СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Философские размышления Григория Сковороды о человеческом счастье
(И вариант)
Благословенны вы, следы, Не смытые вечности дождями, Путешественника Сковороды С припорошілими торбами. Что до целебной воды Направляется, забросив храмы. М. Рыльский
Древнегреческий философ Диоген искал днем с фонарем человека, жил в бочке и питался простой пищей. Не похож был на него и наш странствующий философ Г. С Сковорода? В простой свитке, с котомкой книг за плечами, часто босой и голодный, более тридцати лет странствовал он по селам Украины и за ее пределами - позорил жестокое господа и царизм, обучал людей грамоте, учил их любить красоту и быть счастливыми.
Им написано 17 философских трактатов, 30 стихов-песен, больше чем два десятка басен. Все эти произведения объединяет мысль: цель человеческой жизни - счастье, но разные люди выбирают разные пути к нему.
И у Сковороды был свой путь. В основе счастья, по его мнению, лежат душевность, сердечность, простота, скромность, но не униженность. «Ищем счастье по странам, веках, а оно везде и всегда с нами; - писал он, - как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самих. Нет его нигде от того, что оно везде. Оно похоже до солнечного сияния - приоткрой лишь вход удушу свою».
Суть в бескорыстия, утверждает Сковорода, в служении правде, людям, в борьбе с такими страстями как себялюбие, жадность, тщеславие.
Пусть утех мозг рвется, Кто высоко в гору дуется...
Этот свой тезис он доказывал на практике, отказываясь от высоких, хорошо оплачиваемых должностей и выбирая «не пасторский жезл, а пастушью свирель».
Чтобы быть счастливым, человек должен жить в согласии с природой, с людьми, иметь чистую совесть, потому что «худшая мука - совесть, если совесть чиста, и в сердце мир и покой», чувствовать независимость, но не одиночество, потому что «одинокий - это дикий зверь или Бог», а ни тем, ни другим человек не должен быть.
Этому он учит других. Мир - театр, каждый должен выбирать роль не по ее значимости, а в соответствии с собственными способностями. Ведь все прекрасное, что на своем месте, естественное, чистое и неподдельное. Поэтому «лучше быть настоящим котом, чем с ослиной душой львом». Еще он говорил, что счастье-в «сродній труда», то есть если человек делает что-то по призванию, работа для нее удовольствием.
Но прийти к такому счастью можно только путем самопознания, глубокого изучения своих способностей, возможностей и стремлений - в соответствии с этим и следует строить свою жизнь. Тогда не нужно будет ничего лишнего, и можно будет довольствоваться самым необходимым, «есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Хрестоматийными стали его слова: «Слава Богу, что нужное сделал нетрудним, а трудное ненужным».
И все же в этой позиции нет ничего от унижения. «Кто жаждет истины, поэтому не подобает ползать!» - говорит Сковорода.
Ему лучше всего думалось на природе, под открытым небом, он не покидает всю жизнь выбранный путь странствующего философа, не отказывается от вечных поисков истины. В самом этом искании, в постоянном накоплении знаний, в стремлении к мудрости он тоже видит счастье. Но не тогда, когда знания мертвы и превратились в какую-то догму.
Так понимала счастье это гениальный человек. Но был Сковорода счастливым? Время - нет, потому что народ, среди которого он жил и которым он гордился, страдал. Болезненно воспринимал философ разрушения Сечи, закрепощение людей, и, глядя на них, мечтал о великое братство равных, царство счастья, любви, мира. Из этих мечтаний складывается определенная политическая программа: «Все общее! Законы гуманные, мудрые, супротивные тем, что процветают из тирании... Большое братство, союз співдружностей людей, объединенных по призванию и по устремлениями, - вот что такое республика, которая придет на смену царству тьмы!»
Так, счастье Сковорода искал именно на земле, в самосовершенствовании и социальных преобразованиях, а не в ожидании рая - он не верил в потусторонний мир. С религией у него были сложные «отношения». Сковорода верил в Бога, даже ночью вставал молиться, но ненавидел церковнослужителей, которые «большую веру притесняемых превратили в щит своей жадности и тщеславия, на бич народа и свободы». В этом взгляды Сковороды были близкими к шевченковским, хотя жизнь его больше напоминало жизнь монаха, только не сытого церковного, из тех что объедались в трапезных и были «столпами неотесанными» - скорее, самотніка первых лет существования христианства.
Не поймал мир вечного странника сетями ни славы, ни достатка и богатства. Сковорода остался сам собой. Таким его любили и уважали современники. В Бабаях у источника собирались люди, чтобы послушать его мудрые советы, его прекрасную игру на флейте; как родного принимали его в каждом доме. Представители передовой интеллигенции наперебой приглашали его в гости. Это он убедил слободский дворянство, что счастье - в науке и искусстве, в поисках истины, и на их пожертвования через 11 лет после его смерти было открыто ее Харькове первый на Украине университет. Не удивительно, что о Сковороду слагали легенды.
Поэтому Украина может с полным правом гордиться своим замечательным сыном.
|
|