Статья
ЛИНА КОСТЕНКО
Темы, мотивы и проблемы поэтического творчества Лины Костенко
Творчество Лины Костенко - пример благородного служения поэзии. И упрек тем, кто свою искру божью последовательно глушил пустословием конъюнктуры.
В. Базилевский
Поэтесса Лина Костенко - наша современница, как художник она «вписана» в свое время. ее творчество стало небудничным явлением современной украинской поэзии, явлением, которое на наших глазах заметно влияет на все ее дальнейшее развитие. Вобрав в себя национальные идеалы и лучшие черты живого народного языка, идейной значимости, образной совершенством она преподносит украинскую литературу на уровень лучших образцов европейского художественного творчества. Национальные проблемы, которые достигли в поэзии Лины Костенко наивысшей степени обобщения, проникают в сознание читателя, вызывая активное сопереживание.
Особенности индивидуального поэтического стиля: философичность, историзм мышления, изысканная традиционность, высокая культура поэтического высказывания, интеллектуальность, «заряд актуальной публицистичности».
Творчество Лины Костенко не розмежуєш на интимную и общественную: настолько тесно переплелись личное и общественное, настолько они органично вживлены в художественное полотно и до определенной степени даже питаются друг другом.
Бескомпромиссность-вот пароль ее поэзии. Во времена, когда Идеологический контроль над словом и мыслью человека после короткой хрущевской «оттепели» вновь стал тотальным, от Лины Костенко требовалось быть такой, как все.
В поэзии слышится бунт против стандартизации, упрощения, примитивизации человека. Неповторимость - вот второе с ключовихпонять, смысловых знаков свободолюбивой музы Лины Костенко.
От литературы «социалистического реализма» требовался тотальный мажор - в лирике же Лины Костенко нередко переломлювалися драматические коллизии бытия. И это, в общем, фундаментальная особенность ее таланта-трагичный характер мироощущения. В своих стихах она действительно говорит «от имени боли» (А. Макаров).
В поэзии Лины Костенко есть свои лейтмотивы, то есть сквозные темы, образы.
Уже в первых сборниках поэтессы болезненно зазвучал мотив детства, убитого войной. Потрясение, пережитое поколением ее ровесников в годы фашистского нашествия, долго мучила память, відлупившись в ряде поэтических произведений.
Нелегкая творческая судьба Лины Костенко обусловила появление в ее поэзии мотива нравственного стоицизма художника, который стал состязаться с «миром». Недаром среди ее спутников и собеседников видим Сковороду, Шевченко, Пушкина, - тех, кого мир ловил, но не поймал...
Больше гармонии и душевного согласия-в тех стихах Лины Костенко, где доминирует мотив единения человека с природой.
Тема отдыха души среди идиллической природы, частью которой является и сам человек, перерастает, следовательно, в мотив апокалипсиса, пропадающие жизни, вызванного человеческой неразумию.
Наверное, неожиданностью для давних читателей Лины Костенко было появление в его лирике последних лет мотива прощание с крестьянской Атлантидой, «последней в мире сказкой».
Эмоциональным богатством отмечается и интимная лирика Лины Костенко, пронизана мотивом любви как прекрасного Jстихії нежности и озарения души., В книге «Избранное» она составляет раздел «Бессмертным движением скрипача".
Люблю до онемения,
до стона, до слез...
Это очень характерные для интимной лирики Лины Костенко строки из стихотворения «Недумано, негадано». Еще и тем характерны, что в них-бунт против эрзац-чувств, напівлюбові, лукавства и расчета.
Стихотворение «Пастораль XX века» построен на антитезе заголовка произведения и его содержания. Перед нами разворачивается болезненное, трагическое эхо войны, которая не обошла ни одной украинской семьи. В поэзии речь идет о сельских пастушков Павла, Александра, Степана, которым, казалось бы, расти, мужать надо, но эту привычную, естественную схему жизни ломает эхо войны - оставленная в поле граната. Поэтесса рисует ужасный эпизод, начиная с кульминации: убитых детей несут с поля.
Трагизм описанной события усиливается ярким лирическим началом стихотворения. Поэтесса сама остро переживает непоправимость потери. В ее словах - волнение, отчаяние, боль.
Отчаяние и горе матерей поэтесса передает через память о Ариадну. «Нитью Ариадны» называют спасительное средство выхода из очень трудного положения. Лина Костенко трансформирует миф, с безнадежностью, отчаянием говорит:
И никакая в жизни Ариадна
уже не выведет из горя тех
матерей.
Поэтесса проводит мысль о вечный круговорот жизни, развитие:
А одна разродилась, и стала
шестой - мать.
В стихотворении «Пастораль XX века» Л. Костенко сумела сказать о невыразимом. И в этом величие его произведения.
В стихотворении «Здесь обелисков целая рота...» выражена мысль о преступности и неестественность войны.
Особый настрой поэзии создает общность, одинаковость, однозначность чувств, которыми охвачена лирическая героиня и ее современники. В стихотворении звучат и жгучие воспоминания о пережитом, и боль, вызванная созерцанием могильных плит военного кладбища.
Автор достигает большой силы художественной экспрессивности, используя анафору, чтобы передать отчаяние возможности что-то изменить.
Употребляя неозначені местоимения, Л. Костенко объединяет чувство и тех, кто погиб, и тех, кто остался жив. Поэтесса говорит о безграничном долг живых перед мертвыми, о жизни, о смерти и бессмертии. Это подчеркивает и метафора «обелисков целая рота».
В стихотворении «Жизнь идет и все без корректур» Лина Костенко напоминает о том, что сделанного не перепишешь жизнь не имеет черновиков, над всем властвует время.
Поэтесса прибегает к средства персонификации, чтобы передать стремительный лет времени, мгновенность человеческой жизни во времени. В поэзии прошедшее время очерченный двумя образами: библейского потопа как наказания человечества за грехи и маркизы Помпадур - фаворитки французского короля Людовика XV, которая имела на него большое влияние и определяла, по сути, политику государства.
В смысле Лины Костенко, смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы «сделать что-то, оставить по себе».
Автор также тревожится за будущее - как сохранить природу, как достучаться до сердца человека, пробудить ее ответственность за все сущее на земле.
Звучит в стихотворении и мотив ответственности творца за слово, за каждый написанный строка, за творчество. Для лирической героини самое главное - оберегать свою душу от грехов, не приумножать уже сделанного когда-то зла:
Человеку бойся душу ошукать,
потому что в этом ошибешься -
то уже навеки.
В стихотворении «Уже началось, пожалуй, будущее» Лина Костенко рассматривает человека в контексте времени. Это улыбка Джоконды, которая олицетворяет и доброту, и силу воздействия на человека; это и Рафаелівська Мадонна как символ бескорыстной материнской любви и всепрощения.
Поэтесса выхватывает из истории настоящие художественные шедевры, понимает их важное значение для человечества и человека в частности. Кровавые события, жестокие схватки, кровопролитные события вспоминает как незначительные факты с учетом их влияние на становление настоящего человека.
Автор искренне «подсказывает» современникам основной жизненный постулат:
Пусть хрупкие пальцы этики
Тронут вам сердце и уста.
Лирическая героиня Лины Костенко ищет идеал любимого, терпит поражения на этом пути, сознает, что счастье и любовь не всегда рядом, но наперекор судьбе любит и расценивает это как самый большой ее подарок, который несет теплый смех и бентежність в восприятии мира. Этой теме посвящено стихотворение «Светлый сонет». Свет - это утро жизни, юность, это пробуждение первой любви. Однако для молодой героини первая любовь оказалось непростым, без взаимности.
Безответная любовь сопровождают счастье и печаль одновременно. Лирическая же героиня по-другому, с высоты жизненного опыта оценивает безответная любовь - она уверена, что душа девочки стала богаче. Впереди у нее настоящие испытания, тревоги, разочарования, но это неизвестные девушке, которая переживает первую в жизни поражение.
Тональность и настроение стиха «Расскажу тебе мысль тайную» определяются воспоминаниями о прошлой любви. Лина Костенко говорит о непостижимую тайну любви, которую можно постичь лишь интуицией, чувствами.
Стихотворение построено в форме искреннего монолога-откровения лирической героини. Она будто перелистывает еще одну страницу своей жизни и видит, что ее душа сохранила среди обыденности самые высокие чувства.
В глибокоінтимній поэзии «Моя любовь! Я перед тобой» автор обращается к нежнейшего чувства, но одновременно произносит грозное предостережение:
Бери меня в свои блаженные сны.
Только не сделай послушной рабой,
Не обмани и крыльев не обітни!
Для писателя нет ничего страшнее, чем попасть в рабство чувств. Подсознательное лирическая героиня чувствует, что это станет духовным предательством всех тех, кто жил до нее и лелеял надежды на ее бытия на этой земле:
Не дай мне запутаться в
мелочах,
Не розміняй на спотички дорог,
Ибо кости перевернутся
в гробницах
Горьких и гордых прадедов моих. Для писательницы характерен сквозной мотив иронии судьбы, парадоксального связи времен. Прошлое интересует поэтессу зачастую своими параллелями с сегодняшним днем (цикл «Душа тысячелетий ищет себя в слове»).
Сосредоточение внимания на историческом аспекте сознания человека не случайно, ведь поэтесса считает и последовательно воплощает в своих лирических произведениях мысль о том, что полноценная жизнедеятельность человека возможна только при условии невідривності ее от своего народа и его судьбы, на основе традиций и духовных достижений нации:
Художнику не надо наград,
его судьба наградила.
Когда у человека есть народ,
тогда она уже человек.
«Не надо думать ничтожно». История как источник и одновременно средство художественного осмысления действительности актуализируется во многих произведениях поэтессы: «Скіфськаодіссея», «Дума о трех братьях неазовских», « Маруся Чурай », «Берестечко»...
Как отмечает Г. Клочек, «Лина Костенко - Поэт в полном, настоящем смысле этого слова. А это значит, что у нее обостренное понимание Красоты... На принципах Красоты строится и этическая позиция Лины Костенко».
Использованная литература
1. Костенко Лина. Избранное.- К., 1989.
2. Бажан М. Поэма о любви и бессмертии // Литературная Украина.- 1980.- 4 марта. А,
3. Брюховецкий, Лина Костенко.- К., 1990.
4. Макаров А. История - сестра поэзии // Укр. язык и лит. в школе.- 1980.- № 10.
5. Панченко В. Нетанучі скульптуры Лины Костенко // Отечество.-1988.- №8.
|
|