Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ЕВГЕНИЙ ГУЦАЛО (1937 - 1995)

 

ЛОСЬ

 

Он проснулся и нащулив уши: в сыром струи ветра доносился сухой, резковатый звук. Звук летел снизу, от реки. Лось поднялся, теперь его фигура четко вырисовывалась в удосвітніх сумерках. Это был крупный зверь с широкой грудью, которые легко здималися ед дыхания. Его рога напоминали осенний низкорослый куст, с которого обнесло листья.

Лось знал, что то трещит старая ветка на дубе, засохла, костлявого; ей давно уже бы надо упасть, а она не падала, со странным упрямством держась за ствол. Он то знал, однако это не успокаивало, и тревога в крови, сначала слабая и почти невловна, все сгущалась, и от того шкура на груди дрогнула раз, а потом еще. Струя ветра доносил запах речной льда, в нем жил дух примерзшего болота, доносилось шуршание увядающих стебельков, которые пускались в карьер по впалому листьям, но над всем этим льющимся изможденные, похоже на вздох поскрипывание ветки.

Лось был старый самец, уже привык к заповеднику, в который попал из тайги, привык к людям и к тому, что его подкармливают. Но то неочень треск пробудило в нем неясный страх, который напомнил о жизни в тайге, об опасности, там его подстерегала, и лось сдвинулся с лежбища, а потом и побежал. Чем дальше бежал, тем больше сповнювавсь страхом, и хотя ничего уже не слышал, кроме приглушенного поцокування своих копыт о землю, еще долго не останавливался. Кусты и деревья встряхивали на него синеватый иней, ноздри выпускали в воздух две тонкие стежки пары. Лось преминул ельник, потом байрак, и когда оказался среди призрачно-вялого света, который излучали стволы берез, то остановился и, задрав голову, пытался уловить тот шум, который гас за ним. Вгамувавшись, лизнул языком прикрашенная снегом землю, а потом неспешно направился к лужайки, на которой любил чаще всего бывать.

Поляна эта, клеванная струхлявілими пеньками, викружилася край осичняка, немного на згірку. Ранней весной она первая наряжалась цветами, и быстро здесь виганялась такая высокая трава, что в ней, прилегший, лось мог спрятаться до половины. Теперь поляна пустынная, как и все вокруг; лось застыл неподвижно, уставившись круглыми глазами в стену леса впереди себя, - как раз туда, откуда всегда восходит солнце. Понемногу лось успокаивался. Так стоял, а вокруг, розвидняючись, світліло, отчетливее рисовались осины, воздух между ними более углублялось и прозорішало, и тишина с настороженной и слепой становилась спокойная и осмысленная, в нем уже не слышалось того страха, что до недавнего времени. Лось надеялся увидеть восход солнца, и когда под его лучами забронзовели верхушки, когда ветви скупалося в его усміхові, то лось словно даже полегчал, еще больше постройнел, и 8 глазах появился золотистый всплеск, который предоставил им вы раз извечного понимание жизни природы и ее тайн. Еще немного постояв, увидел бело-розовый диск, который всплывал на пустыне зимнего чистого неба, - и гойднув раскидистыми рогами, - так, словно приветствовал его.

 

Далеко еще весна?

Однако, когда шел к реке, вдруг снова послышалось жалобное поскрипывание ветки, и лось, который уже успел забыть о нем, снова заволновался, снова насторожился, а в ногах проснулось желание бежать и бежать. Но переборол себя и вниз спускался медленно, разве что чаще и сторожкіше оглядывался вокруг.

Ветер, как и первое, дул с залужья, он был пропитан холодом и запахом сена, что в стіжках стояло на правом берегу. Тропинка едва протоптана - по ней начали ходить не так давно, - и лось принюхивался, не прошел по ней волк или лис, или человек. Но потом только вчерашние следы вороны и еще в стороне - ямки от заячьих ног.

Спустился на берег. На той стороне, ген под горизонтом, примостилась деревня, а над ним посотались вверх серыми ивняком дымы из труб. На дальний холм тянутся санки однокінь, вот вихопились на макушку - и всплыли по ту сторону...

Когда лось ступил на лед, то под ним приглушенно шарахнуло, а дальше, когда шел к проруби, чтобы напиться воды, только испуганно поохкувало. Края полыньи рассыпчато искрились, а вода, затянутая тремткими осколками льда, была похожа на застывшее голубое пены. Вгадувалась причаєна глубина реки, ее течение, не унимается и под льдом. Лось опустил голову, принюхиваясь к проруби, дальше, с вытянутой шеей, шагнул еще немного, вот-вот имея коснуться губами к осклілого голубого пена, ноздри задрожали в предвкушении холодной воды,- и в этот момент река под ним затрещала. Он всеми четырьмя ногами попытался одштовхнутись, но копыта были уже в воде, и лось вжахано почувствовал, что все глубже погружается в ледяную кашу. Не раз конвульсивно вздрогнул телом, вкладывая всю силу и все отчаяние в то движение, но провалился еще глубже, и теперь ледяные осколки бились об его спину. На мгновение притих, готовясь к новому рывку, и когда передние ноги взлетели на лед, то казалось, он уже выскочит и спасется, но лед снова треснул под тяжестью большого тела, и лось еще раз оказался по шею в воде. Ревнув, зовя на помощь, и его глаза все гуще отекали кров'янистим грустью, аж горели красным отчаянием. Еще раз попытался вырваться, но удалось одной ногой,вторая ударилась об лед и стала почти непослушная. Вода в проруби закров'янилась, и красное сразу же стекало по течению, исчезая под льдом.

Валерий Ізумрудов. Март

 

Лось чувствовал, что так ему не вырваться. Похожее чувство уже приходило к нему именно тогда, когда осенью, в черном бору, что стонал от ветра, его начала преследовать волчья стая. Волки вот-вот должны были уцепиться за него, он улавливал дыхание смерти и бежал только потому, что не мог остановиться. Тогда его спасли охотники, они как раз наехали из города и, ничего не вполювавши, сели ужинать. Услышали погоню, посхоплювались и, пропустив мимо себя загнанного лося, сняли беспорядочную стрельбу по волчьей стаи... Речная течение было на вид не такая страшная, как волки, мчалась не так быстро, не обпалювала его своим смертельным дыханием, но течение было такая же неумолимая, и чем разбивал большую прорубь, тем быстрее она могла затянуть под лед. Лось, понимая это, старался вести себя осмотрительно, но нога болела, тело слабло, и силы постепенно покидали его. Собирался до своего решающего броска и, когда снова не повезло, лось на волну успокоился, потому что знал, что это не последняя его попытка, что попытает непрерывно, пока будет дышать.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. В какое время года происходит событие в рассказе? Названия два слова из текста, которые подтверждают твое мнение.

2. Прочитай описание лося.

3. Почему рассказ начинается с эпизода о тревоге лося? Это случайно ли автор дает ощущению тревоги какое-то особое значение?

4. Назови слова, которые передают тревогу лося. Одна художественная деталь повторяется несколько раз, усиливая предчувствие беды?

5. Перечитай внимательно третий абзац. Обрати внимание на используемые цвета и оттенки. Какое настроение создают они в начале произведения?

6. Что ты узнал об отношениях лося с людьми? Приведи два примера помощи человека животному.

7. Какой самый напряженный эпизод этой части рассказа? Перескажи его подробно.

8. Что ты чувствовал/чувствовала, читая эту часть рассказа?

9 Что могло происходить в рассказе дальше? Предскажи события. Прочитай продолжение произведения и проверь точность своих предположений.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

1. Подбери к выделенным в первом примере слова синонимы из следующих предложений. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

Лось... неспешно направился к поляны (Есть. Гуцало).

Вася... медленно поворачивает голову к слушателям (В. Винниченко).

Тихо плинула Воронеж-река (А. Довженко).

Сила прибывала вяло (И. Багряный).

Тише едешь, а дальше уедешь (Пословица).

Он неторопливо снимает ружье, ставит к стене (М. Олейник).

Притихнуть - синонимы: умолкать, утихать, стишуватися, нишкнути, неметь, останавливаться, прерываться.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Нащулити уши - внимательно прислушиваться к чему-то.

Подстерегать - тайно выслеживая, ждать появления кого -, чего-либо; следить, караулить.

Сторожкіше - внимательнее, внимательнее.

Слово маковка имеет следующие лексические значения: верхняя, самая высокая часть чего-либо, вершина, верхушка; выпуклый крыша, купол, баня;

верхняя часть головы от лба до затылка, темени.

Какое лексическое значение имеет слово маковка в предложении На дальний холм тянутся санки однокінь, вот вихопились на макушку - и всплыли по ту сторону... (Есть. Гуцало)?

Два мальчишки вышли из леса на берег и остановились. Приехали по хворост, и их смирная конячина осталась на опушке, а они решили посмотреть на реку, трещит на ней лед скоро тронется. Оба плечистые, оба с широкими, мягкими лицами, и похожи друг на друга так, как маленький гриб-подберезовик похож на своего большего соседа. Они охватили зрением реку, и их лица еще больше смягчились от окружающего пространства, от той убегающей дали, которая достигала аж за потойбережні бугры. Не сразу и заметили прорубь, потому что была почти незаметна, если бы лось снова не попытался выскочить на лед.

- Собака купается,- сказал младший брат. Старший, видимо, и не посмотрел бы в ту сторону. Но сразу же подумал: какой это собака могла залезть в прорубь, чтобы купаться?

- Где? А-а...- Пристально прищурился, и его зоркие глаза заметили ветвистые рога. - То лось...

Еще не успели догадаться, что там могло случиться, а потому некоторое время стояли на месте и обдумывали, как лось мог попасть в воду. И когда он заметался, а потом надолго притих, подберезовики поняли, что с ним произошло. Старший мелькнул к саней по топор, а младший медленно пошел вперед, боясь сам подойти к лосю первое, чем поспеет брат.

Лось уже совсем выдохся и равнодушно наблюдал, как приближаются дети. Все ниже оседал в воду, и рога похилитувались над ледяным месивом, как необычный кустик. Под этим кустиком красный отчаяние немного угомонился, но был теперь такой безграничный, что глаза для него были маловаты, и то отчаяние струй из них увсібіч. Сначала дети не знали, как к лосю подойти, чтобы и самим не провалиться. Но старший брат был рассудительный и отважный, и топор в его руках не начал дремать. Взялся рубить лед, прокладывая ход к берегу, а младший тупцяв возле него и, не зная, чем помочь, только вздыхал и нетерпеливо бил себя ладонями по бедрам и по бокам. Лось не боялся людей. Он следил за их работой, и по его телу иногда пробегала дрожь, будто ему было очень морозко или же снова хотел попробовать выскочить, но силы покинули его. Видимо, поначалу ничего не понимал в той работе, и когда канал еще больше приблизился к берегу, его глаза засветились тямою, и теперь вел себя смирно, уже не бросался, а только ждал.

Заскучавши сама, из леса вышла их гнедая конячина, таща сани, и медленно потюпала к реке. Она остановилась поодаль и, помахивая хвостом, наблюдала. Потом еще прошла немного вперед. Меньший подберезовик помахал кулаком и крикнул:

- Ты тоже хочешь провалиться?!

Оба братья и не думали о том, что весенний лед - вероломная, не обратит внимание и на то, что они спасители.

Старший еще рубил, когда лось почувствовал под собой мелкое и, упрямо качнув головой, выскочил передними ногами на лед, а потом уже и задними. Аж зашатался и, розкарячившись, вот-вот, казалось, упадет. Оба подберезовики смотрели на него с недоверием - ого, какой большой, и теперь, когда он вылез, ни одному из них не верилось, что такое мог утопиться. Они беспомощно улыбались, им хотелось подойти к нему ближе, но дети не осмеливались.

Лось обтрушував с себя воду и осколки льда. Вздохнул полной грудью, фыркнул и посмотрел на детей. Его глаза все еще были красные от недавнего отчаяния. А потом лось ушел. Карячкувато ставя ноги, словно все еще опасаясь льда, прихрамывая, вышел на берег, еще раз оглянулся на реку, увлекая своим зрением и залужье в серебристом дымке, и детей, которые все еще зачарованно смотрели на него, не веря, что помогли спастись этому большому зверю, и легонько поплелся к лесу. Гнедая конячина с непониманием смотрела ему вслед и стригла ушами.

Когда прозвучал выстрел, то лось некоторое время еще бежал вперед, а потом споткнулся, будто наткнулся на корягу. Дети сначала и внимания не обратили на выстрел, но когда лось упал на снег, они поняли, по кому стреляли. Оглядывались, пытаясь увидеть охотника, однако не заметили и, набрав в грудь горького воздуха, чимдуху погнали туда, где лежал лось. Оба думали, что не успеют они добежать, как лось встанет, снова неспешно почвалає до леса, что не было никакого выстрела,- однако лось не вставал. Лежал на боку, откинув ноги, и теперь казался еще большим. Просто не верилось, что такого зверя можно свалить выстрелом, как перед этим не верилось, что может утонуть. На шкуре еще блестела речная вода, прилипший к шерсти снег, а здуховина, не розгарячіла от бега, провалилась и даже не дымился. Голова лежала так, будто он прислушивается к земле, далеко еще весна, скоро придет, а рога росли при самом снегу, будто странный кустик.

Они и не заметили, как подошел к ним родной дядя Шпичак. Кругленький, как підпалок, с підпалкуватим, хорошо выпеченным лицом, в растоптанных, с длинными голенищами, сапогах, в которых тонул чуть ли не по пояс, дядя остановился рядом с детьми. Видимо, также был удивлен, что этот могучий зверь лежит на земле. Дядя держал в руке ружье, но с таким видом, будто собирался от кого-то защищаться. На губах у него запеклась белая смага,- видимо, от какого-то внезапного, мимолетного переживания.

- Га? - отозвался дядя. - Ну как?..

Радость на его лице соревновалась с настороженностью, и оно бралось то темными, то светлыми вспышками.

Дети ничего не сказали - они никак не могли оторвать глаз от лося, который ни разу и не пошевелился, хотя они и ждали.

- У-ух,- выдохнул Шпичак, обошел вокруг убитого зверя и носаком ткнул между рога.

Но дети все еще не верили, что лось мертв, а потому внимательно присматривались, чтобы не упустить того момента, когда шевельнется, чтобы встать на ноги.

- Это из заповедника,- наконец отозвался младший подберезовик.

- Заповедник далеко отсюда,- ответил дядя. - Сюда из заповедника лоси не бегают.

- Это из заповедника,- снова повторил меньше. Дядя начал гневаться:

- А вам какое дело?

- Мы его из воды спасли,- сказал старший брат и ненавистным взглядом впился в підпалкувате лицо.

- О-О, он все равно был бы утонул!.. И уже утонул был, так? Скажете, что утонул, а повезло вытащить неживого.

- Мы его спасли,- снова повторил старший брат, и лицо покраснело так, словно из него вот-вот должна была брызнуть кровь.

- Ну-ка замолчите мне,- еще сильнее разгневался дядя,- потому что достанется вам от меня и от отца вашего! Будете умны, то сможете и себе мяса, не скривджу.

Меньший подберезовик отвернулся, скрывая слезы. Старший брат взял его за руку и, не говоря больше ни слова, повел к саням.

- И рога вам отдам,- крикнул вслед дядя. Они не обернулись, только наддали ходы.

- Рога отдам! - еще крикнул дядя.

Когда братья ударили по гнідій своей конячині, то дяди как будто что-то тіпнуло. Сначала медленно ступил один шаг, второй,а потом и побежал навздогінці.

- Рога отдам! - кричал, захлебываясь, будто они не слышали.

Шпичак давно выслеживал того лося,- он заметил его одновременно с детьми и, присев в выемки, только посмеивался, когда принялись вызволять его из полыньи. Не верил, что им удастся, он думал, что лось таки обессилит и его раньше или позже затянет под лед. Но лось оказался сильный и жизнелюбивый, а дети - упрямы и упорны... Теперь надо думать о том, чтобы как-то его спрятать, замівши следы, потому что дети таки отправились в заповедник, чтобы заявить охране,- в этом не сомневался. Но куда ты его денешь? Не затащишь обратно до реки и не утопишь снова в проруби - далеко, не двинешь. Но если бы мог затянуть и утопить - ни волны не колебался бы. Теперь смотрел на зверя и хотел верить, что лось оживет. Так, как еще недавно детям, ему очень хотелось, чтобы лось поднял голову, встал на стройные крепкие ноги и неспешно побежал к лесу, как еще недавно бежал, пока дорогу ему не пересекла шар.

Однако лось и не шелохнулся. Припал к земле, всем большим телом прислушиваясь, далеко еще весна, а рога торчали над снегом диким развесистым кустиком, который также, видимо, ждал весну, чтобы зазеленеть, хотя это ему уже не суждено ни теперь, ни в будущем.

Налетел ветерок, запорошив белым пылью, гойднув сухим быльем, но рога и не всколыхнулись.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Событие в рассказе происходит зимой. Какой именно период изображен - начало, середину или окончание зимы? Подтверди ответ строчками из произведения.

2 Почему лось не очень испугался появления мальчиков?

3. Прочитай отрывок из текста: Все ниже оседал в воду, и рога похилитувались над ледяным месивом, как необычный кустик. Под этим кустиком красный отчаяние немного угомонился, но был теперь такой безграничный, что глаза для него были маловаты, и то отчаяние струй из них увсібіч.

Опиши состояние лося в тот момент. Что ты чувствуешь, читая эти строки?

4. Начерти в тетради таблицу. Выпиши из текста детали портрета мальчиков и Шпилю.

5 Как портретные характеристики помогают тебе лучше понять характеры персонажей и их поступки?

6. Почему погиб лось? Перескажи подробно этот эпизод из произведения.

7. Какую художественную деталь в описании лося автор повторяет несколько раз на протяжении всего произведения? Что он хочет этой деталью подчеркнуть?

Как вели себя мальчики с дядей после гибели лося? О чем свидетельствует такое их поведение?

Сформулируй главную мысль рассказа.

Докажи, что «Лось» Есть. Гуцало - рассказы.

Понравилось ли тебе рассказ? Что тебя в нем поразило?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Подбери к выделенным в первом примере слова синонимы из следующих предложений. Какие еще синонимы этого слова ты знаешь? Проверь ответ за Словариком синонимов.

Его глаза засветились тямою (Есть. Гуцало).

Всего же за ум они уважают старого (О. Гончар). Успокойтесь: я при здравом уме и твердой памяти (А Головко).

Ну, скажи, есть вот у тебя толк - лить холодную воду по шею? (С. Васильченко).

Устойчивое выражение уставиться взглядом означает пристально, не отрываясь, смотреть на кого-то. А еще говорят сбрасывать/сбросить глазом (глазами, взором, зрением).

Запомни:числительные два, три, четыре требуют после себя существительного в именительном падеже множественного числа. Например, Два мальчишки вышли из леса на берег и остановились.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Хворост - сухие ветки, сучья деревьев или кустов.

Гнедая конячина - темно-коричневая, масть лошади.

Стригла ушами - шевелила ушами.

Барахтаться - делать резкие, судорожные движения всем телом.

Підпалок - лепешка из кислого теста, испеченный на сковороде, лепешка.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составь план рассказа.

Перескажи рассказ дважды: сначала кратко, потом подробно.

Какие важные вопросы исследует автор в рассказе «Лось»?

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Представь себя писателем. Напиши продолжение этого рассказа от имени мальчиков.

Напиши небольшой драматический произведение по содержанию рассказа Есть. Гуцало. Помни, что в драматическом произведении события изображены через диалоги действующих лиц.

 

ЗВЕЗДА

С коромыслом по воду серебряные звезды в руки,

вплоть до моря звезда ходить. льется чистое серебро из ведер

Когда звезда идет по воду - на леса и луга,

весело смеется, Льется чистое серебро из ведер

когда звезда уходит с водой - на маки и калину,

серебро из ведер ллється. на украшенную цветами в месяц

Серебряная звезда уходит с водой, серебряную Украину.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какую картину изображено в стихотворении? Доведи свою мысль примерами.

2. Какое настроение вызвал у тебя стихотворение? Объясни свое мнение.

3. Приносит удовольствие описанная картина лирическому герою? По каким словам ты делаешь такой вывод?

4. Настроение стихотворения? Почему ты так думаешь? Запиши название настроения до словничка в рабочей тетради.

5. Обрати внимание, что некоторые согласные в стихотворении повторяются очень часто. Прочитай отрывок из стихотворения, где часто повторяется тот же согласный. Как такое повторение помогло тебе ярче представить картину?

6. Какие еще средства делают стихотворение музыкальным? Наведи примеры.

7. Символ Украины упомянуто в стихотворении? В каких произведениях ты встречал/встречала его раньше?

8. Выпиши художественные средства, использованные в стихотворении.

9. Докажи, что стихотворение «Звезда» - лирическое произведение.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Запомни украинским правильно сказать идти по воду, поехать по хлеб, пойти по грибы и ягоды.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Коромысло - согнута дугой деревянная палка, на конце которой вешали ведра, чтобы носить воду.

ВОЛШЕБНИКИ

Ночь - великая волшебница! Не увидишь ветра в поле,

Зчарувала зверя, птицу, ни тополь на раздолье,

зчарувала всех людей - ни бабочки, ни пчелку,

не увидишь их ніде. ни в цвету вишневую ветку...

Утро - все відчарував: Ночь - великая волшебница,

синие цветы среди трав, и еще больший волшебник

и бабочки, и пчелку, утро - истинный труженик,

и в цвету вишневую ветку, что и сам привык трудиться,

и резвого ветра в поле, к труду всех разбудит

и тополь на раздолье, будь то птицы, звери, люди...

всех людей, Два эти волшебники

и зверя, в мире сем живут века,

и птицу!..

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Понравился тебе стих? Что пришлось по душе больше всего?

2. Какую картину изображено в стихотворении? Подтверди ответ словами из текста.

3. На какие две части условно можно разделить стихотворение? Прочитай каждую часть с соответствующей интонацией.

4. Ночь и утро являются соперниками в стихи или товарищами? Приведи доказательства своей мысли в тексте.

5. Почему ночь в стихотворении названа волшебницей, а утро - тружеником?

6. Названия художественные средства, использованные в стихотворении.

7. Какое настроение лирического героя стихотворения? Докажи свое мнение. Запиши в свой словничка настроений.

ЖУРАВЛИ ПРОЛЕТАЮТ ВЫСОКИЕ

Журавли высокие пролетают,

еле видно птиц с земли.

Журавлей я из теплых краев встречаю

и прошу перо в журавлей.

Став над Днепром зеленоглазым,

став над улыбающимся

Днепром, я прошу перо у них высокое,

піднебесне в них прошу перо.

Пусть с небес перо высокое бросят,

пусть меня благословят крылом,

чтобы писалось слово журавлиное

клюквенным из ирия пером.

Чтобы оно к ирия летало,

клюквенный звідало полет, и всегда

из теплых краев возвращало к святой отчей земли...

К родной земле

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какое время года изображено в стихотворении? Докажи свое мнение примерами из текста.

2. Прочитай отрывок:

...я прошу перо у них высокое,

піднебесне в них прошу перо.

Среди приведенных слов названия то, что наиболее точно передает значение слова перо: добро, богатство, вдохновение, грусть, слово.

3. Объясни, как ты понимаешь слова:

Пусть с небес перо высокое бросят,

пусть меня благословят крылом,

чтобы писалось слово журавлиное

клюквенным из ирия пером.

4. Какое настроение лирического героя стихотворения? Докажи свое мнение. Запиши в свой словничка настроений.

5. Совпадает ли твое настроение с настроением лирического героя? Объясни свое мнение.

6. В чем проявляются патриотические чувства лирического героя? Посилайся на текст.

7. Названия художественные средства, использованные в произведении. Какова их роль в раскрытии замысла автора?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Слово высокий имеет несколько лексических значений:

• который имеет большое расстояние снизу вверх;

• о событиях, произведения и т.п., важные по своему значению;

• направлен на осуществление величественной цели.

В стихотворении дважды употреблено слово высокий:

Журавли высокие пролетают...

...я прошу перо у них высокое...

Или одинаковое лексическое значение слова высокий в обоих предложениях? Докажи свое мнение.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Напиши прозаическое или стихотворное произведение, в котором вырази свои мысли о красоте нашей Родины.