Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 19. Леся Украинка (1871 - 1913)

 

(Лариса Петровна Косач-Квитка)

Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) - украинская писательница, которая писала в самых разнообразных жанрах: лирике, поэзии, эпосе, драме, прозе, публицистике. Также работала в фольклористике (220 народных мелодий записано с ее голоса) и принимала активное участие в украинском национальном движении. Обогатила украинскую литературу новыми темами, сюжетами, образами, жанрами.

Жизнь Леси Украинки - большой подвиг во имя народа. Поэтесса четко осознавала свое творчество как служение своему обездоленному народу.

Творчество Леси Украинки во многом определяет развитие модернистских тенденций в литературе XX в. Ее неоромантична (новоромантична) символістська поэзия и драматургия обозначили на рубеже веков внимание до новых ценностей, новых философских, бытийных проблем (речь идет прежде всего о сосредоточении на внутреннем мире человека, на индивидуальной психологии).

Автор поэтических сборников «На крыльях песен», «Думы и мечты», «Отзывы» и др. Леся Украинка ввела в украинскую литературу жанр драматической поэмы.

Особенности творчества:

- «Гордая свободолюбивая и еще и поэтому народолюбна человек - вот идеал Леси Украинки» (П. Кононенко);

- попытка совместить «гармонию идеала с жизненной правдой», что стало одной из существенных особенностей ее творческого метода, определенного поэтессой как новоромантизм;

- в произведениях поэтесса оценивает современность как «время глухонімії» (существование без подвижничества, героики и борьбы, без триумфальных венков. Молодое поколение «врожденное в темнице», привыкшее «носит оковы ржавые и тяжелые»);

- имеют место мотивы сострадания, оплакивание народной скорби и призывы к неутомимого труда сеятеля-просветителя. Бросая призыв судьбе и богам, Леся Украинка в своем романтическом бунтарстве обращается к образу Прометея, который станет сквозным в ее поэзии;

- поэтические сборники упорядочены не по хронологическому принципу расположения произведений, а по мотивам или жанрам (объединенные в циклы «Путешествие к морю», «Семь струн» и др.);

- личные чувства лирической героини сосредотачиваются вокруг общечеловеческих проблем выхода из состояния рабства на пути, что ведут в лучший мир;

- жанровые горизонты творчества: поэзии, лиро-эпические, лирико-драматические, драматические поэмы, легенды, поэзия в прозе, драма-феерия («Лесная песня») и др.

«Contra spem spero» (1890)

Поэзия с первого сборника Леси Украинки «На крыльях песен», вышедшей в 1893 г.

Название в переводе с латинского языка означает «Без надежды надеюсь».

Поэзия насыщена страстным пафосом возражения тоскливые настроений. Импульсом к созданию стало обострение болезни Леси Украинки.

Сквозной лейтмотив произведения - решительные соревнования героини с черными реакционными силами.

Леся Украинка ставит главное вопрос о месте личности в общественной жизни. В начале поэзии звучат слова:

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Жить хочу! Прочь думы грустные!

Решительные действия автора («буду сеять цветки на морозе, буду лить на них слезы горькие») внушают оптимизм - Леся Украинка верит в победу над болезнью и над несправедливостью в обществе.

В конце произведения слова «нет» заменяются на «так», «хочу» - на «буду», показывая несокрушимость духа и оптимизм поэтессы в борьбе против несправедливости в широком социальном и национально-освободительном аспектах. Произведение построено на антитезах.

Антитеза (от греч. «противоположение») - особенно подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, мыслей, человеческих характеров.

«И все-таки к тебе мысль несется...»

Поэзия входит в цикл «Невольничьи песни», созданного в 1895 - 1896 гг. Она является образцом гражданской лирики Леси Украинки.

В произведении поэтесса обращается словом тоски и жалости к родному «загубленного, несчастного края»; отмечает, что не видела страшнее гнета, чем тот, что терпит украинский народ. Леся Украинка отрицает рыдания над несчастливой судьбой, что наблюдались долгие годы. Гражданка-патриотка не в силах сносить страшный «иго рабства», потому что на руках и шеи уже «видны красные следы, понатирали кандалы». В финале произведения - страстное отрицание рыданий:

Достаточно уже им литься,

Что слезы там, где даже крови мало!

«Лесная песня» (1911)

Жанр: драма-феерия.

Драма-феерия (от франц. fee - фея) - один из жанровых разновидностей драмы, которому присущ фантастически-сказочный сюжет, невероятные (из реального точки зрения) преобразования. В такой драме наряду с людьми выступают созданные их воображением фантастические существа.

История написание

Этот шедевр мировой драматургии был созданный за 12 дней. В письме к матери Леся Украинка отмечала, что «Лесная песня» появилась в результате воспоминания о детстве, проведенном на Волыни, когда ее навек очаровал образ лесной русалки: «Мне кажется, что я просто вспомнила наши леса и затосковала за ними».

Главные персонажи: лесное царство - Мавка, Леший, Водяной, Перелесник, Русалка; Тот, что плотины рвет, Тот, что в скале сидит; Русалка Полевая, Лихорадка, Потерчата, Куць, Нищета; реальные волынские крестьяне - молодой парень Лукаш, дядя Лев, мать Лукаша, женщина Акулина.

Композиция, конфликт

Характерной особенностью композиции является органичное переплетение жизни двух миров - природы и человека. Лесные существа очеловечены, они живут и действуют, разговаривают, как люди. У них свое понимание добра и зла, они наделены определенными чертами характера, по аналогии человеческих.

Композиция

Драма состоит из пролога и трех действий, соотнесенных с разными временами года, с зарождением, развитием и угасанием интимных чувств и переживаний Мавки и Лукаша.

Краткое пересказ произведения

Действующие лица:

«Тот, что плотины рвет»

Потерчата

Русалка

Водяной

Русалка Полевая

Иметь Лукашева

Лукаш

Дядя Лев

Судьба

Нищета

Перелестник

Лихорадка

Куць

Мавка

Леший

Акулина

«Тот, что в скале сидит»

МАЛЬЧИК

Дети Акулины

События происходят в старом лесу, на Волыни, в течение года. В произведении действуют мифические существа: Нимфа и Русалка, Леший и Перелесник, Водяной и Потерчата. Каждое действие начинается пейзажем, который меняется соответственно времени года.

***

Пьеса начинается с пролога - волынского лесного пейзажа: «Старый, густой, предковічний лес на Волыни. Посреди леса просторная поляна с плакучей березой и большим прастарим дубом... Само озеро - тиховодне, покрытое ряской и кувшинками, но с чистым плесом посредине. Містина вся дикая, таинственная, но не унылая - полная нежной задумчивой полесской красоты».

Первая действие

Из леса на пробел выходят дядя Лев и племянник его Лукаш. Эти люди появились в лес, чтобы построить здесь дом. Но лесные существа не хотят, чтобы среди леса поселились люди.

Русалка. Я не терплю соломенного духа!

Я их топлю, чтобы вымыть водой тот дух ненавидний. Залоскочу тех патрутнів, как придут!

Леший же говорит Русалке, что «давно бы уже не стало сего дуба», если бы не дядя Лев, он «заклявся на жизнь, что дуба век не даст рубить».

В это время начинает все развиваться, и вот из-за старой расщепленной ивы появляется Мавка. Она проснулась от зимнего сна, услышав, что кто-то играет на свирели. Леший ей объяснил, что это играет человеческий парень, племянник дяди Льва, Лукаш на имя.

Мавка хочет встретиться с Лукашем, но Леший ее предостерегает: «Не задивляйся ты на ребят человеческих. Се лесным девушкам опасно...» И вот появляется Лукаш, хочет из березы наточить соку, но Мавка подбегает к нему, хватает за руку. Она говорит, что ее сестра береза и сок ее - то кровь. Лукаш очень удивился этим словам.

С первой же встречи Лукаш и Мавка понравились друг другу. Мавке очень нравится, как играет Лукаш на свирели, и она просит его заиграть. Мавку завораживает Лукашева игра. От этой игры в лесу расцветает пышнее дикая рожа, становится белее квит калины, закуковала зозуля, запел соловей. И Мавке почему-то вдруг стало грустно до слез, видимо, потому, Что день кончился, ей не хотелось расставаться так быстро с Лукашем. Лукаш ей рассказал, что его осенью хотят женить. После этих слов Мавка приуныла.

Мавка (с тревогой). С кем?

Лукаш. Я не знаю. Дядя не говорили, а может еще и не выспросили девки.

Мавка. Разве ты сам себе не найдешь пары?

Л у к а ш . Я, может, и нашел, и...

Мавка. Что?

Л у каш . Ничего.

Мавка. Или у людей спариваются надолго?

Лукаш. Да уж навек!

Перейнявшися доверием к Лукашу, Мавка жалуется ему на то, что она совсем одинока: «У нас так нет, как в людей, навеки!»

Лукаш. А ты бы хотела?

Вдруг слышится голос дяди Льва, который зовет Лукаша. Мавка спрашивает юношу, вернется ли он.

Второе действие

Позднее лето. Кое-где уже есть первые признаки осенней позолоты. К озеру пришли люди, поселились, внесли в лесную сторону свои обычаи, гам. Обыденная обстановка начинает пленить и Лукаша.

Лукаш выходит из леса с дудочкой, а мать ему упрекает, что он все играет, а работа стоит. Матери нужна помощница - невестка, и о Мавке она не хочет и слышать, потому что это «ведьмино отродье».

Лукаш. И кто гоняет? Быдло же я пасу, А Мавка помогает.

Мать. Отцепись с такой помощью! Нужны те цветка! И я не имею у себя в доме телки по изданию... Ему цветка и пение в голове!

Когда во дворе появляется Нимфа, мать ей говорит, что не следует девушке ухаживать

по парнем, и лесной красавицы эти человеческие рассуждения непонятны: «Мне никто такого не говорил».

Дядя Лев заступается за Мавку, говорит, чтобы Лукашева иметь не обзывала ее ведьмой, потому что ведьмы живут на селе, а не в лесу.

Лев. Что лесное, то не плохое, сестра,

всякие сокровища из леса идут...

Ма ты. (насмешливо). Конечно!

Лев. С таких девок бывают люди, вот что!

Выходит из дома Мавка, переодетая в сельский одежду, волосы зачесаны в две косы и уложены венчиком вокруг ... Мать дает ей серпа и посылает жать.

Мавка. Вы хотите, чтобы я сегодня жала?

Мать. Почему бы нет? Разве сегодня праздник? Вот на серпа - попробуй. Как управлюсь, то перейму тебя.

Мавке не удалось жать, потому что вынырнула из ржи Русалка Полевая и стала умолять «сестрицу» не губить ее красоту. Чтобы помочь ей, Мавка врезает себе руку серпом, а Русалка Полевая благодарит ее за это и исчезает. На поле появляются мать Лукаша и молодая полнолицая женщина. Увидев, что Барин ничего не сделала, мать стала ее ругать.

Мать. Ой лышенько! еще не начинала! Ой мой упадоньку! Что же ты делала? Нездаренько! Нехтолице! Лентяйка!

М а в ка. Я руку врезала...

Вскоре приходит Лукаш и начинает помогать женщине, которая принялась жать. Лукаш с женщиной жнут и вяжут снопы быстро, ловко. Работа подходит к концу, мать зовет их полдничать. Немного не дов'язавши снопов, Лукаш просит Русалку закончить работу, но она отказывается. Мавка говорит Лукашу, чтобы и женщина больше не приходила в лес, потому она двуличная, бедствия, «хищная, словно рысь». Парню не нравятся ее слова, и он отвечает ей, что и сам может перебраться из леса в деревню.

Парень дов'язує последнего снопа и идет к дому. Нимфа села в борозде и похилилась в грустной задумчивости.

Из дома выходят мать, Акулина и Лукаш. Мать приказывает Лукашу провести женщину домой, потому что уже стемнело, и он охотно соглашается. На Мавку никто не обращает внимания. Она встает и тихой усталой походкой идет к озеру, садится на склоненную иву и тихо плачет. Мелкий дождик густой сетью окутывает поляну, дом и роща. Этом игривом и бездушному водяном твари Русалке никогда не понять силы и жертвенности Мавчиного любви. И силы природы сочувствуют Мавке:

Мавка вновь похилилась, длинные черные косы упали до земли. Начинается ветер и гонит седые облака, а вместе с ними черные ключи птичьи, что улетают в теплые края.

Мавка просит Лешего помочь ей вновь стать такой, как была.

Мавка. И дай мне праздничные одеяния, деду! Я буду вновь, как лесная царевна, и счастье упадет мне в ноги, умоляя моей ласки!

Леший раскрывает свою кирею и достает из-под нее пышную, гаптовану золотом багряницу и серебряная дымка. Он надевает багряницу на Русалку, которая квітчається венчиком из красных кистей калины и склоняється перед ним. Леший набрасывает ей на голову серебряный дымка.

Из леса выбегает Перелесник. Он подхватывает Мавку и кружит ее в вихре быстрого танца. Серебряная дымка на ней взвился вверх, черные косы розмаялись и смешались с кудрями вогнистими Перелесника. Танец стеає безумным, Мавка умоляет отпустить ее, и он на это не учитывает и мчится лесную красавицу в танце зомлілу.

Вдруг из-под земли появляется широкое, страшное, темное Марище.

Перелестник, бросился прочь и исчез в лесу.

Марище уговаривает Мавку пойти с ним в неведомый далекий край: там, под землей, тишина, покой, ни дерево, ни зелья не шелестит, не навевает мечты».

В лесу слышится шелест человеческой походки.

Мавка. Вот тот идет, что дал мне ту Муку!

Исчезай, Маро! Идет моя надежда!

Из леса выходит Лукаш, а навстречу ему идет Мавка. Она очень бледная, хоть в яркой одежде.

Лукаш (увидев). Какая страшная! Чего ты от меня хочешь? (Спешит в дом и говорит матери.) Готовьте, мама, хлеб для старост. Я завтра засилаюсь до Акулины!

Услышав эти слова, Мавка срывает с себя багряницу и обращается к Марища:

Мавка. Бери меня! Я хочу забвения!

Марище подхватывает ее, накидывает на нее черную кирею, и оба исчезают под землей.

Третье действие

Облачная, ветреная осенняя ночь. Последний желтый отблеск луны гаснет в хаосе голого корни. Стонут филины, хохочут совы, язвительно хававкають пущики. Вдруг все покрывается протяглим печальным волчьим воем, простирающаяся все сильнее, сильнее и вдруг обрывается. Наступает тишина. Начинается больное рассвет поздней осени.

У Лукашевої дома чернеет какая-то фигура - это Мавка. Она в черной одежде, но на груди у нее красный пучок калины.

Из леса выходит Леший в серой свите и в шапке из волчьего меха.

Он удивлен, что Мавка здесь, что ее отпустил обратно «Тот, что в скале сидит».

Мавка. Ты избавил меня своим преступлением.

Леший. Ту месть ты преступлением называешь, ту справедливую месть, что я нанес неверному любовнику твоему? Разве это не по правде, что услышал он одинокого несветские одчаю, блуждая в подобии волчьей лесом? Конечно! Теперь он оборотень дикий! Пусть скулит, пусть плачет, воет, пусть стремится крови человеческой, не вгасить своей муки злой!

Мавка. Не радуйся, потому что я его спасла. В сердце нашла я это слово волшебное, что и озверевших в люди возвращает.

Мавка не смогла жить там, в каменной пещере, до нее дошло то протяжный вой. Она проснулась и поняла, что забвение не суждено ей. Силой волшебного слова Мавка спасла Лукаша, вернув ему человеческий облик. Полон тоски и раскаяния, он бросился в овраг терновый и исчез из глаз.

Под окном слышно, как Лукашева иметь ругается с Акулиной, упрекая невестке, что та так долго спит, а еще у ее коровы так мало молока, а сама она плохая хозяйка.

Мавка же, как тень, бродит возле дома Лукашевої, надеясь на встречу с любимым. Акулина побежала по воду и, возвращаясь обратно, увидела возле двери фигуру Нимфы. Она спрашивает соперницу, чего и пришла - видимо, ждет Лукаша.

Мавка, (притомніше, отступая от дверей).

Стою и смотрю, какие вы счастливые.

Акулина. А чтобы ты стояла в чуди и в чуде!

(Мавка сменяется вдруг в иву с сухим листом и плакучими ветвями.)

Из леса выходит Лукаш, худой, с длинными волосами, без свиты, без шапки.

Акулина, которая сначала обрадовалась мужчине, за минуту набросилась на него, упрекая за то, что он где «тянулся, волочился», обозвала алкоголиком. Лукаш ей так же грубо отвечает.

На вопрос Лукаша, куда делся дядь дуб, от которого остался только пенек, женщина ответила, что продала его купцам, чтобы не умереть с голоду.

Из дома выбегает мать, обнимает сына, хоть он холодно воспринимает это приветствие, и жалуется на тяжелую жизнь с «той ведьмой» - Акулиной. В ответе Лукаша звучат горький упрек и грустная ирония.

Лукаш. И и уже ведьма? Ба, то уже суждено ведовским свекровью вам быть. И кто Же вам виноват? Вы же ее хотели.

К ним подходит мальчик с дудочкой, сделанной из ивы, в которую превратилась Нимфа, просит Лукаша заиграть на ней. Тот сначала отказывается, но потом согласился на просьбу парня.

Лукаш. Заиграть?

(Начинает играть сначала тихонько, потом громче; сводит впоследствии на ту веснушку, что когда-то играл Мавке. Голос свирели говорит словами.)

Как сладко играет

как глубоко терзает,

рассекает мне грудь,

сердечко вынимает...

Лукаш (выпускает из рук свирель).

Ой! Что это за флейта? Волшебство! Волшебство! Говори, чаклунко, что за ива?

Акулина. И отстань, откуда должен знать? Я с лесным отродьем не накладываю так, как твой род! Зрубай ее, как хочешь, разве я бороню? Вот на топор.

Лукаш (взяв топор, подошел к ивы, ударил раз по стволу, она стенулась и зашелестела сухим листом. Он замахнулся второй раз и спустил руки).

Нет, руки не поднимаются, не могу... чего за сердце сжато...

Акулина. Дай-ка я!

(.Вихоплює от Лукаша топор и широко замахивается на иву.)

В эту минуту с неба огненным змеем-метеором взлетает Перелесник и обнимает вербу. Ива вдруг вспыхивает огнем. Достигнув вершины, огонь перекидывается и на дом, соломенная стреха занимается, пожар быстро поймає дом.

Мать с Акулиной суетятся, выхватывая из огня, что только можно выхватить, и вместе с вещами выносят Нищеты. Один лишь Лукаш стоит неподвижно. Акулина просит мужа бросить лес и вернуться на село, и Лукаш не соглашается на это. Женщина пошла прочь. Тут из-за березы выходит белая, легкая, прозрачная фигура, лицом напоминает Русалку, и склоняется над Лукашем.

Фигура Нимфы. Заиграй, сыграй, дай голос мому сердцу! Оно же равно осталось от меня.

Лукаш. Это ты?.. Ты упирицею пришла, чтобы из меня пить кровь? Спивай! Спивай!

(Раскрывает грудь.)

Живи моей кровью! Так и надо, потому что я тебя погубил...

Мавка. Нет, милый, ты душу дал мне, как острый нож дает вербовой тихой ветке голос.

Мавка ни в чем не винит Лукаша.

Заканчивается драма-феерия ремаркой, что само по себе воспринимается как поэтическое произведение, как стихотворение в прозе.

Лукаш начинает играть. Сначала игра его печальна, как зимний ветер, как сожаление о чем-то потерянном и незабываемое, но быстро победное пение любовь покрывает тоску. Как меняется тоска, так меняется зима вокруг: береза шелестит кудрявым листом, весенние гуки отзываются в заквітлім роще, тусклый зимний день сменяется в ясную, лунную весеннюю ночь. Мавка вспыхивает вдруг древней красотой в звездном венце. Лукаш бросается к ней с зову счастья.

Белый цвет закрывает влюбленную пару, а впоследствии переходит в метель. Когда метель утихла, мы снова видим Лукаша, сидит сам, прислонившись к березе. На губах счастливая улыбка, глаза закрыты. Снег, будто шапкой, нависает над его головой и падает, падает без конца...