(14 ноября 1912 -17 февраля 1970)
Конечно, каждый человек, поэт тем более, формирует себя сама. И все же и жизнь, особенно детство, где закладываются первые и самые прочные устои любви, духа, характера человека, где отец с матерью, первые друзья, тоже весит так много в судьбе человеческой.
Детство поэта было тяжелым, хотя и благополучным. Из тесной крестьянской избы в небольшом поселке Обухове недалеко от Киева, где родился 14 ноября 1912 года, вынес он прежде неизменную любовь к родной земле и матери, к родной песне и слова, изреченного «в колыбели из лозы, Чтобы вечным окаянным должником Его нести, страдать и любить». В той хате услышал он впервые и думы Шевченко...
Жилось семье Самуила Малышко не роскошно. Земли было две десятины, а семья немаленькая - только одиннадцать детей. Поэтому приходилось хозяину и сапожничать, и на заработки в Таврию ходить. Вот и малый Андрей пособляв чем мог.
Подросши, пошел в семилетку, затем учился в медицинском техникуме. И звали его другие мечты, жил в юнаковой душе тягу к прекрасному, к песне, к поэзии. Поэтому и привел Малышка на литературный факультет Киевского института народного образования (теперь - Киевский университет им. Т.шевченко), где взял его под свое могучее крыло Максим Рыльский, который там преподавал и вел литературную студию.
По окончании ИНО некоторое время молодой учитель преподает литературу в Овруче, Житомирской области, позже работает в газете «Советское слово». В 1934-1935 гг. служит в армии, а затем переходит на творческую работу.
Первые печатные стихи студента а. малышко увидели свет на страницах журнала «Молодой большевик» (теперь - «Днепр»). А потом появляется коллективная сборник трех авторов - «Дружба» (1935), и уже в следующем году выходит книга стихов «Родина», что показала незаурядный талант молодого поэта. Следующие сборники - «Лирика», «Из книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939) и другие - стали щабелями заметного творческого роста.
Тематика довоенных произведений разнообразна: труд хлеборобов, события революции и гражданской войны, замечательные пейзажные стихи, где картины природы гармонируют с лирическим настроением, с расцветом первой любви («Зимнее», «Пейзаж», «Дождь упал на край широкий»). Героями произведений Малышко е «земледельцы и сеятели», простые рабочие люди. Оживает в его произведениях и историческая память народа. Встают из строк цикла «Запорожцы» славные прадеды наши, кровью своей защищали родной край от врагов.
И это была только прелюдия. Патетической симфонией, призывай ним звуком горна звучит поэзия а. малышко в годы войны против фашистских захватчиков. Для него, как, собственно, и для всей литературы, это были годы высокого взлета. Тогда появились «Украина в огне» Довженко, «Слово о родной матери» и «Жажда» м. рыльского, «Любите Украину» В.сосюры. Из-под пера а. малышко вылилась страстная, жгучая и нежная песня о любви к родине - «Украина моя».
Еще накануне войны он написал замечательную лирическую поэзию «Червоновишневі зари предвещают погожий восток...», где интимное «ты, может, меня и забыла: не видела столько лет...» - тесно переплелось со строго-солдатским: «Друзья идут полками, и я среди них - трубач». Сыном Украины, трубачом, поэтом И журналистом а. малышко ушел на фронт. Как призыв к битве, как плач над растерзанной Матерью-Родиной зазвучали его сборника: «К бою вставайте», «Свыше пожары», «Украина моя!», «Битва»... 1 цикл «Украина моя» - не самый сильный из всех, наполненных болью и любовью к родной земле могучих произведений его собратьев-поэтов. Широкие эпические картины прошлого и современного, пророческие видения будущего переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями поэта.
По войне поэт интенсивно работает, выходят - как отголосок войны - сборники «Ярославна» и «Четыре лета» (1946 г.), а дальше новые книги, в которых Малышко создает широкую картину народной жизни, изображает простых тружеников - не как бездушных «винтиков», а как неповторимые творческие личности, влюбленные в землю, труд на ней, обращается к прошлому Украины.
С годами голос Андрея Малышко креп, наливался силой. Поэт начинает присматриваться к жизни, глубже углубляться в сущность сложных вечных проблем, видит загальнолюдське. «идя по Дороге под яворами», как назвал он сборник (1964 г.), что ее в определенной степени можно считать этапным на творческом пути, как и внутренне связанную с ней «Руту» (1966 г.).
Углубленный философский подход Малышка ко всему, что легло ему на душу и перо, характерный для последних сборников - «Синяя летопись» (1968), «Август души моей» (1970), которая вышла уже после смерти поэта. Страстный лирик несколько уступает поэту-мыслителю, поэту-философу, хоть лирическая амплитуда стихов не приходит. Чаще встречаются характерные названия стихов:
«Размышление», «Медитация», «Дума», «Память».
Поэт чувствует свой долг перед прошлым и будущим, перед всем на свете сущим, - черным хлебом и скромной родительским домом, ручаєм и сосной, счастьем влюбленных... «А уже больше, слышите вы, мамо, Я вам задолжал и не отдал Ни гроша за первое родное слово...» - признается поэт. Этот мотив долга, обязанности перед целым белым светом ли не громче всего звучит в поэзии последних лет.
Поэтому и любил Малышко родной язык, родное слово и песню над все. Этой любовью озарена поэзия последних лет, где он как-то по-новому постиг их суть и значение.
Как поэт-лирик, чьи стихи отличаются необычайной музыкальностью, а. малышко неизбежно приходит к песне.
В песнях Андрея Самойловича такие сокровища чувств, буйство красоты, тепло любви, что сами они принесли бы поэту бессмертную славу.
И кажется не случайным, что и последним произведением поэта, написанным в больнице за неделю до кончины 17 февраля 1970 года, была знаменитая «Тропа» («Почему, сказать, и сам не знаю...»), в которой он раздумывает над человеческой жизнью, вспоминает родную тропинку, с которой оно начинается, которой нет ни конца, ни поворота, человек смертен, а народ живет вечно.
Нет большей радости в поэта, как услышать свою песню из уст народа. Малышко имел такую радость - его произведения «Колхозный вальс», «Белые каштаны», «Мы пойдем, где травы наклонные», «Родная мать моя» с нежной музыкой Платона Майбороды стали народными песнями. Многим стихотворениям Малышко дали новую жизнь композиторы Л. Ревупький, П. Козицкий, М. Вериковский, Г. Майборода, А. Штогаренко, С. Казак. Завоевала народное признание песня «Цви здесь осенние тихие небеса», к которой написал музыку О. Билаш. Осно вой для известной оперы Г. Майбороды «Арсенал» стала драматическая поэма, написанная Малышко в соавторстве с О. Левадой, а опера «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса базируется на Малишковому песен ному либретто, которое следует считать самостоятельным и значительным произведением нашего поэта.
На протяжении всей жизни и всегда с большой охотой Малышко работал как песенник. Правда, піснярський достояние поэта мог бы быть численно больше, если бы композиторы внимательнее читали его произведения. В будущем еще не одна песня должна быть написана на стихи Малышко, необходимо открыть зародыши опор и ораторий (а они там есть!) в таких его стихотворениях, как «Прометей», «Дума про казака Даниила», «Сыновья»... Конечно, Малышко писал и специально предназначены для музыки поэзии, заботясь об их самостоятельное литературно-художественное значение. Он умел, как никто другой, сымпровизировать слова к уже готовой мелодии (так было, например, создано пре красную «Песню о казацкие могилы» на музыку П. Майбороды).
Но было бы неверно рассматривать его песенное творчество как-то слишком відрубне. Песенность - это одна из самых главных и самых драгоценных примет всей поэзии Малышко, и лирической и лиро-епіч ной. Он почти никогда не мог в своих произведениях передать чисто эпическое ощущение мира - потому, что его поэтическое мышление протекало в категориях, выработанных из элементов народнопісенної поэтики.
С этой точки зрения выделяются в него по крайней мере три рода стихов, которые являются одновременно тремя степенями усвоения народнопісенної творчества.
К первому роду относятся обычные обработки народных песен. Главные мотивы и образы здесь хранят фольклорный вид. Тиль ки большой талант Малышко не давал подобным произведениям стать анемичными стилизациями:
- Бери же ты, мать, жар песка,
Посей на камень, на мостике,
Как тот песок, глядишь, сойдет,
Моя ты вековечная мать,
И встанет рожь молодое -
То и будем сына встречать...
(«Проводы»)
Ко второму роду относятся произведения, в которых составляющие народного песенного творчества подчинены оригинального замысла автора. Они не растопленные до конца в горниле творческого мышления поэта, но и не выпадают, как инородные тела, из образного, стилевого, языкового литва его поэзии:
Забіліли снега в дубовой роще,
Голубого узора на окнах следы.
Не задерживай меня на последнем слове,
Попрощайся как надо и в путь проводи.
(«Забіліли, снега в дубовой рощице.,.»)
Можно обнаружить множество подобных случаев, когда тот или иной песенный зачин, постоянный эпитет, традиционно-фольклорное сравнение выстраивают Малишків произведение. Бывает, что и мелодия народной песни подсказывает поэту ритм и размер стиха, как, например, в строении следующей строфы слышать песню «Гей, наливайте повнії чари...»:
Эй, за Десной люди веселые,
Солнце встал над борами.
Там же богунцы лошадей сідлали,
Став на ночь лагерями.
(«Богунская четвертая»)
Третью категорию составляет, собственно говоря, большая часть поэзии Малышко, то есть его интимная лирика, баллады, поэмы, народнопісенна основа которых спрятана, как фундамент под крыльцами и галереями, под индивидуально-поэтической архитектурой:
Лежу я в Мораве на сивім склоне,
Журчит в ногах горяний поток.
Далекие мои, незабываемые, милые,
Мне здесь лежать суждено возраст.
В каске моей ночуют туманы,
В АХО в нас той каске знают число,
Из сердца моего сквозь четыре раны
Зеленое, колючее рожь выросло.
(«Сыновья»)
Эти строки кажутся наиболее малишківськими. На первый взгляд, ничего песенного у них нет. Наоборот, разговорная интонация дольника, аббревиатура, которая намекает на бухгалтерское, а не на философское число, противоречат песенном строя. И все-таки в этих строфах угадывается удивительная мелодика, которая преподносит сувориіі рисунок солдатского бессмертие в сферу песенной баллады. «Горяний поток»журчит «в ногах», роднит образ могилы советского воина а могилой казака, который «велел себе посадить в ногах калину». Фольклорное слово «суждено», «четыре раны», которые символизируют четыре лета войны и «четыре годочки» ожидания милого, «рожь», которое является древним славянским образу жизни и которое имеет здесь народный эпитет («зеленый»), и Малишків эпитет («колючий») -все это в взаимосвя-модії с точной пластикой, и торжественной ритмикой стихотворения производит впечатление героической песни. Не поешь, но, читая, испытываешь желание петь ее.
Чтение Малышка почти всегда ведет на покордоння поэзии и песни, возбуждает музыкальное настроение. Даже там, где поэт сознательно пытается писать в повествовательной манере, создается иллюзия песенности, похожа на иллюзию движения в картинах живописи:
Как сейчас вижу: из-за реки
- Две кручи, словно маяки;
Одна зеленая, вторая черная.
Или летнее солнце, зав'юга,
- Они стоят себе веки.
Так начинается «Прометей». Спокойный, возрастной, эпический пейзаж. Но и здесь присутствует народнопісенний параллелизм, или, ско рише, его аналог, который напоминает песню: «Одна гора високая, а другая низкая, одна милая далекая, а другая близка».
Разумеется, Малышко шел здесь не от какой-то конкретной песни, он просто, будучи в состоянии вдохновения, попал в свой образ мышления, что имел правила, подобные законам фольклорной песенности. В поэме больше не будет упомянута «зеленая» круча. Поэт будет писать только о «черной» гору, где стоит обгоревший дуб - смертное кострище его Прометея. Но зачин поэмы оправдан, ибо он художественно - и именно в народнопісенному духе - определяет тему: конфликт жизни и смерти.
Песенность поэзии Малышко возникает из гармоничного сочетания многих компонентов, среди которых рядом с ярко фольклорными стоят и чисто литературные. Совершенное чувство украинского языка, особенно его природной музыкальности, произведенное в Малышко и на фольклорной основе, и на сплетении воздействий поэтики Шевченко, Франко, Тычины и Рыльского, отражалось на песенной эстетике его поэтических форм:
Советская Украина! //Разлуки достаточно
Которые мы с тобой // еще будем богаты -
Радугой в небе, // барвинком в поле,
Расплатой-яростью // при сожженной хате!
(«Украина моя»)
Полногласие и чередования рифм, причем різноскладових и безупречно подобранных из разных частей речи, искусная інструментовка всей строфы звуками, которые лучше всего поются и от которых стихотворение вибрирует («а» и «в», «г» и «л»), наконец пезура, которая не разрывает слов и дает возможность ровно дышать при чтении,-это, разумеется, с тре петним содержанием и с поэтическим совершенством и является піснетворчим вия вом Малишкового таланта. С національпо-народными атрибутами связанные классические размеры его поэзии, главным образом ямб и ана пест, его любимый дольник, который возникал из них и приближал его стихотворение в украинских дум, точная и богатая рифма.
Народнопісенна основа творчества Малышко соответствует его не всипущій гражданской воодушевлении, его пониманию литературы как сознания народа, его служению общечеловеческим идеалам справедливости.
Не только творческой практикой Малышко утверждал песенный жанр нашей поэзии как один из важнейших. Он хотел обратить к этому жанру других поэтов и поэтому в книге «Мысли о поэзии» писал: «Для песни у нас везде почетное место, потому что она - посестра жизни, советчик и верный друг, и строгий судья. Человек хочет а ней горевать и радоваться, мыслить и работать». Все высказывания Малышко о песне остаются и сегодня актуальными.
Его опыт безошибочно подтверждает мнение о том, что и на будущину наша поэзия должна так же искать живлющого напитка в неизбывной народнопісенній культуре, если не желает ее разноообразить в псевдоінтелектуальному герметизме. Эпоха машин и космических полетов не сможет обходиться без песни. Наоборот, песня - и та древняя, народная, и та новая, что стремится народного благословения,- будет все больше нужна духовно развитой, мощной и доброму человеку:
Будет у меня заботы вовек,
Будет у меня дорог без счета,
Чтобы по работе, в человеческом празднике,
Сяли песен золотые рукояти
(«Рассвет»)
Малишкові заботы и дороги должны перейти в заботы и дороги вашей будущей поэзии, если она захочет дать человеку не только песни с золотыми рукоятями, но и песенные рукояти к каждому человечного дела.
Список використанної литературы:
1. Украинское слово. Хрестоматия. Книга вторая. -К., "Рось", 1994.
2. Андрей Малышко. Поэзии. Сочинения в пяти томах. Том 1. -К., "Художественная литература", 1986.