душа от природы - душа поэта и художника"), раненую душу и тело виморене, физически не способно выносить тяжелые переутомления, имел уйму замыслов, питал большие надежды на творческое уединение и душевный покой, но не суждено. В сентябре 1961 г. он писал Григорию Костюку: "Столько задумок лежит невыполнимых, уже выношенных, уже розпрацьованих, но не доведенных до завершения вещей! И смогу ли я их завершить с угробленим сердцем! - с дырявыми легкими! И с такой бешеной усталостью, что хочется просто стать камнем и не двигаться вечность..."

 
Вывод.

Иван Багряный всю жизнь бег над пропастью с верой в человека, стремясь зажечь в ней неугасимую искру, которая бы осветила путь из черной пропасти разочарования, унижения и обезличивание в бессмертие. Он спешил, боролся отчаянно, обессиливал и снова духовно окрилювався, воспламенялся гневом и страдал, охваченный ливнем слез сочувствия к человеку, жаждой милосердия и невыразимую боль сердца, поднимал ее до высот божественного творения, ибо верил в триумф человеческого достоинства на пограничье борьбы и страданий. Иначе не мог, ибо с юношеских лет завещал себе быть только человеком.

 

Догматы Истины...... Законы... И пенаты...

Ну, а для нас - только один догмат:

Ты будь таким, каким родила мать!

 

Сегодня Иван Багряный возвращается в Украину. Сегодня Украина чтит его. И утверждается гордые слова Багряного, высечены на его могиле:

Мы являемся. Были. И будем Мы!

И Отчизна наша с нами.
Литература.

 

1. Багряный Иван. Автобиография: Из писем Ивана Багряного до Дмитрия Нитченко //Слово и время. - 1994. - № 2. - С. 9-12.

2. Багряный Иван. Публицистика: Доклады, статьи, памфлеты, рефлексии, эссе. - К.: Факел. Фонд им. Ивана Багряного, 1996.

3. Гаврильченко А., Коваленко А. Штрихи к литературному портрету Ивана Багряного //Багряный Иван. Сад Гефсиманский. - К., 1992.- С. 5-18.

4. Гришко Василий. Живой Багряный //Украинские вести.- Новый Ульм. 1963.

5. Гусева Светлана. Тема урока: "Тигроловы" И. Багряного / /Слово и время. - 1994.-№6.-С.61-65.

6. Жулинский М. Г. Иван Багряный //История украинской литературы XX века: В 2 кн. - Кн. 2. - Ч. 1. (В ред. В. Г. Дончика. - К., 1994. - С. 244-252.

7. Качуровский Игорь. ...И четвертое измерение сюжета: О творчестве Ивана Багряного / /Літ. Украина. - 1995. - 16 ноября.

8. Лавриненко Юрий. Иван Багряный - политический деятель и писатель//Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в. - Кн.2. - К., 1994. - С. 612-617.