Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА
Жизнь и творчество Марии Пидгирянки (урок-викторина)


 

Цель. Углубить знания о жизни и творчестве Марии Пидгирянки, раскрывая красоту и богатство родного слова с помощью произведений поэтессы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.

Оборудование. Портрет поэтессы и ее стихи, детские рисунки к произведениям М. Пидгирянки.
Ход урока

И. Актуализация знаний учащихся.

1. Звучит песня об Украине.

2. Хоровое чтение стихотворения с доски.

Родное слово мое, В нем озвуться века, Родное слово мое сквозь облака сияет, Словом вышью день, Постель полотенца, А на тех полотенцах - Украина моя. Первым было слово. А со слова, с родного языка начинается человек. Она делает первые шаги по земле и перед ним открывается загадочный мир, открывается великолепная красота окружающего мира родного края.

Мы живем в Украине, в крае несказанно богатом на сказочные пейзажи, волшебные песни, на замечательную благозвучный язык, которым можно передать все на свете.

Душа, переполненная любовью, добротой, искренностью, обращается к поэзии, начинает воспроизводить эту красоту. Такую красоту и любовь к родному краю, родной природе описала в своих стихах Марийка Пидгирянка - поэтесса нашего прекрасного горного края.

«Я не думала никогда, что когда-то буду «печатная» - я самоучка, робкий ребенок Подгорье, списывала, что мне старики рассказывали, и не знаю, понимала ли хорошо еловую язык. Начала я писать очень рано... писала, потому что слышала душевную потребность вылить на бумагу те впечатления, которыми поила меня красота природы».
Марийка Пидгирянка

II. Знакомство с жизненным путем Марийки Пидгирянки.

1. Рассмотрение портрета поэтессы.

 
Урок-викторина

2. Биографические сведения.

(Класс поделен на группы. От каждой группы выступает 1 ученик).

1-й ученик. Ее звездочка засветилась 29 марта 1881 года в селе Белые Ославы на Станиславщине (ныне Ивано-Франковской области) в семье Ленертів. Отец Марии работал лесничим, а мать - дочь священника, была домохозяйкой.

С детства девушка слышала беспокойный шум сосен, шум леса, родное слово и пение птиц.

2-й ученик. Она росла в многодетной семье, где было пятеро детей. Дедушка по матери научил ее писать и читать. Еще маленькой она прочитала «Кобзаря» Т. Г. Шевченко.

Свои первые стихи Марийка начала писать, когда ей было 13 лет, ее сестры нашли те стихи, написанные на отдельных клочках бумаги, и составили первую ее сборку.

3-й ученик. Она очень любила детей, и поэтому стала учительницей.

В 1908 году вышел ее первый поэтический сборник «Отзывы души». Это было для поэтессы большой радостью.

И жизненная судьба дарила не только радость. Очень много препятствий попадалось на ее жизненном пути, которые ей пришлось преодолевать.

Некоторое время Пидгирянка жила в Австрии. Находясь на чужбине, она очень тосковала по родным Карпатам. Здесь и родилась ее новая сборка «На чужбине», рассказы «Малый Василек», пьеса для детей «Сон на кургане» и поэма « Мать-страдалица».

4-й ученик. Вернувшись в родные места, Марийка Пидгирянка продолжает учительствовать, а с 1938 года работает директором школы в Тлумацком районе нашей области.

Умерла Марийка Пидгирянка 18 мая 1963 года. Похоронена в г. Львове на Лычаковском кладбище.

3. Ответы на вопросы.

- Где родилась поэтесса?

- В какой семье росла?

- Как сложилась ее жизнь?

- Какие сборки Напечатала?

III. Работа с книжной выставкой.

IV. Прослушивание стихотворений М. Пидгирянки, которые дети приготовили дома, на темы:

1. «Края милішого, более родного, как Украина, - в мире нет»

2. «Природа родного края»

3. «В гостях у бабушки»

4. «Школа, наша школа»

V. Физкультминутка.

VI. Игра-викторина.

Из какого стихотворения строчки?

1-й ученик.

Люблю мамочку, отца люблю,

люблю родную хату свою.

(«Что я люблю»)

2-й ученик.

Ой месяц январь зовет Мороза,

морозит лица,

щиплет нос,

А месяц февраль

ветрами дует,

на водах изо льда мосты строит.

(«Песня о луне»)

3-й ученик.

Целует солнышко письма

в нежной, теплой ласке,

Грибы надели шапочки

так же, как в сказке.

(«Лес»)

4-й ученик.

Я буду пораньше замок отпирать,

чтобы вы не проходили гостеприимного дома.

(«Гостинна хата»)

5-й ученик.

Поэтому белочка не горюет,

долго ли будет снег:

В полушубке зажмуриться

и ест орех. («Рай зимой»)

Ребенок.

Скажи мне, где уходит солнце спать?

Мать.

За высокую гору,

в золотую кладовую. («Разговор о солнце»)

6-й ученик.

На зеленой ветке люблю петь,

а в золотой клетке надо умирать. («На воле»)

7-й ученик.
Для внучка азбуку сделала -

Красочные буковки.

Им ручки и ножки приделала,

Поставила в строки. («Азбука»)

VII. Итог урока.

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые те люди, которые прожили свою жизнь, беспокоясь и принося радость другим. Таким и было жизни нашей землячки, замечательной поэтессы и доброго человека, ее стихи являются драгоценным сокровищем для всех нас.

Дорогие дети! Вы хорошо подготовились к уроку. Ваши содержательные ответы говорят о том, что вы много читаете. Желаю вам продолжать дружить с книгой, которая научит вас стать настоящими людьми.