Статья
В мире легенд и сказок Галины Петровны Христан, писательницы из Водоема
Тема: В мире легенд и сказок Галины Петровны Христан, писательницы из Водоема.
(тема семейных отношений в творчестве новелістки за книжкой "Пасхальное чудо").
Цель: Ознакомить учащихся с творчеством местной писательницы Г. Христан.
Развивать интерес к культуре и литературе родного края; развивать логическое мышление, речь, словарный запас;
Воспитывать у учащихся культуру поведения и взаимоотношений в семье.
Тип урока: Урок открытых мыслей.
Оборудование: Сборник сказок и легенд Гуцульщины "Пасхальное чудо", новелл - "Старик и кот", "Я вернусь" Г. Христан; иллюстрации к сказкам и легендам новелістки; толковые словари; магнитофон с музыкой; "сердечки"; конфеты; газета "Экспресс" (23-30 сентября 2004г.); пословица; газета "Литературная Украина" (март 2004г.)
Ход урока
Почитай отца своего и мать свою,
Чтобы долгими дни твои на земле.
Из заповедей Божьих
1. Аутотренинг. Музыка.
На уроке будем рассматривать произведения писательницы, землячки из Водоема Г.П.Христан, член литстудии "Бистрінь", а также Национального союза писателей Украины.
Чтобы снять волнение, чтобы нам лучше работалось, налаштуємось на активную работу с помощью аутотренинга. Повторяйте, пожалуйста, мысленно за мной:
"Я - ученик.
Я - личность творческая.
Я думаю, анализирую.
Не боюсь высказывать свои мысли.
Ошибившись, размышляю дальше.
Ищу истину.
Хочу знать.
Я готов работать."
2. Вступительное слово учителя.
Под Украины небом голубым,
Где речушка Саджавочка плюскоче,
Где гнезда вьют аисты и голуби,
Лежит село розлоги и пророче -
так про наше село, нашу неповторимую Водоем написал надворнянский поэт Нестор Чир.
1). Ассоциативную цепочку.
Саджавка... Какие ассоциации (связь между представлениями, мыслями, в результате которого одно представление вызывает в памяти другое) у вас возникают, когда вы услышали это слово?
Саджавка - родной дом, школа, Надвирна, Гуцульщина, Прикарпатье ... Это место проживания .
А если взять литературное направление?
Саджавка - А. Кобылянская, Иван Давыдяк, М. Гордеева, Г. Христан.
И в этом селе есть прекрасная семья, откуда происходит наша писательница Галина Петровна Христан. Вашему вниманию - краткий литературный портрет Галины Петровны. Расскажет племянница писательницы Наталья Христан.
2). Литературный портрет Г. Христан.
Г. Христан - новеллистка, заведует сельской библиотекой. Писать начала с 1985г., член литературной студии "Бистрінь" с 1987 года.
Галина Петровна - многогранно одаренный человек, пишет новеллы, юморески, рассказы. Мы знаем ее книги "Старик и кот", "Я вернусь", а год назад вышла в свет книга сказок и легенд Гуцульщины "Пасхальное чудо".
Галина Христан была лауреатом фестивалей юмора, делегатом съезда "Просвиты" в Киеве, награждена медалью, грамотами.
Произведения Галины Петровны лаконичные и неповторимы, как сама жизнь. Потому что все сюжеты она берет не из книг, а из народных источников и из человеческих судеб.
Иногда в семейном кругу тета Галя рассказывает новеллы, делится светлыми замыслами, а мы радуемся ее успехам.
Учитель:
- Хочу добавить, что все мы радуемся за нашу односельчанку: 2004 г. Галина Петровна стала членом Национального Союза писателей Украины. И этим подтвердились слова прикарпатского писателя Богдана Бойко о том, что новеллы Г. Христан - произведения всеукраинского уровня, а также слова Дмитрия Павлычко, который писал про Галину Петровну в газете "Литературная Украина": "Так начинают знаменитые писатели".
Сегодня мы рассмотрим некоторые сказки и легенды Г. Христан из книги "Пасхальное чудо", в которых речь идет о родственных отношениях и любовь к Богу. Ведь семья, семья - это святыня человечества, благородных человеческих чувств, это вечное хранилище обычаев и традиций наших предков. Видимо, недаром эпиграфом урока будут слова, взятые из Заповедей Божьих: "Почитай отца своего и мать свою, чтобы долгими дни твои на земле".
И в течение урока вы должны подумать над тем, какой у каждого из вас должна быть будущая семья, какие ценности из рассматриваемого на уроке вы возьмете с собой в жизнь, а какие отбросите.
3). Минутка приятности; организация работы в группах.
- А сейчас проведем минутку приятности.
Каждый возьмет себе конфетку, по цвету конфеты сядете в группах. На уроке будем работать в группах (5 групп по 4-5 учеников).
Учитель:
- Готовясь к сегодняшнему уроку, какое задание вы выполняли? (Должны прочитать как можно больше сказок и легенд Г. Христан). Иллюстрации к произведениям .
Каждая группа выберет себе одну какую-то сказку или легенду из книги "Пасхальное чудо" (культура речи) и ее внятно расскажет, прочитает ли о инсценируют, где речь идет о родственных отношениях. Другие группы будут советоваться, думать над тем, какова основная мысль этого произведения, чему он нас учит, что возьмете для своей будущей семьи. И запишем в виде грозди. Можно и нужно использовать сенкан.
Это будет урок открытых мыслей и еще, я бы добавила искренних добрых сердец. Потому что стержнем урока должна быть "сердечко".
Через сердце человека проходит все: и успехи и неудачи, и горе, и радость. Сердечные, теплые отношения должны быть в семье.
Итак "сердечко" я буду давать самым активным детям в течение урока. А в конце подсчитаем, кто и какая группа больше всего таких "сердечек". Они получат 12 баллов. Других детей в пределах группы оценят руководители группы.
- Распределите, пожалуйста, между собой роли: руководитель, секретарь, посредник (следит за временем), ученик, который работает с толковым словарем (на каждой парте словарь), докладчик (в роли докладчика будут все, хочется видеть устную активность каждого - сделаем такое исключение сегодня).
3). Работа над задачей урока (в группах)
а). Выбор каждой группой сказки или легенды Г. Христан, над которой группа будет работать (1 мин.)
(Музыка "Песочные часы").
б). Приблизительное распределение произведений в группах.
И группа - легенда "Чайка" (с. 29).
На доске - гроздь.
"Без Бога - ни до порога" Водка и табак-враги здоровья Г. Христан
"Пасхальное чудо"
"Чайка"
"Родной язык - самое дорогое сокровище"
"Наркоман"
Основные мысли групп.(приблизительные).
- Тоска по семье;
- Тоска по семье;
- Большая любовь к своей семье;
- Мама, как чайка, убивается за каждым из нас.
(чайка сизокрила - эпитет)
Мысль о будущей семье.
- Думаю, что также бы беспокоилась, переживала за семью, заботилась о всех в своей будущей семье.
Толковый словарь: Затосковала, круча
Сенкан:
Чайка, Нежная, прекрасная
Летает, кричит, плачет.
Убивается за своей семьей, как мама.
II группа - "Судьба" (с. 54)
или
"Без Бога - ни до порога" (с.56)
(название - по украинским пословицам)
Много хороших описаний в произведении: красиво описывает Галина Петровна урожай или неурожай, веселье людей. Они помогают нам ясно представить, как все происходило.
Основные мысли групп.
- Главная мысль - родственные семейные ценности, вера в Бога
- Богатыми будут семьи, все будем только с Господом в сердце
- Жить надо с Господом в сердце
- Когда будем благодарны богу за то, что дает, он поможет и в дальнейшем и будет благосклонен к нам
- Я хотел бы, чтобы в моей будущей семье мы благодарили Бога за все, что он нам дает, никогда не прогневляли его ничем.
Мысль о будущей семье
Толковый словарь: достижения; вырезают - „ВСЕ"
Ученик. Во многих своих произведениях Галина Петровна, подводит нас к мысли, что без Бога - ни до порога.
III группа - „Плохие мысли" (c. 48)
Приблизительные мнения группы
- Водка и курево - это плохие мысли
- Сигареты и водка - не от Бога, а от черта
- Курильщики и пьяницы - большая беда для семьи
- Не надо пить и курить, потому что это не от Бога и не на добро
- Водка и табак - враги здоровья
Сенкан
Сигарета
плохая, вонючая,
отравляет, вредит, портит здоровье.
Не вырастешь, и станешь тупым.
Яд !
Я бы хотела, чтобы у нас в доме не было курильщиков и пьяниц.
Мысль о будущей семье
Толковый словарь: бузина, постебаться - „ВСЕ"
Галина Христа создала новый фразеологизм: нечистый в ладоши хлопает от радости (это тогда, когда люди делают что-то нехорошее).
IV группа - „Что дашь - то вернется" (с. 50).
Приблизительные мнения группы по поводу услышанного
- Нельзя делать зло никому
- Что кому-то сделаешь, то тебе вернется
- В семье (семьи) и со всеми людьми надо жить дружно. Ибо весь укр. народ - это тоже большая семья - Украина. Если будем дружны, то от этого Украина станет только крепче.
- Должны давать милостыню бедным, немощным
- Я бы своих детей научила делать только хорошо друг другу, жить дружно с соседями, давать милостыню бедным искренне, от души.
Мысль о будущей семье
Толковый словарь: простибіг (трехтомник).
Учитель (дополняет). Первая мысль. Единство - это залог успеха. Это мы видели во время Оранжевой революции, во время войны.
Вторая мысль. Как сделать кому-то, да будет тебе через некоторое время.
- Хочу рассказать вам старую-престару притчу о сумасшедшем сыне (под музыку).
Когда один сын посадил своего старшего отца на сани, а возле себя - своего сына. И поехали они в лес. А там свел муж с воза отца, посадил под дерево и накрыл кожухом. В лесу тот должен умереть. Уже погоняя лошадей назад, услышал вопрос ребенка:
- Папа, а почему вы не забрали кожуха с деда?
В чем же я когда отвезу вас?
Мужчина резко повернул лошадей назад.
Потому что ему не хотелось повторить судьбу своего отца. С тех пор немощных родителей не возили в лес.
Вплоть до нынешнего дня ....
Обсуждение статьи „Сын вывез отца в лес умирать" из газеты „Экспресс" (23-30 сентября 2004г.)
- Каковы ваши мнения по поводу услышанного?
- Могли бы вы так поступить?
- Где наши родственные чувства, в конце концов, совесть? Какие пословицы о семье, матери, отца знаете?
V группа - „Наркоман" (инсценировка).
Приблизительные мнения группы
- Хорошая семья та, которая любит, уважает родной язык.
- В семье должен царить родное украинское слово.
- Узнаем, збагачуймо свой язык.
- Родной язык - самое дорогое сокровище.
Сенкан
Речь
родной, соловьиный, живет, развивается, крепнет.
Без языка в мире нас нет.
Красота (самый ценный клад)
Мысль о будущей семье
Я не представляю, чтобы в моей семье не звучала родная речь.
Ролевая игра
Корреспондент берет интервью у матери, отца, сына, который вернулся из армии (в учеников, которые исполняли эти роли).
- Какие чувства у вас возникали в тот момент, когда вы играли свои роли? (страх, тревога, паника, ....).
Учитель - Помните слова Сухомлинского: "Без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры". А Олесь Гончар говорил: "Тот, кто пренебрежительно относится к родному языку, не может и сам вызывать уважения к себе".
4. Итог урока
- Читайте и многие учебного откроете для себя из произведений Г. Христан.
Подсчитываем "сердечки", отмечаем активность групп.
Микрофон
- каждый, кто получает "Микрофон", скажет одним словом или предложением, какими мы должны быть (на основе сказок и легенд Г. Христан). Что должны взять для себя, для своей будущей семьи?
Интервью у гостей на уроке, правильно ли учащиеся понимают произведения Г. Христан, нравятся они им. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру "Моя будущая семья".
2. Рассказать дома родным одну из самых интересных сказок или легенд Г. Христан.
- Закончим урок словами Г. Фуфалька с Надворной
Должны Вы, дети, правдивые расти,
Жизнь познавать, учиться чужого
И несмотря на чужое и своего не чураться.
Чтобы всегда вы, дети, любили Украину,
И мать старушку и казацкие могилы,
И землю отцовское и родительское слово,
И правду, и родной язык ... Слово писательницы Г. Христан
Вопрос
- Правильно ли мы поняли сказки и легенды?
- Какие у вас планы на будущее?
- Вы вспоминаете свое детство?
- Что интересного с детских, школьных лет вы нам расскажете?
- Какое ваше хобби (увлечение, любимое занятие на досуге)?
- Какая у вас мечта?
|
|