РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ (1895-1964)
НА ВСЕ СМОТРЕЛ СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ
Максим Рыльский родился в 1895 году в Киеве в семье общественного деятеля Тадея Рыльского и крестьянки Мелании Федоровны. В семье всегда царила любовь и согласие, уважение к национальным традициям и человека труда. Максим рос в благодатной культурной среде: Рильские общались с семьями Леси Украинки, композитора Николая Лысенко, драматурга Панаса Саксаганского, собирателя украинских дум и песен Дмитрия Ревуцкого. Малый Максим впитывал в себя дух украинства, в нем зарождалась шаноба к национальной культуре, истории, родного слова.
Максим Рыльский получал образование дома, затем учился в частной гимназии и Киевском университете. Но высокому уровню образованности он обязан прежде всего самообразованию и обучению в течение всей жизни.
Очень рано Максим начал рифмовать первые стихи. Когда юному поэту исполнилось 15 лет, он был уже автором первого поэтического сборника «На белых островах».
Непросто складывалась жизнь художника. На его долю выпали голодные годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Были преследования властей и признание его заслуг на государственном уровне и присвоение звания академика. Было давление и попытки заставить писать в угоду власти. Но при любых жизненных обстоятельствах Максим Тадеевич пытался сохранить верность своим взглядам и убеждениям, поэтому и писал о себе: «На все смотрю своими глазами».
М. Рыльский - художник невероятной работоспособности. При жизни он напечатал 35 книг поэзии, перевел с 13 языков на русский более 25000 строк лирических произведений, подготовил несколько книг, статей, а еще - редактировал несметное количество различных поэтических и этнографических изданий.
1. Когда и где родился Максим Рыльский?
2. Общение с семьями каких украинских деятелей культуры влияло на воспитание М. Рыльского?
3. Какие испытания пришлось пройти Максиму Фадеевичу на жизненном пути?
4. Факт из биографии художника свидетельствует о его большую работоспособность?
ДОЖДЬ БЛАГОДАТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ...)
Благодатный, долгожданный,
Странным сиянием осіянний,
Золотой вечерний гость
Упал бодро, свежо, звонко
На закурені дома
Изголодавшихся пригородов.
Открывай горячие грудь,
Мать земля! Дождь остудит,
Оживит и оплодотворит,-
И пшеницей и ячменем
Буйным зеленым дуновением
Белые деревни развеселит.
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
1. Какой момент жизни природы изображено в стихотворении? Докажи свой ответ, ссылаясь на текст.
2. Стихотворение состоит всего из трех предложений. Названия ключевые слова в каждом предложении.
3. Прочитай первые две строки стихотворения. Названия в них слова, которые придают предложению оттенок торжественности. Почему именно такие слова употребил поэт?
4. Почему дождь в стихотворении названо золотым вечерним гостем? Какую картину жизни эти слова помогают тебе представить?
5. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие слова помогают тебе сделать такой вывод? Дополни словарик настроений еще одним настроением.
6. Названия художественные средства, которые помогают лирическому герою выразить свои переживания и впечатления.
7. Какие средства делают стихотворение музыкальным? Наведи примеры.
8. Какое настроение создал стихотворение «Дождь» у тебя? Совпадает ли твое настроение с настроением лирического героя? Свое мнение объясни.
Елена Кормухина. Я вижу дождь
ОСЕНЬ-ХУДОЖНИК С ПАЛИТРОЙ ПЫШНОЙ...
Осень-художник с палитрой пышной
Тихо в небе кружит,
Все осыпает красотой роскошной.
Там розсипа она росы серебристые,
Там туманы разливает,
Лес одевает в одежды красочные.
Лес обливает цветами странными,
Нежно смеется до ветра,
Играет цілунками с ним переливными.
Краски розовые, злотисті, красные,
Серебряно-голубое воздуха...
Нежные осенние песни тиходзвонні!
Осенний карнавал
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
1. Какой период осени - начало, середину или окончание - изображено в стихотворении? Докажи свое мнение.
2. Какой художественный прием в стихотворении употреблено чаще всего? Почему?
3. Расскажи, как украшает осень все вокруг. Посилайся на текст произведения?
4. Настроение стихотворения? Докажи свое мнение. Дополни словарик настроений еще одним настроением.
5. Чем увлекается лирический герой, созерцая картину осени?
6. Сравни стихи М. Рыльского «Дождь» («Благодатный, довгожданний...») и «Осень-художник с палитрой пышной...». Или одинаковый у них ритм?
8. Как ты думаешь, изменится настроение лирического героя, когда он будет описывать позднюю осень? Почему ты так думаешь?
9. А какова твоя осень? Опиши свои впечатления, настроения от прихода осени.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К СЛОВАМ
Палитра прямоугольная или овальная пластина, предназначена для смешивания масляных красок.
Одежды - одежда, наряд.
ЛЮБИ ПРИРОДУ НЕ КАК СИМВОЛ...
Люби природу не как символ
Души своей,
Люби природу не для себя,
Люби для нее.
Она - не только тема стихотворения
Или картины,-
В ней есть высоты незміримі
И святые глубины.
У нее есть душа мощнейшая,
Порыв есть в ней,
Чем больше над все порывы
Души твоей.
Она - это мать.
Будь же сыном,
А не эстетом,
И станешь ты не папіряним,-
Живым поэтом!
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
К кому обращено речь в этом стихотворении? Свое мнение подтверди текстом.
2. Обрати внимание на особенности построения стихотворения. Какую роль играют в нем чередование длинных и коротких строк?
3. Какая мысль объединяет вторую и третью строфы?
Объясни, как ты понимаешь строки: В ней есть высоты незміримі и святые глубины.
5. Настроение стихотворения? Докажи свое мнение, ссылаясь на текст. Дополни словарик настроений еще одним настроением.
будь внимательным к слову
Эстет - ценитель искусств.
Папіряний - здесь: тот, что есть на бумаге.
Выучи наизусть одно из стихотворений М. Рыльского (на выбор).
ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ
Рассмотри репродукции картин Леонида Афремова. Иллюстрациями к которым стихов М. Рыльского они могут быть? Докажи свое мнение.
ТВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Посети ботанический сад, парк в твоем городе или понаблюдай за цветущими растениями на приусадебном участке. Какие чувства и настроения они у тебя вызывают? Кто ты: оптимист или пессимист?
Занотуй свои настроения на отдельном листе и подбери стихи украинских поэтов о весне, которые соответствуют твоим записям. Прочитай подборку произведений на уроке или на перемене своим одноклассникам. Обменяйтесь впечатлениями о любимых поэзии.