Статья
Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
"Я ни от чего не отрекаюсь,
даже от тех ошибок, которые сделал" ВЛАДИМИР ЯВОРИВСКИЙ
Владимир Александрович Яворивский родился 11 октября 1942 года в селе Текливка Крыжопольского района Винницкой области. Окончил филологический факультет Одесского госуниверситета. Работал в прессе. Автор многих книг, рассказов и повестей, среди которых "А яблоки падают...", "Гроздь спелого винограда", "С высоты сентября", романов "Цепная реакция", "Оглянься с осени", "Автопортрет с воображения", "А теперь - иди", художественно-документальной повести "Вечные кортелисы" и др.
Владимир Яворивский - человек необычайной энергии и трудолюбия. Диву даешься, как у него хватает и силы, и воли, и сил не только писать замечательные произведения, но и находиться в самой гуще общественно-политических событий, вести авторскую передачу на радио "20 минут с Владимиром Яворивским".
Эпоха перестройки в Украине была обозначена опасным взрывом Чернобыльской АЭС. Сразу же взорвалась и зажата в тиски соцреализма украинская литература. Разумеется, большинство писателей среагировали на трагедию и представляли драматические дни аварии, подвиги пожарных, головотяпство чиновников. Их творения воспринимались остро. Но настоящей сенсацией стал роман "Мария с полынью в конце века". Его автор Владимир Яворивский заглянул глубже - в постчорнобильське будущее.
Сейчас Владимир Яворивский - народный депутат Украины, известный политический деятель, председатель Национального союза писателей. Именно по его инициативе в свое время была создана временная депутатская комиссия по расследованию причин и последствий аварии на ЧАЭС. Зато для творчества времени почти не хватало. В течение двух последних лет Владимир Яворивский выдает всего четыре книги. Так и борются в его душе политик и писатель, словно пытаясь решить формулу Грибоедова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Владимир Яворивский не может оставаться в стороне от событий и тенденций, которыми живет украинское общество. Он отслеживает, анализирует и прогнозирует...
В литературу попал благодаря Михаилу Стельмаху и Олесю Гончару, а депутатом стал... случайно
Студентом четвертого курса филологического факультета Одесского университета В.яворивский уже работал в редакции областного радио. И хотя учился на преподавателя украинского языка и литературы, ушел не сеять "разумное, доброе, вечное", а разоблачать позорное.
Причины этого, на первый взгляд, случайные. Но, видимо, такая уж у Яворивского нрав: не терпел лжи. Случилось так, что в студенческие годы Яворивского заметил Михаил Стельмах. Была научная конференция, посвященная его пятидесятилетию. Поэтому пообщаться с мэтром съехались ученые из разных институтов. Яворивского попросили сказать несколько слов о его свежий роман "Правда и кривда". В нем описывалась борьба старого и нового на селе, споры между настоящими колхозниками и ретроградами. Однако самостоятельно решить свои проблемы крестьяне не могли. И только приезд секретаря ЦК Коммунистической партии Украины (портрет Никиты Хрущева был изображен очень точно) помог развязать узел противоречий.
Яворивский вышел на трибуну и с юношеским максимализмом спросил: если бы партийный руководитель не посетил до этого села, кто бы помог колхозникам? И как жить там, куда секретарь не заехал? Когда сел на место, однокурсники вздыхали, прятали глаза. Мол, прощайся с университетом. Декан мрачно смотрел из президиума, время от времени нервно посіпуючи плечами. Поэтому Яворивский приготовился минимум до исключения из вуза. Когда же заключительное слово взял сам писатель, то поблагодарил всех и вдруг добавил: спасибо этому парню за правду, меня действительно вынудили написать именно такую концовку. Затем Михаил Стельмах пригласил Яворивского на свое пятидесятилетие, заинтересовался его стихами. И, наверное, что-то увидел в них, ибо даже помог их напечатать. Так начался путь в литературу.
Потом была какая-то удивительная поддержка Олесем Гончаром первой книги, которую собирались печатать в русском переводе в Москве. Олесь Терентьевич, хотя почти ни о ком из современников не писал, сделал к ней предисловие. Потом Яворивский обратился к трагической истории села Кортелисы, сожженного немцами в годы войны. Тогда мало кто знал о нем, хотя это была украинская Хатынь, только в десять раз больше. Так-вот, по художественно-публицистическую повесть "Вечные Кортелисы" Яворовском, несмотря на молодой возраст и несоответствие требованиям Комитета по награждениям, присудили Шевченковскую премию. В том, конечно, была заслуга и Олеся Гончара и Павла Загребельного, которые отстаивали работу перед комитетом.
Однако ранние произведения Яворивского тогдашняя литературная критика называла "романтично-поэтическим", а роман "Оглянься с осени" даже "причудливо-мнимым". Как Яворовском удавалось совмещать романтика с борцом?
Журналистика стала для Владимира Яворивского своеобразным мостиком между литературой и политикой. Яворивский первый поднял вопрос о так называемой гигантомании, на которую "болели" в верхах. Если уже возводили гидроэлектростанцию, то обязательно заливали тысячи гектаров земли, уничтожали сотни сел. Если решили установить монумент Матери Украине, то непременно высотой несколько сотен метров. Человеческие судьбы и жизни при этом во внимание где брались. Между прочим, у грузин тоже есть памятник Матери, но совсем маленький, какой-то теплый и всем понятен. А здесь стоит монстр с качалкой и ночвами. Такая себе "кльопана мать"... Чем не тема для острой публицистики. Появились динамика, другой стиль и подходы. Таким был переход к Яворивскому-политика.
Выступал с публикациями не только в украинской, но и во всесоюзной прессе. Даже удалось со страниц "Правды" впервые рассказать правду о Чернобыле. Сделал большой репортаж. Собственно, редакторы на одной странице с ним дали фотографию счастливых детей из "Артека", чтобы хоть немного приглушить настроение статьи, в которой была тревога, а не привыкшее любования "соловьиной Припятью". Потом Яворивский написал роман "Мария с полынью в конце века". Поэтому литературная жизнь продолжалась, хотя писать Яворивский стал гораздо острее. Однако если бы в конце семидесятых кто-то сказал, что Яворовском придется принимать активное участие в провозглашении Украинского государства, сам писатель воспринял бы это за насмешку.
Став депутатом, Яворивский принимал участие во всех главных событиях украинской новейшей истории образования Народного движения, провозглашении Декларации и Акта Независимости (к слову, недавно посмотрел стенограмму сессии и увидел впервые этот документ прозвучал из его голоса). Пережил принятия Конституции той бессонной ночи. Но сейчас Яворивский осознает и то, что за эти годы мог бы написать свои лучшие произведения. Скажем, закончить роман о Тарасе Шевченко, который так и остался незавершенным. Но ведь должен чем-то жертвовать ради будущего. Поэтому поставил многоточие и ушел в политику.
В Украине перестройка началась с чернобыльской трагедии. Яворивский одним из первых начал говорить об этой катастрофе как о еще одно преступление советской власти.
Еще в 1982-м, только ЧАЭС построили, на ней сразу же произошла авария. Но масштабы были (можно так сказать) незначительными, поэтому это удалось скрыть. А 26 апреля 1986 года в 2 часа 14 минут оператор четвертого блока станции чувствуя, что реактор выходит из-под контроля, включил аварийную защиту - мгновенно раздался взрыв, который сорвал бетонируемую крышку реактора. Техногенная авария, которая стала гуманитарной катастрофой.
11 декабря 1991-го с трибуны Верховной Рады Владимир Яворивский сделал доклад с требованием к Генпрокуратуре возбудить уголовное дело против многих должностных лиц прежде всего тогдашней УССР.
Яворивский долго за стол не садился, но когда у него была пауза (один срок не был депутатом), написал роман "Кризис", который вышел в прошлом году, а также много повестей, новелл. Это острые, честные рассказы о сегодняшней жизни моего народа. Их быстро перевели и будут выдавать в России, Словакии, Польши. Тогда автор задумался: чем еще может быть полезным своей Украине, имея не только талант, но и политический опыт? Ведь народ во всем разуверился, жизнь ухудшается. При таких условиях писателю сложно оставаться романтиком. И все же литература - это та вещь, которая не проходит. Возможно, ныне утрачен интерес к художественному слову, потому что люди заняты проблемой выживания. Но рано или поздно они возвращаются к книгам, достойных чего-то. А политика - это загубленные лета, силы и здоровья, от которых не остается и следа.
Яворивский в свое время имел авторскую программу "Позиция" на ЮТАР, но, видимо, загостра оказалась: "наверху" схитрили и не дали этому каналу лицензию на вещание. Когда Яворивский перешел на НБМ и пригласил на съемки в студии депутата и актера Ивана Гаврилюка, то после достаточно откровенного разговора его передачу снова закрыли. Что же до закрытия радиопрограммы "Двадцать минут с Владимиром Яворивским", то Яворивский утверждает, что будет бороться за ее восстановление.
Недавно брала у Владимира Яворивского интервью девушка, умный журналист, но попросила: только ни слова о политике. Вынужден был ответить: извините, наш разговор закончен, потому что говорить сейчас только о литературе мне уже неинтересно. За то грустно. И, по мнению Яворивского, нам хватит силы и силу побороть ложь и фальшь. Иначе жизнь потеряет смысл.
|
|