Статья
Автобиографический элемент в лирической драме И. Франко «Увядшие листья»
Цель. Творчески осмыслить и воссоздать события, произошедшие в жизни /.Франка; выяснить особенности страстных чувств и мастерское их воплощение в сборнике «Увядшие листья»; научить учащихся самостоятельно обрабатывать научно-публицистические материалы и составлять небольшие сценарии, в которых сочетались бы музыка, лирика и актерская игра.
Оборудование.
Горак Р.Д. Трижды мне являлась любовь. Повесть-эссе. Роман-эссе об Иване Франко. Послесловие Леонида Новиченко. - К.: Днепр, 1987.
Денисюк И.; Корнийчук В. Неизвестные материалы к истории лирической драмы Ивана Франко «Увядшие' листья»/3аписки НТШ.-ТССХХІ, Труда филологической секции. - Львов, .1990. - Стор.865.
Мороз М. Автобиографический элемент в лирической драме Ивана Франко «Увядшие листья»/3аписки НТШ.- Т.ССХХІ, Труда филологической секции. - Львов, 1990. - Crop. 108.
Тип урока. Урок-инсценировка Ход урока
1. Организационная часть.
2. Сообщении темы.
3. Изложение материала.
В 1896 году вышел сборник стихов Франко, которая еще до сих пор вызывает дискуссии среди франкознавців. Причиной этих споров был сам автор, который к первому изданию, то есть в 1896 году, напечатал в виде предисловия дневника страстного влюбленного, что ушел из жизни из-за неразделенной любви. А уже во втором издании, которое увидело свет в 1911, сам автор говорит, что поэзия его собственная, а не того самоубийцу, и что этот дневник вообще является литературной подделкой.
И вот встал вопрос, был ли на самом деле этот дневник? Оказывается, что был. И ответ на этот вопрос мы находим в очерке Ульяны Кравченко «Первый год практики. Школьный год 1881/82» из цикла «Воспоминания учительницы».
В мемуарах писательницы не только всесторонне изображается жизнь молодой девушки на первой школьной практике в уездном городке Бобрке и Львовской области, но и показаны взаимоотношения личного характера. Среди многочисленных сторонников Юлии Шнайдер (настоящее фамилия и имя поэтессы Ульяны Кравченко] был и автор дневника, что нас интересует, - двадцатилетний учитель Супрун. После отказа Ульяны жениться, он прислал ей любовного лис-и-дневника, а сам исчез из городка. В устных признаниях и в что-денникових юноша угрожал самоубийством, но Ульяна Кравченко в этом не уверена.
И вот этот дневник попадает в руки Франко, где он собственноручно делает отметку на польском языке, которая в переводе звучит: Сердце страсти Рвут на части. Кто позавидует Этой напасти?
Следы перечитывание Супрунового дневника сказались на «Увядшем листе» своеобразно. Между дневниковым записям и «лирической драмой» текстуальных совпадений почти нет (перекликаются 34 и 61 поэзии).
Но теперь нам нужно дать ответ на второй вопрос: почему сборник «Увядшие листья» называют лирической драмой? Надеюсь, что ответ на этот вопрос дадут сегодняшние ваши инсценировки. Трижды мне являлась любовь
(поэтически-музыкальная инсценировка) Действующие лица
1. Супрун
2. Франко
3. Трое ведущих
4. Четыре музы
5. Целина И.о Журовская
6. Тетя Целіни Всего: 11 человек.
Декорации
В углу стол, накрытый вышитой скатертью, на котором стоит подсвечник. В глубине комнаты стоят три стула (по количеству женщин).
Сидит молодой двадцатилетний учитель Супрун и пишет свой дневник, отдельные предложения комментируя вслух. На лице печаль и страдания, в глазах пустота.
- То, что пишу, - то будет последний отблеск моей жизни. Имея непоколебимое решение оставить этот бедный мир, посвящаю эти несколько слов моей обожнюваній; там будет, правда, много горечи и терпкости, однако на существо, сердце которой сковано льдом, как панцирем, это не должно сделать никакого впечатления... (встает! начинает ходить).
Читает за сценой третий ведущий.
Молодость, весна и любовь! Три искушения человеческой жизни - три заманчивые сестры, увенчанные цветами, венчают молодое чело человека.
Где только они появляются, вместе, там сразу уже есть четвертое поэзия, и когда бы мы три первые представили себе в материальных фигура поэзия была бы пламенным духом Пигмалиона, который оживляет их.
Супруненко читает стихотворение, оставляет свой дневник на земле и г тихоньку получается.
Больше тебя не увижу
Молча пойду одинокую.
Только невтишена тоска
Идет неотступное за мной.
(Звучит музыка).
Входит И.франко, подбирает дневник. Медленно его листает. Зажигая свечи, садится за стол читать.
1-й ведущий (читает). «Следы перечитывание Супрунового щ денника сказались на «Увядшем листе» своеобразно. Между дневником самоубийцы и «лирической драмой» - Франковою сборником текстуальных совпадений почти нет/Характерный отзвук «человеческого документа» чувствуется в «Увядшем листе» на уровне концепций книги (диалектика бытия и смерти, их взаємопереходи), уровне жанрово-композиционной структуры («Увядшие листья» можно тоже назвать лирико-трагическим дневником).
2-й ведущий (после минутной паузы начинает читать). Начало 1880 года был особенно тяжелый для Франка. Е потерял навсегда Ольгу Рошкевич, ту единственную, без которой не представляет себе своего будущего, 14 сентября 1879 года она вышла замуж за Владимира Озаркевича, который как раз заканчивал Львовскую духовную семинарию.
Франко чувствовал себя опустошенным и бессильным дальше только бороться, но и жить. Не мог забыть Ольги, хотя понимал, u вышла она замуж только для того, чтобы быть свободной. Ольга была его мечта, а мечты всегда оставались мечтами... /тихая музыка).
Франко сидит за столом и подстерегает только что написанного стихотворения («И знаю, что меня к тебе тянет»).
Не знаю, что меня к Тебе влечет,
Чем вчарувала ты меня, что все,
Когда посмотрю на твое лицо,
Чего-то языков счастья и свободы сердце стремится.
И в груди что-то суетится, словно
Давно забытая упоминание полей зеленых,
Весны и цвітів, - молодая любовь
Из объятий получается гробовых, студеных...
(Музыка).
3-й ведущий.
В мае 1886 года Франко во второй раз приехал в Киев, намереваясь вступить в брак с Ольгой Хоружинской. Он поселился в доме владельца «Минеральных вод», галицкого эмигранта Качали, используя время не только на женихання, но и на изучение научных материалов. В конце мая состоялось венчание в церкви коллегии Галагана.
1-а муза, выходя на середину сцены, читает стихотворение «Моей жене» или «Любимой жене Ольге с Хоружинських. Франко».
1-й ведущий. Ольга Федоровна была хорошей матерью, верной женой, неутомимой помощницей Ивана Яковлевича. Помогала ему в литературной работе, выдавала основан писателем журнал «Житие и слово». На свой счет она опубликовала книжную Франко «В поте лица» и второй сборник «С вершин и низин». Вместе мужем собирала сказки, легенды, писала статьи. Казалось бы, что именно ей и были адресованы все любовные гимны. Но... (музыка).
Иван Франко, сидя за столом, читает с приподнятым тоном:
Безграничное поле в снежном завою,
Ох, дай мне мира и свободы!
Я сам среди тебя, лишь конь подо мной.
Неси же меня конь по чистому полю,
Как вихрь, что тут гуляет,
А чэнь убегу я от страшной боли,
Что сердце мое разрывает.
2-й ведущий. Это первая поэзия и далеко не последняя, которую Иван Франко посвятил Целіні Журовській, до женитьбы Зигмунтовській.
Входит в красивом платье барышня и торопливо открывает конверт. Достает оттуда письмо и с волнением читает:
За что, красавице, я так тебя люблю,
Что сердце треплеться в груди неистово,
Когда проходишь ты мимо меня гордо?
За что я так тоскую, мучаюсь и терплю?
Целина и.о медленно сминает листок, продолжает держать его в руках. Сев на стул, она відкидаєтеся назад и смотрит в дали. К ней выходит тетка, которая пытается ей помочь и убедить в суете таких переживаний.
Целіно, отдай мне эти все письма, они тебе совсем не нужны. Неужели ты не видишь, что этот Франко тебе совсем не пара. Ты должна выйти замуж за мужчину состоятельного, который обеспечит тебя и твоих детей. Кроме того, Целіно, ты на государственной службе и имеешь декрет, который при бракосочетании потеряешь; ведь ты сама прекрасно знаешь, что законы Австрии не позволяют замужним женщинам работать на государственной службе.
Франко, сидя за столом, читает.
Да, ты одна моя правдивая любовь,
И, что не суждено в жизни ей удовлетворится;
Ты найтайніший порыв то, что бурит кровь,
Поднимает грудь, и ба - никогда не сбудется.
Встает из-за стола и подносит до_ свечи только что прочитанного стихотворения, который горит на подносе (звучит тихая музыка).
Вторая, третья и четвертая музы читают стихотворение:
2
Трижды мне являлась любовь.
Одна несміла, как лилия белая,
Из вздохов и мечтаний уткана, с обснов
Серебристых, словно бабочка, подлетела.
Купал ее в розовых блисках май,
На фиолетовой облачке утром села
И видела вокруг рай и рай!
Она была невинна, как ребенок,
Благоухающая, как расцвело свежо гай.
3
Появилась вторая - гордая княгиня,
Бледная, словно луна, тихая и печальная,
Секретная и недоступная, словно святыня.
Меня холодной рукой она
Отодвинула и шепнула тайно:
«Мне не жить, так дай умру одна!».
И молча исчезла там, где вечно темно.
4
Явилась третья - женщина или зверь?
Глядишь на нее - и глазам приятно,
Упивается ее красотой зрение.
И вместе страх берет, душа стынет
И сила расплывается в пространство.
Сначала я думал, что бокує, тонет
Где-то в тени, что меня и не зерне -
И вдруг языков бухло пламя красное.
За самое сердце схватила меня,
Языков сфинкс в душу когтями вп'ялилась
И сосет кровь, и прочь покой гонит.
Выходят двое ведущих.
1. Под тяжестью жизненных обстоятельств сорокалетний поэт устал, выдохся, чувствовал себя «израненной зверем», что «убегает в дебри, чтобы в своей берлозі сдыхать».
2. Такое эмоциональное состояние был обусловлен фактами и личной, и общественной жизни. Франко пережил приступ тяжелой болезни, истощившей его физически, любовная же драма надломила его морально, надорвала душу, переполнила все его существо нестерпимой мукой.
1. Трижды ему «являлась любовь», трижды «в руке от рая ключ держала» и трижды поэт терял надежду на счастье. Безответная любовь оставило по себе «невтишиму тоску», засыпав снегом ожидаемое: «Замерзли в сердце юношеские мечты, иллюзии колодец пересох». (Музыка).
4. Итог урока.
Почему сборник назван «лирической драмой»?
Кому адресованы стихи в сборнике?
В чем своеобразие структуры сборки (разделение на три пучка)?
Можно ли назвать «Увядшие листья» автобиографической сборником?
5. Домашнее задание.
1. Повторить особенности развития литературных направлений и течений, которые изучали в 9 и 10 классах.
2. Прочитать рассказ и. Франко «На дне».
3. Подготовить сообщения: «История написания «На дне».
|
|