Параллелизм (греч. parallelos - то, что движется рядом) - аналогия, уподобление, общность характерных черт или чина. Чаще всего случается в синтаксических ситуациях, известных из фольклорной традиции, по крайней мере за песнями легендарной Маруси Чурай, в которых создается психологический П.:
Как мы любили, как зерно в орехе,
Теперь разошлись, как туман по лесу!
Как мы любили, как пара голубей,
Теперь разошлись, как черная туча!
В отличие от сравнения П. выполняет композиционную функцию, связывает определенные мотивы или элементы стиля в художественном произведении, особое значение ему придается в лирическом сюжете, в частности от эпохи романтизма, когда пейзаж утратил черты описательности, приобретя лирико-эмоциональной специфики} Довольно распространенным был этот прием в украинской поэзии. Так, стихотворение. Франко "Красная калина, чего в лугу гнешься..." построен на основе прямого тематически-синтаксического двочленного П., присущего народным песням. В то же время различаются строфічний П., как в ряде сатирических стихотворений В. Самойленко ("Эльдорадо"), ритмичный ("Вместо сонетов и октав" П. Тычины, где учитывается принцип чередования строфы и антистрофи), звуковой, часто в виде панторими. Иногда наряду с прямым П. употребляется и обратную П., где, несмотря на частицу "не", подчеркивается не различие, а совпадение основных черт зіставлюваних явлений:
Не милуй меня шелково,
Ясносоколово (П. Тычина).
|
|