Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Ольга Косач
ЕЛЕНА ПЧИЛКА




Ольга Петровна Косач, в девичестве Драгоманова, родилась в июне 1849 года на Полтавщине, в городе Гадяч. Она была дочерью Петра Драгоманова, но с годами, став известной писательницей взяла псевдоним Олена Пчилка. Украинка по происхождению и искренняя патриотка в душе она гордилась своим происхождением и приучала детей уважать родную землю, народ и обычаи. Впрочем, процесс "украинизации" в семье Елены Пчилки, мать известной Украинской поэтессы Леси Украинки, происходило не так уж и просто. Хотя бы учитывая то, что муж и отец шестерых детей и в семье и на службе общался на русском языке, правда, чисто литературным, а не местечковым суржиком. однако украинский язык, украинская идея были ему не чужды.

Петр Антонович Косач, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета (впоследствии исключен за участие в "студенческих беспорядках"), принимал участие в похоронах Тараса Шевченко, активно сотрудничал со "Старой общиной". Ольга Петровна дополняла мужчину, за которого вышла замуж в девятнадцать лет, своей твердой, властной натуре, распорядительностью - тем, что мы называем ныне "организаторскими способностями". На практике чаще случалось так, что не она дополняла мужчину, а мужчина - ее. То есть, была, как оно традиционно ведется в украинских семьях, главой семейства.

В юности она окончила Киевский образцовый пансион благородных девиц госпожи Нельговської, блестяще владела французским и немецким языками, хорошо знала зарубежную и русскую литературу, музицировала.

Гордилась своим казацко-гетманским родом Драгоманів (первоначальное значение слова "толмач" - переводчик, чиновник для дипломатических дел). "В нашей драгоманівській семье, - вспоминала Ольга Петровна, - сохранилась память о том, что предок нашего рода был заволока с Греччини, по национальном происхождении таки грек; он служил драгоманом при гетманском правительстве, за гетмана Богдана Хмельницкого в Чигирине". Дядя Яков, отцов брат, за участие в "недозволенном обществе" ("Соединенных славян") и в движении декабристов был заключен в Петропавловской крепости, сослан в Сибирь, откуда уже не вернулся.

Огромный, можно сказать - определяющее влияние оказал на Елену Пчилку ее старший брат Михаил Драгоманов, человек блестящего образования, публицист, историк, писатель и ученый, будитель украинской общественно-политической мысли. он возглавлял левое крыло киевской "Громады", проповедовал идеи федерализма и так называемого громадовского социализма этического характера, в эмиграции основал украинскую типографию в Женеве. "если бы не он, всю жизнь мое прошло бы совсем по-другому, сошло на другой путь", - признавалась Елена Пчилка.

Украинскую национальную идею, которая в наше время, за провокационной філософемою, "не срабатывает", Елена Петровна восприняла безоговорочно, раз и навсегда. Национальные интересы были для нее всегда превыше всего. Главной целью ее жизни было - "искать правду вместе с народом". Национальные и социальные и социальные мотивы - ведущие в ее прозаических, поэтических и драматических произведениях, поэтических и драматических произведениях, сегодня почти забытых. Ее повести "Подруги", "Артишкола", рассказ "За правдой", "Свет добра и любви", "Спасите!", "Полтора сельди", "Пожди, баба, новых правів" и др. Откровенно тенденциозные, их сюжеты часто заимствованы из народных "придебенцій". Последняя из названных рассказов уж слишком перекликается с нашим днем. Баба Марина стремится исправить "бомагу" на право наследства на дом и усадьба. Однако барьеры бюрократов-мошенников непреодолимые.

Как известно, Елена Пчилка критически относится к крестьянскому етнографізму марко Вовчок, И. Нечуя-Левицкого, других писателей. Она решительно ревизует социальную палитру своих произведений, вводя в круг литературных героев представителей тогдашней интеллигенции. "Вы первые и до сих пор одинокие выводите в украинском языке правдивую, живую конверзацію образованных людей, - писал И. Я. Франко в одном из писем. - До сих пор мы ее нигде не видели: ни у Нечуя, ни в Мирное, ни в Конисского. Все они очень хорошо могут подхватить разговор крестьянскую, но разговоры образованного общества - невозможно..." Эти слова были, правда, определенным задатком автору - широкого эпического полотна из жизни "образованного общества" Елене Пчилке так и не удалось создать. Во всем, что она писала, звучит решительный протест против национального и политического гнета, денационализации и русификации. Однако она была далека от "вульгарного национализма".

"Украинства" и "украинофильства" не прощал Елене Пчилке ни царское правительство (семья писательницы находилась под негласным надзором полиции), ни карающий меч диктатуры пролетариата - в 1920 году за антибольшевистские выступления ее были арестованы в Гадяче, но вскоре выпущен: слишком одиозной и авторитетной была фигура известной писательницы и общественной деятельницы, матери Леси Украинки.

Она любила и знала украинское слово, украинскую народную творчество. На благословенной Волыни записала целый ряд песен, обрядов, народных обычаев, опубликовала исследовательскую работу "Украинский орнамент". Как настоящий мастер она лелеяла слово и создавала его. Дала жизнь определению, без которого просто представить нельзя нынешний словарь - "искусство". С ее легкой руки в нашем языке прижились "победитель", "лучистый", "пылкий" Обогатила украинскую литературу переводами и перепевами из Овидия, Гете, Андерсена, Гюго, Пушкина, Гоголя, Мицкевича.

Елена Пчилка - один из родоначальников украинской детской литературы. Ее перу принадлежат многочисленные стихи, сказки, рассказы, целый ряд пьес, которые увидели свет рампы на сцене организованного ею детского любительского театра. Не все знают, что Елена Пчилка принадлежит к числу первых украинских женщин-издателей. Вместе с Н. Кобринской основала во Львове альманах женщин-писательниц "Первый венок", была редактором-издателем журнала "Родной край" с приложением "Молодая Украина". Кстати именно "Родной край" благословил первые поэтические попытки Павла Тычины и Максима Рыльского. Много сил и энергии отдавала публикации произведений своих коллег-писателей, а знаменитые "Песенки" С. Рудинского выдавала за свой счет.

Сказала Елена Пчилка свое слово и в драматургии - ее перу принадлежит водевиль "Сужена - не огожена!", комедия "Мировая вещь", написанная по просьбе М. Старицкого. Пьеса не раз очаровывала зрителей образами, воссозданными на сцене М. Кропивницким, П. Саксаганским, М. Заньковецкой.

Поэтическое творчество Ольги Петровны не был особенно резонансным. Стихи, написанные в общественных, бытовых и семейных хлопотах, ежедневных и повседневных, напоминают легкокрылых птичек, которые творят свою непритязательную мелодию "просто так".

В украинском, да и, в основном, в мировой литературе не было писательницы, которая бы творила высокое и была бы одновременно счастливой в супружестве и материнстве. Сафо, Жорж Санд, Марселина, Деборд-Вальмор, Марко Вовчок, Ольга Кобылянская, Марина Цветаева, Анна Ахматова... Как писала Лина Костенко: "Счастливые не пишут...". Личная жизнь была для них, как правило, с отрицательным знаком.

Елена Пчилка явила себя настоящей украинкой и в исконных и святых для нас ипостасях - дочери, сестры, жены, матери. Ольга Петровна Косач-Драгоманова чтили свой род - отец и мать боготворила брата - Михаила Драгоманова, была верной подругой мужа, родила и воспитала шестерых детей - двух сыновей и четырех дочерей, которые стали достойными и уважаемыми людьми.

Но материнский венец Ольги Петровны был поистине терновый. Листая страницы фундаментального "Летописи жизни и творчества Леси Украинки", заключенного господином Мирославом Морозом, удивляешься: где брала силы иметь великой поэтессы, чтобы раз вызволять из цепкого плена ее тяжелых недугов, удерживать слабый огонек жизни, которое превратилось в сплошную операцию. Возила Лесю по врачам - то в Вену, то в Одессу, то в Варшаву, то в Крым, то в местных светил и знахарей.

Олена Пчилка (Ольга Петровна Косач; 29 июня 1849 г. - 4 октября 1930 г.) принадлежит к числу тех деятелей, которые неутомимым трудом на поприще украинской культуры внесли значительный вклад в духовную сокровищницу своего народа. На ниве изящной словесности она трудилась около шестидесяти лет, опробовав перо во всех литературных жанрах: драмы и комедии, повести и рассказы, байки и лирической поэзии, эпической поэмы и поэтических переводов. Человек с широким кругозором и образованием грунтовой, Елена Пчилка зажила славы и в истории украинской журналистики, в частности как искусствовед, критик и популяризатор украинского искусства. Ее деятельность как фольклориста и этнографа является еще одним проявлением ее самобытного таланта и заслуживает пристального внимания исследователей.

 

Родилась Олена Пчилка в городке Гадяч на Полтавщине в семье небогатого помещика Петра Акимовича Драгоманова. Начальное образование получила дома. Родители привили ей любовь к литературе, к украинской народной песни, сказки, обрядности. В 1866 г. окончила Киевский образцовый пансион благородных девиц, жила у брата Михаила Петровича Драгоманова - впоследствии известного ученого-историка, литературного критика, фольклориста и общественного деятеля. Под влиянием брата формировалось мировоззрение Ольги Драгомановой. Девятнадцати лет она обручилась с черниговцем Петром Антоновичем Косачем, недавним студентом - юристом Киевского университета и приятелем ее брата.

 

Летом 1868 г. вместе с мужем выехали на Волынь к месту службы П.А.Косача в городок Звягель (ныне Новоград-Волынский). 25 февраля 1871 г. здесь родилась дочь Лариса, которая вошла в мировую литературу как Леся Украинка. Два сына и четыре дочери вырастила семья Косачей. И не только семейными заботами жила Ольга Петровна. Она начала свой творческий путь с переводов поэтических произведений Пушкина и Лермонтова. в 1876 году вышла в Киеве ее книга „Украинский народный орнамент", которая принесла Елене Пчилке славу первого на Украине знатока этого вида народного искусства.

 

Весной 1879 г. О.П.Косач с детьми приехала в г. Луцк к своему мужу, который был переведен на должность председателя Луцко-Дубенского съезда мировых посредников. В Луцке она вступила в драматическое общество, а деньги, собранные от спектаклей, предложила использовать для приобретения украинских книг для клубной библиотеки. Здесь Елена Пчилка занималась педагогически - литературной деятельностью. Из переводов русских и польских писателей была подготовлена книга „Украинским детям" (вышла из печати 1882 г).

 

В мае 1882 г. семья Косачей переехала в село Колодяжное на Ковельщине, которое стало с того времени их постоянным домом. Активная художественное творчество и издательская деятельность Елены Пчилки началась в Колодяжном. В 1883 г. она опубликовала свою первую поэму „Казачка Елена" в альманахе „Рада", в 1886 г. издала сборник поэтических произведений „Мысли-мережанки". Вместе с писательницей Натальей Кобринской издала альманах женщин-писательниц „Первый венок" (1887).

Ольга Петровна Косач не только воспитывала, учила, лечила своих детей, но и была их требовательным критиком. Матери обязана Леси Украинка любовью к литературе и мировой истории, знанием иностранных языков. Под влиянием матери развился ее мужественный волевой характер. От матери она унаследовала ненависть к царизму и национального угнетения, глубокий патриотизм. Мать была первым читателем и редактором его произведений.

В конце 90-х годов семья Косачей переехала на постоянное жительство в Киев, где Елена Петровна основала журнал „Родной край". В 1908 г. вышла из печати сборник ее повестей, рассказов, пьес „Мировая вещь". Ей принадлежат воспоминания о м. старицкого (1904 г.), М. Лысенко (1912-1928 гг.), М.Драгоманова (1926 г.). Писательница продолжала фольклорно-этнографическую деятельность. С этой целью приезжала в конце 1902 г. в с. Запрудье (ныне Камень-Каширский район). Записанные здесь 12 уникальных колядок и другие волынские песни этого жанра побудили ее опубликовать научную разведку „Украинськие колядки" в журнале „Киевская старина". Начало нового века принес Елене Пчилке тяжелые личные утраты - смерти сына Михаила (1903 г.), мужчины (1909 г.), Леси Украинки (1913 г.). Елена Пчилка переехала в Гадяча, куда перенесла редакцию „Родного края". В 1921 г. вернулась в Киев, где ей было предложено в 1924 г. работу в Академии Наук Украины, а в 1925 г. писательницу избран членом-корреспондентом Академии Наук Украины. Работая здесь, она занималась этнографическими изысканиями, писала воспоминания.

4 октября 1930 года перестало биться сердце выдающегося общественного деятеля, писательницы, ученого, которая, по словам Панаса Мирного была „плодородная, как земля, а рабочая - как пчела". Елена Петровна была всегда верной демократическим и гуманистическим идеалам, стояла на позициях реализма и народности, своей творчеством и общественной деятельностью стремилась служить делу расцвета украинской литературы и культуры.