Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Символика цветов в новеллистике М. Волнового


 

Многогранное творчество, необычная фигура. Волнового имели огромное значение в литературном процессе 20-х годов, оказывали значительное влияние на развитие украинской литературы, культуры, общественно-политической мысли всего XX в. Непревзойденный мастер малой прозаической формы, М. Волновой после М. Коцюбинского и В. Стефаника вытворил в нашем писательстве собственный стиль, своеобразную разновидность лирико-романтической, импрессионистической новеллы. Уже выход первой новеллистических сборника "Синие этюды" показал незаурядность таланта молодого писателя, а на середину двадцатых годов он стал признанным лидером целого литературного поколения.

Новеллы прозаика привлекали не только тематической злободневностью, но и стилевой, художественной самобытностью, свидетельствовали утверждение новой манеры письма. М. Волновой начинал как неоромантик, хотя в новеллистике легко найти и влияния импрессионистической поэтики, и элементы экспрессионизма, даже сюрреализма. Виражальність в его ранних произведениях ощутимо превалировала над изобразительностью, это была проза музыкальная, ритмизирована, даже нередко алітерована, с очень сильным лирическим струей. Роль сюжета здесь очень незначительна, композиция довольно хаотичная. Ослабление структурных связей на композиционном уровне зато нивелируется ритмической организацией текста, введением сквозных лейтмотивов, выразительных символических деталей. Писатель был непревзойденным мастером в передаче непосредственных впечатлений, сиюминутных настроений через предметную или пейзажную деталь, через цепь ассоциаций, через символику цветов.

Колористическое восприятие действительности, что отражается в конструкциях языка, является одним из оценочных элементов любой культуры. Словосочетания типа белый как снег, белая рубашка, серая свита, черная час - это устоявшиеся фразеологізовані обороты, которые активно функционируют в живой речи и, в частности, выступают в роли знаковых, национальное предопределенных элементов украинской культуры. В художественных текстах кольористичні эпитеты выполняют разнообразные стилистические функции. Без них трудно представить пейзажный описание, внешние и внутренние характеристики персонажей. Одна из показательных стилистических функций колористических эпитетов в новеллах М. Волнового - раскрытие сущности изображаемой эпохи.

Сборник "Синие этюды" - выдающееся явление не только в творчестве Николая Волнового, а и во всей пожовтневій украинской литературе. Александр Белецкий в 1926 г. назвал эту книгу "первым этапом ... развития" современной прозы. Новеллы писателя встретили с восторгом и читатели, и коллеги. Хотя и не обошлось без упреков в духе времени: синий цвет в названии сборника некоторым показался слишком националистическим. Пилипенко в ответ написал "Красные этюды", название которых не оставляла сомнения в истинно большевистской ориентации их автора. Вот такие политически-литературные анекдоты порождала сутки идеологических противостояний и обвинений. Подобных примеров можно привести немало. Так, в этот период были созданы "Голубой роман" и "Красный роман". Здесь тоже цвета не случайны. Однако тезис о национализме сборника "Синие этюды" была беспочвенной. Действовали на страницах новелл самоотверженные революционеры, убежденные коммунисты.

Издавна в искусстве цветов синий, голубой олицетворяют прекрасную мечту, порыв к чему-то неосуществимого, далекие горизонты счастья. Так, синяя птица - романтический образ вожделенного счастья, прекрасной фортуны. Поймать синюю птицу - стать счастливым.

Страстность, бурный темперамент, романтическое увлечение революционными идеалами, вера в светлое гармоничное коммунистическое будущее были присущи убежденному украинскому коммунисту Волновом. Эпоха революции и гражданской войны восхищала его своей героикой, самопожертвованием, неизвестным, но, верилось, прекрасным голубым завтра, к которому она якобы должна была привести.

Одной из важнейших для Волнового протяжении всего его творчества была проблема расхождения мечты и действительности. А отсюда в его новеллах почти всегда два временные планы: грязное настоящее, все недостатки которого он уж слишком прозірливо замечает, - и противопоставлено ему вожделенное будущее или манящее прошлое. Основным композиционным принципом таких лучших новелл, как «Синий ноябрь», «Арабески», «Сентиментальная история», «Дорога и ласточка» (частично и повести «Санаторійна зона»), является бинарное противопоставление реальных сцен и вимріяних, воображения и действительности, романтических взлетов и досадных приземлений. Все высокое, романтическое, красивое соотносится с прошлым или будущим. Отсюда и безудержный полет фантазии, ностальгические воспоминания о «тени средневековых рыцарей» в «Арабесках», и печально-мрачный колорит некогда величественного княжеского дворца, который становится фоном трагических и жестоких событий в новелле «Я (Романтика)», и стремительно-наивные мечты Бьянки в «Сентиментальной истории». В ряду этих символов и такой дорогой для Волнового образ «загірної коммуны», которая имела немного общего с суровой и непривлекательной реальностью строящегося коммунизма. Писателю болела предательство высоких идеалов революции, он пытался предостеречь современников от постепенного зміщанення, измельчение стремлений и мечтаний.

Новеллу «Арабески» (1927) можно считать своеобразным ключом для раскрытия стилевой магии Николая Волнового. Здесь найдем ли не все основные идеи, коллизии, даже типы героев, характерные для его прозы.

Основной композиционный принцип «Арабесок» - противопоставление мнимых и реальных эпизодов. Новеллу можно прочитать как психологический этюд, как попытку отображения самого творческого процесса, фиксации потока сознания художника, полуосознанных идей и образов, «бесшумных шумов моих пестрых аналогий и ассоциаций». Через авторское сознание прихотливо пропускаются картины действительности, реальные эпизоды: «Все, что здесь, на земле, потерялось в хаосе планетарного движения и только еле-еле блестит в сознании», «и герои, и события, и приключения, что их совсем не было, кажется, уходят и уже никогда-никогда не придут».

Прекрасным картинам «голубой Савойе», «легко-синей далее чрезвычайного прошлого», «феєрверкам гіперболізму» - всем этим бесподобным видивам прошлого или будущего противопоставлено в «Арабесках» приземленно-реалистические картины современной действительности.

Мария - Божья и вселюдська мать - центральный гуманистический символ новеллы «Я (Романтика)». В этом високотрагедійному произведении, не сильнейшему в прозаическом наследии писателя, автор бесстрашно анализирует одну из основных коллизий времени - коллизию гуманизма и фанатизма. Раскрывается противоречие между извечным идеалом любви - и тем фанатичным служением абстрактной идеи, доктрине, которое, словно ненасытный молох, наконец, требует отречься от всего человеческого.

Литература осмысливает действительность в художественных образах, поэтому во время анализа основное внимание надо уделить именно характеристике образов и не только героев произведения, но и образов предметов, природы, явлений и т.п.

Идею произведения, отношение автора к изображенному мы можем постичь в полной мере, только внимательно проанализировав поэтику текста. Единство художественных деталей, символов заинтересовывает читателя, создает психологическую атмосферу приобщения его к миру писателя, целостно и глубоко раскрывает главную мысль.

Ценность произведения измеряется его художественным уровнем и значимости идеалов, провозглашенных в нем.

Мотив ночи, тьмы подчеркивает впечатление о черную дьявольскую работу трибунала коммуны, а следовательно, и всей большевистской системы, которая создала трибуналы. Тьма царит над миром после убийства героем матери, темным и жестоким будет будущее, которое строится такими как он.

Цветная деталь - "черный".

"Это новый синедрион, это черный трибунал коммуны.

"Мои подругу сидят за широким столом из черного дерева.

"Черный трибунал в полном составе".

"Темным мохнатым силуэтом стоит на востоке княжеское поместье, теперь - черный трибунал коммуны.

"Только у черного трибунала коммуны стоит гнетущая молчаливость".

"Я" про Андрюшу: "Он хочет подальше от этого черного грязного дела?"

"Черный трибунал коммуны собирается до побегов".

Цветная деталь "черный" от бытовой (стол из черного дерева) трансформируется в символическую. Вместе с эпитетом "мохнатый" она создает образ страшного зверя-сатаны ("темный мохнатый силуэт... черного трибунала коммуны"), который уничтожает на своем пути все живое и светлое.

В тексте новеллы писатель акцентирует время развертывания событий - ночь, что символизирует неотвратимый ужас того, что происходит: "темной ночью в моем чрезвычайном кабинете собираются мои товарищи", "Северная тьма", "Солнце зашло. Умирает вечер. Приходит ночь". Неизменные атрибуты ночи - звезды и месяц - поддерживают идейную нагрузку "ночи". Образные контексты с этими словами лейтмотивом проходят через всю новеллу: "Город мертв и идет в дикую средневековую даль. На небе вырастают звезды и поливают землю зеленое болотное свет"; "Месяц стоял в зените и висел над бездной. Дальше отходила в зелено-лимонную безвестность мертвая дорога", "Вокруг пусто. Только месяц льет зеленый свет с пронизанного зенита".

Писатель будто играет словом, как умелый виртуоз, причудливо перепідпорядковує цветовые слова: звезды зеленые, месяц - зелено-лимонный, месяц - зеленый. Акцентирование образа луны в ночном пейзаже неслучайно: ночное небесное светило олицетворяет идею смерти, расстрела в контексте новеллы. Если в начале произведения луна ассоциируется с мертвым городом, мертвой дороге, то в конце нетрудно заметить логическое завершение этой образной темы: "Тихо умирал месяц в пронизанном зените".

Как контраст к ночного пейзажа в новелле предстает изысканный поэтический образ перламутрового утра, который олицетворяет светлое, жизнеутверждающее начало. В тексте этот образ контактирует с теми структурами, которые воплощают напряженность трагической ситуации, и на этом фоне настроение тревоги особенно поражает читателя: "За окном шли росистые утра и падали перламутры. Проходили невозможны дни", "Это четкий перламутр на пиру голодной страны", "...А ранки цветут перламутром, и падают утренние зори в туман дальнего бора. ...А глухая канонада растет".

В новеллах преобладают зрительные, цветовые образы: "расшитый запад", "червінькова революция", "бузинковий взгляд", "зеленая революция".

Итак, стилевая манера новелл Волнового близка к імпресіоналістичної. Художники этого художественного направления воспроизводили мир в его мгновенной видоизменении. Картины художников-імпресіоналістів поражают легкостью, прозрачностью, нечеткими, размытыми линиями, мазками. В целом колорит их, например, полотен К. Моне, светлый, теплый, солнечный. Так и новелле Хвылевого: его герои овеянные романтическим возвышенным дымкой мечты.

 
Литература

1. Агеева В. Автор и герой в структуре новеллы Николая Хвылевого // Слово и время. - 1993. - № 12.

2. Гроздь непреодолимых певцов. - К., 1997.

3. Мукомела О. Неизвестно: Страницы литературной дискуссии // Слово и время. - 1990. - № 1.

4. Савицкая Л. Лінгвоестетичний анализ новелл М. Хвылевого "Я (Романтика)" // Дивослово. - 1998. - № 11.

5. Волновой М. Сочинения в 2 т. - К., 1990.