Статья
Высокое романтическое звучание пьесы "Свіччине весілля" И. Кочерги
"... его создания я считаю лучшим
делом своей литературной жизни... "
(Иван Кочерга)
Имя талантливого драматурга Ивана Кочерги навсегда вошло в украинской литературе, как автора прекрасных пьес, что стали украшением отечественной драматургии. Со временем произведения художника не теряют своей актуальности, ведь в центре внимания Ивана Антоновича неизменно находился человек, ее нелегкие пути самоутверждения и морально-духовных поисков. При очевидной склонности к символике и условно романтических форм письма, добро и правда, зло и несправедливость в Кочерги всегда невыдуманные, а следовательно и понятны каждому. Высокие идеи патриотизма, вільнолюбства, гуманизма, идеалы братства, верности долгу и одухотворенной чистой любви, что их отстаивал и пропагандировал в течение всей жизни писатель, касаются струн души каждого человека, что попадает в мир замечательных комедий, трагических исторических эпопей, лирических драм.
До лучших произведений драматурга принадлежит пьеса "Свіччине весілля", что представляет собой совершенный высокохудожественный образец исторической драматической поэмы. Публикуя это произведение в 1930 году, Кочерга впервые добавляет к нему развернутое предисловие - прямое публицистическое обращение к читателям. В доверительно-дружеском тоне автор объясняет, что побудило его к написанию драмы, какими историческими первоисточниками он пользовался в своей работе, какие аспекты прошлого казались ему созвучными новой эпохе. "Когда я, - пишет И. Кочерга, - случайно наткнулся на мотив "запрета света", мотив, послуживший темой для этой драмы, меня захватила в нем возможность нарисовать красочную картину сугубо городской жизни и социальной борьбы в древнем городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою свободу и самобытную культуру." Чрезвычайно благодатный мотив, ибо самый образ "света" принадлежит к числу самых популярных древнейших символов народного поэтического творчества. Отталкиваясь от исторических документов (грамот литовских князей 1494 и 1506 лет), драматург в своем воображении нарисовал вполне вероятную картину борьбы киевлян за свет. В предисловии к драме автор подробно объясняет, что побудило его к введению в действие народного обычая "женить свечу" и как надо понимать образ Меланки. Особенно большое внимание уделяет И. Кочерга топографии старого Киева, без знания которой трудно было бы понять, ощутить в полной мере тончайшие эмоционально-смысловые нюансы описываемого, представить, например, все трудности дороги с Замковой горы на Житний торг, которым должна идти Меланка темной бурной ночи, чтобы спасти любимого от смерти.
Заявляя, что все изображенные в произведении события являются порождением поэтической фантазии, И. Кочерга вместе с тем подчеркивал, что в историческом прошлом его привлекали и интересовали прежде всего те моменты, которые позволяют говорить о преемственности освободительной борьбы народа против своих угнетателей: "как так было в действительности, но такой поэтический мотив, как запрет света в целом городе, дает драгоценную возможность изобразить древний цеховое ремесленное жизни, показать это жизнь не статически, а в процессе борьбы с феодалами за городские привилегии и права".
Драматург полностью реализовал потенциальные возможности темы. Старинный Киев описано с такой красотой и силой, так досконально и точно, что драма "Свіччине весілля" представляет собой законченный образец высокой художественности, гармоничного сочетания всех компонентов - от главных до мельчайших сюжетных ходов - в единое, неделимое целое и является одним из самых высоких достижений украинской драматургии. К тому же произведение приобрел прекрасного романтического звучания, достигнутого широким использованием символических образов в пьесе вознесения "Свіччине весілля" к вершинам украинской литературы.
Жизненные ситуации в произведении, мысли и психология персонажей, их поведение обусловлены внутренней логикой произведения, проявляют искреннее восхищение автора-рассказчика, которому близки и дороги его герои - оружейники, кожевники, бублейниці, портные, бондари, кузнецы. Он живет их радостями, болеет за их судьбу, сочувственно и с пониманием описывает их борьбу. Отсюда - страсть, возбужденность, тот мощный заряд эмоциональной энергии, что незаметно увлекает читателя, пробуждая в нем чистое и благородное чувство сопереживания.
Одной из характерных черт его творческой индивидуальности есть редкий дар искусной построения острой захватывающей интриги. В драме "Свіччине весілля" это своеобразие таланта драматурга раскрылась в полную силу. Каждая сюжетная линия драмы разворачивается в соответствии со своей внутренней интриги, которая является результатом случайного стечения объективных обстоятельств капризной неожиданности или следствие сознательного противоборства представителей различных социальных групп. Случайное и усвідомлюване, неожиданное и, прежде всего, известно ли желаемое органично переплетаются между собой, образуя сложные конфликтные узлы и напряженно драматические, а то и трагические ситуации, которые, в конечном итоге, и является убедительным мотивировкой при раскрытии главной идеи произведения. Здесь Кочерга в полной мере реализовал собственную "формулу пьесы". В своих публицистических выступлениях и письмах писатель неоднократно говорил "о право и даже обязанность драматурга ставить своих героев в самые сложные, тяжелые, когда хотите - искусственные ситуации, ибо только в таком "переплете" как нельзя лучше раскрывается образ и характер героя. "Итак, нетипичные, сгущенные ситуации и типичные, реалистичные фигуры героев - это моя формула пьесы, - писал И. Кочерга, - Иначе говоря, я вполне согласен с Афіногеновим, который вполне правильно указывает, что знаменитая формула Энгельса о "типичные обстоятельства вовсе не означает внешнего и мелкого бытового правдоподобія" И недаром же Пушкин писал, что "из всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические". Случайность как завязка интриги - обычное явление в драматургии и. Кочерги. И при этом большинство случайностей в конечном результате вполне естественно увязываются с неповторимым своеобразием поведения или по крайней мере какими-то единичными определяющими чертами индивидуальности характера того или иного персонажа. Так, скажем, то, что Свеча спас жену киевского воеводы Гільду от нападения ночных "шутников"было случайностью. Однако это событие - не только отправная точка в развитии острой интриги к одной из самых драматичных сюжетных линий произведения (обвинения Свечи в преступлении - похищенные княжеской грамоты о свет). Случайная встреча Гільди со Свечой является тем пробным камнем, на котором шкивами и раскрываются их человеческие качества и добродетели. Гильда отдает Свече грамоту не только из чувства благодарности к своему спасителю, но и потому, что сочувствует и симпатизирует борьбе ремесленников за свет и другие права и привилегии. Эти чувства кажутся вполне естественными, поскольку Гильда - слюсарівна, происходит из рода честных мастеров-тружеников, за что ее , кстати, так презирает надменный Воевода. Таким образом, эпизод с передачей грамоты выходит за пределы сугубо личных отношений двух персонажей и вступает социального окраску, становится примером солидарности героини с тружениками. Следовательно, характер Гільди, образец чистой женственности, благородства и красоты, дополняется качественно новыми, сугубо земными чертами, которые и придают ему индивидуальной неповторимости. Знакомство с Гільдою становится также жизненным фактом, который позволяет показать читателю в, казалось бы, исчерпывающе и точно изображенной, глубоко содержательный героической фигуры Свечи такие до сих пор не знали высокие моральные добродетели, как рыцарское отношение к женщине, способность взять всю ответственность на себя, жертвенность.
По случайности начинается и трагическая сюжетная линия: князь Ольшанский - Меланка, с традиционным для И. Кочерги лейтмотивом всепоглощающего любви. Но каждый раз в нем это чувство предстает в новом свете, раскрывая, какие-то мало исследованы, порой едва заметные грани и нюансы человеческой психики. В своей пьесе В. Кочерга утверждает, что любовь, не облученное добротой, жертвенностью и преданностью, - чувство жестокое и злое, говорил, что любовь и насилие или принуждение - понятия несовместимые, взаимоисключающие. Так с первого взгляда Ольшанский увлекается Меланкой, пораженный ее сказочной красотой, которую он прославляет вдохновенно и взволнованно. Традиционные сравнения и символы женского обаяния (шиповник и роза) бледнеют перед красотой Меланки. Ольшанский ищет и находит в природе все новые и новые яркие образы, с помощью которых он стремится описать девушку, чья красота очаровала и поразила его. Здесь и "зарево", и "мировая звезда", и "солнца луч блестящий", и "золото на облаке чорносиній"... Но и этих высоких слов мало, чтобы воспеть прекрасную юную киевлянку Меланку, которую неожиданно встретил владетельный князь и которая пленила его сердце, его воображение буйное. Однако заключительные строки возвышенного поэтического гимна красоте, ошеломленного Ольшанским, поражают категоричностью, которая не предвещает ничего хорошего:
Какая же красота и грозная и волшебная!
Любовью, воплями, мертвую или живую,
А я тебя получу и возьму!
Несовместимые понятия-антиподы (любовь и гвалт, жизнь и смерть) поставлены в один ряд не случайно. Именно с сочетанием этих резко контрастных категорий, к которому прибегает Ольшанский, вырисовывается мостика и красноречивая морально-этическая характеристика персонажа, определяющими чертами которой является эгоизм и бездуховность. Дальнейшее поведение и поступки Ольшанского углубляют очерченную характеристику, рисуют князя как человека аморального, жестокую, злую, корни этих и других негативных личностных черт характера князя усматривается в его психике - психике существа самовлюбленной, испорченной чрезмерной властью, не способной к критической самооценки, трезвого анализа собственных чувств и эмоций. Ольшанский убежден, уверен, что любит сильнее, чем, скажем, Меланка. Его чувства, как ему кажется, - могучее, всепоглощающее и всесильное. И чем больше, чем более страстно говорит Ольшанский о своей любви, тем очевиднее становится, что во всем и всегда он заботится прежде всего о себе и только о себе. Сравнение слов и поступков князя ,особенно его отношение к Мелании, которую он вроде любит горячо и глубоко ("нет такой платы, чтобы я не дал за тебя сатане"), убеждают, что чувство великого господина лишено самой насущной признаки, без которой, собственно, и не существует настоящей любви, - умение увидеть в избраннике своего сердца человека, достойную уважения и счастья. Изящно, с каким-то садистским наслаждением издевается Ольшанский над Меланкой. Пренебрежительно насмешливые слова, откровенно циничные предложения свидетельствуют о безграничном эгоизме, а не о любви. Внезапная вспышка страсти к Меланки является не чем иным, как буйством неконтролируемых инстинктов души темной, уверенной в своей силе, всемогуществе и безнаказанности. Мастерски выписаны диалог Ольшанского и Меланки в последнем действии драмы. С жестокой главенством говорит князь Меланці, что все, пережитое ею, - ничто в сравнении с его собственными страданиями: "Не мука это. Ты сердце пошматуй о колючки". И на самом деле чувства Ольшанского не имеют ничего общего с трагическим, поистине Шекспировским образом сердца, растерзанного о колючки, - символом чистой жертвенной любви, победу и торжество которого ценой собственной жизни утверждает именно Меланка. Какими вульгарно эгоистичными и мелкими кажутся помыслы и действия князя, каким ничтожно низок и он сам - владетельный рыцарь и в конце концов, мужчина в сравнении с простым бесправным девушкой-городянкою, нежно беззащитной в борьбе за жизнь любимого и свою поруганную любовь.
Меланка - один из самых поэтичных женских образов Ивана Кочерги, образ, которым драматург по праву гордился, считая "его создание... лучшим делом своей литературной жизни". Это простая городская девушка, которая живет только с матерью в бідненькій хижине на Копировім Конце - между замком воеводы и нижним городом (Подольєм), она любящая дочь, которая беспокоится о больную мать, исполняет ее последнее желание - зажигает ночник, хоть знает цену этому рискові. А когда девушку схватили охранники воєводиних "порядков", она вырываясь, неодобрительно бросает в глаза осминнику Козеці:
Не смеешь ты
Затримувать меня в такую минуту,
Когда умирает мать!
Меланка уважительно относится и к девушкам-подругам, заступается за них перед надоедливым Козеліусом, который требует "сладким отделаться поцелуем..." Она очень красивая, но скромная и ласковая в отношениях с людьми. Ее уважают подруги, ремесленники за искренность, доброжелательность и рассудительность.
В произведении автор показывает, что у простой девушки хорошо развито чувство собственного достоинства. Так, когда князь Ольшанский ночью вызвал ее из дома и в запале схватил за руку, Меланка сразу охладила высокопоставленного поклонника:
Пусти!
Какой позор! Разве княжеский обычай
Хапать девушек полночь? Пусти,
Мне за тебя стыдно.
Подобную смелость она проявляла и раньше, когда отчитывала писаря-дьячка за то, что "до девушек без стыда приставал". Бросается в глаза целостный, индивидуально-неповторимый характер героини, в котором органично сочетается редкая, яркая красота, высокие морально-духовные качества и исключительное мужество. Меланка искренне любит Ивана Свечу, хоть и не разделяет его бунтарских устремлений - борьбой получить свет трудящимся людям.
Для нее:
... Свет любэ, как оно
Свои лучи льет в уютном доме,
Когда семья ужин за столом,
Когда ребенка баюкает мать,
а не зловещие зарева каждый "под звон набата и брязгання мечей". Но сила ее любви к Ивану такая большая, что и она способна на героический поступок: ни на миг не завагалась выполнить жестокий воеводин приговор, только бы спасти своего "любимого... единственного":
Эту свечу я - увидишь - донесу.
Могу ли я не донести ее,
Когда она жизнь моего Ивана!
Риторическим вопросом Меланки "есть же такая сила, чтобы эту свечу у меня потушил?" автор передал глубокие человеческие чувства, граничащие с одержимістю.Дівчина, не смотря на многочисленные препятствия пронесла свечу сквозь бурю, однако, циничный Ольшанский требует от красавицы погубить свою честь ради спасения Свечи. Меланці было очень трудно сориентироваться в сложной, психически напряженной ситуации. Но и здесь победили искренние и глубокие чувства к самому дорогому человеку. Девушка погибает, но остается живой слава о верной любви, что ценой собственной жизни Меланка спасла от гнусных замыслов Ольшанского.
Итак, образ Меланки - это символ кристальной человеческой чистоты, это образ человека, который даже погибая, думает и борется за жизнь другого - своего любимого... Осознанное понимание долга, чувство ответственности за судьбу любимого, шляхетножертовна поведение в критической ситуации является тем решительно-своеобразными чертами личности Меланки, которые не теряют своей неперехідної моральной ценности, остаются заманчиво-прекрасными для любой эпохи, как эталон женской и человеческой духовности.
В предисловии к драматической поэмы И. Кочерга отмечает: "Этот образ является поэтическим символом Украины, что "из тьмы веков и через столько бурь" пронесла неугасимым живой огонек своей воли и культуры...".
Образ Украины - свободолюбивой, непокоренной, героической, уособляють в произведении и киевские ремесленники, изображены И. Кочергой правдиво в поразительно убедительно. Изображая украинских тружеников, драматург сразу вводит читателя и зрителя в суть дела, открывая причины и движущие силы главного - социального конфликта произведения, что также является характерным признаком индивидуально-художественной манеры Кочерги. Выделяется, отмечается существенное - то, что роднит между собой представителей разных цехов, раскрывает своеобразие их производственных и межличностных взаимоотношений, быта, обычаев и т.п., т.е. передает общую атмосферу тогдашней действительности. Писатель обнаруживает при этом умение сочетать главное и второстепенное так искусно, что изображаемое жизнь предстает как природный монолит высокого и будничного, трагедийного и комического, прекрасного и безобразного, благородного и более низкого.
Уже при первом знакомстве с ремесленниками показано их недовольство существующим положением, в частности последним распоряжением воеводы, согласно которым они должны бесплатно изготавливать для городского правителя по полтысячи кожухов и брюк, тысячу сапог триста свит, тысячу топоров, бочки для капусты, бочки и бочонки для вина. Несправедливостей творилось немало и до этого. Бурлит, кипит гневом трудовой Разделение, видя в акции воеводы прямое посягательство на свои права и привилегии, дерзкую попытку превратить свободных горожан на покорных бесправных рабов. Особое же недовольство вызывает закон (а вернее беззаконие) о запрете света, розцінюваний ремесленниками не только как пренебрежение их производственных потребностей и интересов, но и как попытка задушить, уничтожить духовную жизнь трудящихся, лишить их возможности нормально общаться между собой. Уже семь лет живет Киев без света, не празднуют цеха своих праздников, нет ни вечеринок, ни собраний цеховых, ни гулянок. Все это делается для того, чтобы разобщить и ослабить ремесленников. Хорошо понимая истинную цель подобных законов, самые сознательные из них призывают дать достойный отпор тем, кто хочет лишить ремесленников свободы. Из возмущенной толпы выделяется Чип - "исполинского вида кожемяка в кожаном фартуке". Его гневная речь, заклична:
Издевательство это! Никогда не было,
Что бы от цехов такого требовали!
И что это мы - невольники, рабы,
Челядинцы разве мы воеводы,
На него чтобы делать день и ночь!
...Не діжде он, чтобы мы ему делали!
...Пусть свет даст!
В образе красивого злотаря Предерія писателю удалось ли не наиболее остро осудить запрет света: замечательный мастер-умелец ослеп, ибо "до сумерек, до темноты сидел и зрение портил над мелкой резьбой". Но как только в ремесленных домах зажгутся светильники, Предерій уверен, что "его прозреют бедные глаза". Такое большое у него было желание света, а значит, такое сильное было в трудящегося народа, стремление к справедливости, свободы, человеческого счастья. И Предерій прозрел в момент наивысшего подъема народной борьбы, когда загорелся среди ночи воеводин замок - "гнездо катівське". Смертельно ранен мечом Ольшанского, он проникается счастьем патриота, которому "пришлось за Киев... честно умереть":
Я вижу всех. Товарищи... братья...
В последний бой! За свет и за волю!
Тебя я вижу... Киев... родной мой...
(Умирает)
Другим выразительным представителем воли народа выступает главный герой драмы оружейник Иван Свеча. Смелый, честный и порядочный во всем, он пользуется неизменным уважением ремесленников. Наделенный незаурядным умом, Свеча внимательно анализирует увиденное и услышанное, хорошо знает жизнь и людей, а потому к его мнению прислушиваются. А мыслит он шире, чем его товарищи, поскольку заботится прежде всего об интересах общины, готов отдать жизнь ради общего дела. Его мужество и высокое человеческое достоинство обусловлены осознанием собственной причастности к справедливой борьбы народа за свои права, верой в торжество свободолюбивых идеалов. Он уверен, что в жизни человеческим должна быть справедливость, поэтому и пытается утверждать ее лично и призывает к этому общественность. О новые распоряжения воеводы он говорит как об издевательствах над рабочими людьми, призывает ремесленников не повиноваться насилию:
А завтра все вместе до магистрата,
Пусть теперь хоть свет даст, хоть нет
А на господ не будем работать!
Свеча - не сторонник кровопролития и сначала пытается убедить своих противников-врагов в неправоте, отказывая от драки лихорадочных ремесленников:
Товарищи! Не в кулаке, а в правде
теперь должна быть наша мощь.
(До Чопа, схватил большую скамью).
Оставь эту скамью, Чопе, поднести мы
Словами нашу правоту доказать.
И. Кочерга убедительно доказывает, что народ берется за оружие в крайних случаях, тогда, когда социальный гнет, угнетение становятся ужасающе жестокими, объединяются с унижением человеческого достоинства труженика, со знехтуванням его духовности, веры и морали. И убедившись, что мирные акции не помогут Иван Свеча призывает все трудовое Подольє к вооруженной борьбе, чтобы силой утвердить правду в жизни:
А теперь на приступ!
К мести все! К свободе! К борьбе!
Так оружейник сам забирает грамоту из проклятого замка. Перед женой воеводы Иван Свеча ведет себя не как вор, а как настойчивый искатель справедливости, и на ее докірливи вопрос: "Разве тебе жизнь надоела? Чего тебе безумцю надо?" - твердо ответил: "Света!" После возвращения на Подольє он сразу же отдал ее ремесленникам, чтобы "рассеяли наконец сумм ночной". Постепенно убедившись, что барские обещания так и остаются обещаниями, свеча призывает ремесленников до вооруженной борьбы с ненавистными угнетателями:
А теперь на приступ!
К мести все! К свободе! К борьбе!
Но недолго находился молодой вожак ремесленников на свободе, его арестовали за вкрадення грамоты, забрав с церемонии собственной свадьбы. Для Свечи лично княжеская грамота уже не имеет никакой ценности, потому что он распознал ее фальшивую суть. Юноша легко уступил бы "привилегией лживым" и мог бы спасти собственную жизнь. Но Свеча знает и то, что народ возлагает огромные надежды на грамоту, знает, что за эту "приманку дорогу" народ "боролся, как за правду". Поэтому отдать документ - значит предать своих товарищей, изуродовать надежду народа. Это хорошо понимают и его враги. Воевода в последний раз спрашивает Свечу: "Молчишь? Не хочешь предать?" Свеча выбирает смерть. Жизнь, купленная ценой предательства ремесленников, не привлекает его. На это не может соблазниться настоящий человек, ибо только тот, кто вырвался из пут узкоэгоистических представлений и потребностей, кто способен поступиться личным во имя общественного, живет на свете не зря. Иван Свеча даже в таких тяжелых обстоятельствах не теряет убеждение, что нард освободится от эксплуатации и станет независимым:
Хоть не мне - для свободного народа
Когда заря займется световая.
Он утверждает, что за "свет" надо бороться, мир и благополучие сами не придут:
И свечи мирной не стоит и страна,
Что в борьбе ее не засветила.
Эта уверенность не оставляет его и в критическую минуту, когда воевода осудил его на смертную казнь.
Образ смелого и непримиримого к насилию оружейника, целостной и самобытной, "свободной натуры" вызывает симпатии еще и тем, что он вежливый и благородный человек, который относится с уважением к другим. Искренней нежностью проникнуты чувства Ивана к Мелании. Он всегда заботится о своей любимой, называет ее ласковыми словами, что похожи на музыку влюбленного сердца : "Меласа, ласточка сердешная", "люба", "маленькая моя". Но нет противоречия между сосбистим чувством и социальными эмоциями: любовь его к Меланки сливается в один могучий аккорд с пристрастною любовью к свободе. К сожалению, так и не пришлось влюбленным обрести счастье семейной жизни. Меланка погибает в неравной борьбе с князем за жизнь милого, но тот огонек, что несла девушка после ее смерти не погас, а разгорелся в огромный пожар народного восстания, которое возглавил Иван Свеча. Над телом любимой девушки он произносит слова, полные любви и нежности:
И свеча эта, что ты жизнью купила,
Сквозь дикий терн и бурю пронесла,
Что мы огнем восстания зажгли,
Пусть светит нам, приветливая и ясная.
Прощай, голубка!
...В честь ее по всему прочь городу
Засветим свадебные мы огне!
Так вспыхивает кровавый протест ремесленников, так осуществляется месть за разбитое счастье. За "Свіччине весілля!" - такой лозунг восставшего народа, что зажигает огонь уничтожающий пожаров в укреплениях обладателей, которые не хотели позволить работникам украинским светить огонек своей свободы и труда.
В образах Ивана Свечи и Меланки И. Кочерге удалось убедительно показать героизм и независимость украинского народа в борьбе за свою свободу и независимость. Но художественное совершенство пьесы определяют не только патриотические мотивы, но и высокое романтическое звучание, которое достигается использованием в произведении самых разнообразных средств. Так подробный анализ драмы "Свіччине весілля" свидетельствует о том, что фантазия, поэтическое воображение превелює над рациональным мышлением и реалистично-жанровым воспроизведением действительности. Это основное свойство драматургии писателя проявляется прежде всего в характере драматического замысла в целом; он строится как поэтический образ, как метафорическая концепция ("свеча") или как синтетический образ - "город" в " Свіччиному свадьбе".
Более глубокому раскрытию идейного замысла драматурга, эмоциональном воздействия произведения на читателя способствует то, что образы произведения есть еще и символическими. Например, образ Ивана Свечи есть и реальным персонажем и символом света, символом непокоренности трудящихся в борьбе за общечеловеческие права. Символично звучит и именно фамилия молодого оружейника Ивана - Свеча! Логично оно связано со светом, с огнем. А свет в пьесе трактуется и как физическое явление, и как символ свободы, к которой стремятся киевские ремесленники.
С искренним благасловенням и благодарностью за общественные услуги обращается к Ивану свадебный отец - "цехмайстер старейший" Капуста:
Пусть тебя когда-нибудь прославит песня,
Что. Свеча ты - и свет нам добыл.
Образ Меланки это и образ простой девушки-киевлянки, и поэтический символ Украины, как подчеркивал сам автор.
В пьесе часто персонажи показаны в романтическом духе. Так, неожиданное появление в воєводинім замка Меланки, который говорит:
О, зажги, умоляю, -
Мою ты свечку... У меня ее
Потушили... а за что - не знаю...
Разве за то, что радостно мне
Было в то время, в ту замечательную час...
Палата вся сияла от огнів,
И эта свеча горела.... и мои
Государств он руки... любимый мой, единственный.
И в глаза я смотрела ясны.
И вдруг словно вихрь налетел...
Померкло все... и погасли все свечи,
И милого, единственного нет...
В этой сцене автор показал грубое насилие над простыми людьми со стороны литовских панов: даже у невесты в день свадьбы украдено счастье (оно неразрывно с светом). И как доказательство этого (символ) одинокая девушка в брачном наряде с погаслою свадебной свечой в руке...
Другим примером является внезапное прозрение слепого злотаря Передерия, смертельно раненного мечом Ольшанского:
Неужели же? Неужели же это правда? Вижу я,
И в смертный час мои одкрились глаза.
Мастер увидел бой "за свет и за волю", увидел "Киев... родной", и умер, как воин! Этот эпизод воспринимается как символ того, что добытое в борьбе свет (и воля) было таким дорогим для трудящихся, а попытки увидеть свет (и борьбу за свободу) такое сильное, что в предсмертные минуты "отрезвило" глаза слепому!
Автор намеревался показать безмерно большой, целебное воздействие света на трудящихся, что трактуется как символ освобождения из-под гнета эксплуататоров.
В последней сцене пьесы Иван берет из рук невесты Меланки свадебную свечу и зажигает от факела - светила восстаний, говоря при этом:
Умерла ты... и твой убор замечательный
В крови и грязи - как флаг на войне.
И живы мы! К мести, к строению,
Нам не нужны лучезарные одеяния.
Копотью покрыты мы и потом,
В будничных свитах кинемся в бой,
А переможем - снова к работе...
И вот тогда засвітим огник твой.
Это воспринимается как знак того, что Меланка - тоже борец за свет, что она, девушка, - в рядах повстанцев. Что, наконец, виборене право и для ее личного счастья! Однако она этим правом уже не может воспользоваться. Драматург хотел подчеркнуть глубокое уважение простых людей к своим товарищам, загаблих в борьбе за торжество общих интересов. Смерть Меланки не ослабляет оптимистического звучания произведения, потому что огонек свадебной свечи, за который она самоотверженно боролась, перерастает в пламя народного восстания против литовских эксплуататоров.
Другой особенностью "Свіччиного свадьба" является то, что произведение построено на сопоставлении контрастных сцен, картин, портретов, образов. Например, повседневные развлечения и оргии воеводы - безрадостное и нищенскую жизнь ремесленников; озаренный множеством ярких огней, наполненный пением барский дворец на горе - окутано мраком ночи приникле трудовое Подольє; чистое и высокое чувство любви к Меланки в Ивана Свечи - "нечистое" захват девичьей красотой изнеженного Ольшанского. Так контрастные изображения, которые помогают лучшему восприятию и более глубокому осознанию как отдельных событий, так и идейной направленности произведения в целом, воплотились в жизнь на страницах драмы, потому что автор воспринимал абстрактные идеи в конкретных метафорических образах, а в конкретных явлениях и предметах видел символическое выражение более общих мыслей.
Немалую роль в композиции играют песни, которых насчитывается в пьесе более двадцати. Часть из них народного происхождения, другие - созданы самим драматургом. Использование песен подчеркивает народный обряд украинской свадьбы ("Ой господа-сватово, просим вас...", "Ой, делайте, ткачи, завесы.."), характеризует групповые и отдельные образы (девичья песня-игра про свечу в начале пьесы, застольна песня литовских рыцарей, куплетно-пиворізівські припевки двух п'яненьких монахов, лирическая песня Ивана Свечи). Разнообразные песни, будто романтические украшения, украшают чудо-творение руки писателя.
Поэтичностью отмечены отдельные моменты драматического целого, которые в драматической системе Кочерги подчиненные единому замыслу по принципу, если не в прямой зависимости, то романтического контрастирования. Сценическая красивость не является самоцелью в пьесе "Свіччине весілля", а лишь способом конкретизации замысла. Так, песни и танцы представляют образ "свечи" в новом аспекте.
На принціпі романтической иронии и контраста поэзии " и "прозы жизни", применяемому романтиками, строится в пьесе Кочерги чередование сцен высокой патетики с гротеском. Драматург охотно прибегает к этому мероприятию, вводя наряду с лирическими, комедийные сцены: пьяные монахи Симеон и Фока и измученная Меланка. Это чередование бузується, с одной стороны, на упомянутом принципе контрастного сопоставления "высокого" и "буденнонизького", а с другой - на учете психологии зрителя, на желании не перегружать зрелище однотонными, трагическими или патетическими сценами.
Поэтическая образность, как уже отмечалось, проявляется в произведении и в строении в целом, и в отдельных элементах пьесы. Одной из характерных черт поэтики является частое повторение образов или лейтмотива, положенного в основу драмы. Это повторение можно назвать обыгрыванием образа "свечи". Так этот образ фигурирует как реальная свеча (зеленая свеча свадебная Меланки), как игра-песня, свет в доме умирающей (сцена смерти матери Мелании), как обобщенный образ света в жилищах рабочего люда ("право на свет", "запрет света"), образ любви и преданности (огонек в руках Меланки сорняков в ночь), образ восстания - Иван Свеча, лозунг восстания - "за свіччине весілля - засветим свадебные мы огни!" - возглас главаря повстанцев, как символ народной души, наконец, как символ власти:
В то же время, кат там на горе
Паны вельможные слышно пируют
При грани труб и пламени свечей -
Мы в темноте вынуждены томиться...
Еще один признак поэтического мышления Кочерги заключается в самом содержании и характере тех образов, которые он кладет в основу своих произведений: его привлекает в человеке сильное чувство, романтика, мечта, сказка, красота внешняя, как проявление внутренней. Возглас "какая красота!" часто вырывается из уст героя, что видит впервые Меланку.
"О, какая же красота!" - восклицает Ольшанский, увидев Меланку на свадьбе.
"Какая красота!" - восклицает Кезгайло, когда Меланка сбрасывает плащ и предстает перед рыцарями в замке в свадебном наряде.
"Какая же красота, замечательная и отличная..." - повторяет за ним воевода.
К этому мотиву сияющей красоты присоединяется и мотив мечты, которую человеческая душа сохраняет в течение жизненного пути, к которой стремится, как к идеалу счастья и добра. Такой мечтой в произведении является свет, что неотъемлемо ассоциируется в воображении народа с волей.
Как видим, пьеса "Свіччине весілля" была настоящей жемчужиной и в творчестве самого писателя, и в украинской драматургии в целом. Показательно то, по замечанию Н.Кузякіної, в каком окружении она появилась на свет. "Позади и рядом - "кооперативные" пьесы, и "Лиза ...", в которых нет ни правды характеров, ни красоты, где взгляду не на чем отдохнуть, а душе ничем увлечься, впереди - грубость "Врага на лестнице, жестокость бессильна выдумки "Когда трубы заиграют", духовное смятение "Фаустины". А в центре - как благодатная оазис - "Свіччине весілля"."
Итак, Иван Кочерга, создав историческую драму "Свіччине весілля", оставил своим потомкам удивительный клад - богатство добра и правды, идеи гуманизма и патриотизма, идеалы романтической любви, верной дружбы, любви к своему народу и Украины.
Использована литература:
1. Адельгейм Е.П.
Два драматурги. - К.: Держлітвидав, 1938.
2. Андрианова Н.Н.
И. Кочерга: Литературный портрет. - К.: Держлітвидав, 1963.
3. Голубева О.С.
Иван Кочерга: Литературный портрет. - К.: "днепр", 1981.
4. Дробош П.М.
Изучение творчества Ивана Кочерги. - К.: "Советская школа", 1981.
5. Кузякина Н.М.
Очерки украинской советской драматургии. - К.: "Советский писатель", 1958.
6. Кузякина Н.М.
Драматург Иван Кочерга. - К.: "Советский писатель", 1968.
7. Марьяненко А.А.
Прошлое украинского театра. - К.: "Искусство", 1958.
8. Старинкевич Е.Г.
Драматургия Ивана Кочерги. - К.: "Искусство", 1947.
* *
*
Иван Кочерга "Свіччине весілля". - К.: "Днепр", 1982.
|
|