Статья
Роман "Желтый князь" - правдивое воспроизведение геноцида в Украине советским тоталитарным режимом
Еще 15 лет назад мы даже и не знали о тех страшных событиях. Лишь где-то, в некоторых книгах, были какие-то воспоминания о неурожая 1932 года. Но с провозглашением независимости Украины начали появляться "интересные" i ужасные факты из нашей истории, истории строительства социализма ради счастья людей. Именно в наши времена увидели свет запрещенные книги, которые глубоко раскрывали всю ту позорную политику партии в отношении Украины.
Так, произведение В. Барки "Желтый князь" рассказывает о страшных событиях голода 32-33 годов. Этот роман является летописью семейной жизни семьи Катранників.
Почему так произошло? Что вызвало чудовищный голод? На этот вопрос могут дать ответ такие факты: именно в то время Сталин решил, что надо строить крепкую, мощную военную промышленность. Но как? Западные страны денег на это не дадут, сами не сможем - нет ни средств, ни станков, чтобы оборудовать новые заводы! А что делать, где достать средства? В деревне! Именно на село лег тот груз - i прокормить города и дать хлеб государству, чтобы было что продать заграницей, и все, все, все... Именно в то время у крестьян отобрали все, что они вырастили за год. Действительно, продав по наиболее низкой цене зерно, СССР купил все необходимое оборудование для военной промышленности. А село?.. Село оказалось в таком ужасном положении, что даже некоторые партийные руководители были напуганы.
Именно о положении села рассказывает роман "Желтый князь". Автор глубоко раскрывает ту проблему. Оставшись без хлеба, село голодало. Люди не только поели всех собак, крыс, домашних животных, а начали превращаться в каннибалов. Может ли нормальный человек съесть своих детей? Нет! Но до этого их довела советская власть... Село вымирает, люди деградируют, а партия заявляет, что народ стал жить лучше!.. Неужели все так плохо, неужели это - конец? Нет! В то время народ выжил. У автора также есть надежда: он оставляет живым Андрюши; именно в него автор вкладывает надежду на лучшее. Несмотря на все народ живет!!!
Сейчас мы даже не можем себе представить те события. Но это - наша история, какой бы она не была. Мы все должны помнить те преступления советской власти. История называет многих преступников XX века, таких, как Гитлер, Хо Ши Мин. Но почему-то никто не называет имя "отца народов"! Сколько людей погибло в концлагерях, сколько погибло в подвалах НКВД, сколько погибло от голода...
Голодный 33-й год! Сколько горя, слез, смертей?! Страдала Украина, страдали старые и малые, надеялись на лучшее, но не видели его ни осенью и зимой 32-го, ни весной и летом 33-го. Достаточно надолго прикрива ли эту трагическую страницу человеческой памяти. И можно такое скрывать? Не недород съедал людей, а тоталитарная сталинская система. Пришло время - и откровенно заговорили. Не самый откровенный, не полнее всего рассказал нам о голодоморе неизвестный до недавнего времени Василий Барка - наш украинский писатель из диаспоры. Пережив эту трагедию, он имел полное моральное право быть судьей, но В. Барка отвел себе другую роль: "Свидетель для суда - рассказывать, что произошло в жизни". 25 лет он вынашивал в своем сердце, как незаживающей ране, болезненные воспоминания о голодоморе. И время все же пришло - i 1961 года появился высокохудожественный правдивое произведение о голоде "Желтый князь".
На страницах романа воспроизведены все подробности тяжелые времена, пережитые нашим народом и самим В. Баркой. Главная часть в произведении - это собственные наблюдения и впечатления. Остались в памяти писателя те образы: голодные, изможденные, пухлые от голода люди; видел, как трудно было им ходить - силы не было; видел и мертвых. И все свои боли передал в романе через реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина Мирона Катранника, борьбу тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком. Его волнует вечный мучительный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? А чтобы дать ответ, Барка знакомит нас с многочисленными разноплановыми образами, а условно делит их на людей-варваров и людей-жертв.
Партиец Отроходін - яркий представитель людей-варваров. Он слепо выполняет партийную волю: "Забрать весь хлеб! До зернышка!" А кто такие хліботруси, хлібохапи, хлібобери? Люди без имени, они потеряли человеческий облик, а приняли варварское, сатанинскую, это они выкашивают голодной смертью украинских крестьян. Главные же виновники человеческого бедствия присутствуют незримо. Мы видим портрет вождя мирового пролетариата: "Охрой горит вид существа, немая до слезы и хищная к жизни".
С неисчерпаемым горем и сочувствием В. Барка раскрывает характер крестьян-хлебопашцев. Он рассказывает о настоящих мучеников, о семье Катранників, про украинский народ. Он называет жертвы преследования и гонения, болезненно воспринимает их пережитые страдания. Словно в подтверждение этой мысли, Василий Барка создает свой календарь:
сентябрь - розбоєнь
октябрь - худень
ноябрь - пухлень
декабрь - трупень
январь - могилень
февраль - людоїдень
март - пустирень
апрель - гумень.
С поразительной силой и правдивостью автор показывает, как украинская земля, что всегда несла радость земледельцу, который льнул к земле, жил в гармонии с природой, превратилась для крестьян в зону смерти, могилу... Кое-кто из крестьян не мог понять, кто же доставил их беда, а потому верили в приход антихриста. Они были охвачены мистическим ужасом, потому что не могли понять абсурдной логики истребление своей властью своих же людей и поэтому верили, что приближается конец света. Напуганные, они во всем видели знаки беды: в библейском числе 666, в апокалиптическом завершении XX века, в падении с неба мертвых птиц, в красном флаге, что набухает и чернеет от пролитой крови. Батюшка же призывает людей не уподобляться слуг антихриста, а иметь в душе согласие, мир, любовь и прощение.
С целью более яркого, убедительного изображения картин голодомора писатель использует целый ряд образов-символов. Месяц - языков карб, месяц - словно меловая печать на голубой бумага, месяц - как нагайка против каїнства. Ассоциируются эти сравнения с легендами и поверьями о Каине и Авеле, перерастают в символ библейской казни за зло. Символическим i поразительным является тот факт, что разрушение духовности идет вместе с физическим уничтожением людей. Едва ли не самый яркий пример и доказательство этого - разрушение сельской церкви: "Звон летит, как молния; світнув, обкинутий солнцем, и с громовым грохотом ударился о кирпичи возле колокольни... Неслышно, но с страшным эхом духовной отозвался тот звук вокруг - в целом селе. Стало грустно, как после пожара".
Хлеб - еще один символический образ, то главная ось, вокруг которой вращается все в романе. Церковь в селе Кленовичі - то "Древняя церковь. Белая, как празниковий хлеб". Органическое единение человека - Божьего творения и церкви - посредника между Богом и людьми.
I создана В. Баркой цветная желто-черно-белая гамма помогает четче, полнее и ярче воссоздать на страницах романа народное горе. Желтый цвет возбуждает аппетит, черный и белый успокою ют, нейтрализуют все чувства. Желтый - ненасытность, опустошенность, а в сочетании со словом князь утверждает превосходство, могущество, непоборність i полновластия. Представляется мифическое существо, подобное гоголевского Вия, что своим взглядом все испепеляет. Поэтому создав правдивое полотно - роман "Желтый князь", автор ответил на свой вопрос: "Почему?" Украинский народ имеет искушать свой грех, который заключается в отступничестве от веры, неординарном отношении к Богу, разрушении храмов, в закрытии их, массовом гонении верующих. Роман-хроника раскрывает перед читателями широкую панораму искусственного голодомора 33-го, но всего раскрывает мировые болезненную правду о тоталитарную систему, которая уничтожала все светлое и гуманное на своем кровавом пути, "пожирала своих детей", потому что сама была "желтым князем".
В. Барка с достоинством выполнил свою миссию свидетеля для суда, и "Теперь правда народная, как белый призрак, - в крови, встает во весь рост перед человечеством, правда непобедима: через страдания и саму смерть".
В мировой истории не зафиксировано голода, подобного тому, что выпал на долю Украины - одной из самых плодородных и найблагословенніших стран мира. Житницей называли Украину на протяжении многих веков. Но хищнически грабили ее, не давали свободно дышать. За то и была Украина убогим и обездоленным, как шевченковская Служанка, и была она всегда сильной духом. Хотя и выпало на долю нашего народа самое страшное - голод. Умерших от голода 33-го года более чем в два раза больше, чем погибших в войну. Вымирали семьи, села. Жутко становится, когда читаем воспоминания тех, кто пережил это зло, когда знакомишься с архивными документами, а еще больше замирает сердце, когда вместе с семьей Катранників становишься свидетелем голодомора, проникаешься их ужасом, болеешь за них.
Едва ли не единственным из всей украинской людности, кому художественным словом удалось впечатляюще воспроизвести не виданную еще нигде в мире, а пережитую, страшную картину голодных лет, был Василий Барка (Василий Костянти новичи Тростник). Медленно возвращаются к нам произведения украинских писателей из диаспоры, а, бесспорно, i В. Барки, которого в Украине не то что не читали, а даже и не вспоминали, потому что сложилось так, что его имя попало под многолетний запрет. Голодомор вернул нам забытое имя. Именно его роман "Желтый князь" растревожил нашу историческую память о голоде 1932-1933 годов.
Писатель раскрывает перед нами два духовные миры: дьявольский мир желтого князя и христианский - семья крестьянина-земледельца Мирона Даниловича Катранника и его жены Дарьи Александров ны. День за днем автор рассказывает о жизни хозяина и его семьи. Какой же была эта семья? Какие жизненные принципы исповедовала? Чем жила? О чем думала и мечтала? Как восприняли политические события эпохи гвалтівної коллективизации и искусственного ужасы голодомора в Украине? Какими были последствия этих событий? Как автор относится к своим героям? Все это панорама жизни семьи Катранників, что попала, как и другие - под безжалостное колесо голода. Как и все голодные, семья ела ночью кашу из еще пока что скрытого пшена, а голод становился еще сильнее; потом ели все, что осталось в поле - свекла, подсолнухи, мерзлую конину, зерно, відловловлених Мироном и Андреем сусликов, воробьев, скворцов. Но спасения нет. Смерть голодная хватает в свои объятия семью. Первой умирает берегиня рода, семейного уюта, бабушка Кристина Григорьевна. Она щедро наделяла всех любовью, теплотой, мудрыми советами - взрослых, сказками - детей. Она учила доброте, человечности и своих детей и внуков, и чужих. Вторым забирает смерть старшего сына Николая, умного, доброго, справедливого. Это он дает меткие названия людям и нелюдям, в зависимости от того, как они зарабатывают свой хлеб на пропитание: хлебо-труды, хлебо-кусы, хлебо-проси, хлебо-телеги, хлебо-даны...
Острый конфликт возникает между хозяином рода Мироном Катранни ком и представителем большевистской власти Григорием Отроходіном. Хотя они - люди одной эпохи, одного времени, но у каждого своя цель в жизни. У Мирона - христианская вера в Бога и он всеми своими силами, но только не за счет кого-то, стремится сохранить жизнь своей семьи, а в Отроходіна - партийно-большевистская вера в Сталина, который готов истребить целый народ ради так называемого "светлого будущего". А потому остро столкнулись интересы Мирона i Отроходіна на чаше. Почему Мирон молчал? Ведь его молчание - это смерть семьи. Мог бы и признаться ради своих детей. Никто бы и не узнал. Все равно через некоторое время село вымерло бы, а Катранники остались бы жить. Почему же он так не поступил? Ибо человеческая этика, мораль села не дают права выбора. Односельчане проклянут его и всю семью. Ничто не может заставить Мирона выйти за пределы народной морали. Он получил в наследство от своей нации самое главное - веру в Бога, которая дает прочную духовную силу. Сам страдает, а других защищает, никогда не стоит в стороне от чужой беды. Вспомним, как Мирон находит у мертвого хлеб. Он хоронит мертвого. Хоть и позорно, но можно забрать хлеб у мертвого, как это сделал Мирон, можно убить суслика, собаку, съесть их. Однако есть вещи, через которые переступить невозможно. Когда переступишь - ты уже не человек. Поэтому Мирон делится кониной, не отгоняет немощного, слабого, старого. А замислюва лись мы, почему так поступает и Андрей? Откуда такое поведение у обоих?
Корни ее - в извечной семейной педагогике, в основе которой лежит глубокое уважение к человеку, соблюдение законов христианской морали. В семье Катранників все жили друг для друга. Высокая этика семейных отношений передавалась детям, потом внукам. А шли они от бабушки Кристины Григорьевны.
Василий Барка, проникаясь болью, рассказывает, какими средствами кровавая большевистская власть разрушала извечные укладе жизни украинцев. Первый удар приняла обычная крестьянская изба, во время обыска все разгромили, разбросали. Это было первым шагом к уничтожению, потому что дом для крестьянина - это надежное семейное гнездо, залог мира, благополучия, оберег. А ее разрушение - это начало собственной смерти, как физической, так и духовной. Второй удар направлен на ломку веками устоявшегося украинского семейного устоя, обрубки родственных корней. Постепенно вымирает семья Катранників, потому что ее традиционный кормилец - отец не способен удержать семью. Умирает дочь Елена, мамина радость и надежда, умирают все Катранники, кроме Андрея. Село доведенное до отчаяния, есть больше нечего - начинается людоедство. И все же, чего в романе больше: людоедства или человечности? Хотя людьми правит во время голода зло, страх, безнадежность, но человечности больше. Люди как могут поддерживают друг друга.
Автор глазами Дарьи и Мирона видит, что исчезает красота и души, и природы. А они умели видеть в жизни. Знали они, что именно красота питает человеческое сердце, душу. А тираны хотели ее, красоту, убить, но не удалось.
Василий Барка верит в возрождение жизни людей, а потому и оставляет в произведении живым младшего из Катранників Андрея. Он оживает, возвращается к жизни, потому видит уже красоту синего утра, слышит запах мяты. Его сердце не равнодушно к красоте, а значит, и к жизни. Писатель верит в неуничтожимости души, которая воспитана в красоте, гармонии взаимоотношений человека с природой и человека с человеком. Церковная чаша символизирует в романе свет, вечность жизни, а следовательно, и вечность Украины, которая возродится, несмотря ни на что.
Голод сознательно планировался еще с лета 1932 года. Планы сдачи зерна государству были выше, чем реальный урожай. В октябре 1932 года партийно-государственная верхушка принял хладнокровное решение: выйти из кризиса путем конфискации запасов зерна у хлеборобов. За несколько месяцев чрезвычайные комиссии под руководством ближайших сотрудников генсека - Кагановича, Молотова, Постышева - выкачали из украинских крестьян внутренние фонды - продовольственный, фуражный, семенной. Представители местной власти организовали в селах специальные бригады, которые вызывали по одному всех крестьян, требовали немедленно на станцию отвезти мешок зерна. Отпускали только после того, как крестьянин согласовывал ся. Это было не хлебосдаче, а разбой. Много крестьян накладывали на себя руки.
Архивные документы и газеты свидетельствуют, что во всех местностях Украины, кроме пограничных, были подворные обыски с конфискацией всех запасов еды, заготовленных людьми до нового урожая. Это было наказанием за якобы кулацкий саботаж хлебозаготовок, а фактически - акцией, сознательно направленной на физическое уничтожение крестьянства.
Голод свирепствовал, Сталин на Пленуме ЦК цинично заявил: "Мы, безусловно, добились того, что материальное положение рабочих и крестьян по-ліпшується из года в год. В этом могут сомневаться разве что только ярые враги Советской власти". Люди в селах ели мышей, крыс, воробьев, траву, мука из костей, кору деревьев. Тысячи крестьян уходили в города, пытаясь спастись, но дороги были блокированы i крестьянам хлеба не продавали. Были случаи, когда родители подбрасывали своих детей, просто их бросали, ели лягушек, трупы коней и даже люди ели людей. Это был сплошной ужас, за год в Украине вымерло с голода до 10 млн человек. И что самое страшное - зарегистрировано 10 тысяч судов над людоедами. Так это те, что зарегистрированы...
Писатель из диаспоры Василий Барка воспроизвел эту народную трагедию i романе "Желтый князь", создав символический образ Желтого князя - демона зла, который несет с собой разрушение и опустошение, сеет муку и смерть.
|
|