Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

7 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОР ТЮТЮННИК

Послевоенные детство и юность

(по повести «Огонек далеко в степи»)

Повесть «Огонек далеко в степи» - это художественно воссозданная страница жизни самого автора, память его сердца. Этой повестью Григор Тютюнник искренне отдал своим сверстникам моральный долг.

Перед читателем предстают правдивые неприкрашені картины послевоенной действительности со всеми ее трудностями и невзрачным героизмом. Автор пытается показать, что жизнь наших сверстников почти полвека назад было тяжелым, однако полон человечности, чуткости, доброты и тепла. Повесть очень поучительная. Сейчас довольно трудно представить, что четырнадцатилетние ребята могут зарабатывать не только на себя, но и на собственные семьи, а также, принимая на себя значительную ответственность, быть бережливыми и рачительными.

Нелегкая жизнь не ожесточило героев повести, наоборот, сделало подавляющее большинство из них щедрыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Эти подростки - дети войны. Они собственными глазами видели, как сражаются и умирают солдаты. Ребятам также известна цена хлеба: тот, кто презирает хлеб, уже никогда не будет их другом. Большое счастье им приносят редкие скромные обновы.

Счастливые, возбужденные Васили возвращаются домой в городок. Их приняли в ремесленное училище и дали форменную одежду.

Павел был младше друзей, и поэтому его в училище не взяли. Это известие потрясает Павлову тетю, потому что нечем топить, нечего есть, а жить дальше как-то и надо. Трудно было парню смотреть на печальных тетю, и не от черствости душевной, а потому что не в силах выдержать горькие женские слезы, Павел убегал из дома на огород или во двор. После неудачного поступления в ремесленного Павлик твердо решил пойти на работу, потому что это единственный способ выжить. Без работы Павел не мыслит своей жизни: во дворе и на огороде, летом и зимой, он настоящий хозяин, потому что тетя целый день на работе. Никто не напоминает парню о его обязанности: чувство собственной ответственности формировалось в послевоенных детей очень рано.

Павлика все же приняли в ремесленное. Отныне парень и его друзья, несмотря на дождь или холод, отправляются на рассвете в город, чтобы успеть до начала обучения.

Судьба обделила Павлика. Его отец погиб на войне, матери нет. Тетя, с которой он живет, чужая, но говорить так неправильно и жестоко. Чувствительным детским сердцем чувствует Павлик ее горячую любовь к себе. Не раз в течение ночи тетя не спала, высматривая парня из города, не раз подбадривала его, всегда хлопотала возле него, отдавая все тепло души. Читатель верит, что впоследствии Павлик сможет назвать добрую тетю матерью. Да и тете есть за что благодарить парню: он растет отзывчивым, трудолюбивым, справедливым. В первый день учебы он приносит домой кусок ремесленного хлеба, чтобы угостить им тетю.

Послевоенные годы были для подростков безрадостными, голодными и часто грустными, но наши сверстники умели и тогда находить счастье в настоящей дружбе, искренности, человечности. В час тяжелых испытаний именно такие люди становятся самыми справедливыми, чуткими, добрыми. Это очень убедительно показал в повести Григор Тютюнник. Иногда единый порыв, единое проявление чуткости и доброты нужен человеку. А окраденій войной сироте - вдвое. К таким людям принадлежал автор повести. Среди других человеческих добродетелей Григор Тютюнник особенно ценил доброту.

Автор писал, что идеалом для него всегда были и остаются самоотверженность и милосердие человеческой души.