Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ

Архип Теспенко

ШКОЛЬНИК

Коля, Прокопив мальчик, такой школьник гарнесенький был: сумирненький, соромливенький, млявенький, как девочка. И еще такой чорнобривенький, білолиценький, носок небольшой, щечки круглесенькі, еще и челку кудрями. Оно и училось, нормально ему1. Страх которое до книжки было: чита, равно чита, а особенно как на урок загадают2, что-то такое, - о луке, о лес... Ну и любило это!

Раз гулять повели их в лес. Оно вбежало в чащу и:

- А вот как здесь красиво!.. Гіллячко... солнышко в дырочки... мережечки... Ну и хорошо!

Дальше схватило цветочек, осміхнулось, притулило в щечки, погладило. ..

А там что рад знать было все!.. Все, было, расспрашивает учителя, все расспрашивает и о сем, и о том, как и дождь, как и снег. Учитель, было, не навтішається ним, все, было, по щечках его, по щечкам, а оно уже такое радо вот, так осміхається и ту головку так протягивает к нему... Такое. А то раз учитель подошел и спрашивает:

- А что, Мыколо, выучил урок?

Оно стало, осміхається... здесь осміхається, а там слезы.

- Плакал, или что? - спрашивает учитель. Оно так болезненно:

- Нет. - Далее руку к глазам и скривилось.

- Чего, что такое? - учитель ему.

- Б...били.

- Кто?

- Отец.

- За что?

- За... ... - да и не доказало за плачем. Дело вот как было. Встал Коля утром, почитал немного, - завтракать пора, он и говорит:

- Мама, что есть?

- Что же? - мать ему. - Вот хлеб, вот борщ...

Насыпала3 ему борща. Взял ложку Коля, сел к борщу до того...

А борщ же то... аж воня4, аж тошнит кислятинням: ни масла, ни фасоли в нем, да еще и вчерашний, холодный и перебовтаний. Сидел, сидел Коля над ним - не погонит никак5. Встал и с тем и вдягаться давай. Удягся6, дошел до двери - по печени тянет7. Он снова:

- Ну что есть, мама?

- И я же не знаю, - мать ему.

Коля по горшках: и в тот заглянул, и в этот... Оказывается отец снаружи, такой печальный.

- Вот беда, - говорит, - хлеба на донышке только.

Коля свое:

- Да, мама, что есть?

- Отца спрашивай.

Николка:

- Вон в человек и рыба, и масло.

Отец так сверкнул на него. Он равнодушно.

- И оладьи, - говорит, - и в школу берут.

Отец:

- Что?! - И как схватит деркач8. - Так тебе еще, - говорит, - рыбы, масла! Шкуры с меня, шкуры! - и деркачем его, деркачом. Меншенькі четверо, тоже есть смотрели на печь все, как воробушки.

- А, такие-сякие, - кричит отец, - есть! А то еще зодів9Раз вечером... разулся Коля да и моня10 сапоги, и моня в руках, а потом так робко:

- Ну и сапоги... чисто потрухли... ноги так мерзнут.

- Что? - отец.

- Мм... дыры везде.

Отец с рук у него, посмотрел и по роже11 его, по морде голенищами:

 

 

 

Описание: E:docukrlitukrlit5.filesimage053.jpg

 

- Гляди, - говорит, - гляди!

Позатягав, как умел, где большие дыры, и ничего. Вот второго или там третьего дня приходит Коля грустный-грустный и кушать не спрашивает. Сел на скамье, моргает глазами. Отца в доме не было. Мать пряла на полу12. Сидел, сидел, потом встает и, как неживой, дыба-дыба к полу... стал и стоит, похнюпивсь.

- Чего ты? - мать ему.

- И... и, - губы задрожали, лицо скривилось, и он засичав только.

- Ну вот! Чего ты?

Помолчал, дальше так тихонько:

- Мама!

- Ну?

- В... в меня...

- Что в тебя?

- У меня, - вернул пятую, показывает... Глянула мать - каблук13 нет.

Вздохнула и ничего.

- Что же... вот... как... как отец увидит? - плачет, так плачет Коля.

Вошел Прокопий. Коля и дух притаїв14. Сел и то побелеет, то покраснеет; смотрит в землю и сапог тот равно хова за второй, и весь так и дрожит. Прокоп безразлично к нему, полез под скамью себе.

- Где оно, - говорит, - в чертового отца15 конопля те? Холод такой, а здесь підперезаться ничем, хоть бы веревку или что сплести.

- Хм... там где-то... - женщина ему. - И... то и упослі16 , а здесь... он... - и глазами на Колю и показывает.

- Н... не говорите, - шипит Коля, - не говорите.

- Как же, - мать ему, - а в школу в чем пойдешь?

- Что такое? - отец к ним.

- Подбор в Коли одпав.

- Что? - крикнул.

Здесь Коля, как печеный, как схватится и под пол, и вплоть по столбцу очутился. Посмотрел-посмотрел Прокоп, засіп17...

- Ну, ничего, - говорит, - пусть, - нашел конопельок, плетет, ничего никому. Женщина смотрела, смотрела и:

- Так, Прокопе, что с сапогами?

Молчит Прокопий.

- Пора бы... уже же, - те и на заплаты18 не годятся...

Молчит.

- Ты не слышишь? Надо же делает что-то,

Прокоп так бликнув19 на нее:

- Пусть его, - говорит, - калекой сделает! .

- Такое!.. Сумасшедший!..

Коля из-под пола:

- Мама, - шипит, - тише!. Мама, тише!. Тише же! Мать ему:

- А в школу как?

Прокоп так хищно:

- А, в школу.. Грамоты тебе!.. В баре сына!

- А хоть бы и в господа?

- Чтобы и нога20 в школе!.. Чтобы и нога не была! - кричит. Николка:

- Как же... Я же не... ненарошне21.

- Старцюго22, - отец ему, - хозяйничать!.. Вот придет, за стол залезет... книги разложит, перо... Старцюго, чтобы и нога не была?

Вплоть переворачивается и плачет Коля.

- Он... он, - говорит,- все учатся - и Василий, и Павел... Красиво как...

- Ик, старцюга, равняется к которым. .

- А разве... разве душа у меня... хужа23?

- Сміттюго, в их плуги свои. В наймы с душой своей!

- Сумасшедший, - женщина ему - зачем ты был сразу в школу отдавал его, зачем ты?

- А, ты умная!

- Ты же сам отвел его, ты же сам записал, а теперь... Как тебе не стыдно, как тебе не грех потріпувать24 ребенка вот так?

Прокоп, будто устыдившись:

- И ты, ты, - говорит, - домелешся25

- Что домелешся?.. Убивать будешь? Убивай, домучуй уже, дорізуй нас! - Платок к глаз да и сама в плач.

- Вот, Боже мой, - говорит, - и где та смерть, что она и не заберет нас от тебя. Пока уже мы так и трясется будем тебя? - Хлипають оба. Прокоп ничего уже.

Плетет - сидит. Впоследствии немного встает и как-то обидно, обидно26:

- Школа... школа - вымогательство, школа - грабеж... - бросил веревку, надел шапку. - Школа последнюю рубаху стянет27 с тебя,- в грудь себя... И языков аж с плачем: - Оста-а нню сороч-ку!

Хлопнул дверью, ушел, понурив голову. А Николай:

- Как... как хорошо учиться, а они... в наймы... - И из-под полу к двери.

Куда ты? - мать к нему.

- В школу... пусть... как знают...

- Обідать ... сапоги же...

- Пусть!

Поступил вечер. Зажгли28. Бежит Коля. Отец за столом сидел, расстроенный такой; иметь что-то моняла на полу. Из глаз у нее капали слезы. Николка:

- Вот, вот, - показывает сапоги.

- Где ты? - удивилась мать.

- Хе-хе... Учитель дали.

- Как учитель?

- Хе-хе... Сижу, а они: "Чего ты грустный такой?" - "Сапоги порвались", - плачу. "Цыц,- говорят, - у меня лишние есть". Выносят. "На", - говорят.

Мать взяла, так осматривает.

- Спасибо, - говорит, - дай Бог здоровья ему.

Николка:

- Хе... А покажите и отчество!

- А смотри иди, Прокопе, - говорит мать.

Прокоп безразлично, давай осміхаться сам себе.

- Смотри иди, глушмане29!

Прокоп словно и не знает ничего:

- Что там такое?

- Сюда иди!

- Чего? - почухавсь, подошел.- Ну-ка, что здесь? - Взял.- И это учитель? - спрашивает.

- Глухая тетеря30... Не слышал языков.

- Хе-хе... Живем, значит.

- Нет, - женщина ему, - скорее нанимать побежал...

- Говори, Прокоп к ней, - нанимать! Мне, думаешь, и не жалко ото? Я побежал одолжит на сапоги ему, а оно...

- Что такое? - спрашивает Коля.

- Что... Бегал-бегал - никто не одалживает, а тут еще и мешок под плечом, чтобы и хлеба... Мне и говорят: "есть нечего, а он еще занимает на сына... Надо еще в школу в нищете таких!" А Петр Чхурик: "волам его, мне волам надо". Думал я, думал... "Что же, - думаю, - буду бегать вот так, и всякое будет цупать31 так мне... Дай, - думаю..." и бух тебя к Чхурика32 за 15 рублей в год.

А Николка:

- Хе-хе... А я: "Сапоги порвались", - а они: "На тебе".

- Вот... А я: "Петр, одолжи, пожалуйста", - а он: "Найми", - говорит.

- Боже мой, - мать Коли, - такой парень и в наймы... Ни за что, ни за что?.. - Взяла и его к себе так прижимает: - Мой сыночек! - говорит, - смотри же теперь слушай учителя, ишь он какой!.. Учись вот!

Прокоп:

- А учись... конечно, учись!.. Ану сюда книги!.. Много выучил уже?

- Эту изучил и эту, а эту... вот пока, - показывает пальцем ему Коля.

- Вот по бублик по то? Ач бублик... Что оно за бублик такой?

-- Хм-хм... то "О".

- "О", ач какое?.. А то дальше? Что это за кочерга33 такая?

- То "Г".

- Ишь какое?.. А картинки здесь есть?

- А есть ... вот, - нашел ему.

- Эк как?.. А то что же за копны такие?

- То облако. А знаете, тату, облака из чего?

- Бо'йо'зна34... Как можно силы Божьи знать?

- А я знаю!.. С воды... парой идет вверх.

- Ач ... хм-хм... и вон про что знает!

- Я еще и о молнию, и о громе знаю. Это люстричество35... с земли набирается в жару и высекает там и грюка36.

Прокоп так смотрит на него. А иметь:

- Какой!.. А еще же это только вторую зиму в школе он.

Прокоп:

- Мыколо, Мыколо!.. Что какой-то ты... я бы тебя... не знаю... я бы тебя господином сделал!.. Я бы тебя... в семинарию37 в саму! Я бы тебя... Эх!.. - Помолчал. - Ну хотя бы до маленького до чего довести тебя... хоть бы ты не страдал, как я вот... Хоть бы хоть... в хторокласну38 тебя.

А Николка:

- Так... тату... в хторокласну, в хторокласну!

- Боже мой, разве я враг ребенку своему!.. Спроможусь, Боже мой!

Коля завернул книжку, снова развернул, встал, постоял, прошел к столу, до порога...

- Папа... я в учителя пойду.

- Чего?

- Хи-хи... хочется.

Надел подаренные сапоги, шапку и айда. Вошел в прихожую в школу, кашлянул раз, во второй раз. Выходит учитель:

- А что, Мыколо?

Николка:

- Хе-хе!

- Что такое?

- Отец... в школу... в хторокласну... меня.

- Ладно. Иди же сюда! - За руку его, к себе в горницу.

Вошел Коля и смотрит, так смотрит везде.

- А что ты? - учитель к нему.

- Ну и... ну и хорошо у вас!

В учителя и действительно красиво было. Стол был застелен скатертью цяцькованою39. На столе лампа горела в голубой будке40; блестел самовар. По долу41 стежечки пестрели. Червоніло кровать под стеной. На окнах цветы На стенах... картины.

- Ну и живете вы в хорошем в каком! - удивляется Коля.

- В хорошем! - осміхається учитель. - Вот учись, и ты будешь в таком...

- И я... А как же... как оно, как жить в таком?

- Учись - увидишь... Садись только, чаю выпьешь.

Учитель налил ему, сахару42 вбросил два комочка.

- Садись!

Коля сел скраешку на стульчике, смотрит на стакан43 и так осміхається.

- Хм-хм... так это... это мне пить?

- Тебе же, тебе... Бери ложечку, мешай!

- Хм-хм... как же оно?

- Бери вон и булку.

Берет, осміхається, присьорбує... Учитель тем временем взял скрипку, играть давай, и как то-то...

Николка:

- Ну и ну и...- и встал.

- Что? - учитель к нему.

- Н... не знаю... красиво... Я бы день и ночь играл...

- Учись, - будешь играть.

- Буду играть?.. И я буду играть? Ну и... - посмотрел по сторонам, - ну и жизнь хороша!..

* * *

На вторую осень учитель перешел в другое село. Однажды, распустив школьников, он вернулся в свою хату, сел одпочити. Наступал холодный и грустный осенний вечер. На улице непогода, дождь, а в доме у учителя тепло и приветливо. Книги строками стоят на полочках, на столе ярко горит лампа. Уставший учитель долго ходил по дому, временами останавливался у окна, слушал, как гудит и завывает ветер, как дождь порощить44 по окнам; далее сел за книжку, чита. Чуть позже слышит - что-то грюкнуло в прихожей, забалакало. Одхиляє45 двери, круг порога старец46 седой стоит, руку протягивает. Круг печки мальчик-поводырь трется, теплого места ищет, оборванный такой и трясется так. Присматривается учитель к мальчику... По знаку нечто47: челка кудрями, щечки кругленькие...

- Мыколо, это ты?

- Я... - и скривился, скривился.

- Как это ты, что это?

- И... и... есть нечего, топить нечем, удягтися...

- Бедненький!..

- А отец... простудились: еще розтавало, а в их сапоги драные... ноги крутит...

- Так ты это...

- Были до хозяина... наняли... да я... не могу... аж заболел... Так меня в поводаторі48 это...

Дверь в горницу одхилені были. Стол видно было, развернутую книжку, скрипку, картины... Николка глянул... заплакал...

 

1 Сглазить ему - чтобы не сглазить. 2 Загадать - здесь: дать задание. 3 Насыпать (борща) - здесь: налить. 4 Воня, воняет - воняет. 5 Не погонит никак - здесь: не может съесть. 6 Удягся - здесь: оделся. 7 По печени тянет - кушать хочется. 8 Деркач - стерт старый веник. 9 Зодів - здесь: одежда обувь. 10 Моняти - здесь: мяты, осматривать со всех сторон. 11 Рожа - лица. 12 Пол - деревянный помост для спанья. 13 Каблуки - деревянные или кожаные набойки на подошве взуття.14 затаить Дух не дышать. 15 В чертового отца, ругательное - где-то, неизвестно где. 16 Упослі - здесь: позже. 17 Засіп (от засопіти, засопти) - начал сопеть, издавать хриплые звуки. 18 Заплата - кусок ткани или кожи, которой зашивают дырку на одежде или обуви. 19 Бликнути - то же, что блимнути - резко посмотреть. 20 Чтобы и нога (в школе) не было - чтобы не шел вообще (до школы). 21 Ненарошне - неумышленно, непреднамеренно. 22 Старцюга - бранное, пренебрежительное слово, то же, что нищий. 23 Хужий - здесь: хуже. 24 Потріпувати - здесь: нервничать, мучить. 25 Домелешся - здесь: договоришься. 26 Обидно - грустно. 27 Последнюю рубашку стянуть (забрать) - все забрать. 28 Засветили - здесь: зажгли в домах свет. 29 Глушман - глухая человек. 30 Глухая тетеря - о глухую человека. 31 Цупати - здесь: упрекать, укорять, ґанити. 32 Бух тебя к Чхурика - здесь: отдам тебя в батраки к Чхурика. 33 Кочерга - орудие для перемешивания топлива в печи. 34 Бо'йо'зна... - Бог его знает...35 Люстричество - здесь: электричество. 36 Грюка - то же, что стучит, гремит (о гром). 37 Семинария - среднее духовное учебное заведение. 38 В хторокласну - в "второкласну" (другокласну) школу. 39 Цяцькований - здесь: раскрашенный, разноцветный. 40 Будка - накрытия над лампой, абажур. 41 Дол - пол, пол. 42 Сахар - сахар. 43 Стакан - стакан. 44 Порощити (о ветре в дождем), бить - бить, ударять дождем (снегом) по какой-то поверхности (например, об стекло окна). 45 Одхиляти - то же, что одчиняти. 46 Старец - нищий. 47 По знаку что - то-здесь: что-то знакомое. 48 Поводатор, поводырь - тот, кто водит слепого, показывает дорогу.

 

Кто? Что? Когда? Почему? Как?

 

1. Где родился писатель Архип Тесленко? Какие произведения написал? Почему так рано ушел из жизнь? 2. Или есть что-то общего в биографии писателя с его рассказу "Школьник"? 3. Какие особенности языка рассказа "Школьник" вам запомнились? 4. Какие времена изображены в рассказе "Школьник"? Каким было жизнь детей сельской бедноты? 5. Каким вы представляете школьника Колю? Какие черты его характера вы можете назвать? (Найдите в тексте места, что подтверждают вашему мнению). 6. Каким учеником был Коля? 7. За что отец избил Колю? Как вы объясните поступок отца? Можно ли считать Прокопа плохим человеком? 8. А какой вам представляется мама мальчика Коли Елена? Найдите в тексте слова и выражения, касающиеся матери. 9. Какую роль сыграл учитель в жизни мальчика?

10. Почему Коля не мог ходить в школу и стал поводырем? 11. Кем мечтал стать Коленька? Почему его мечты не сбылись?

 

УПРАЖНЕНИЯ и ЗАДАЧА

 

I. Скажите, какое значение имеют ласкательные слова: сумирненький, соромливенький, млявенький, чорнобривенький, білолиценький, круглесенький, небольшой? С какой целью употребляет их писатель?

II. Почему писатель использует в начале рассказа "Школьник" местоимение оно, как-вот: "Оно и училось, нормально ему. Страх которое до книжки было: чита, равно чита... Ну и любило это!"? Какое отношение к образу Коли передает писатель?

III. Вставьте на месте точек пропущенные глаголы.

- И я же не знаю, - иметь (...) ему.

- Вот беда, - говорит, - хлеба на донышке только (...).

Коля (...) свое - И, мама, что кушать?

Коля (...) по горшках: и в то заглянул, и в этот...

... И деркачев его (...), деркачом.

В наймы (...) с душой своей!

Отец (...) с рук у него (сапоги), посмотрел и (...) по морде его, по морде (...) голенищами.

- Ану сюда (...) книги!.. Много выучил уже?

На окнах (...) цветки... На стенах (...) картины.

Ни масла, ни квасолинки (...) в нем (в борще).

IV. Запишите формы глаголов полностью.

Образец : дріма - дремлет (дремать); чита - читает (от читать). Дріма, чита, клипа глазами, хова (сапог), знает, грюка, пита.

V. Образуйте обычные формы существительных от уменьшительно-ласкательных форм.

Образец: Коля - Николай, школьник - школьник, носок - нос, щеки - щеки.

Челка, гіллячко, солнышко, мережечки, цветочек, щечка, масло, фасолька, стульчик, донышко, сыночек.

VI. Которые эмоции и чувства передают в тексте междометия?

- Вот беда, говорит, - хлеба на донышке только. Мм... дыры везде (про сапоги). Хе хе... учитель дали (сапоги). Хм хм...то "О".

VII. Обратите внимание на разделительные знаки (употребление трех точек), выражающие взволнованное речи. Внутреннее состояние передают эти предложения (радость, восхищение, страх, переживания, волнения) ?

1. - А как вот здесь красиво!.. Гіллячко... солнышко в дырочки... мережечки.., Ну и хорошо!

2. - Чего, что такое? - учитель ему.

- Б...били.

- За что?

- За... ... - да и не доказало за плачем,

3. - Мыколо, это ты?

- Я... - и скривился, скривился.

- Как это ты, что это?

- И... и... есть нечего, топить нечем, удягтися...

- Бедненький!