Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Т.г.шевченко "Гайдамаки". Образ Яремы




Поэма Тараса Шевченко "Гайдамаки" рисует картину крестьянского восстания 1768 года, известного в истории под названием " Колиивщина", поводом к которому были издевательства конфедератов над населением Правобережной Украины. Начавшись в районе Чигирина, оно быстро распространилось почти на всю Киевщину и частично на Подолье и докатилось до Умани. На его лбу сначала стоял запорожец Максим Зализняк, но потом к нему присоединился уманский сотник Иван Гонта. Таким является историческое основание шевченковской поэмы.

Над поэмой "Гайдамаки" Т. Шевченко работал с 1839 до 1841 года в свободное время от занятий в Академии искусств. Поэма вышла в свет в 1842 году на собственные средства автора. Эта поэма стала событием не только в украинской, но и во всей европейской литературе. Главный источник поэмы - народные предания и песни. Есть здесь и реальные фигуры, и вымышленные. Гонта и Зализняк - это, как известно, исторические лица. А вот Ярема Галайда - это собирательный образ восставшего украинского народа. Такой исторической личности не было, это произведение Т. Шевченко. Сам Шевченко пишет: "Галайда вполовину выдуманный". Шевченковеды объясняют слово "вполовину" так: "выдуманная" поэтом любовная сюжетная линия Яремы - Оксаны, а не сам герой поэмы. Обще признано, что главный герой поэмы "Гайдамаки" - это восставший народ. А Ярема - его типичный представитель.

Кто он такой? Это наемник-попихач, над которым издевается загребу щий i жестокий Лейба. Яреме приходится много работать, у него много обязанностей. Ярема "гнулся", "нагибался", молча выполнял работу; заступиться за него некому: это "сирота убогий". Но за надругательство он не сетует, такой уж он характера: добрый, не мстительный, нежный.

И все же Ярема - "сирота богатый": он по-настоящему богат душой, богат на искреннюю девичью любовь. Оксана его тоже искренне любит. Вот искреннее, глубокое любовь является наивысшим идеалом Яремы, окрыляет его, не дает пасть духом.

Но произошла белая: тытаря убили, а Оксану украли. Без любимой он не представляет себе жизни. Личная обида делает его сильным и решительным. И все - таки не только личные интересы, а i боления за свой истерзанный народ делают его мстителем. Ярема идет в гайдамаки. Ему дают фамилии Галайда, которое тоже означает - бездомный, бродяга. Но теперь у него есть дом, семья, учителя - это Гонта, Зализняк, казаки. Ярема хочет стать сторуким, он так люто ненавидит врагов своего народа, что если и умрет, говорит он, то из могилы встанет мучить шляхту. Ярема очень изменился: у него "выросли крылья", теперь он "неба достане, когда полетит". Сначала Ярема-наемник удивлял нас своей рабской покорностью, потом романтичным нежным любовью, а Ярема-мститель поражает нас своей грозной силой, необыкновенной храбростью, а более всего - какой-то вулканической яростью господ и даже жестокостью:

А Ярема - страшно глянуть -

По три, по четыре так и кладет...

Конечно, Ярема - образ романтический. А романтическое изображение героев требует от писателя и приема гиперболизации, i эмоционального изложения, i красочного выражения. Ярема наделен исключительными чертами, но не противопоставлен народу. Он все время с народом, разделяет с ним ярмо неволи и радость победы над угнетателями. Это обычный гайдамака, и автор это подчеркивает. Шевченко наделяет Ярему счастьем в конце поэмы: они обвенчались с Оксаной утром, а вечером он возвращается в отряд Зализняка, которому он стал за сына:

Приобрел себе сына Максим

На всю Украину.

Хоть не родной сын Ярема,

А искренний ребенок.

За преданность народной деле прославился Ярема. О нем слагают песни. Важно, что Ярема не погибает. Он и такие, как он, должны передать следующему поколению эстафету святой борьбы за святую свободу.