Она увидела свет в многодетной семье мелкого служащего в маленьком городке Гура-Юмора Теперь Гура-Гуморулуй, Румынской Социалистической Республики), в глубине Карпатских гор Северной Буковины.
Детство и юность ее прошли далеко от украинских культурных центров, преимущественно в румыно-немецкой среде, что не могло не наложить отпечаток на образование будущей писательницы, характер ее раннего творчества.
Ее путь к украинского языка, литературы, культуры был долгим и сложным, но настойчивым. Может, никто из других писателей Галичины и Буковины не преодолевал столько трудностей, чтобы стать в литературе выразителем стремлений и чаяний украинского народа, взять на вооружение его язык, как Ольга Кобылянская.
Вырастая в інонаціональному среде, девушка вобрала в свою душу любовь и уважение других народов и культур, но в то же время Ольга Кобылянская всю сознательную жизнь выступала как верная дочь своего народа, виразниця его свободолюбивых духовных стремлений, органично сочетая в творчестве национальные и интернациональные мотивы, выступая поборницей культурного единения народов, утверждая художественным словом демократические идеи равенства и братства людей доброй воли.
С вершин Карпатских гор, с румынско-украинского пограничья взлетела буковинская орлица, которая своим проникновенным взором охватила весь простор родной земли, стала всеукраинской писательницей. Творчество ее - составляющая невідривна доля духовных ценностей нашего народа, а в лучших, наивысших своих осягненнях - весомый вклад в мировую культуру.
Ольга Юлиановна Кобылянская родилась 27 ноября 1863 г. Росла в Гура-Настроении, Кімполунзі, Сучаве, где не только развилась физически, но и духовно, выработала в себе непогамовну жажду к знаниям, благодаря чему, при неполном среднем образовании, стал высокообразованным Для своего времени женщиной. Чем только не занималась, что только не изучала будущая писательница - и то при стесненных материальных обстоятельствах родителей, будучи постоянно домработницей... Она увлекалась рисованием, музыкой (хорошо играла на пианино), конным спортом, участвовала в любительских спектаклях, даже намеревалась попытать счастья на профессиональной сцене. Над всего любила природу, сердцем чувствовала ее. Пеше и конно делала путешествия в горы, где искала эдельвейсов - и находила! Она посещала старинные крепости и монастыри в Сучаве, Молдавиці и Путевые, ее привлекали культурные центры Галичины, Буковины, Приднепровской Украины, славянских стран, хотя обстоятельства жизни не давали возможности в дальних путешествиях расширять свой кругозор. Душа рвалась в мир, к людям, а жизнь заставляла молодую девушку, а впоследствии и писательницу ограничивать свои культурно-географические координаты, быть домашней хозяйкой и только в узких промежутках времени заниматься любимым делом - литературой.
Судьба подарила ей лишь несколько творческих путешествий, расширили литературные горизонты: 1889 г. она две недели гостила в Н. Кобринской в городке Болехов; 1898 г. была на юбилее И. Франко во Львове; 1899 г.- как гостя Леси Украинки посетила Киев, Канев, Гадяч; 1928 г. проездом остановилась в Праге, где общественность отметила 40-летие его литературной работы. Большая часть ее жизни прошла безвыездно в Черновцах, над Прутом, откуда она с надеждой обращала свой взгляд к единокровных братьев с берегов Днепра.
Тяга к творчеству в. Кобылянской проснулся рано, в молодые годы. Он связан с влечением к образования и знаний. Образование и самообразование будущая писательница приобретала при помощи старших братьев, которые учились в гимназиях, а затем и в университетах. Они, как могли и умели, помогали Ольге, делились с ней учебниками, своими знаниями, вводили ее в студенческие круги, были первыми читателями и рецензентами ранних попыток своей сестры. На долю О. Кобылянской выпало испытать благословенства писателя Николая Устияновича (1811-1885), автора песни «Верховино, свет ты наш», который давал ей читать чешские и украинские детские книги. Живя в Сучаве, он был в приятельских отношениях с семьей Кобилянських, когда она здесь жила (1869-1871), стариковской рукой ласково гладил малое дитя по головке. Дочь М. Устияновича Ольга стала сердечной подругой юной Ольги.
О своей любви к музыке Ольга Кобылянская очень красноречиво писала в письме к Савина Абрисовського от 25 ноября 1893 года: "Это хорошо, что Вы музыкой занимаетесь. Єсли Вы что в ноты уложите, - не забудьте мне прислать. Я сама не виграваю из нот корректно, потому что училась маленькой 8-летней девочкой на фортепіані лишь 2 месяца, но у меня есть сильный слух. Говорю втором выиграть, а потом со слуха буду сама играть... Но с меня, пожалуй, помимо всего, музыкантов должен был выйти, а вышел літерат. Просто смех берет!.."
О. Кобылянская страстно любила музыку, искусство вообще. В нескольких рассказах и новеллах она мастерски изобразила талантливые творческие натуры. Очевидно, имея в виду эти произведения, писательница в письме к О. Маковея от 17 февраля 1898 г. отмечала: «...Я думаю, что моя заслуга се и, что мои героини вытеснили уже или хотя бы обратят на себя внимание русинов (то есть украинцев.- Ф. П.), что рядом нынешних Марусь, Ганнусь и Катей могут растаять и женщины европейского характера, не специально галицко-русского» '. В частности, такими артистическими натурами европейского типа есть героини музыкальных арабесок «Ітрготріи рпапіазіе» и «Уаїзе теіапсоіідие». ОНИ живут в мире музыки, искусства, всеми силами стремятся удовлетворить ненасытную жажду красоты. «Я чувствую, как жизнь лежит передо мной не как нечто печальное, безвідрадне, тяжелое до переноса, но как один пышный, праздничный день, горячо пульсирующий, привлекающий, широкий, пориваючий образ или словно какая соната»,- говорит героиня «ІтрготрШ рпапіазіе», воспринимая ЖИЗНЬ сквозь мажорные звуки музыки. Через образы трех артистических натур с рассказа «Уаїзе теіапсоііфіе» писательница показывает три разные жизненные судьбы женщин-інтелігенток, каждая из которых стремится найти свое счастье, полнее выявить богатые духовные силы. Марта - воплощение доброты и кротости, она готова «обнять весь мир, согреть его теплом своего сердца». Художница Аня - безудержная, порывистая, непостоянная в своих чувствах. София - вся в мире музыки, в мире искусства; щедро одаренная, она стремится стать пианисткой, но ее жизнь складывается трагически. И эта трагедия имеет социальный подтекст. В условиях капиталистической действительности такие щедрые душой, но не приспособлены к жизни таланты, судьба которых зависит от обстоятельств, в основном повреждаются, а то и погибают. Обращение к образам и картинам из жизни родного края, в частности буковинского села, способствовало углублению социального характера творчества А. Кобылянской. В новелле «Банк рустикальный», например, автор показала трагическую судьбу труженика-земледельца, который, попав в ростовщические сити, распахивается. Краткими, скупыми мазками рисует писательница драму жизни крестьянина-бедняка, который оказывается на пороге полной пролетаризации.
О своей любви к музыке Ольга Кобылянская очень красноречиво писала в письме к Савина Абрисовського от 25 ноября 1893 года: "Это хорошо, что Вы музыкой занимаетесь. Єсли Вы что в ноты уложите, - не забудьте мне прислать. Я сама не виграваю из нот корректно, потому что училась маленькой 8-летней девочкой на фортепіані лишь 2 месяца, но у меня есть сильный слух. Говорю втором выиграть, а потом со слуха буду сама играть... Но с меня, пожалуй, помимо всего, музыкантов должен был выйти, а вышел літерат. Просто смех берет!.."
Как можно понять из различных письменных источников, играла В. Кобылянская на фортепиано довольно-таки прилично. Позже овладела еще двумя музыкальными инструментами - цитрою и дрымбой.
В начале 80-х годов XIX века отец приобрел для семьи австрийское фортепиано марки "Vinzenz Оеsеr und Sohn". Предназначалось оно, правда, для Евгении Кобылянской - старшей сестры писательницы, которая с девятилетнего возраста в течение нескольких лет осваивал секреты музыки в частном музыкальном заведении. Ей пророчили большое будущее в этой области, по крайней мере в Кімполунзі (город в Южной Буковине, теперь на территории Румынии, где Кобилянські жили в 1874-1889 гг.) она считалась лучшей пианисткой. Постоянно играла на музыкальных вечерах в своем городе, неоднократно принимала участие в концертах в Черновцах. В 1878 году Евгений был приглашен в Сучаву на юбилей писателя Николая Устияновича. Как раз тогда там состоялся общегородской концерт, на котором Евгения аккомпанировала до отдельных песен, вместе с Марией Устиянович в четыре руки играла "Венгерские танцы" Брамса. А вообще, в ее репертуаре были произведения Мендельсона, Бетховена, Брамса.
До сентября 1886 года на фортепиано в семейном доме играли обе сестры. Но когда Евгения вышла замуж, инструмент она забрала с собой. 1 сентября 1886 года В. Кобылянская занотувала в своем дневнике: "Фортепиано она забрала... Не знаю, что я буду делать без него..." А 3 сентября вечером снова записывает: "У меня что-то болит в сердце, а через комнату, где стояло фортепиано, я не могу перейти - его там больше нет. Я просто больная из жалости, у меня болит каждый нерв, я хотела бы плакать, и мне стыдно".
Сложилось так, что впоследствии этот музыкальный инструмент снова попал в помещение выдающейся писательницы. Овдовела Евгения конце 1912 года переселилась к сестре и жила вместе с ней до 8 мая 1917 года, до своей смерти.
После того, как сестра отошла в вечность, фортепиано осталось в наследство О. Кобылянской. Но после перенесенных болезней (прежде всего, частичный левосторонний паралич) ей самой играть на нем было уже трудно, к тому же, этот инструмент вызвал болезненные воспоминания о сестре, доходило даже до галлюцинаций - она будто видела Евгению возле инструмента. О. Кобылянская решила передать дорогую семейную реликвию семьи Константина Балицкого, тогдашнего черновицкого греко-католического священника - с этой семьей у нее была искренняя дружба.
В 1918 году Балицькі переехали в Галицию, забрав с собой фортепиано. Впоследствии этот инструмент перешел в собственность дочери К. Балицкого, коломийчанки Любомиры Бабник. Многолетние владельцы фортепиано никак не соглашались передать его в музей, для чего были все основания, ведь он им достался от О. Кобылянской: такова была ее воля. А согласились, когда узнали, что вынуждены будут переселиться в квартиру в многоэтажном доме. К тому же, инструмент нуждался в капитальном ремонте. Кстати, уже по инициативе музейных работников его пытались вернуть к полноценной жизни несколько мастеров, но тщетно. Он стоял в мемориальном кабинете писательницы в ее черновицком музее как экспонат (хотя на самом деле в доме на нынешней улице Димитрова, 5, при жизни О. Кобылянской его никогда не было). 27 ноября 2003 года, в 140-ю годовщину со дня рождения писательницы, фортепиано, таки зазвучало. Зазвучало благодаря золотым рукам известного во многих странах мира скрипичного мастера Владимира Солоджука. Более года он выискивал за собственные средства в Черновцах, Львове необходимые детали, более год відреставровував инструмент, опять же, без оплаты и без помощи спонсоров.
В день 140-й годовщины известный концертмейстер Ярослав Колотило воспроизвел на этом фортепиано любимые мелодии В. Кобылянской и ее родных. Теперь инструмент постоянно будет звучать на традиционных "Гостях у О. Кобылянской", что дважды в год - в день рождения и день памяти - проводятся в мемориальном кабинете писательницы, на презентациях новых книг современных писателей и других массовых мероприятиях, которые происходят здесь.
Когда Ольга Кобылянская написала пьесу "Ой, не ходи, Грицю", Леся Украинка, чтобы с ее героями ознакомилось больше людей, просила Николая Лысенко положить произведение на музыку
Список использованной литературы
1. Кобылянская О. Слова зворушеного сердца. Дневники. Автобиографии. Письма. Статьи и воспоминания.- К., 1982.
2. Кобылянская О. Произведения: В 5 т.- Т. 5.- С. 520.
3. Франко И. Собр. произведений: В 50 т.- Т. 50.- С. 282.
4. Литературная энциклопедия. - К., 1989.
|
|