Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Воспитательный час
Без войны, без вины... Голодомор 1932-1933 год.

Цель: ознакомить учащихся с ужасными фактами геноцида оккупационной власти против украинского народа, вызывая сожаление, сочувствие, возмущение и ненависть к палачам, углублять понимание ценности свободы и независимости Украины, а также личной критичности каждого гражданина к ее закрепления и укрепления, чтобы никогда не повторились репрессии, голодоморы, пренебрежение правами человека.

Оформление: на столе, застеленном скатертью, букет из пшеничного (ржаного) колосья, хлеб перев»связана черной лентой, калина зажженная свеча: выставка книг, других материалов о голодоморах в Украине.

Оборудование: картины с иллюстраций к поэзии Антонины Листопад «Голодомор». «Счастливое детство»; Картина «Крестьянский дом 30-х годов».

Ход воспитательного часа (краще проводить в зале)

(Звучит тихая музыка или пение псалмов, на ее фоне слова учителя)

1. Вступительное слово учителя

С черной дали слышны голоса очевидцев о страшной трагедии украинского народа, украинского народа. Охватывают спазмами боли души живых. И в этих голосах нет крика, нет отчаянной скорби - есть тихое, скорбное висповідання виденного, пережитого. Слова годами немеют - нет уже душевных сил для выплакивания этого горя. Это горе - за пределами боли. Люди не хотели верить, что это могли творить... люди. Обречены на голодную смерть считали, что это делает дьявол, а оно было произведением коммунистической системы.

Мы не обучены забывать многострадальную іторію своего народа. И на этот уро мы пришли со свечами. Пусть этот зал станет сегодня храмом духовности, храмом скорби, Памяти

(Учитель и дети на сцене зажигают свечи приключился их на край сцены)

Памяти миллионов украинских крестьян, которые погибли смертью голодомора 1932-1933 года присв»ячується эта минута молчания.

(Ученики в зале встают. Минута молчания)

Ученик.

Мы хлебом

солью встречали друзей

Пусть будет больше в мире нас, братьев!

Пусть в каждом доме пахнет караваем,

Чтобы люд никогда хлеба не просил

О. Будаш

Ученица

Возьму я в руки хлеб душистый,

Он необычный, он святой,

Впитал и песню, и труд в себя,

Этот хлеб рум»пьяный на столе.

Ему в ноги поклониться надо,

Он-сокровище крупнейший на земле.

Ведущий

Хлеб... Как много сказано этими словами! Сколько затрачено сил, чтобы на столе лежал душистый хлеб.

Знаете ли вы, как пахнет жизнь?

Давайте на минуту почувствуем этот запах...

Это пахнет хлеб! Неповторимый запах делает хлеб живым, частью души каждого из нас.

Началом хлеба есть маленькое зернышко. Зернышко хлеба напоминает ребенка в сповитку.

Дитя-это іскрина жизнь, источник жизни в згорточку. Так и зернышко начинает колос, бескрайнее хлебное поле.

Издавна хлебу придавали круглой формы, отождествляли его с солнцем.

Если в доме пахнет хлебом - здесь согласие и счастье.

Если в государстве колосятся хлебные поля - здесь мир и достаток. Хлеб - это честь, Хлеб - это рука помощи, Хлеб - сила, могущество государства. Хлеб - это святыня.

Вечуча

Хлеб сопровождает важнейшие события в жизни

- при рождении ребенка несут хлеб (на здоров»я-

- когда-когда ребенок шел на учебу к дьяку, отец нес пучок розог, горшок каши и хлеб - на разум, силу и здоровье.

- на свадьбе молодых встречают хлебом и солью.

- На месте, где должны были строить дом, сеяли пшеницу. Если хорошо сходила - значит хорошо место

-в новый дом входили тульки с хлебом (на достаток)

- хорошая невестка та, которая удачно печет хлеб.

-Рождество с кутьей, Пасху-с куличами.

Как трудно прожить человеку без хлеба!

Ведущий

Не раз в Украине вершил свое черное дело лютый голод, когда семь»я не имела нечего есть, не было ни крошки хлеба, ни картошки или свеклы, ни морковки, ни зернышка. И даже лебеду на огородах было всю с»Їдено.

В народе говорят как будет хлеб, будет и песня.

Затихла в Украине нежная и очаровательная песня, перестал раздаваться смех, даже улыбка исчезла с человеческого лица. Рот кривавився от страшной муки от голода. Люди пухли без еды и умирали: старые и малые, потому что не было хлеба на такой плодородной украинской земли.

Черный 1932-1933 год. Украинцев хотели истребить голодом. Целыми семь»ямы, целыми селами вымирали. Люди страшной, мучительной и медленной смертью - от голода

И никакой мысли больше не могло быть в головах людей, кроме как хлеб. Нет о чем тогда человек не может думать, ни мечтать, ни думать - только о хлеб. Это была человеческая трагедия. Ее назвали Голодомор.

Это был прекрасный способ без войны, без вины уничтожить украинский народ.

Ученик

Віний монолог

Вам станет стыдно когда-нибудь за то,

И я уже этого не увижу.

... А рожь мое - такое густое,

...А мамина рука - еще горячая

Я еще не умер...

Еще луч в глаза играет

В четверг мне пошел десятый год,

Разве в таком возрасте умирают?!

Витільки поверните меня на бок

До вишенки

В колыбель ясноумную.

Я слышу запах цветов. Я не всмер

А небо стремительно падает вниз

Держите кто-то!

Хотя за косы ив...

Куда же вы, эй, люди добрые, куда?

Горбушка ласки...

Или из печи дыма?

И сколько в теле лишней воды!

... Не слышит мир.

Все проходят мимо...

Ученица

Сыпятся звезды, к рожь

Выбитое времени крыльями,

сколько нас, братья, убит

За то, что вкраїнці мы,

Мы и до сих пор какие-то виноваты,

Языков казни всечасно ждем,

Даже в собственном доме

Хлеб виновато едим.

Еще с памяти Сталина-палача

Измельчали, как те воробьи,

Как будто без наседки цыплята

Коршуна ждем следом.

А речь наша казацкая

Известная в далеких мирах,

Дома, я нищенская песня

Позор позором лата

Ученица

На начале октября 1932 г. в Украине существовало более 23 тысяч колхозов, а с них только 1403 выполнили заготовительный план. С целью обеспечения выполнение плана в октябре 1932 года в республику было отправлено хлебозаготовительную комиссию во главе с председателем Молотовым. Действовало указание: конфисковать также незерновые продовольственные припасы крестьян, полученные с приусадебных ділянок.Санкціонували массовые обыски, изъятия продовольствия, вплоть до фруктовой сушки.

Ученик

Скорбящая мать шла медленно,

Туда, где зрело колосья в поле

Несла на груди ребенок, словно птице,

Не стало силы, легла конец пути.

Языков стебли, руки сын протягивает,

И хлеба у мамы все умоляет,

Но мольбы своего пташати

Уже не слышит страждущая мать -

Угасла тихо у ребенка.

Проснися, нене, пронися,нене,

Созрело рожь твое зеленое!

Ведущий

Голодоморы! Голодоморы. Как трудно прожить человеку без хлеба!

Не раз в Украине вершил свое черное дело лютый голод, когда семь»я не имела нечего есть, не было ни крошки хлеба, ни картошки или свеклы, ни морковки, ни зернышка. И даже лебеду на огородах было всю с»Їдено.

В народе говорят как будет хлеб, будет и песня.

Затихла в Украине нежная и очаровательная песня, перестал раздаваться смех, даже улыбка исчезла с человеческого лица. Рот кривавився от страшной муки от голода. Люди пухли без еды и умирали: старые и малые, потому что не было хлеба на такой плодородной украинской земли.

Черный 1932-1933 год. Украинцев хотели истребить голодом. Целыми семь»ямы, целыми селами вымирали. Люди страшной, мучительной и медленной смертью - от голода

И никакой мысли больше не могло быть в головах людей, кроме как хлеб. Нет о чем тогда человек не может думать, ни мечтать, ни думать - только о хлеб. Это была человеческая трагедия. Ее назвали Голодомор.

Это был прекрасный способ без войны, без вины уничтожить украинский народ.

Ведущая

Советской Украине (В которой, к счастью, в это время не была западная Украина) было выполнить очень большой план по заготовке зерна, чтобы показать перед другими государствами, что мы богатое государство, что хлебом мы можем обеспечить не только бывший Советский Союз, а еще и капаталістичні государства.

Руководство Украины хорошо знало, если не выполнят приказ, то не миновать им такой страшной казни. Тех, которые скрыли зерно, чтобы иметь на посев, было казнен

Другие в угоду власти, забрали зерно из колхозных амбаров, и все съедобные продукты с крестьянских погребов, обрекая людей на голодную смерть.

С рассказов очевидцев тех событий: представители советской власти ходили по домам и забирали все: зерно, скотину. В 1932 был хороший урожай, но людям ничего не оставляли. Люди вынуждены были голодать, ходили собирали грибы, ягоды, ели траву - варили ее пекли из нее лепешки. Люди ели толченую кору деревьев, солому, крыс, кошек ,собак, потом перешли на слизней, лягушек, крапиву И умирали от тяжелых желудочных заболеваний - люди пухли от голода и умирали. Погибал скот. Люди закапывали ее, а ночью раскапывали и ели то мясо.

Иванна Омельянівна Блажевич - писательница, учитель. Она езда по селам, чтобы организовать помощь для голодающих.

Во Львове было проведено большое собрание, чтобы помочь людям Великой Украины. Собрано 1000000 корце зерна.

Во Львове было советское консульство. Через несколько дней консул сообщил, что Москва не дает согласия на помощь и не примет ее.

7000000 - за 9 главных месяцев ? млн. жертв голодомора одна третья дети. 40 млн - жертвы сталинских репрессий.

В конце 1932 года на 1 декабря 2500 случаи людоедства.

Неутешительным был и тот факт, что особым распоряжением запрещалось собирать колоски после собранного урожая. Такой поступок тоже каралось смертью

Ученица (в образе матери-Украины) (звучат тихо псалми0

(шепчет) Дітоньки мои, подождите! Иваны, Марии, Тарасы! Погодите! Куда же вы? Как же я без вас?

(Громче) Прости, небо! Прости, земля! Простите зари! Все силы земные и небесные, простите муку и безумие иого народа! Ту жуткую дикую ночь, все ужасы, не виданные от создания мира, простите!

(Тихо) Нема.Зотліли. Улетели ключами в небо.

Ученица

Лихолетье

Заныло от боли сердечко:

Я не видел, я слышал лишь о том

Как свое дитя родная мамочка

В котел с водой кладет.

Кураєм натопила в доме,

Чтобы сварить последний обед.

- наедитесь, дети нынче,-

А сама побелела, как лед.

- Вкусно так вы никогда не ели,-

И поставила борщ на столе.

Едва сама за столом не лишилась чувств:

- Ешьте, ешьте, мои хорошие...

-Мама, мама, садитесь с нами!-

- Я уже ела, -и утерла слезу.

- Завтра вас к крестной мамы

- Утром в город всех отвезу.

Там хорошее будет, я знаю,

Только учитесь в школе, как следует,

Папочка, видите вон, умирает

Вам продолжать родительский род.

Откушали. Разморенные спать

Заключались на скамье в углу.

Вышла из дома мать,

Закопала сына в саду.-

Спи, сердешный. Тебя ум»лепестки

Братик твой и сестрички твои...

Только люди то поступок поняли,

Только бы люди простили ее.

Посмотрела на дом.

Хотела мужа еще поховать...

Только встать было уже не сила,

На могилу легла помирать.

Ученица

Из воспоминаний Марии Тростянской из села Стецовка

Доходило и до людоедства. В нашем селе знают, как иметь ввідкопала своего ребенка и с»ела. А в одной семье с»ели двоих детей. У Оксаны Натальченко комиссия от сельсовета нашла посуду с вареным человеческим мясом. Так с горшками ее и вели до сельсовета. Убила п»ятнадцятерічного сына.

Ведущий

Сколько их, детей, погибло мученецькою смертью? Сегодня никто не назовет настоящей цифры. И их смерть еще глубже подрезала родовых корнях нации. А те, кто имел тогда 7-12 лет и чудом спасся до конца своей жизни пронесут тяжелые воспоминания, которых уже никак не вытравить из их памяти.

Ведущая

Умирало ежедневно - 25 тысяч людей.Щогодини - 1000 человек. Ежеминутно - 17 человек.

Воспоминания очевидцев

Надежда Дзюба

Сидит ребенок и качается всем телом: назад-вперед, назад-вперед, сколько сидит,столько и качается. И бесконечная одна «песня» вполголоса: «Кушать, кушать»...

Иван Белый

Весной 33-го, совсем нечего было есть, а зелени еще не было. Сирот сдавали в детские дома, или родственники, то забирали. Детей очень много умерло.

Выжили те, кто уехал в Россию. Западную Украину. Выезжали и на Кавказ, казахстан. Выжили и те, кто успели спрятать или на работе пайки получали.

Люди помогали друг другу. Бывало люди, которые очень бедствовали, утром на пороге находили сосуд с компотом, или блины из травы, или еще что-то. Это добрые люди помогали. Старались делать это ночью. не дай Бог кто увидит и донесет, то сразу в тюрьму пойдет. Ели шиповник, боярышник, маслину, бузину. Из дубовых листьев делали отвары и пилы для скрепления желудка. Потому что листья надо было рвать ночью, чтобы никто не видел.

Много людей отвозили своих детей в города и оставляли их там или сажали в поезда и дети сами ехали к России или к Западной Украины....

Ученик.

В это кровавое время наш народ не терял юмора. Хотя этот юмор был черным

Отец Сталин, посмотри,

Как мы в СОЗі разжились;

Хата раком, рига боком,

Три лошади с одним глазом,

А на доме серп и молот,

А в доме смерть и голод.

Целое лето делала,

Кило гречки заработала,

Кило гречки, два ячменя

И мучаюсь , где я змелю.

Ученик

Не ищите гроб

Отец съел своего ребенка.

С бичом ходит пригадир,

Загоняет в Сибирь.

Пейте воду, Ешьте сечку,

Выполняйте п»ятерічку.

Ученик

В 31 году уже познали мы беду

В 32 году люди ели лебеду,

В 33 году умирали на ходу.

Как пошла я в колхоз,

Сапоги скрипели,

Как ушла я из колхоза

Зубы цокотали.

Учитель

Мир должен был бы расколоться надвое, солнце должно перестать светить, земля перевернуться - от того, что было на зелі. Но мир не раскололся, солнце восходит, а земля вращается. И из памяти памятью народа ничего не поделаешь, она збегігатиме правду. Правду о тех страшных годах, о тех страшных событиях. Это наша история, и мы должен знать и помнить ее.

Ученик

На могиле жертв голодомора

Время прошло, пролетели лета,

Уже зітерлися в памяти нашей

Тех ужасных времен горечь

И лица павших от голода.

Сельское кладбище, изобилует бур»ян

На заброшенной братской могиле.

Ученик

Неужели в головах наших туман,

И розвіять его мы не в силе?

Но память не умерла, жива.

Вот дедушка произносит слова

Все вспомнил, а прошло столько лет.

Пусть стоит на могиле крест,

А на душе пусть лед вскрывается,

Хоть один відпоки на сто верст,

Пусть на нем свеча не угасает.

Учитель выходит с зажженной свечой)

Пусть каждый из нас коснется память памятью этого священного огня

частицы вечного. А свет этих свечей пусть будет нашей данью тем, кто навечно ушел от нас, кто ради торжества справедливости жертвовал собой. Они должны жить в нашей памяти. Давайте пом»янемо всех наших прапредков, которые умерли голодной смертью и в 20 годах и в 30 годах.

(На символическом «Колосок жизнь» дети крепят незабутки, как символ памяти жертв голодомора. Играет музыка (сначала бьют колокола далее звучит «Боже великий единый» дети зажигается свечи и ставят возле колоска памяти».

Минута молчания.

Завершается воспитательный час словам:

Ешь, сын, хлеб, и пам»ятай, щвв нем

Именно жизнь людей заложено.

И солнце украинское, и звуки грома,

Мозольный труд и улыбка глаз.

Ешь, доченька, хлеб и не бросай на землю,

А подними, когда не там лежит.

А как садишься, сын мой к столу,

То пам»ятай, что хлеб - это значит жить.

( На окончание старшеклассникам можно показать фильм о Голодоморе)