Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ
Благодаря каким художественным особенностям поэзия «Вызов» Г. Старицкого стала популярной народной песней?

Народ принимает в своей песенной сокровищницы лишь то, что соответствует его вкусам, его представлениям о прекрасном. Облюбовав литературный текст, он соответственно изменяет, шлифует его, несколько уточняет или видоизменяет. Популярными народными песнями становятся, как правило, те авторские высокохудожественные стихи, в которых речь идет о вечное человеческое чувство - любовь. Поэтому не удивительно, что стихотворение М. Старицкого «Вызов» стал одной из таких песен, известной под названием «Ніч яка, господи, місячна, зоряна...»



М. Старицкий познал народную песню еще в детстве, ибо рос в полтавском крае с неповторимой красотой его лирических песен. Рано осиротев, воспитывался в семье дяди, Виталия Лысенко, отца знаменитого композитора. Именно здесь M. Старицкий примкнул к народной песенной и музыкальной культуры, потому что в семье Лысенко не просто уважали, а культивировали народную песню и думу.

Песенная культура народа в значительной степени сформировала и художественное мышление М. Старицкого, что наиболее ярко проявилось в его драматургической творчества. Песня, музыка становятся обязательным идейно-художественным компонентом и его оригинальных пьес, и инсценизаций произведений других авторов, в частности М. Гоголя. Хотя существовал и определенный шаблон этнографически-бытовой спектакля, непременно озвученной для более точного воспроизведения местного колорита, драматург подал свой образец музыкально-драматического жанра, в котором песня была органичным, художественно оправданным элементом. Для нужд труппы М. Старицкий организовал постоянный хор, вокалистов для которого отбирал М. Лысенко. Такое отношение к народной песне свидетельствовало об осознании писателем ее художественной красоты и силы.

Работая вместе с М. Лысенко над оперой «Утопленница» по повести М. Гоголя «Майская ночь, или утопленница», Г. Старицкий пишет стихотворение «Вызов» как поэтическую основу арии Левка. На первый взгляд, стихотворение является литературным перепевом народной песни «Солнце низенько, вечер близенько», о которой идет речь и в повести М. Гоголя. Сюжетно-событийная основа ее сводится к таким строкам:

Солнце низенько, вечер близенько,

Выйди ко мне, мое сердечко!

Ой выйди, выйди, сердечко Галю, .

Светик, рибонька, дорогой хрусталя!

Ой выйди, выйди, не бойся мороза,-

Я твои ножки в шапочку вложу!

Однако, глубже вникнув в текст М. Старицкого, видим, что поэт подал совершенно иной, самобытный вариант встречи влюбленных, хотя интимный мир молодых людей и основывался на народнопоетичній зображальній основе.

По жанру поэзия «Вызов» - это романс, то есть сольная лирическая песня о любви, организующим стержнем которой, ее жанротворчим фактором является лирический монолог влюбленного юношу. В его воображении возникает сцена встречи с любимой, которую он, как видно из поэтических обращений, любит до самозабвения. «Коханая», «моя рибонька», «вірная», «лебедонько»-эти возвышенно-лирические сравнения вияскравлюють не только красоту его избранницы, ее очаровательный образ, но и внутреннюю красоту, благородство влюбленного юношу. Красота, верность, любовь любимого - это наивысшая ценность в его жизни. И хоть оба они бедные, «трудом изнуренные», «обокрадены судьбой», однако лирический герой имеет то, чего не получишь ни за какие деньги - любовь, верность и искренность дорогого ему человека. А потому и чувствует он себя «господином господствующих». Это почерпнуто из народнорозмовного источники сравнение довольно точно воспроизводит глубину любовных переживаний, переполненность счастьем. Состояние особой взволнованности передается эмоциональным возгласом «господи», и по характеру, и за приемом отображения эмоций соотносится с народнопісенним «О боже мой милый!»

Для выражения чрезвычайной экспрессии, состояния максимального возбуждения лирического героя автор использует уменьшительно-пестливою лексикой. Он вводит эти слова в текст очень искусно, они звучат в нем органично:

Ты не пугайся-потому что свои ножки

Вмочиш в серебряную росу:

Я тебя, вірная, вплоть до хатиноньки

Сам на руках однесу.

Ты не пугайся, что замерзнешь, лебедонько:

Тепло - ни ветра, ни облаков...

Я прижму тебя искренне к сердцу,

А оно греет, как жар.

По художественной убедительностью и уместностью ласкательные слова в поэзии М. Старицкого соразмерные применяемым в народной лирической песни, без которых она не мыслится. Даже, казалось бы, в таких скупых на проявление нежности сценах, как проводы на войну, уменьшительно-ласкательные слова звучат так же убедительно:

їхав козак на війноньку:

«Прощай,- сказал,- девчоночка,

Прощай, миленькая, чорнобривенька.

Я иду в чужую сторононьку!»

Использование М. Старицким языково-выразительных средств народной песни не только облегчало усвоение текста его поэзии, но и доказывало, что в обрисовке интимного чувства поэт ориентируется на высокодуховные образцы народно.

Внутреннюю чистоту и красоту интимного мира простого человека углубляет и соответствующий пейзаж. Переняв народнопоетичну описательную манеру рассказа, М. Старицкий заимствует из народной песни и пейзаж-заставку, или заспівннй пейзаж, который конкретизирует время и место действия, обстоятельства встречи влюбленных. В народной песне имеем преимущественно вечерний или ночной пейзаж. Это объясняется не только тем, что молодые люди могли встречаться лишь в поздний час, ведь днем они работали, а и душевной чистотой, целомудрием, нежеланием выносить свои чувства на люди. Чаще всего украинские лирические народные песни начинались пейзажем вроде: «Месяц на небе, звездочки сияют...» А потому и М. Старицкий в начале стихотворения «Вызов» представляет традиционный описание ночи: «Ніч яка, господи, місячна, зоряна...»,- который конкретизирует колоритным народным сравнением: «Видно, хоть иголки собирай». Из народной песни заимствует автор и прием психологического параллелизма: грандиозный пейзаж не только созвучен тому, что происходит в душе лирического героя, но и углубляет, дополняет его, уточняя тончайшие нюансы чувств. Жаждой любви полон лирический герой - и «на стройной и высокой осичині листья жаждой дрожит»; тепло в природе - у юноши «сердечко греет, как жар»: «тихий разговор» - и «ни шелесне в роще!» Внутреннюю и внешнюю красоту влюбленных подчеркнуто «божьей красотой» природы («небо незміряне, усыпанный звездами», «гай волшебный, будто лучом усыпанный»).

Следовательно, сила и популярность поэзии М. Старицкого были обусловлены не только глубиной выраженного в ней чувства, но и творческим использованием народнопесенных языково-выразительных средств и стилевых приемов. На музыкальность, напевность поэтического строки, как и всей интонационно-ритмической организации текста, обратил внимание М. Лысенко, который и положил стихотворение «Вызов» на музыку. С того времени он бытует в народе как одна из его самых популярных лирических песен под названием «Ніч яка, господи, місячна, зоряна...»