Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Утверждение критического реализма в Тараса Шевченко




Дальнейшее углубление кризиса самодержавно-крепостнического строя, разложение феодальных отношений и интенсивного роста капитализма в России в 40-60-х pp. XIX в. обострили социальные и политические конфликты, активизировали общественную жизнь в стране. Это был период, когда все вопросы сводились к проблеме ликвидации крепостного права, а «передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма жадно искала правильной революционной теории».

Программа общества - ликвидация крепостного права и национального неравенства, отмена дворянских привилегий - объективно несла отзвук социальных стремлений широких народных масс. В обществе существовали два направления - революционно-демократический во главе с Т. Шевченко, который выступал за революционное, вооруженное решение антикрепостнических и антисамодержавних требований, и буржуазный, который отстаивал путь реформ, мирного соглашения с помещиками и монархическим правительством.

Борьба против многочисленных остатков крепостничества еще в течение многих десятилетий составляло глубинную суть общественно-экономической жизни России, социальную основу революционного движения. Важную роль в усилении освободительных стремлений всех порабощенных народов Европы, в том числе украинского, сыграло польское восстание 1863р.

Выход в 1840 г. «Кобзаря» Т. Шевченко знаменовал начало новой эпохи в истории литературы и всей общественной жизни украинского народа. Вобрав лучшие традиции многовековой народно и письменной культуры, выросший на почве освободительных стремлений порабощенных масс, творчество Шевченко оказало значительное влияние на духовное развитие народа, характер и направления культуры многих последующих поколений.

Идеи основания периодических изданий на украинском языке вынашивали Г.квитка-Основьяненко, И. Срезневский, П. Гулак-Артемовский, М. Максимович, А. Метлинский, Есть. Гребенка, а впоследствии Т. Шевченко, Н. Костомаров, П. Кулиш, І.Бецький, но на пути становились строгие цензурные условия и правительственные запреты.

Интересная бытовыми деталями, «Наталья» идеализирует тогдашнее крестьянская жизнь. В духе сентиментальной чувствительности в произведении поетизуються материальный достаток, хозяйственная и куркульська хватка, а традиционный миф о возможности обогащения далеко от родных краев обосновывается религиозным чувствам героев и содействием «пречистой». Изображены в поэме картины жизни давали, по словам И. Франка, «совсем неверное понятие о тогдашней крепостную Украину».

Шевченко велик не только тем, что был гениальный поэтический дар, но и тем, что посвятил его делу освобождения трудящихся, что был поэтом-революционером, участником общественно-освободительного движения, его значение в развитии передовой отечественной общественной мысли, социальной и национального сознания народа не меньше, чем в истории поэзии.

Детские впечатления оставили глубокий след в сознании Шевченко и имели огромное влияние на формирование его личности и на все творчество. Уже в детстве он почувствовал на себе, что такое крепостное право, произвол помещиков, издевательство сильного над слабым, голод, сиротство и изнурительный труд.

Стихи Шевченко начал писать еще крепостным, по его свидетельству, в 1837 г.

Правда, в ранних произведениях Шевченко почти нет непосредственного обличение самодержавия и крепостничества. Поэт осуждает современный лад преимущественно в исторических произведениях в форме аллюзий, противопоставляя современности героическое прошлое. Скрытую мысль о враждебности народу крепостнической действительности несут в себе и лирические персонажи - это люди злополучной судьбы. Непосредственно тему крепостничества Шевченко впервые поднимает в поэме «Слепая», в которой остро осуждает помещичью мораль. Но здесь осуждение крепостничества имеет еще несколько романтично-абстрактный характер.

Народные предания и песни были основным источником героико-исторической поэмы «Гайдамаки», посвященной Колиивщине - антифеодальному восстанию 1768 г. на Правобережной Украине против польской шляхты (использовал поэт также исторические труды и художественные произведения украинских, российских и польских историков и писателей о Колиивщине). В условиях крепостнической России поэма, в которой возвеличувалося народное восстание против социального и национального угнетения, воспринималась как самый актуальный произведение революционного звучания. Главным героем поэмы является восставший народ, обобщенный образ которого конкретизирован в индивидуальных образах-персонажах Яремы, Гонты, Зализняка, Волоха и др. Сюжетная линия наемника Яремы - в рядового участника Колиивщины - это история того, как народное восстание розпрямило угнетенных человека, в которой в борьбе за свободу «выросли крылья».

Ранний Шевченко - поэт-романтик. Его романтизм имеет отчетливо революционные черты. Это романтизм протеста против существующей действительности, в основе которого - мечта поэта о лучшей судьбе народа и утверждение его права и права отдельного человека на свободу.

Оригинальность Шевченко-поэта определяет не только его огромный и неповторимый талант, но и его социальная позиция поэта угнетенных масс.

Именно освободительная борьба крестьянства, спикером которого выступил автор «Гайдамаков», как и передовая мысль тогдашней России и Украины, питали его поэзию. Шевченко-поэт начинался в Петербурге, тогдашнем центре российского освободительного движения и литературной жизни.

На Украине поэт воочию увидел разгул крепостничества, произвол помещиков и чиновников, нищая жизнь крестьянства и пришел к выводу (к нему он был подготовлен своей предыдущей жизнью и передовой мыслью России), что революция - единственный путь к социальному и национальному освобождению народа. С тех пор его творчество приобретает откровенно антисамодержавного и антикрепостнического направления.

Произведения периода «трех лет» написаны рукой зрелого мастера и сознательного «мужицкого» революционера, отдавшего свой талант освобождению народных масс. Поэзия шевченко охватывает теперь значительно более широкий круг явлений общественного бытия, а художественное воспроизведение действительности становится классово спрямованішим, социально конкретнее и аналітичнішим, чем раньше. В его творчестве этих лет доминирует гражданская поэзия революционного содержания, не рассчитана на цензурный печать. Отныне политическая поэзия автора «Сна» и «Кавказа» - важный составной элемент революционного процесса не только на Украине, но и во всей Российской империи. В произведениях периода «трех лет» политические идеи поэта становятся его художественными идеями и определяющим формообразующим фактором поэзии. Именно идейная позиция Шевченко - поэта «мужицкой революции» - обусловило его обращение к политической сатиры, инвективы, обличительного монолога, к образам широких художественных обобщений. Его революционные стихи откровенно «подстрекательские», направленные на активное воздействие на сознание читателя. И в то же время они насквозь лиричны.

Поэма «Сон» (с подзаголовком «комедия») - первый сатирическое произведение Шевченко и первый в новой украинской литературе произведение политической сатиры, направленной против социального и национального угнетения украинского народа, против устоев тогдашнего социально-политического строя - самодержавия, крепостничества, церкви и против рабской покорности масс. Написана до появления сатиры Салтыкова-Щедрина, до лучших сатирических произведений Некрасова, письма Белинского Гоголю, до прихода в литературу Чернышевского, Добролюбова и поэтов «Искры», поэма «Сон» стала принципиально новым явлением в литературе не только Украины, а и всей России. В ней впервые в истории сатиры самодержавие разоблачалось с позиций крепостного крестьянства, которое осознало себя (в лице Шевченко) политически. Первая сатира Шевченко стала первой сатирой отечественной революционной демократии и поставила его в один ряд с величайшими сатириками мировой литературы.

Поэт рисует обличительные картины покріпаченої Украины («опухла ребенок, голоднеє мре, а мать пшеницу на барщине жнет»), сибирской каторги (первый в украинской литературе образ наказанного революционера- «царя свободы»), Петербурга. «Рай» для людей он не находит, существует тот «рай» только для царя и его вельмож. В поэме «Сон» Шевченко впервые в украинской литературе создает обобщенную художественную панораму социально-политического бытия царской России в его наиболее существенных проявлениях. Это прежде всего крепостничество (образ украинского села), рекрутчина и солдатчина, политический террор (образ сибирской каторги). Это царь и его приспешники (сцены во дворце). Это общественно пассивный общественность («недобитки православные»). Это вопиющие социальные противоречия города («Уже нищие ворушились...».

Заметно увеличивается количество стихов социально-бытового содержания, на темы жизни крепостного села. В условиях крепостнической России социально-бытовая тема, которой поэт придавал определенно обличительного направления, приобретала политическое значение. По остроте разоблачение крепостнического строя на уровне быта социально-бытовые стихи и поэмы периода ссылки близкие к политическим стихов «трех лет». Трагизм человеческой судьбы в «темном царстве» самодержавно-крепостнического строя и в то же время способность человека противостоять бесчеловечным общественным обстоятельствам - доминирующая тема «рабской» поэзии Шевченко.

В ссылке Шевченко написал девять социально-бытовых поэм на сюжеты из жизни украинского села. Пять из них - «Княжна», «Варнак», «Меж скалами, как будто вор», «Марина» («как Будто гвоздь, в сердце убит»), «Если бы тебе пришлось» - откровенно антикрепостнические. Каждая из этих поэм - рассказ о том, как крепостнический строй ломает и калечит человеческие судьбы. Так, в поэме «Княжна» господин «дочь и телочку однімає у мужика», наживается на голоде, насилует собственную дочь. В поэме «Варнак» господин знеславлює невесту крепостного. В поэме «Марина» помещик отдает в солдаты крепостного, чтобы сделать своей любовницей его молодую. Похожая коллизия и в поэме «Меж скалами, как будто вор». В поэме «Если бы тебе пришлось» панич пытается изнасиловать девушку-крепостную. Как видим, сюжетные коллизии этих антикрепостнических поэм довольно похожи: почти все они варьируют мотив поругании над господином крестьянки (вариации того самого мотива, как отмечалось,- характерная черта художественной индивидуальности поэта). Такой аспект разоблачение крепостничества через быт (изображение морального вырождения дворянства и бесправия крепостных) не новый в поэзии Шевченко («Слепая», «Осина»). И в социально-бытовых поэмах лет ссылки появляется и новый мотив - мотив стихийного сопротивления обиженных панской произвола («Варнак», «Марина», «Если бы тебе пришлось»).

Образам крепостников-«нелюдей» противостоят индивидуализированные образы положительных героев - крестьян. Это уже не персонифицированы «обстоятельства», а личности с индивидуальной психологией. Как и в предыдущие годы, поэт создает образы «праведников», в которых воплощает свой этический идеал жизни «по правде». Таким является образ «праведного» Максима («Москалева криниця»), который видит свое назначение на земле в том, чтобы творить добро людям. Таким является один из самых привлекательных женских образов Шевченко - героини поэмы «Если бы тебе пришлось», которая последовала в Сибирь за парнем, что спас ее от барина-насильника. Таким является образ Петруся из одноименной поэмы, который взял на себя вину своей любовницы-генеральши. Почти все Шевченко положительные герои - безвинные жертвы общественного строя. И не только жертвы, но и мстители и протестанты. Крепостная Марина зарезала господина («Марина»). Парень-крепостной заколол вилами барина-насильника («Если бы тебе пришлось»). Народным мстителем становится герой поэмы «Варнак». Социально активных героев поэт находит теперь не только в прошлом Украины, но и в тогдашней действительности. То, что его герои из народа типа Варнака и Марины - стихийные протестанты, соответствовало уровню общественного сознания масс той эпохи.

В 1852-1857 гг. y Новопетровском укреплении Шевченко написал на русском языке ряд повестей, из которых сохранилось девять - «Наймичка», «Варнак», «Княгиня», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали». Потеряно текст «Повести о безродном Петрусе». По словам Шевченко, он написал их около двадцати.

Конкретное содержание революционных стихотворений Шевченко последних лет жизни определяла прежде всего борьба революционной демократии за решение крестьянского вопроса в интересах народа.

Вот характерная для Шевченко медитация, которой завершается стихотворение «О, люди! люди небораки!»:

Будет суд! Будет кара!

Царям, царятам на земле?

Будет правда пределов людьми?

Должна быть, потому что солнце станет

И оскверненная землю сожжет (2, 411).

Эти строки характерны для Шевченко экспрессивным стилем, «взрываемости» переживания лирического «момента», так и драматизмом поэтической мысли, порожденной наблюдением и осмыслением противоречий бытия тогдашнего общества.