Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Энеида




В своей бурлескно-травестійній поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подав ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую «Энеиду» Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопрос любой религии: происхождение человека и жизни после смерти. За веселой бурлескною рассказом о странствиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти, посейбіччя и потустороннего.

С этой темы непосредственно вытекает еще одна - тема греха и его искупления, которая подается подробно в картинах ада и рая, куда попадают люди после смерти Господней волей. Но, развивая эту тему, Котляревский показывает парадоксальность человеческих взаимоотношений с Богом: тот самый рай превращается в шаржований отголосок человеческого беспорядка и греховности:

Здесь чистый был кавардак:

Лежи, спи, ешь, пей, веселись,

Кричи, молчи, пой, крутись,

Рубайсь - так и дадут палаш.

Но мы понимаем, что эти «праздники», которые в основном обходили людей при жизни, - это «большое раздолье», данное им заслуженно, потому что они «праведно в миру живали». И далее автор перечисляет, кто же достоин попали в рай: это «бедные», «сумасшедшие», «безпомошні», «девы честные, непорочные», «сироты», «что людям помагать любили», «старшина правдивая», то есть

...люди всякого завета,

По белому есть несколько мира,

Которые праведно жили.

Приступая к детальному описанию ада, Котляревский значительно отклоняется от языческого представления о нем. Он рисует ад таким, каким его можно увидеть на фресках христианских соборов: на них грешники наказываются за конкретные человеческие пороки. Писатель пытается разоблачить их как можно шире. Иногда мы даже ; забываем, что перед нами картина ада, ибо каждая строка поэмы - это зарисовка из реального бытия, пороки которого в остро сатирической форме j обличал автор. Он зарисовывает все сферы человеческой жизни: и здесь грешники наказывались за политические вины («что людям льгота не давали», попы - «знали церквей что одну»), экономические преступления («перекупы», шмаровози, те, кто «плохой продавали товар»), социальные правонарушениях («все гайдамаки, все воры», «которые по правде не судили», «себя сами убивали»), за моральные изъяны (лжецы, «піддурювали что девок», «сорванцы и бродяги», «что продают себя на время»), за отступничество от духовных норм («все гадатели, чародеи», «что знали весь святой закон», а «как же были в одиночестве, то молитвенники хоронили»). Достается в аду и родителям, «которые сыновей не учили», и «занудным піїтам», и мудрецам, которые не знали, «откуда взялся мир?», и врачу, что «чванивсь, как людей морил». Всех «поселил» в ад И. Котляревский: богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин, потому что грехи могут завладеть любой душой - и тогда человек становится кандидатом в ад.

«Энеида» была издана еще в 1809 году, но насколько актуальной она остается во все годы своего существования! По моему мнению, именно благодаря яркому живописанию ада каждое поколение ощущает проекцию произведения на современное читателю жизнь. К сожалению, человеческие грехи одолеть довольно трудно - для этого нужно общество с высокими моральными и духовными качествами, где именно жизнь уничтожит греховные пороки. Думаю, что писатель, сам, возможно, того не осознавая, картинами ада провозглашал поколением призыв к завоеванию такого общества; именно «завоеванию», потому преодоления человеческих пороков - это, по моему мнению, самая тяжелая борьба.

А до того каждый из нас, идя вместе с Энеем адом, должен внимательно заглядывать и в свою душу: не напоминает ли его внутреннее «я» кого-то из мучеников потустороннего?

Поэма «Энеида» И. П. Котляревского - уникальное произведение украинской литературы за своим жанром, темой, художественными особенностями. Где еще встретишь такой густонаселенный произведение в нашей литературе? Главным героем поэмы стал обычный себе «парубок моторный» Эней. Если Вергилий в своей поэме «Энеида» с помощью этого образа хотел подчеркнуть благородное, «божественное» происхождение римского народа (как известно, Эней - внук Зевса, сын богини Венеры), то Котляревский рассказал о нем как о украинского казака.

Енєй был парубок моторный

И парень хоть куда казак,

Притворился на всее зле проворний,

Близкий од всіх бурлак.

Кошевой Эней - троянец отважный, храбрый предводитель, умелый организатор и руководитель. Он хоть, на первый взгляд, и мало чем отличается от своих друзей-шалопаям, и все-таки в решающую минуту именно ему приходится принимать решения. Вспомним шторм на море, когда Эней догадывается «всунуть в руку Нептуну» півкопи денег. Результат боя с рутульцями тоже зависел от поединка Энея с Турном. К тому же хоть и кажется Эней игрушкой в руках богов, он сам по своей воле общается с богами, спускается в ад, чтобы узнать, как действовать дальше. Он прежде всего полагается на себя и своих друзей, а потом уже на волю богов.

По-разному изображает Котляревский своего героя. С юмором, с ущипливою улыбкой, но всегда с любовью. Да, он умен, способен на дипломатические отношения с Ацестом, Евандром, отчаянный, смелый вояка, верный троянскому побратимству. Но писатель никогда не идеализирует его. Это прежде всего удалой казак-запорожец, который «сажает гайдука», любит много выпить и хорошо погулять. Портретный образ Энея встречается в тексте не раз, и не всегда он изображен светлыми красками. С похмелья у него Опухли глаза, как у совы, И весь обдувся, как бочонок».

Конечно, такого изображения требовала травестійно-бурлескная тональность поэмы, но это изображения героя не вызывает читательского осуждения. Нам симпатичен этот герой, потому что он из казацкого рода. Это проходимцы, босяки, шалопай, но в то же время рыцари, герои, невероятно выносливые и надежные люди. Как часть целого подает нам образ Энея большой мастер слова. Казак - это всегда часть большого казачьего братства, а есть ли что святее братство для казака?

Как и в начале поэмы, в конце Эней такой же жизнерадостный вожак-повеса, способный к ухаживаниям и водки, легкомысленный, и, когда надо, - рассудительный, строгий и хитровато-остроумный. Яркий, живописный и такой земной, веселой украинской нрава этот литературный герой.

Ивану Котляревскому, как и Тарасу Шевченко, отводят особое место в развитии украинской литературы. Они стояли возле ее первоисточников. И если в поэзии великого Кобзаря зазвучала душа украинского народа, то настоящей энциклопедией украиноведения стала поэма Котляревского «Ене'ща».

На первый взгляд, такое детальное, разностороннее описание быта украинского народа, которое мы встречаем в поэме, кажется несколько чрезмерным. Но чем дальше, тем все с большим интересом читаешь рассказы писателя о том, как угощают Энея у Дидоны, Турна, Ацеста, Латина, как одевается Дидона, Анна, в какие игры они играют, музыки звучат во время веселых пышных обедов. Поэтому читаешь и удивляешься: сколько Котляревский знал о жизни своего народа!

Отмечают, что в «Энеиде» упомянуто больше блюд, чем в специальных трудах тех времен. На троянских, латинских, карфагенских столах стоят украинские блюда, водка, сливянка, наливка, сыровец. Бринчить бандура, пляшет свирель, играет дудка. В веселом хороводе кружатся девушки, и совсем не карфагенські и латинские, а украинские в дрібушках, сапогах, свитках... Пожалуй, нет такой детали одежды украинского, такого танца, которого не упомянул бы в своем произведении Котляревский. О жизни и смерти, ад и рай, войну и мирные радости, бои казаков на суше и на море - все это мы узнаем, читая произведение. Описания украинского народа такие правдивые, что забываешь о том, что герои поэмы - представители совсем других культур. Вот слышим причитания матери Эвриала над телом своего сына:

О, сын! Свет моих глаз!

Я же тебя на то родила,

Чтобы погиб ты от злых людей?

Теперь к кому прихилюся,

Кто злую судьбу облегчить?

Конечно, это плач матери-украинки. Итак, перед нами не только энциклопедия быта, но и энциклопедия украинского духа. Ведь самые главные, самые существенные особенности украинского национального характера воплощены Котляревским в образах поэмы.

Также это произведение можно считать энциклопедией социальных отношений той поры. Здесь есть писцы и судьи-хапуги, что по правде не судили, господа, которые продавали крестьян, штатские и военные, мужики и мещане. Встречаем упоминания об образовании, о семейных отношениях между мужем и женой, воспитание детей, отношение к родителям. И оценка всех поступков - это оценка с позиций народной морали.

Образы сказок, легенд, популярных в XVIII веке, - тоже полноправные герои этой чудо-поэмы. Автор дает географию Украины тех времен: Опошня, Полтава, Решетиловка, Пушкаревка, Дом и т. д.

Конечно, нелегко поверить, что такие широкие и глубокие знания может иметь один человек. И гений Котляревского был способен охватить историю и современность, культуру и жизнь, времена и пространства, века земные и Олимп небесный.