Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
Произведение Уласа Самчука "Мария"




Вступление

Первым, кто сказал миру правду о 1933 год, его причины и последствия, стал автор романа "Мария" Улас Самчук. Написан в высоком стиле хроники жизни женщины-крестьянки, роман подносит ее образ до символа Украины, многострадальной нашей земле.

Как сын и выразитель интересов украинского крестьянства, писатель сразу же уловил весь размах нашей национальной трагедии. Высокого трагедийного звучания произведение приобретает постепенно. С первых страниц идет даже немного идиллическое описание жизни и быта украинских крестьян с их буднями и праздниками, радостями и заботами. Совсем другое, жуткое впечатление производят последние разделы романа. Автор поднимает их до уровня трагедийного национального эпоса: все главные герои погибают. Личная трагедия женщины-матери стала трагедией всей Украины. Образ Марии - наиболее емкий и значимый. Автор продумал все до деталей, начиная с библейского имени. Ни разу никто в романе не назвал ее Машей или Марусей. От колыбели и до страшной и голодной смерти она - Мария. "Когда же ее теплая и радостная мать крестьянка Оксана вынимал из длинной пазухи грудь, Мария издалека чувствовала их, моргала усточками и пыталась продрать свои будущие глазки... Тридцать дней гасла сама Мария - покинутая, одинокая".

Ужасы этой смерти У.Самчук обрисовывает с такой документальной точностью, что мы узнали только в последние годы из воспоминаний очевидцев и жертв голодомора, которые остались живы и смогли "заговорить" только в независимой Украине.

Роман "Мария" - роман-взрыв, роман-реквием, роман-набат. Напечатано в 1934 г. во Львове, он очень долго шел до своих читателей. По-стефанівськи "коротко, сильно и страшно" описывает Улас Самчук голодный 1933 год. К изображению жизни своих героев автор подходит с мерой украинского вітаїзму - жизнеутверждения.

"Если не считать последних трех, то Мария встретила и провела двадцать шесть тысяч двести пятьдесят восемь дней. Столько раз сходило для нее солнце, столько раз переживала наслаждение бытия, столько раз видела или чувствовала небо, запах солнечного тепла и земли".

Несмотря на трагическую тональность последних разделов произведения, роман У.Самчука наполнен жизнеутверждающим пафосом: украинский народ бессмертен, и он имеет свое будущее. Поэтому так актуально звучит призыв Гната до уцелевших от голода односельчан, скомпонованный в библейском стиле: "Запомните, сыны и дочери великой земли... Запомните, гонимые, униженные, вытравленные голодом, мором! Нет конца нашей жизни. Горе тебе, отчаявшийся, горе тебе, виречений самого себя!.. Говорю вам большую правду: лучше будет Содому и Гоморре в день страшного суда, чем вам, что отреклись и плюнули на свою мать!..".

Утіливши в своем творчестве горькую судьбу украинского народа в ХХ веке, писатель и его роман "Мария" теперь уже навсегда останутся в истории украинской литературы.


ГОМЕР УКРАИНСКОЙ ЖИЗНИ ХХ ВЕКА УЛАС САМЧУК.

Его называют одним из самых выдающихся писателей современности, украинским Гомером ХХ века. В своих произведениях-романах, повестях, рассказах, очерках - он глубоко изобразил многогранную украинскую национальную историю, создав первоклассные образцы высокохудожественной прозы.

Улас Самчук явил всему миру неисчерпаемые потенциальные возможности украинского образного слова. Его произведения печатались в разных странах, где живут украинцы, кроме родной Украины, потому что были на протяжении десятилетий под запретом. И только теперь мы познаем красоту и силу его слова. Только теперь нам стало известно, что Улас Самчук за долгие годы своего жоття создал целую библиотеку блестящей украинской прозы. В украинской литературе Улас Самчук известен прежде всего как романист, автор эпопеи "Волынь" и романа "Мария".

Улас Самчук был первым писателем, который показал истинное страшное лицо коммунизма, изобразив в романе "Мария" (1932-1933) ужасные картины февраля голодомора, который принесла на украинскую землю советская власть. Когда писался произведение "Мария", в Украине свирепствовал голод, искусственно лаштований, с целью уничтожения крестьянства, которое кормило народ. Голод унес миллионы жизней, невинных жертв произвола и бесчинства. Свежими следами этих страшных событий пошел Улас Самчук, изобразив жестокую правду о положении украинского крестьянства после революции 1917 года, что и стало причиной запрета романа "Мария" в СССР.

Проживая в Канаде, на протяжении многих лет У.Самчук работал над трилогией "Ост" (1948-1982), в которой семья Морозов становится участницей всех сложных событий в Украине, начиная с 1917 и вплоть до 60-х гг.; в романе "На твердой земле" (1967) изображена жизнь в Канаде украинских переселенцев.

Улас Самчук - автор мемуаров "Пять по двенадцать" (1954), "На белом коне" (1956), "На коне вороном" (1974) и др.

Уласа Самчука справедливо назвали "Гомером украинского жизнь ХХ ст.". Он создал неповторимую художественную панораму своей эпохи, показал родной народ в периоды решающих испытаний, особенно в епопеях "Волынь", "Ост".

Это - писатель-традиционалист, реалист, эпик. Его индивидуальный стиль отличается детальными, "спокойными" описаниями быта, труда различных общественных слоев, но прежде всего крестьян. Он сумел глубоко проникнуть во внутренний мир украинского крестьянина, психологически мотивировано передать его эмоции, переживания, мысли.

Образы-персонажи произведений У.Самчука живые, яркие, без искусственной идеализации. В изображении пейзажа он выступает настоящим поэтом, залюбленим в красоту родной земли, хотя ту красоту больше приходилось носить с собой в сердце, чем наблюдать в действительности.

В живописанні художественным прозаическим словом современной ему украинской национальной истории Улас Самчук достиг больших вирши, чем кто другой. Он занимает одно из почетных мест в украинской литературе ХХ века, его произведения завоевали огромную популярность в мире.

 

 

 


Голодомор 1932-33 гг. в романе "Мария" Уласа Самчука

1933 года мировую общественность потрясло неслыханное в истории лихолетья, которое пришло в голову украинского народа - организованный сталинско-большевистской системой СССР голодомор, который привел к уменьшению украинцев на одну пятую, - современные исследователи вычисляют количество жертв порядком 7,5-8 миллионов. Психические отклонения мертвых канули в небытие вместе с их истощенными телами. Израненная психика живых осталась на всю жизнь. Ее же они передают своим потомкам, даже тогда, когда бы им этого не хотелось.

Улас Самчук принадлежал к литературе украинской диаспоры, поэтому вспомним определяющие черты эмиграционных произведений.

История украинской диаспоры распределяется на три основных периода: 1921-40 гг., когда Западная Украина находилась под властью Польши: 1941-45 гг., когда дети первых эмигрантов возвращались на Украину, надеясь на национальное возрождение под фашистской властью, и 1945-54 гг., период основания литературного объединения "Художник кий Украинское Движение" (МУР), которое дало начало систематизированном литературной жизни в эмиграции. Главными целями диаспоре было создание "великой литературы", то есть произведений мирового уровня и органического, национального литературного стиля. Они пытались в полной мере пользоваться преимуществами свободного мира. Отличались воинствующим нравом, смелостью, азартом борьбы.

Диаспорным писателям была присуща глубокая религиозность. Они понимали историю украинского народа в духе страдницького пути Христа на Голгофу, поэтому, в отличие от светских историко-политических толкований поэтов-шестидесятников, Самчук предложил религиозную версию трагедии голодомора.

"Мария" - самый сенсационный произведение писателя и первый художественный документ украинской литературы о голодоморе. Для раскрытия темы автор использовал жанр Жития Святых. Самые популярные источники этого жанра - древняя поэма "Хождение Богородицы (то есть Девы Марии) по мукам" (о чем говорит и название романа) и страданиях и подвигах христианских Святых (Зосимы, Савватия и др.)

Начало произведения - обычное крестьянское жизнь с ее ежедневными заботами и радостями. Любимого Марии Корнея забирают до российского флота, где он пробыл семь лет, став за это время участником нещасли вой для России войны с Японией. Не получив от своего любимого ни одного письма, Мария подала полотенца Игнату, парню тихой, но упорной натуры, неугомонному хозяину.

За годы службы Корней нахватался того, что стало определяющим в характере его среднего сына Максима, - пренебрежения к родному языку, бездумья и жестокости. Но любовь Марии (после возвращения Корнея она покинула Гната, вышла замуж второй раз за того, кого любила по-настоящему), неусыпная работа на земле - вернули его в обычное крестьянское русло.

Здесь сюжет скрепленный тайной. Когда Корней и Мария сп'ялися на ноги, кто-то в Пасхальную ночь поджег их новую избу, гумно, хлев - все подворье. Перед самой Маріїною смертью приходит к ней старенький монах, бывший ее муж Игнат, и просит у нее прощение за свое преступление. Осознавая необходимость отчитаться о нем перед Высшим Судом, Игнат ощущает потребность в искуплении.

В финальной сцене происходит довольно частое в украинских произведениях действо: Корней рубит топором своего сына-отступника, который пьянствует с подобными себе в то время, когда его мать умирает с голоду. В поступке Корнея отразилась жизненная позиция Самчука, его вера в человеческую волю к жизни вплоть до последнего вздоха.

Таким образом, голодомор в понимании писателя - закономерный зверство сталинской власти. Он является также и расплатой за человеческие грехи: пренебрежение Марией брачным долгом, сделанный ею аборт, поджог Игнатом Корнієвого хозяйства, а самое главное - роковую привязанность Максима до большевистского строя. Написан "по горячим следам", роман не содержит четких рецептов выхода из кризиса. Но Самчук полагается на силу самой жизни, которое не позволит людям потерять подобию Божию.


************

Голод 1932-1933 гг., его истоки и последствия, стали настоящей национальной трагедией. И, конечно, большое человеческое горе, горе целой нации, не могло не отразиться в художественной литературе. В украинской и мировой литературе в разные времена появились произведения о ужас 30-х годов. Но, я считаю, самое глубокое, найгрунтовніше, самое проницательное разработали тему социальной катастрофы писатели украинской диаспоры Улас Самчук и Василий Барка.

Первым художественным произведением в украинской и мировой литературе о великой трагедии века был роман Уласа Самчука "Мария" (1939), написанный за рубежом по горячим следам страшных событий. Небольшой по объему, он охватывает несколько десятилетий: в нем автор художественно осмысливает общественные катаклизмы, человеческие драмы и трагедии в дореволюционный период, после октябрьского переворота, в годы гражданской войны и во время преступных большевистских реформ 30-х годов, следствием которых был геноцид, унесший жизни около 10 миллионов человек. Картины человеческих страданий, мученических смертей, аморальных деяний большевистских опричников поражают трагедійністю, широтой художественных обобщений.

Главную героиню романа Марию называют Богородицей. Она образ-символ многострадальной, сплюндрованої Украины. Многое роднит ее с героинями украинских классических произведений, написанных в разные времена: с Маланкой Волик ( "Фата Моргана" М. Коцюбинского), Катей Гармаш ("Мать" А. Головка - первая редакция), Половчихою ("Всадники" Ю. Яновского). Жизнь героини романа В. Самчука, ее любовь, испытания, страдания, боли, мучения - все это описывается в стиле агіографічного жанра, проходит через память умирающей с голода старой женщины, которая потеряла во времена социальных потрясений детей мужа, нажитое тяжелым трудом имущество. Судьба Марии, ее великомученицької дочери с маленьким ребенком, трех сыновей - это судьба Украины и ее детей, которым судился свой путь - невероятно тяжелый, страдальческий и трагический.

В Уласа Самчука давние традиционные проблемы морали, труда на земле, достатка, любви и счастья, христианской морали, национального сознания, родителей и детей, предстают в самобытной художественной интерпретации, в спектре видения трагедии Украины 1917-1933 гг. Самый молодой Марии сын Лаврентий, как найпорядніший, найлюдяніший, национально сознательный, становится жертвой большевистских репрессий. Трагедия Марьина рода происходит день за днем. Единственная дочь с маленьким ребенком погибают в голодных муках. Средний сын, ленивый и непослушный Максим, становится большевистским палачом, глумится над извечной народной моралью, разрушает святые храмы, убивает своих соотечественников, попирает национальные корни. Именно он символизирует разрушительную антигуманную суть коммунистического лжемесіанства. Символичным является и то, что отступника-сына, как то мы имеем в Гоголя, собственной рукой наказывает насмерть родной отец Корней: "Быстрыми шагами подошел к нему и раз, второй размахнулся и опустил топор.

Вырвался дикий крик и сразу замолчал. Топор своим гострієм попадала во что-то мягкое, во что-то мягкое, что легко поддавалось, и поэтому глубоко вязкая. С кровати белого, теплого вырывались некоторое время стоны, но и они затихли. Корней сок и сок. Сок, как малый парнишка сечет крапиву или сорняк, пока не устала рука ..."

Но и топором Корней рубил социализм, пролетариат, которые истребили род Перепутьків, хозяйство уничтожили, выгнали из родного дома, которые уничтожили миллионы украинских семей. Убив сына-отступника - одного из виновников национальной трагедии, - Корней одновременно проявляет заботу о умирающую жену Марию, отдавая ей то, что осталось от недоїденого дохлого зайца, заботится о Надежде, не зная, что сошла с ума и ошалелая от голода дочь наложила на себя руки, задушил перед тем свое дитя.

Близок к В. Стефаника как большой мастер психологического письма, Улас Самчук прибегает к глубокому анализу внутреннего состояния персонажей, которые оказываются в экстремальных ситуациях. Да, убежден, что он должен наказать сына-изверга и понимая, что сам умрет с голоду, Корней обнаруживает последнюю свое внимание к жене, умиляется до родного пса, на которого не поднялась рука и с которым собирается умереть вместе где-то в поле.

Из уст Корнея - когда-то легкомысленного, даже бездушного матроса, которому человечность и порядочность вернула честный труд, - взлетает осуждение преступной системы, которая уничтожала в крестьянине хозяина, разрушала извечный неразрывную связь его с землей: "И какой же я грех делал, когда у меня с двух десятин восстало двенадцать? Когда у меня с одной коровы стало шесть... Когда из десяти плодородных деревьев выросло двести? Какой это был умный человек, грех и зачем взывать меня сволочью, кулаком? ...

... Чтобы я, целый век лил пот, что вытворил столько хлеба, которым можно прокормить целое государство, шел к той коммуны и там каждый вечер наставлял старческую руку, чтобы мне какой-нибудь Янкель давал кусок недопеченного, из помета хлеба? О нет! Вот уж нет!"

Но обрубленный родовой корень, осквернена земля, ушел в миры на погибель Корней, не стало Марииных детей, умирает и она сама, мать рода человеческого. И все же, несмотря на трагичный пафос, в произведении звучат жизнеутверждающие мотивы, мотивы вечности памяти народной, торжества добра над злом. Где живет единственная ветка Марьина рода: ее и Корніїв старший сын Демко, попав в войну до немецкого плена, пустил там корни на чужой земле. Воскреснут в человеческой памяти и невинно убиенные.

Символическое видение видит умирающая Мария, а рядом - Гната, ее бывшего, преданного ею мужа:

"Мария открыла глаза, смотрит навстречу солнцу, вынула сухую костлявую руку и протянула ее далеко от себя.

- Солнце! - говорит она.- Солнце! Смотри, Гнат, какое солнце. Видел ты когда такое солнце?..

Кончики лучей отапливают сухие жили руки, бьют в запавшие глаза, підбарвлюють серебро волос. Мария не жмурить глаз. Смотрит ровно и широко. Игнат молча сидит, и в душе его воскресают мертвые из гробов, встают из гроба люди, далекие, забытые, разбросаны по всей земле. Встают и поют радостные песни. Игнат улыбается..."


Борьба добра и зла на страницах романа В. Самчука "Мария"

С давних времен борьба добра и зла занимала важнейшее место в жизни всех народов и времен. Традиционным окончанием каждой сказки была победа добрых и отважных героев над злыми и коварными. Сквозь призму веков пролетела эта борьба, найдя отражение во всех жанрах литературы, и достигла ХХ века. Одной из главных проблем романа В. Самчука "Мария" является противостояние добра и зла.

Тысяча восемьсот шестьдесят первый год отмены крепостного права. Именно это, казалось, было победой белого над черным. Крестьяне получили свободу, но жизнь не стала легче. В следующем году родилась Мария - белая точечка на фоне черного жестокого мира человека. Еще в детстве она почувствовала этот мрак, потеряв родителей и уйдя в наймы. Потому вынуждена была и хотела жить. А как же не хотеть, когда только появилась на свет, только открыла глаза, и солнце ослепило и согрело своим ярким теплым лучом. Оно будто осветило темноту, в которой было до этого младенца. Позже, работая наймичкой, девочка испытала обиды от злых соседских детей, однако, поплакавши, снова возвращалась к ним. Итак, добро вновь одержало маленькую победу. Наполненная солнечным сиянием Мария стала прекрасной девушкой и встретила первую любовь. Но и тут вмешалось зло в образе царского режима и заставило любимых расстаться.

Говорят, что наша жизнь - это зебра, покрыта черными и белыми полосами. Поэтому Мариино жизнь проходила то темной, то светлой полосой. И скоро появился человек, которая принесла свет, держа в руках белую ленту жизни. Девушка долго не хотела принимать счастье, потому что старая любовь ослепило глаза. Потеряв надежду на светлое будущее с Корнеем, Мария вышла замуж за Игната. И тут ее постигла беда: злая судьба забрала детей. Однако вернула любимого Корнея. Со временем прежняя любовь вернулась, родились Корнієві дети. И счастье недолго длилось. Вместо одной беды появилось другое. Царский режим сменила советская власть, а жизни Марии вновь коснулась тьма. Сын Максим стал злейшим врагом своим родителям. Их противоречия настолько обострились, что Корней был вынужден убить собственное дитя. С одной стороны, умерла злой человек, но с другой, убийство - это преступление (корень слова - зло).

...Тает Мария, как свеча. Доживает свои последние дни без единой крошки хлеба. Она умирает под лучами солнца с улыбкой на устах, потому что ни на кого не держит зла ни на Игната за то, что поджег дом, ни на Корнея за то, что предал юном любви, ни на Максима за то, что отказался от родителей. Ведь Мария - это вечное добро.


Образ Марии в одноименном романе Уласа Самчука

Жизненных коллизий и трудностей, которые выпали на долю долго неизвестного нам украинского художника из диаспоры Уласа Самчука, хватило бы, пожалуй, не на один десяток жизней. Не суждено ему стать писателем на родной украинской земле. Далеко от Украины расцвела героически-трагическая, жизненно-реалистичная, правдивая художественная проза писателя.

Слишком остро воспринимал Улас Самчук все исторические события, которые переживала Украина, его родная сторона, в XIX-XX веках: именно в это время в центре Европы на глазах всего мира уничтожался великий народ! Прилагались всяческие усилия и изобретательность, чтобы убить в зародыше именно желание людей быть украинцами. Именно эти обстоятельства поставили перед "кусливим" художником Самчуком вопрос: почему так произошло, что же происходит с Украиной? Молчать писатель не мог. Поэтому все свои мысли, мучительные, выстраданные, вылил в "найсенсаційнім из всех произведений" романе-хронике "Мария", написанном в Праге в 1933 году. В следующем году произведение было напечатано во Львове. В течение 30-х-80-х годов неоднократно переиздавался в США, Аргентине, Канаде, во время войны - в Украине, в Ровно. в 1991 году роман напечатали в Киеве.

Толчком к написанию романа стал голодомор в Украине 32-33-го годов, но изобразил писатель горькую историю жизни Украины через жизненную трагедию героев романа на протяжении нескольких десятков лет, потому что такова его творческая манера - показывать человека в историческом времени.

Мария - главная героиня романа. Описывая его нелегкую сиротскую жизнь, Улас Самчук наводит нас на мысль, что подобной Марииной судьбы была история Украины конца XIX - начала XX века, которая после поражений прошлых веков осталась сиротой, бедной вдовой на обочине мировой истории. Однако ценой невероятных усилий сумела выстоять, в начале XX века даже окрепнуть, надеясь на лучшее. Когда читаешь произведение о судьбе женщины-страдалицы, то кажется, что уже что-то подобное приходилось слышать ранее. Это действительно так, потому наснажений этот образ фольклорными мотивами: раннее сиротство, детство в наймах, первая девичья любовь, разлука с милым, вынужденное бракосочетания с нелюбимым, немного семейного счастья с любимым. Все сложилось именно так в жизни Марии. И это только, как говорится, канва. А вышиванка жизненной судьбы Ма-ріїною значительно строкатіша. "Предвестники беды" раз в раз врываются в ее судьбе..."

Попробуем и мы вместе с Марией на протяжении всех двадцати шести тысяч двухсот пятидесяти восьми дней пережить, перестрадать, пересміятись i выплакаться. Марией от рождения и до старости автор называет героиню. И это символично. Начало ее жизни был роскошным. Мария-младенец - "живая репетлива действительность", она розкошувала: "Не раз проснется от сна, напьется из материнского лона пахучего напитка и наполняется радостью... Лепечет, поднимает до самого носа ноженята, упорно пацає ними, растопыривает едва заметны пальчики, упорно ловит что-то назойливое перед глазами". С этим присущим настоящему борцу за существование искренним рвением Мария пройдет весь отведенный ему судьбой путь. И вот первое бедствие, которое долго не могла понять Мария, Она - сирота. Начались скитания маленькой героини: жизнь в убогой тетушкиной семье еще пятеро крикливых ртов", что "хотят сами обязательно ежедневно кушать". Больнее всего девочке не то, что ходит в грязной полотняной сорочині, вечно голодная, что каждый может обидеть ее, а то, что Мария сознательно понимает, что она сирота - i в ответ своему обидчику она не может сказать, как другие: "Жди, жди! Как скажу маме - увидишь!.." А она и не говорит этих слов, а "пойдет над реку, порюмсає и снова хорошо".

Время течет и с неухоженной, циганкуватої, с "большим набубнявілим животиком" девушки выросла красавица, за которой ухлестывали парни со всех окрестностей, а впоследствии мы видим Марию-мать. Героиня Самчуком обожествленная, он пытается представить ее жизнь в четком хронологическом порядке день за днем, год за годом "в художественном стиле художественной агиографии". Вот мы видим, как Мария-мать кормит младенца: "Голова ее наклонена направо, глаза спущены и закрытые длинными веками, а губы сжаты в легкую и прозрачную улыбку". И этим библейским мотивом писатель с первых страниц романа мотивирует "житийный", а потому и трагический характер образа: дни ее сочтены, "имя ей Мария". Она запрограммирована на нелегкую судьбу еще и тем, что родилась в мире, где идет извечная борьба добра со злом. Уже рисуя портрет маленькой Марии, автор говорит: "У нее лоб, а за ним хранятся почка ума, которая вот-вот разовьется, расцветет и познает добро и зло". А героиня стремится к счастью. Для Марии это - радость детства (когда есть любящие отец и мать), взаимная любовь, семейное счастье (жизнь с любимым мужчиной), радость материнства, достаток, труд на своей земле. Но почему-то все Марииные мечты о счастье в действительности мгновенные. Семейные трагедии обусловлены ужасным временем. Умирают родители, дети от первого брака, от голода в немецком плену погибает сын Демко, деморализуется недоформована расхристанная душа Максима... Суждено Марии выпить свою чашу сполна: спізнала она настоящего счастья, понесла и тяжелой скорби; и чем больше было счастье, тем больше и страшнее была катастрофа. Ее жизненный путь - судьба всей Украины. Марии род, как и большинство украинцев, встретили революцию неподготовленными. А самое большое горе матери - быть свидетелем, как гибнут дети, угасает весь род: на Соловках - младший сын Лаврентий, зять Архип, в селе от голода дочь Надежда, внучка Христуся, последней - сама героиня...

Трагический финал наталкивает на размышления. Все время, от раннего сиротского детства и вплоть до революции, мы постоянно чувствуем, что в какие бы трудные ситуации не попадали герои произведения, все равно не оказывались в безнадежных ситуациях: мол, все обойдется, ведь главное - жизнь продолжается. А чем же принципиально отличается большевистская власть от всех других? Она такой надежды не оставляла никому. Болезненно это воспринимать умом, но подтверждением этому является роман Уласа Самчука "Мария" и, конечно, жизни. Развязка произведения трагическая - умирает женщина-мать, продолжательница рода, который уничтожен социальными катаклизмами. Писатель верил в то, что Украина и украинцы еще возродятся, заживут счастливо, поэтому и финал романа жизнеутверждающий. Мария видит солнце, а Игнат (ее первый муж) видит, как "воскресают мертвые из гробов, встают из гроба люди, далекие, забытые, разбросаны по всей земле. Встают и поют радостные песни. Игнат целует старческую руку своей бывшей жены-красавицы: "Целую руку матери. Целую большую святость. Целую труд! Мария! Мария!"

Так оценивает автор судьбе женщины, которая мужественно прошла через все испытания и, приблизившись к библейских героинь, возвысилось до символа Украины.

 


Сочинение-отзыв. Семья Перепутьків - своеобразная художественная модель украинской семьи конца XIX - начала XX века

Наконец настали для Украины такие времена, когда мы, не таясь, можем смело называть имена тех талантливых украинских писателей, о которых до недавнего времени знать не хотели, называя их "чужинецькими белетристами". Среди таких и писатель Улас Алексеевич Данильчук-Самчук родом из села Дермань на Волинщині (ныне Ровенская обл.). Он был "старого крестьянского корня, с твердыми традициями стихийного и сознательного независимости в духе и несокрушимым желанием бороться против каждого возражения наших законных прав на земли наших предков". Осознание этого семейного жизненного кредо не давало покоя талантливому художнику, И, конечно, все его произведения излучали свободолюбие, право своего народа быть хозяином на родной земле, именно этим художественное слово писателя вызвало у читателей симпатии и доверие, а у недругов - злость, пренебрежение к нему, желание навсегда отграничить его самого и его произведения от украинского народа. Время преобразился и сегодня имя Уласа Самчука стоит среди самых значительных отечественных прозаиков XX века.

Писательская судьба его сложилась так, что не в Украине, а за ее пределами происходило становление как писателя Уласа Самчука. Именно в Германии были написаны новеллы молодого прозаика "Обида", "Собака в окне", "Мадонна цвітучого саду", "Четвертый мужчина". Пражский период в творческой биографии писателя считается наиболее продуктивным. Из никому не известного начинающего литератора встает настоящий классик украинской литературы. Работоспособность невероятная! Одновременно пишет четыре романа "Волынь", "Мария", "Горы горят", "Кулак".

Все пережитое писателем в Украине и за ее пределами, весь богатейший жизненный материал, который постоянно собирал художник, все, что до глубины души поражало писателя и не давало покоя, звало к работе. Было у Самчука единственное желание творить, писать. Судьба Украины не давала ему покоя, тревожила. Голодомор 33-го года требовал от писателя весомого слова - появляется роман "Мария". Книгу было выдано с посвящением "Матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-1933 годы". Но не только из-за того, что автор одним из первых рассказывает о ужасах голодомора в Украине, а еще о "принудительная коллективизация", "раскулачивание", жуткие картины жизни семьи Перепутьків в романе - это высокохудожественное воплощение жизненных реалий этого периода.

В центре авторского внимания прозаика - история украинской семьи на рубеже эпох. Это отчетливо прослеживается в самой структуре произведения: первая часть "Книга о рождении Марии" - своеобразная его предыстория; вторая - "Книга дней Марии" - собственно история; третья - "Книга о хлебе" - трагический финал, гибель Марьина рода. Именно жизнь героини Марии, ее семьи (а Мария не представляла себя без счастливой семьи) помогают Самчукові решать в романе самые разнообразные проблемы: отцов и детей, любви и семейного счастья, морали, достатка и труда на земле, солдатчины, духовности и веры в Бога, голода, геноцида и репрессий, власти, национального сознания и достоинства, добра и зла.

Мария по зову души творит то главное, чего у нее не было (рано осталась сиротой), ради чего кажется и родилась на свет Божий - семью. Героиня не просто творит семью, а можно без преувеличения сказать "украинскую мечту" самого автора. То целый гимн человеческому счастью, что возвышает Марию высоко, ибо она имеет крепкую семью, свободно работает на своей земле, она счастлива как мать, потому что умных, упорных, трудолюбивых детей, семью ее уважают односельчане: "Какие это были красивые, полные, округлые года. Каждый восход солнца приносил труд, запад - отдых. Растут дети. Прибывает понемногу земли..." Трое сыновей - Демко, Максим, Лаврентий и дочь Надежда - "послушная, веселая, красивая. Встает вместе с матерью, помогает ей". Демко i Максим помогали отцу Корней по хозяйству, а Лаврин, "живой, с искрящимися глазками, прыгун", хорошо учился в школе, поэтому родители мечтают, что когда выучится на "дохтора". Мария вместе с Самчуком-автором достигла вершины идеального семейного счастья. И вот дальше автор воплощает свой замысел, показываю или, как героиня идет по склону, до самой пропасти. Не может быть сама Мария и ее семья счастливой в такой жизни, которую имела Украина на грани веков.

Война, революция, НЭП, коллективизация - этапы "большого пути", что привел украинский род к национальной катастрофе. Революция для Марии страшна тем, что разрушает ее семью - то, чему она посвятила всю свою жизнь. Революция отбирает у нее одурманеного идеями классовой борьбы сына Максима. НЭП - "сатанинское изобретение" большевизма, которым он парализовал волю украинского крестьянства к активной борьбе за свои права, видел в трудолюбивых украинских крестьянах ожесточенных врагов, которых впоследствии необходимо было уничтожить. Коллективизация - кульминационный момент войны Москвы с украинским народом. Гибнет весь род Марии: на Соловках - младший сын Лаврентий, зять Архип, в селе от голода дочь Надежда, внучка Христуся, последней - сама героиня...

Поэтому теперь и становится понятным почему так долго стояли на пути появления этого романа в Украине. Ведь надо было давать ответ, почему так произошло на Украине, почему честные труженики, которые своим трудом достигали семейного счастья, достатка, благополучия становились врагами народа, почему, такие же, как Корней, когда зажиточные крестьяне вынуждены были бродить по полям в поисках гнилой картофелины или дохлого зайца, потому что дома в это время умирает с голоду семья, почему самые умные, самые талантливые погибают в концлагерях? Которыми самым гуманным идеями можно все это виправда ты? Вопрос, как видим, риторические.

Непросто происходит возвращение литературного наследия В. Самчука на родину. Но мы искренне воспринимаем его произведения, исполненные человечности, правды, высокого художественного совершенства.


Выводы

У.Самчук в своем романе "Мария" анализирует всю предысторию социальной катастрофы. Так, в истории произошло много ужасного с украинским народом, не раз на протяжении ХХ в. ему грозило полное истребление, но, несмотря на все неурядицы, украинское село - основной носитель украинской народности - устояло, прежде всего благодаря своей жажде жизни. И сегодня, когда мы строим новое общество, не должны забывать страницы истории, какими страшными они бы не были.


Использована литература:

1. Вселенная.- 1990.- №7.- С.139.

2. Самчук Улас. Мария. Украинский исторический роман.- К.- 1997.- С.3.

3. Я. Грицак "Очерк истории Украины", с. 30-36.

4. Журнал "Слово и время", 1993, №10 с. 68-71.

5. Газета "Украинский язык и литература", 1997, № 5.

6. История украинской литературы ХХ ст.- К.: 1994.- Кн. 2.- Ч. 1.

7. Жив'юк А. Дерманські берега Уласа Самчука // Слово и время.- 1995.- №1.