Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Трагические картины тяжелого прошлого украинского народа (по роману л. костенко "Маруся Чурай")




В стихах поэтессы привлекает историческая тема, историческая память. Талантливая поэтесса не сдвигает корни, понимая его значение в развитии духовности, национальной культуры.

Имя Лины Костенко - как флаг нашей поэзии. Нашей литературе повезло, что есть в ней фигура, которая жизнью и творчеством утверждает благородство высших художественных принципов. В ее стихах - единство характера и слова.

Поэзия Лины Костенко предостерегает нас от потери своей исторической памяти. Особенно отчетливо эта мысль звучит в его романе в стихах "Маруся Чурай". Образ Маруси сливается с образом Украины, что сигнализирует через века: помните потомки, свою славную историю, и только тем будете сильные и известные в мире.

К образу Маруси Чурай в литературе художники обращались очень часто. Вспомним лишь историческую повесть российского писателя О.Шаховського "Маруся - малороссийская Сафо", драмы украинских художников Г.Бораковського "Маруся Чурай" - украинская піснетворка", М.Кропивницькрго "Дай сердцу волю - заведет в неволю", м. старицкого "ОЙ не ходи, Грицю", поэмы Л.Боровиковського "Волшебница", С.Руданського "Розмай", драматическую поэму В.самийленко "Чураивна"... И во всех этих произведениях рассматривался исключительно любовный аспект драмы жизни легендарной певицы, что, бесспорно, занижало ее Историческую роль для нации и родного края как певца и вовсе не давало возможности показать исторический фон, разоренную поляками, но не скорену и готовую к борьбе под булавой богдана хмельницкого Украину. Лины Костенко, поставив в центр своего Исторического полотна легендарную девушку, заговорила прежде всего не о любви, а о насущных проблемах своей нации и государства. Про "Марусю Чурай" Лины Костенко Дзюба высочайшего мнения; "Маруся Чурай" напоминает классический архитектурный ансамбль, воплощающий крупный план, великую идею. Поэтический материал разворачивается "сам из себя" по закону внутренней необходимости и внешней целесообразности, а целость предоставляет каждой части высшего значения. Он живет сквозной симфонической взаимосвязанностью, взаємопідсиленням. Михаил Слабошпицкий тоже ставит исторический роман Лины Костенко на первое место не только в ее творчестве, но и среди украинских произведений XX века: "Маруся Чурай" Лины Костенко - не просто наша обворован и опозоренная история, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII века. Это - история, которая осмысливает саму себя, мыслящая история. Это - партитура вечных мотивов духовного бытия народа... и надо говорить о том, какой невероятной популярности приобрел этот роман у нас только за одно десятилетие литературной жизни! Мне кажется, если в национальном литературе есть такие произведения, как "Маруся Чурай", значит, оно не безнадежное, И не безнадежная судьба этого слова - оно выживет и выстоит в этом сложном н трагическом мире, который не имеет сантиментов к одному народу".

Художественное произведение считается историческим прежде всего тогда, когда автор правильно и всеобъемлюще отражает историческую эпоху. Лина Костенко это сделала великолепно. Т даже принцип условности, по которым в начале романа сама поэтесса признает превосходство художественного домыслу над фактами («А что, если бы нашлась хоть одна..."), не только не снижает читательский интерес, а еще больше ее усиливает, заставляя читать художественный текст тщательнее. И как не читай, но не найдешь хотя бы огріха, а не то что грубой ошибки в изображении исторического фона.

От картины суда, свидетелей, представителей местной власти, бытовых сцен жизни к колориту казачества в разных ипостасях национальных героев (полковник Пушкарь, гонец-запорожєць, дед Галерник, сам Хмельницкий) перед нами предстает истинная и полнокровная картина жизни Украины XVII ст.

Автор не идеализирует украинцев, но и не изображает их как народ, разобщенный антагонистически-классовой ненавистью, чего в украинской среде никогда и не было. Именно через это Лине Костенко и забросали постоянно критикуемые в те времена «теории единого потока» украинской нации (за Михаилом Грушевским).

Как настоящий художник, Лина Костенко не сразу расставила своих героев отведенных по сюжетной канвой местах, а выписала их в движении, раскрывая сложное взаемопереплетиння развития личностного и гражданского. Так, медленно теряя свое «я», отрекаясь от него во имя достатка (да и то не ради самого достатка, а ради того, чтобы выжить), погибает Гриша и как гражданин. Недаром казак, посланец гетмана до полтавского полка, узнав, за что судят Марусю, предлагает «врядові» поискать закон не об убийстве, а об измене: «Что же это получается? Предать в жизни государство - преступление, а человека - можно?!» Это - очень существенный акцент. Поступок человека измеряется не только бытовой, но и социальной меркой. И знаменательно, что эти слова принадлежат именно запорожцу (сравним с раздраженным возгласом Горбаня: «Поэтому женщин и не пускают в Сечь»). Казацкая сила не только в обязанности защищать Украину, но и в единстве гражданского и личного. Как опора человеческого существует мир достоинства (Гриша про Ивана Искру: «Он,- говорит,- гордый. С ним не сваришь каши»; Бобренчиха о Марусе: «Песни у нее - то большая тоска, а сердце у нее гордое и трудное»). Симптоматично, что именно чувство собственного достоинства больше не в почете у антагонистов казацкого рыцарства. А как раз этот благородно-свободолюбивый состояние поэтесса противопоставляет канцелярсько-бюрократической машине, которой пытаются выжать из человека все гордое, покорить ее поведение предписаниям, далеким от народной морали, которая олицетворяется в романе нормами общежития казацкой республики - Запорожье. «Полтава наказывает певца»,- скажет Искра в походном шатре, хотя и понимает, что сейчас речь идет о судьбе края, а он «о чье-то гам однехонько жизни». Гетману не безразлично и «однехонько жизни», ведь это - славное прошлое отца Маруси, легендарного Чурая, ведь это - песни Марусины, которые не только звучали вчера, поются сегодня, но и пойдут в будущее.

...Чтобы спастись от необычно невыносимой боли, приготовила Маруся Чурай себе горький бокал напитка. Он миновал ее. Но судьба преподнесла еще один бокал горечи, который хоть физически и не спасает уже больную туберкулезом девушку, но оживляет ее душу, что снова открылась навстречу и человеческой беде, и красоте життя.Скасована соглашение о перемирии со шляхтой, Украина снова загорелась освободительным огнем, снова с ее, Марусиними, песнями отправляется в поход Полтавский казачий полк:

Цветет земля, задивлена в свободу.

                               Аж даже жить хочется мне.

 

А еще совсем недавно чего желала она, подавленная изменой и смертью любимого, позором публичного, неправедного судилища? Немного:

 

                               Последние дни уже как-то перебуду.

Да уже и конец. Переночую в смерть.

 

Этот спасен бокал горечи пришлось выпить легендарная певица, чтобы навеки остаться в памяти народной своим очистительным болью, своими лирическими произведениями, круто замешанными на горькой слезе и несокрушимой силе духа.

Конечно, в спорах о историческую реальность лица Маруси Чурай неоспоримым остается требование: пока не найдено ни одного документа, где зафиксировано ее имя, можно говорить лишь о литературную легенду, основанную исторической повести А. Шаховского «Маруся - малороссийская Сафо». На сегодня такого манускрипта еще не имеем, но после романа Лины Костенко Маруся Чурай становится наконец вполне реальным лицом, пусть не в исторической плоскости, и, что не менее, а в данном случае, пожалуй, важнее, на поприще литературы. Она - певец и гражданин - тревожит нас сегодня, в XX веке. А на это не раз чуване - «Причем здесь песня?» - уже ответил в свое время Максим Рыльский, недвусмысленно сказав о таких Горбачей: «Рабы на ум и на удачу». Не они творят жизнь, они остаются в истории. Это еще раз подчеркнул большой силой художественной выразительности и убедительности исторический роман в стихах Лины Костенко.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Брюховецкий В.С. Лина Костенко. - К.: Днепр, 1990.

2. Зозуля С.И. Современный классик - Лина Костенко // Русский язык и литература. - 1997. - №48.

3. Костенко Л. Избранные произведения. - К., 2002.

4. Костенко Л. Маруся Чурай. - К., 2003.

5. Литературная энциклопедия. - К., 2000.

6. Лепчук А.С. Самобытность творчества Лины Костенко // Русский язык и литература. - 2000. - №11.

7. Кислый Ф.С. Украинская литература.

8. Украинская литература ХХ века: Учебное пособие для учителей и учащихся 10-11 классов средних школ. - К.: Украинский писатель, 1993

9. Украинское слово.Хрестоматія украинской литературы и литературной критики ХХ века. Книга третья.- К.: Рось, 2000.