Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Обзор творчества Г.сковороды



Г.Сковорода чаще упоминается в плане философа, писателя (в первую очередь для взрослых). И многие не подозревают, что Г.Сковорода большую часть своего творчества посвятил именно детям, юношеству.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - выдающийся украинский педагог, поэт, странствующий философ, представитель этико-гуманистического направления отечественного просвещения. Учился в Киево-Могилянской академии, углублял знания за рубежом. Вернувшись на родину, преподавал поэтику в Переяславской семинарии, затем - в Харьковской коллегии. После освобождения из коллегии Г. Сковорода до конца жизни оставался странствующим философом и учителем.

Свои педагогические взгляды он изложил в диалогах, стихах, баснях, притчах, письмах. Проблемам воспитания посвящено его притчи «Благодарный Эродий», «Убогий Жаворонок», «Басни Харьковские». Исходными и определяющими в системе педагогических взглядов Сковороды есть идеи демократизма, гуманизма, народности и патриотизма. Идеал человечности - цель всей его жизни, а также и цель воспитания. Г. Сковорода считал, что в воспитании надо учитывать не на социальное положение детей, а на их природу, наклонности, интересы, дарования.

Будучи сторонником принципа народности в воспитании, он отстаивал мнение, что оно должно отвечать интересам народа, питаться из народных источников и храниться в жизни каждого народа, высмеивал дворянско-аристократическое воспитание, пресмыкательства перед всем иностранным. По его мнению, цель воспитания - подготовка свободного человека, гармонично развитой, счастливой, полезной для общества, человека, способного жить и бороться.

Ведущее место во всестороннем развитии отводил умственном образовании, которая помогает человеку познать себя, окружающий мир, суть счастья. Он отстаивал родной язык в школах, советовал изучать грамматику, литературу, математику, физику, механику, музыку, философию, медицину и другие науки.

Особую роль во всестороннем развитии личности Сковорода отводил формированию ее нравственных качеств, в частности таких, как любовь к отчизне и труда, человечность, дружба, правдивость, честность, скромность, сила воли, чувство человеческого достоинства.

Значительное внимание Г. Сковорода придавал физическому воспитанию людей, считал, что они должны быть «телесно здоровы». Физическое воспитание, согласно ему, должно начинаться еще до рождения ребенка и заключаться в здоровом образе жизни родителям, в заботе о матери в период беременности и вскармливания ребенка.

Физическому воспитанию детей способствуют труд, упражнения, режим и отдых, развлечения, закаливание организма. Он также заботился о эстетическое воспитание, которое должно облагораживать людей, помогать им в жизни и труде. Средствами эстетического воспитания должны быть поэзия, музыка, народные песни, красота природы, изобразительное искусство.

Первыми воспитателями ребенка Сковорода называл родителей. Пренебрежительно относился к тем «напівбатьків» и «на-півматерів», которые перепоручают воспитание своих детей другим, сравнивал их с кукушками, что подбрасывают яйца в чужие гнезда. Решающую роль в воспитании он отводил школе, учителям. Отстаивал мнение, что школа должна быть доступной для всех, с бесплатным обучением, разработал ряд дидактических и методических положений. Утверждал, что осознавать истину лучше всего самостоятельно, через собственную активность. В процессе обучения нужно учитывать наклонности и способности детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Он советовал правильно дозировать учебный материал, излагать его доступно, ясно, точно, использовать наглядность, связывать теорию с практикой, обучение с жизнью. Высоко ценил такие методы обучения, как лекция, рассказ, беседа и беседа. Интересны его мысли о чтении книг и выписки из них.

В воспитании Г. Сковорода предлагал такие методы, как беседа, разъяснение, советы, примеры, советовал воспитывать не только словом, но и делом, убеждением, приучать дітеи критически анализировать свои поступки, придерживаться строгого режима, избегать излишеств. Он по достоинству оценил труд учителя, предъявлял к нему высокие требования, в частности к его знаний, благородства, любви к детям, к своему делу. Учитель должен быть примером для других во всем, уметь владеть голосом, излагать «прилично, тихо и без крика».

Сковорода был необычным учителем: писал басни, преподавал древние языки, глубоко интересовался математикой, географией, экономикой.

-Учил, как жил, а жил, как учил - лучшая черта педагога.

Жанр басни довольно широко использовал Григорий Сковорода. Его «Харьковские басни» в многочисленных рукописных списках попадали в руки юношества и детей, о чем имеем свидетельство и в Шевченко, который, скрываясь парнем в сорняках, «списывал Сковороду».

Учебника по этике не было, и Григорий Савич написал его сам. Это был первый философское произведение, основной мыслью которого является : праздность - это самая большая человеческая изъян.

Сковорода публично заявил:

"Весь мир спит, пора просыпаться!"

Студенты любили своего учителя, советовались с ним, бывали у него дома. Он засевал их души зернами правды, гуманизма и свободолюбия, мечтами о республике.

С 1769 года Сковорода вел путешествующую жизнь. Почти 30 лет путешествовал этот певец-музыкант и учитель-бацкар пыльным дорогам. Левобережья, заходил в села и хутора, реже - в города, в основном на ярмарку, останавливался у приятелей, а то и вовсе незнакомых крестьян, - и везде встречали его как родного, принимали как найпочеснішого гостя, потому что с ним дохати входили дружеская беседа, хорошее настроение, доброжелательный совет, меткий шутку.

Мудрое слово Сковороды притягивало людей. зайдет он, бывало, в деревню, сядет край площади или на кладбище, или в кого-то на дворе, сбросит сумку, достанет подругу-свирель, заиграет народной "Ой, пойду я лугом-долиной" - и сходятся люди.

Тогда странствующий философ достает книгу ,читает, соберет малышей возле школы или в доме, тай рассказывает сказки, им же составленные, учит читать и писать, доверительно беседует с малышами. Как раз про этот период жизни великого просветителя и писал Дмитрий Павлычко в стихотворении "Сковорода":

 

И, выломав полацю из плетня,

Он темными оврагам пошел

Крепостным детям викладать латынь,

Смущать мыслями рабскую кровь

Чему же учил Сковорода?

Учил, что в природе красота, гармония, а в обществе - несправедливость, и чтобы изменить макромир на лучшее, надо каждому изменить микромир, то есть себя самого. Познав себя, познаешь - совершенствуй. Познавая свои наклонности, человек правильнее определяет свое место в обществе и принесет наибольшую пользу. Но немало людей занимают не свои места. Человек не может быть счастливым, если действует вопреки своей природе.

Веление природы - это познание Бога в человеке.

Познание природы - это познание Бога.

Григорий Сковорода был демократом. Он писал, что его родной край страдает под властью "загребущих", "лукавых", "обезьян" и "змей".

Философ жил надеждами на новое общество равноправных людей, где не будет "рабского ига", "тяжелой работы", "ничего златожадного", "хамского".

Взгляды великого правдолюбца имели большое влияние на последующие поколения.

Лев Толстой отметил, что мировоззрение Сковороды удивительно близок ему.

Последнее десятилетие жизни Сковороды - это годы его славы. Все хотели его видеть. В Харькове, Белгороде и многих селах возникли кружки последователей его учения и образа жизни.

9 ноября 1794 года Григорий Саввич умер. Умер так просто, как и жил...

Последнее десятилетие жизни Сковороды - это вершина творчества писателя.

Об этом Павел Тычина писал:

"Он сознательно избрал своим кабинетом целый мир, при обміркуванні его произведений присутствовали и небо над головой, журавли, аисты, тополя, озера, леса и твердая земля под ногами, а главное - люди".

Действительно, больно то, что при его жизни не опубликовано ни одного произведения. Но его поэзия, притчи распространялись на Украине устами народа. Он написал 30 прозаических басен, позже составили сборник "Басни Харьковские". Большую славу писателю принес сборник лирических стихов "Сад божественных песен". А мне запомнились строки, в которых автор любуется красотой родной природы:

Гей поля, поля зеленые,

Зеленью, цветами украшены!

Жаворонок над полями!

Соловей над садами!

В своих произведениях Сковорода отразил мечту народа о лучших временах, когда земли станет "царством любви..без вражды и распрей". Мне хочется закончить сочинение высказываниям поэта-философа:

-В Горний Руси (будущей Украины) вижу все новое: новых людей, новое поколение и новую славу.

Григорий Сковорода - гордость и слава украинского народа - всегда будет жить в наших сердцах - сердцах его благодарных правнуков.

Как видим, творчество Г.сковороды разноплановая. Большая ее часть - это богатое наследие для нашего подрастающего поколения, которое, как никогда, нуждается в поучительных и умных книг.


1. История украинской литературы. - К., 2000.

2. Жизнь и творчество Г.сковороды. - К., 1992.

3. Украиноведение. - В 4-х томах. - Т.4.