Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Женская судьба в произведениях Тараса Шевченко




Рядом с величественными фигурами героических борцов, народных мстителей, наряду с историческими деятелями освободительного движения в творчестве Т.Г. Шевченко проходит прекрасен своей моральной силой и чистотой образ трудящейся женщины-матери, сестры, девушки, любимого. "Такого пламенного культа материнства, - писал М.Г. Рыльский, - такого апофеоза женской любви и женской муки не найти, пожалуй, ни у одного из поэтов мира. Несчастный в личной жизни, Шевченко высочайшую и чистейшую красоту мира видел в женщине, в матери". А сам, как мы знаем, рос без матери: "там мать добрую мою еще молодую в могилу нужда и труд положила..." А позже Тарас Шевченко стал свободным, но жениться так и не успел, так что своих детей и жены у него не было. Мечтал он поселиться в Украине, жениться Ликерією Полусмаковою, но обстоятельства сложились по-другому.

И все-таки он очень любил детей, всегда им сочувствовал, и любимый его образ - это мать с ребенком. Счастливая мать, свободная, как в том "сне", что приснился кріпачці:

 

В нашем раю на земле
Ничего лучшего нет,
Как тая иметь молодая
Со своим ребеночком малым...
И на обновленной земле
Врага не будет, супостата,
А будет сын, и будет мать,
И будут люди на земле...

 

Для Т.Г. Шевченко женская недоля была сгустком боли, запекся в его сердце. Крепостная неволя - это судьба родной матери, которую преждевременно в могилу нужда и труд положила", судьба сестер Кати, Ирины, Марии - голубок молодых, у которых "в наймах косы побелеют", это трагическая судьба его первой трепетной любви - Оксаны Коваленко, судьба всех несчастных женщин, что "немые на барщину идут и деточек своих ведут". Т.Г. Шевченко гневно выступал против женского бесправия. Он будто собрал воедино в своем страдающего сердце страдания порабощенных женщин всех эпох и взволнованно рассказал о них всему миру.

Один из первых женских образов в Шевченко - это Екатерина из одноименной поэмы. Ее прообразом была его любимая Оксана Коваленко, с которой судьба так и не свела Тараса. Первые героини Т.Г. Шевченко - несчастные, разоренные женщины: Екатерина, Оксана, Марина, Анна. Вспомним "Причинная", "Тополь", "Лилею" - это все женщины без счастья и судьбы. Правда, среди них позже появится и бунтарка, которая подожжет барское имение и отомстит за свой позор. Но таких было мало. Большинство девушек Шевченкового времени становились жертвами помещичьей разврата, часто накладывали на себя руки. Названия его произведений: "Ведьма", "Сова", "Слепая", "Марьяна-черница" - не случайны: именно наймичками, ведьмами, совами, слепыми, монахинями были женщины в тогдашнем обществе. Каждая женщина-жертва для поэта родная: "моя матерь и сестра, моя се ведьма, чтобы вы знали..."

Шевченко поэмы зовут к мести тем, кто топтал женскую честь, достоинство и счастье.

Мне особенно импонирует образ Анны из поэмы "Наймичка". Ее жизнь ради сына, полностью принесено в жертву, - это материнский подвиг. Лишь перед самой смертью она раскрывает сыну правду.

Еще одна из страниц шевченковских стихов - это удовине горе, когда единственного сына забирают в солдаты.

Великий Кобзарь писал и шуточные стихи (к сожалению, их очень мало) о веселую жизнерадостную украинскую женщину, например, "Утоптала тропинку".

Шевченко героини умеют не только терпеть страдания, но и мстить своим поработителям: Оксана, безумея, поджигает палаты своего обидчика; Марина убивает ножом господина, который изуродовал ее молодость; ведьма горит гневом, ненавистью к развратника-господина.

Тарас Григорьевич видел в женщине прежде всего духовную красоту, обожал материнство, уславлював верность и искренность, но не прощает безнравственности и жестокости.

Для Шевченко в его поэзии было как бы две Украины: Украина как непреходящая основа и Украина как исторический момент. Украина - мать и Украина блудная. Украина непорочная и Украина "избалованная". Украина "рыцарей" и Украина "рабов", "підніжків" и эту вторую, исторически искаженную и исторически преходящую Украину, он и проклинал ради первой - Украины - матери.

Образ матери - доброй, щедрой на любовь и ласку - предстает перед нами из произведений Тараса Шевченко. Примером может служить Анна, главная героиня поэмы "Наймичка".

С особой задушевностью поэт раскрывает богатый и прекрасный мир матери-крестьянки. Анна, так звали героиню поэмы "Наймичка", хочет видеть своего сына счастливым, хочет познать радость материнства. И, прибегнув к хитрости, горьких, как и сама судьба Анны, она подбрасывает бездетным людям ребенка, а сама идет к ним наймичкой. Тяжелые переживания матери, которая вынуждена даже перед сыном крыться, не выражая того, что она его мать, составляют поэтическую основу поэмы. Анна - покрытка, но она остается жить ради своего сына. Ее материнская любовь такая мощная, что способна принести жизнь в жертву ради счастья сына. Жизнь Анны - материнский подвиг. Она отказывается даже быть свадебным матерью своего сына и лишь перед смертью раскрывает правду. Каким страшным приговором тем обстоятельствам, что обрекли мать на адские муки, лишив ее священных природных прав, звучат слова:

- Прости меня. Я караюсь

Весь век в чужом доме...

Прости меня, мой сыночек!

Я... я твоя мать._

И и замолчала...

Сколько бы не перечитывала эти строки, столько же переживаю те внутренние чувства, которые прошли через душу и сердце Анны.

Милосердием и любовью полна поэма т. г. шевченко "Наймичка". Его женские образы - это простые обиженные крестьянские девушки. Однако среди нищеты и горя Кобзарева мать - это самый высокий и самый святой творение на земле. Поэт всем сердцем сочувствует и защищает в своих произведениях женщину-покритку, хоть народная мораль ее осуждает. Он страдает вместе с ними. Художник всем сердцем склоняется перед образом простой необразованной крестьянской женщины - этой безталанної мадонны украинского народа.

Тяжелая судьба народа всегда была ведущим мотивом творчества Тараса Шевченко. Неоднократно звучал и мотив воспевания образа Матери, который воплощал для него и родную мать, и Украину. Поэтому нет ничего удивительного, что среди его произведений явилась поэма "Наймичка", где раскрываются одновременно обе эти темы.

Важность образа матери-страдалицы, что всю свою жизнь отдает ради счастья сына для самого поэта подтверждает и то, что он позже пишет повесть с тем же сюжетом и тем же названием.

Сюжетные предпосылки произведения перекликаются с другой его поэме - "Екатерина". В обеих речь идет о женщинах, родивших сыновей-сирот, но если в "Екатерине" внимание автора сосредоточивается на социальных причинах трагедии, то "Наймичка" посвящена освещению тех человеческих качеств, позволяющих противостоять обстоятельствам. Катерина погибает, оставляя Ваню на произвол судьбы, Анну спасает ее материнское призвание. Социальный аспект отходит как бы на второй план, рассматривается как обстоятельства, при которых Анна вынуждена до последней минуты жизни молчать о том, что именно она является матерью Марка, подброшенного супругам зажиточных крестьян, и играть роль обычной работницу.

И в жизни, и в литературе нам неоднократно попадались примеры материнского героизма. Но поступок Анны - бесподобен.

Ради собственных детей матери способны совершить подвиг, отдать свою жизнь - но где раньше мы слышали о женщине, которая отреклась от своего ребенка, чтобы оказать ему достойное место под солнцем?

Настоящая материнская любовь всегда бескорыстная, но все же обычно она ждет одно - взаимность. Это естественно, когда мать любит ребенка, а ребенок любит мать. Любовь ребенка - единственная плата, которую ждут матери. Но Анна приносит в жертву даже возможность взаимности. Пока она молчит, ни один человек в мире не назовет ее сына ублюдком. Молчание является единственным залогом его успеха в жизни, и иметь это очень хорошо понимает. Более того, когда Марко, не здогадую ясь о том, кем является на самом деле служанка, начинает относиться к ней как к родному человеку, она пугается:

"За что они меня любят?

За что уважают?

О боже мой милосердный!

Может, они знают...

Может, они догадались...

Нет, не догадались;

Они добрые..."

Она ничего не делает, чтобы пробудить в сердце сына встречное чувство, но, видимо, ее любовь сама собой настолько велика, что полностью скрыть ее Анна не может, поэтому чувство не остается без ответа. Марк и Катя, его жена, будто невольно начинают любить Анну, мысленно сравнивая ее именно с матерью.

Трижды служанку в Киев

                               Катя провожала,

Так, как мать.

Когда Анна возвращается из поездки, Екатерина умывает ему ноги - к обычной наймички такого почета никто бы не обнаружил. Марко привозит ей дорогие подарки.

А наймычке на чепец
Парчи золотой

I красную добрую платок

С белой каймой.

Все это происходит непринужденно, внешне кажется в отношениях между матерью и сыном достигается своеобразная гармония, но тайна не позволяет все же Анне быть вполне счастливой. Умирая, она признается в том, что именно она является настоящей матерью Марка. Но кто знает, возможно этого признания ему как раз и не хватало - оно вызывает у него настоящий шок:

...Упал В Обморок Марко,

И земля задрожала.

Проснулся... к матери -

А мать уже спала!

Так, первое, что он делает - бросается к матери. Какой счастливой была бы Анна, если бы успела увидеть его реакцию! И уже поздно...

Так описывает Шевченко высшее проявление материнской любви - отдать ради ребенка все, себе не оставить ни капли.

И хотя социальные причины откровенно ничего не сказано, трагизм вызванной ими ситуации говорит сам за себя, и молчаливое осуждение существующего строя, за которого женщина-мать вынуждена скрывать правду до последнего вздоха, оказывается едва ли не сильнее, чем в тех произведениях, где о нем говорится открытым текстом.

Первая половина XIX века. Россия - под сапогом самодержав ства, в ярме крепостничества стонут люди. Крепостного можно продать, поменять на собаку, до смерти засечь розгами за малейшую провинность, забрать в солдаты. И наиболее трагическая судьба женщины-крестьянки, особенно - матери-крепостной. Т. Г. Шевченко видел это с детства.

Там мать добрую мою

Еще молодую в могилу

Нужда и труд положила...

А сестры... Сестры, горе вам,

Мои голубки молодії.

Для кого в мире живете?

Вы в наймах выросли, чужой,

В наймах косы побелеют,

У наймах, сестри, й умрете.

                                 ("Если бы вы знали, паничі...")

Пережил поэт потерю возлюбленной Оксаны, которую постигла судьба Екатерины. Знал многих несчастных женщин. И судьба матери-страдалицы становится одной из ведущих тем его творчества (пожалуй, второй после темы борьбы).

Страдает героиня стихотворения "Сон", которая собирает урожай с барской нивы, а собственное дитя бросила без присмотра "в холодке под снопом".

Ему больно видеть, что:

...А вон под забором

Опухла ребенок голодная мре,

А мать пшеницу на барщине жнет...

("Сон")

Мать Лилии "... все сокрушалась... и плакала"

...и нашего злого господина

кляла-проклинала. Да и умерла".

                                                                ("Лилея")

Мать Марины днями и ночами просиживает перед окнами помещиц кого дома, не в состоянии вызволить дочь из лап этого господина ("Марина"). Кровью обливается сердце матери Алкида ("Неофиты"), когда она видит, как дикие звери разрывают на арене Колизея ее сына, ее ребенка.

Немного мягче была судьба с Анной ("Наймичка"), но и ей нелегко жить рядом с сыном, не признаваясь, что она его мать.

Причины этого горя немного разные. Преимущественно они социальные. От барской неограниченной власти и произвола страдают героини одноименных стихотворения и поэмы "Сон", всевластный господин погубил мать Лилии, бежит

в поле за дочкой, которая сошла с ума, знечещена господином, и погибает вместе с ней мать Марины.

Порой причины страданий женщины-матери религиозно-социально-психо логические. Алкид ("Неофиты") принимает новую религию, которая несет справедливость, - христианство, первых христиан преследуют - и он погибает. Но религиозная тема звучит здесь шире: мать понимает, что сын борется за правду и справедливость, поэтому страдает, но не упрекает его.

Какого же спасения ищут героини произведений Шевченко? Где его ищут? Чаще всего они - покорные жертвы, молча сраждають i погибают . Покорно идет мать Вани ("Сон"), "чтобы дожать до ланового еще копу", все, на что она способна - это мечта-сон о свободе. Проклиная (но не более) господина умирает мать Лилии. Лишь умоляет пожалеть ее дочь мать Марины.

Не протестует i Анна ("Наймичка"), но она ищет спасения в человеческой доброте, подбросив ребенка состоятельным пожилым крестьянам. И не ошибается. Ведь это простые люди с сердцем и душой, что умеют любить и сочувствовать.

Сознательный протест матери Алкида: потеряв сына, она продолжает его дело, несет сыны слово - слово правды людям и проклинает тирана.

Итак, показав страдания бесправной, хоть и прекрасной ("ничего лучшего нет, как тая иметь молодая") женщины-матери, поэт будто зовет: "Давайте что-то сделаем, чтобы не каралась так горько человек, мать, от которой - все самое прекрасное на земле! Порвімо кандалы!"