И семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Урок 44. ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. АНАТОЛИЙ КОСТЕЦКИЙ. СТРАННАЯ ПРИВЫЧКА
Цель: совершенствовать навыки сознательного чтения стихотворных произведений; учить воспринимать содержание поэзии на слух, подбирать рифму; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ри-ри-ри - что ты видишь вверху?
Рю-рю-рю - вижу ясную зарю.
Ри-ри-ри - еще что видишь вверху?
Ря-ря-ря - небо синее, как море.
Ри-ри-ри - еще что видишь вверху?
Ра-ра-ра - мошкара с комарами.
2. Работа над скороговоркой
Мышонок в норку черную
Притянуло трубу подзорную.
Мы теперь себе из норы
Все увидим дворы.
И угледимо издали -
Где тот проклятый кот гуля.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вспомните героев сказки «Колобок»: медведь, волк, баба, дед... Кого не хватает?
- Отгадайте загадки. Определите, из каких сказок предметы.
• Умеет вышивать, шить,
Может пуговицы пришить,
И без одежды по сей день
Рукодельница-портниха. (Игла)
• Купили кругленькое,
Думали - новенькое,
А оно все в дырках,
Да еще и трясется в руках. (Сито)
• 3 глины родился,
На кружалі вертелся,
На огне пікся,
На базаре побывал,
Людей накормил. (Жбан)
- Расскажите эпизод сказки, связанный с одной из этих вещей.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.
- Прочитайте его название.
- Слово рисует картину. Попробуйте ее увидеть: золотые листья. Слово передает звуки. Прислушайся: ветер листьями шелестит. Слышишь шорох листьев?
Почувствуйте красоту художественного слова, читая стихи украинских поэтов.
1. Вступительная беседа
- Что такое рифма?
- Прочитайте объяснение в учебнике.
- Герой стихотворения Анатолия Костецкого очень любил подбирать рифмы.
2. Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения «Странная привычка» учениками (с. 48-49)
- Какое настроение у этого стихотворения? (Веселый, шутливый)
Физкультминутка
3. Игра «Дождик»
Дети читают стихотворение хором:
• «моросящий дождь» (тихо);
• «дождь пускается сильнее» (громче);
• «ливень» (громко)',
• «дождь ослабевает» (тише)’,
• «дождь прекратился» (чтение прекращается).
4. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения
- Что больше всего любит делать мальчик?
- Кем он мечтает стать?
- Рассмотрите рисунок. Кого на нем изобразил художник?
- Какие рифмы подбирал мальчик?
Как уроки? - (Летят сороки.)
Ты поел? - (Сто коров)
Иди к доске! - (Варенье ложка)
Что учил ты дома? - (Солому)
Ставлю «два!» - (Ква)
5. Игра «Кто что сказал?»
• Ты поел?.. (Мама)
• Как уроки?.. (Папа)
• Иди к доске!.. (Учитель)
6. Работа в группах
Чтение стихотворения за лицами.
7. Игра «Подбери рифму»
- Читайте, добавляйте слова.
Рак рано проснулся,
В ботинки хорошие... (обулся).
И без папы, и без... (мамы)
Прогулялся между корягами.
Серебряная рыбка проплывала,
Она рака не... (узнала).
Рак рассердился, разулся
И домой... (вернулся).
VI. ИТОГ УРОКА
- Какой раздел мы начали изучать?
- С каким произведением познакомились?
- Что очень любил делать герой рассказа?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы (с. 49).