Цель. Углубить знания о жизни и творчестве Марии Пидгирянки, раскрывая красоту и богатство родного слова с помощью произведений поэтессы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование. Портрет поэтессы и ее стихи, детские рисунки к произведениям М. Пидгирянки. Ход урока
И. Актуализация знаний учащихся.
1. Звучит песня об Украине.
2. Хоровое чтение стихотворения с доски.
Родное слово мое, В нем озвуться века, Родное слово мое сквозь облака сияет, Словом вышью день, Постель полотенца, А на тех полотенцах - Украина моя. Первым было слово. А со слова, с родного языка начинается человек. Она делает первые шаги по земле и перед ним открывается загадочный мир, открывается великолепная красота окружающего мира родного края.
Мы живем в Украине, в крае несказанно богатом на сказочные пейзажи, волшебные песни, на замечательную благозвучный язык, которым можно передать все на свете.
Душа, переполненная любовью, добротой, искренностью, обращается к поэзии, начинает воспроизводить эту красоту. Такую красоту и любовь к родному краю, родной природе описала в своих стихах Марийка Пидгирянка - поэтесса нашего прекрасного горного края.
«Я не думала никогда, что когда-то буду «печатная» - я самоучка, робкий ребенок Подгорье, списывала, что мне старики рассказывали, и не знаю, понимала ли хорошо еловую язык. Начала я писать очень рано... писала, потому что слышала душевную потребность вылить на бумагу те впечатления, которыми поила меня красота природы».
Марийка Пидгирянка
II. Знакомство с жизненным путем Марийки Пидгирянки.
1. Рассмотрение портрета поэтессы.
Урок-викторина
2. Биографические сведения.
(Класс поделен на группы. От каждой группы выступает 1 ученик).
1-й ученик. Ее звездочка засветилась 29 марта 1881 года в селе Белые Ославы на Станиславщине (ныне Ивано-Франковской области) в семье Ленертів. Отец Марии работал лесничим, а мать - дочь священника, была домохозяйкой.
С детства девушка слышала беспокойный шум сосен, шум леса, родное слово и пение птиц.
2-й ученик. Она росла в многодетной семье, где было пятеро детей. Дедушка по матери научил ее писать и читать. Еще маленькой она прочитала «Кобзаря» Т. Г. Шевченко.
Свои первые стихи Марийка начала писать, когда ей было 13 лет, ее сестры нашли те стихи, написанные на отдельных клочках бумаги, и составили первую ее сборку.
3-й ученик. Она очень любила детей, и поэтому стала учительницей.
В 1908 году вышел ее первый поэтический сборник «Отзывы души». Это было для поэтессы большой радостью.
И жизненная судьба дарила не только радость. Очень много препятствий попадалось на ее жизненном пути, которые ей пришлось преодолевать.
Некоторое время Пидгирянка жила в Австрии. Находясь на чужбине, она очень тосковала по родным Карпатам. Здесь и родилась ее новая сборка «На чужбине», рассказы «Малый Василек», пьеса для детей «Сон на кургане» и поэма « Мать-страдалица».
4-й ученик. Вернувшись в родные места, Марийка Пидгирянка продолжает учительствовать, а с 1938 года работает директором школы в Тлумацком районе нашей области.
Умерла Марийка Пидгирянка 18 мая 1963 года. Похоронена в г. Львове на Лычаковском кладбище.
3. Ответы на вопросы.
- Где родилась поэтесса?
- В какой семье росла?
- Как сложилась ее жизнь?
- Какие сборки Напечатала?
III. Работа с книжной выставкой.
IV. Прослушивание стихотворений М. Пидгирянки, которые дети приготовили дома, на темы:
1. «Края милішого, более родного, как Украина, - в мире нет»
2. «Природа родного края»
3. «В гостях у бабушки»
4. «Школа, наша школа»
V. Физкультминутка.
VI. Игра-викторина.
Из какого стихотворения строчки?
1-й ученик.
Люблю мамочку, отца люблю,
люблю родную хату свою.
(«Что я люблю»)
2-й ученик.
Ой месяц январь зовет Мороза,
морозит лица,
щиплет нос,
А месяц февраль
ветрами дует,
на водах изо льда мосты строит.
(«Песня о луне»)
3-й ученик.
Целует солнышко письма
в нежной, теплой ласке,
Грибы надели шапочки
так же, как в сказке.
(«Лес»)
4-й ученик.
Я буду пораньше замок отпирать,
чтобы вы не проходили гостеприимного дома.
(«Гостинна хата»)
5-й ученик.
Поэтому белочка не горюет,
долго ли будет снег:
В полушубке зажмуриться
и ест орех. («Рай зимой»)
Ребенок.
Скажи мне, где уходит солнце спать?
Мать.
За высокую гору,
в золотую кладовую. («Разговор о солнце»)
6-й ученик.
На зеленой ветке люблю петь,
а в золотой клетке надо умирать. («На воле»)
7-й ученик. Для внучка азбуку сделала -
Красочные буковки.
Им ручки и ножки приделала,
Поставила в строки. («Азбука»)
VII. Итог урока.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые те люди, которые прожили свою жизнь, беспокоясь и принося радость другим. Таким и было жизни нашей землячки, замечательной поэтессы и доброго человека, ее стихи являются драгоценным сокровищем для всех нас.
Дорогие дети! Вы хорошо подготовились к уроку. Ваши содержательные ответы говорят о том, что вы много читаете. Желаю вам продолжать дружить с книгой, которая научит вас стать настоящими людьми.
|
|